Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Одна из главных задач государственной политики в области образования – обеспечение гарантий доступности и качества образования для всех граждан Российской Федерации. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности — родного языка как знаковой системы. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексических средств, грамматического строя и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.Дети с нарушениями устной и письменной речи принадлежат к той категории учащихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Важное место в процессе коррекции нарушений развития детей занимает в школе логопедическая работа. Логопедическая служба создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной, и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у детей затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Цель программы:
-
Обеспечить системный подход к созданию условий для речевого развития учащихся 1-4-х классов с отставанием в развитии речи и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи программы:
-
Наиболее полное обследование речи, выявление характера и степени нарушения речевой функции (при наличии нарушения).
-
Определение путей устранения выявленных речевых нарушений и их применения.
-
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
-
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Основные дидактические принципы:
-
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
-
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
-
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
-
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
№ п/п
|
Примерные темы занятий
|
Цели занятий
|
1
|
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения):
а) интонационное оформление предложений в устной речи;
б) дифференциация предложений по теме высказывания;
в) развитие анализа текста из предложений;
г) грамматическое оформление предложений на письме
|
•Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.
•Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.
•Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.
•Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме
|
2
|
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):
а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;
б) развитие анализа предложений на слова;
в) определение количества, последовательности слов в предложении
|
• Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».
• Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении
|
3
|
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:
а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;
б) «звук» — «буква»: дифференциация понятий;
|
• Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи.
• Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука
|
|
в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;
г) согласные звуки и буквы;
д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв
|
• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления
• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
• Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы
|
4
|
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:
а) слогообразующая функция гласных;
б) ударение; ударный слог
|
• Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.
• Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах
|
5
|
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:
а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда,
б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»;
— в начале слова,
— в середине и в конце слова после гласной,
—- в середине и конце слова после разделительного «ь»
|
• Познакомить со способом образования гласных II ряда.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака
|
6
|
Развитие фонематических диффе-ренцировок на материале твердых и мягких согласных:
а) дифференциация твердых и мягких согласных;
б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и словосочетаниях,
— в предложениях и текстах;
в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и словосочетаниях,
— в предложениях и текстах;
г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и словосочетаниях,
— в предложениях и текстах;
д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и словосочетаниях,
— в предложениях и текстах;
е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;
ж) буква «ь» после мягких соглас
ных в середине слов
|
• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы—и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.
• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова
|
7
|
Дифференциация гласных звуков [о-у]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
Дифференциация гласных звуков [о—у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е—ю»
|
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у].
Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е—к» после мягких согласных
|
8
|
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о—а». (Сначала провести работу
по фонематической дифференциации гласных звуков [о—а].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—ы].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—е].)
|
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о—а»:
— в изолированной позиции;
|
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—ы»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—у»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «ы—у»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—е»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах
|
9
|
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с—з]:
— в изолированной позиции; — в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в—ф], [б—п], (д—т], [з—с], [г—к] (твердые и мягкие), [ж—ш]
|
• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с—з].
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с—з]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах
|
10
|
Развитие фонематических дифференцировок в группе:
— свистящих;
— шипящих;
— аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т']).
|
|
11
|
Развитие зрительной дифференциации:
— строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п»;
— заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н»,
«ш—щ», «и—ш»
|
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—-щ», «и—ш», «б—~д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п».
• Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н», «Ш—Щ», «И—Ш»
|
12
|
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:
а) лексика:
— слова, называющие предметы, явления природы (3—4-е классы — имя существительное),
— слова, обозначающие действие предмета (3—4-е классы — глагол),
— слова, обозначающие признаки предмета (3—4-е классы — имя прилагательное),
— слова-антонимы,
— слова-синонимы,
— слова-омонимы;
б) словообразование:
— состав слова (корень, родственные слова),
— развитие функции словообразования (приставки),
— развитие функции словообразования (суффиксы),
— обогащение, актуализация словарного запаса;
в) обогащение знаний о составе слова;
г) развитие, совершенствование лек-сико-грамматического оформления речи:
— предлоги; дифференциация предлогов и приставок,
— уточнение (развитие) навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);
д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):
— текст; анализ содержания; логическая последовательность,
— сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами
|
• Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
• Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
• Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
• Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
• Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
• Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
• Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
• Формировать навык использования различных способов словообразования:
• Уточнить лексические значения различных предлогов.
• Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
• Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
• Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГРУППА УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С НВОНР
Периодичность: 3 раза в неделю
Количество за год: 90 занятий
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
1
|
Текст. Выделение предложений из текста. Понятия «правый-левый»
|
1
|
Предложение. Слова-предметы. Золотая осень
|
1
|
Предложение. Слова-действия. Овощи и фрукты
|
1
|
Предложение. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Домашние животные
|
1
|
Предложение. Слова-признаки. Деревенский двор
|
1
|
Органы артикуляции. А (звук и буква). Птицы
|
1
|
У (звук и буква). Различение понятий «звук» и «буква». Дикие животные
|
1
|
О (звук и буква). Гласные звуки. Подготовка животных к зиме
|
1
|
Гласные звуки А-У-О. Продукты питания
|
1
|
М (звук и буква). Согласные звуки. Посуда
|
1
|
X (звук и буква). Человек и семья
|
1
|
П (звук и буква). Транспорт: сухопутный
|
1
|
Т (звук и буква). Глухие и звонкие согласные. Транспорт: воздушный
|
1
|
К (звук и буква). Транспорт: водный
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов и односложных слов с согласными [м], [х], [п], [т], [к] и гласными [а], [о], [у]. Одежда и обувь
|
1
|
С (звук и буква). Лексическое значение слов
|
1
|
Н (звук и буква). Антонимы
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо двусложных слов. Синонимы
|
1
|
Деление слова на слоги. Однозначные и многозначные слова
|
1
|
Ы (звук и буква). Синонимы
|
1
|
Л (звук и буква). Этимология слов
|
1
|
Ш (звук и буква). Зима
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо двусложных слов. Составление графической схемы слова. Зимние забавы
|
1
|
Дифференциация Ш-С. Цвет. Форма. Величина
|
1
|
Б (звук и буква). Форма и размер предметов
|
1
|
Дифференциация Б-П. Мебель
|
1
|
Р (звук и буква). Новый год
|
1
|
Дифференциация Р-Л. Погода и природные явления
|
1
|
В (звук и буква) . Прямое и переносное значение слова
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Профессии
|
1
|
3 (звук и буква). Профессии
|
1
|
Дифференциация 3-С. Профессии
|
1
|
И (звук и буква). Профессии
|
1
|
Твердые и мягкие согласные. Профессии
|
1
|
Дифференциация Ы-И. Профессии
|
1
|
Предложения с предлогом В. Правило переноса. Профессии
|
1
|
Предложения с предлогом НА. Профессии
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Профессии
|
1
|
Д (звук и буква). Профессии
|
1
|
Предложения с предлогом ИЗ. Профессии
|
1
|
Дифференциация Д-Т. Профессии
|
1
|
Ж (звук и буква). Профессии
|
1
|
Предложения с предлогом У. Профессии
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Защитники Отечества
|
1
|
Дифференциация Ж-Ш. Образные слова и выражения. Загадки
|
1
|
Дифференциация Ж-3. Весна
|
1
|
Г (звук и буква). Мамин праздник
|
1
|
Предложения с предлогом НАД. Прилёт птиц
|
1
|
Дифференциация Г-К
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.
|
1
|
Э (звук и буква)
|
1
|
Предложения с предлогом ПОД
|
1
|
Я (буква) в начале слов и после гласных .
|
1
|
Я после согласных
|
1
|
Дифференциация А-Я. Цветы
|
1
|
Предложения с предлогом С. День космонавтики
|
1-2
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.
|
1
|
Е (буква) в начале слов и после гласных.
|
1
|
Е после согласных
|
1
|
Предложения с предлогом К. Праздник Пасхи
|
1
|
Ю (буква) в начале слов и после гласных. Деревья
|
1
|
Ю после согласных. Лес
|
1
|
Дифференциация У-Ю. Насекомые
|
1
|
Ё (буква) в начале слов и после гласных
|
1
|
Ё после согласных
|
1
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.
|
1
|
Дифференциация О-Ё
|
1
|
Ь (буква)
|
1
|
И (звук и буква)
|
1
|
Предложения с предлогом ЗА
|
1
|
Ч (звук и буква)
|
1
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо четырёхсложных слов.
|
1
|
Дифференциация Ч-ТЬ
|
1
|
Ц (звук и буква)
|
1
|
Дифференциация Ц-С
|
1
|
Щ (звук и буква)
|
1
|
Дифференциация Щ-Ч. Пословицы и поговорки
|
1
|
Ф (звук и буква). Лето
|
1
|
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо четырёхсложных слов.
