takya.ru страница 1
скачать файл
МОУ Таловская СОШ

Выступление на заседании педагогического совета:

«Взаимодействие педагога и ребенка в игровой деятельности на уровне партнерства»

(из опыта работы)

Выполнила:

Заведующая детским садом

Клочкова С.А.




2010 год

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели…. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры!..»

Н.К. Крупская
«Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…»

А.С. Макаренко


Дошкольное детство – короткий, но важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинается формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сложено-ролевыми. В этих играх дошкольниками воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

В игре формируется качество личности ребенка такое, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие собственного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Подражание взрослым в игре связанно с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизированная.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками . Их объединяет единое цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил. Такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игры приучают детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знание полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более непонятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный . Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постоянно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображении: нужно найти себе роль, представить себя, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения, задуманного: для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием, с умственной деятельностью. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

Использование игры как формы организации жизни и деятельности детей предъявляет новые и более сложные требования к воспитателю. В условиях игры он должен разрешать сложные задачи воспитания: правильно организовать жизнь детей и их взаимоотношения на основе дружбы, взаимопомощи, в форме игры приохотить детей к труду.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения предают ему определенный опыт и знания относительно действия с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре: играя, ребенок имеет возможность во многих вариантах повторять понятные ему действия, добиваться того или иного результата. Приобретенные знания становятся все более обобщенными. Ребенок может широко пользоваться ими в конкретных случаях. Игровая деятельность обогащает, что, в свою очередь, способствует всестороннему психическому развитию ребенка.

Третий, четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с переходом от сюжетно – отобразительной игры к сюжетно- ролевой.

Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначения предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.



В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, их значения становятся более четкими: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяются предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и малореальные «загадочные» явления. Растет интерес к сказкам, стихам. Дети начинают тонко воспринимать настроение, отношение людей, подражают их интонации. При знакомстве с художественными произведениями они различают ритм, рифмовку, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения (песни, пьесы), называют их, различают их по настроению (веселые, спокойные, грустные).

Дети становятся любознательные, активнее в поиске ответов на интересующие вопросы, часто высказывают элементарные суждения об окружающих вещах и явлениях. Все это обогащает их речь, развивает наглядно-образное мышление и воображение.
скачать файл



Смотрите также:
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе
61.37kb.
Выполнив нижеследующие инструкции, вы значительно облегчите себе процедуру прилета в США и будете совершенно точно знать, как добраться до места стажировки! А это, сами понимаете, очень важно знать, особенно для едущих впервые в США
30.39kb.
Действующие лица
369.2kb.
Экономические деловые игры
72.78kb.
Перечень используемых сокращений
1263.17kb.
Определяем стихотворный размер
104.6kb.
25. Театрализованные игры в доу. Значение, своеобразие, структура, методика руководства в разных возрастных группах
35.79kb.
Якобсон П. М. сказал: Чувство патриотизма…формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным
48.11kb.
На постановление администрации Волгограда от 19 июня 2002 г
9.69kb.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев
61.63kb.
Урок по основам светской этики 4 класс Тема: «Справедливость»
70.36kb.
Статья, раздел "Работа с родителями"
20.41kb.