|
1
|
Дифференциация Ф-В. Времена года
|
1
|
Ъ (буква). Сад - огород
|
1
|
Итоговый диктант
|
ГРУППА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА С НЧП/НВОНР
Периодичность: 3 раза в неделю
Количество за год: 90 занятий
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
1-2
|
Гласные буквы и звуки. Гласные а-я
|
1-2
|
Гласные у-ю
|
1-2
|
Гласные о-ё-е
|
1-2
|
Гласные ы-и
|
2-3
|
Мягкий знак
|
2-3
|
Звуковой анализ
|
2-3
|
Слоговой анализ
|
2-3
|
Ударение
|
1
|
Парные согласные по звонкости-глухости
|
1
|
Парные согласные по твёрдости-мягкости
|
1
|
Способы смягчения согласных
|
1-2
|
Согласные Б-Б
|
1-2
|
Согласные П-П
|
2-3
|
Согласные Б-Б – П-П
|
1-2
|
Согласные В-В
|
1-2
|
Согласные Ф-Ф
|
2-3
|
Согласные В-В – Ф-Ф
|
1-2
|
Согласные Г-Г
|
1-2
|
Согласные К-К
|
2-3
|
Согласные Г-Г – К-К
|
1-2
|
Согласные Д-Д
|
1-2
|
Согласные Т-Т
|
2-3
|
Согласные Д-Д – Т-Т
|
1-2
|
Согласные З-З
|
1-2
|
Согласные С-С
|
2-3
|
Согласные З-З – С-С
|
1-2
|
Согласные Ж-Ш
|
3-4
|
Звуко-буквенный анализ
|
2-3
|
Родственные и однокоренные слова. Корень слова
|
2-3
|
Приставка
|
2-3
|
Суффикс
|
2-3
|
Состав слова
|
2-3
|
Предмет
|
2-3
|
Действие
|
2-3
|
Признак
|
3-4
|
Предлоги
|
2-3
|
Предлоги и приставки
|
1
|
Итоговый диктант
|
ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ 2 - 4 КЛАССОВ С НЧП/ФНР
Периодичность: 2 раза в неделю
Количество за год: 60 занятий
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
1-2
|
Парные согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Согласные Б-Б
|
1-2
|
Согласные П-П
|
2-3
|
Согласные Б-Б – П-П
|
1-2
|
Согласные В-В
|
1-2
|
Согласные Ф-Ф
|
2-3
|
Согласные В-В – Ф-Ф
|
1-2
|
Согласные Г-Г
|
1-2
|
Согласные К-К
|
2-3
|
Согласные Г-Г – К-К
|
1-2
|
Согласные Д-Д
|
1-2
|
Согласные Т-Т
|
2-3
|
Согласные Д-Д – Т-Т
|
1-2
|
Согласные З-З
|
1-2
|
Согласные С-С
|
2-3
|
Согласные З-З – С-С
|
1-2
|
Согласные Ж-Ш
|
2-3
|
Согласные С-Ш
|
2-3
|
Согласные З-Ж
|
2-3
|
Согласные С-Ц
|
2-3
|
Согласные Ч-Ш
|
2-3
|
Согласные Ч-Щ
|
2-3
|
Согласные Ч-ТЬ
|
2-3
|
Согласные Р-Л
|
1
|
Звуко-буквенный анализ
|
1
|
Итоговый диктант
|
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ
1-4-х КЛАССОВ С СФД (стёртой формой дизартрии)
Периодичность: 4 раза в неделю
Количество за год: 120 занятий
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
5-6
|
Дыхательная гимнастика
|
7-8
|
Артикуляционная гимнастика
|
7-8
|
Логопедический массаж
|
5-6
|
Звуковая зарядка
|
5-8
|
Постановка звука
|
3-5
|
Автоматизация звука в слогах
|
5-7
|
Автоматизация звука в словах
|
3-5
|
Автоматизация звука во фразах
|
5-6
|
Автоматизация звука в речи и текстах
|
3-4
|
Дифференциация поставленного звука со схожими
|
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ
1-4-х КЛАССОВ С НЗП (дислалией)
Периодичность: 2 раза в неделю (с дислалией)
3 раза в неделю (со сложной дислалией)
Количество за год: 60 (90) занятий
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
1-2
|
Дыхательная гимнастика
|
3-4
|
Артикуляционная гимнастика
|
1-2
|
Звуковая зарядка
|
5-7
|
Постановка звука
|
3-5
|
Автоматизация звука в слогах
|
4-6
|
Автоматизация звука в словах
|
4-6
|
Автоматизация звука во фразах
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
-
Развитие фонематических процессов:
-
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
-
развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.
3. Развитие языкового анализа и синтеза:
-
умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;
-
придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;
-
придумывание предложений с определенным количеством слов;
-
распространение предложения;
-
составление графических схем предложения;
-
определение места слов в предложении;
-
выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;
4. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
5. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
6. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
7. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
8. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
9. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Формы контроля уровня достижений учащихся:
-
проверка качества чтения (скорость, количество и характер ошибок);
-
слуховые диктанты (дисграфические ошибки);
-
письменные изложения и устный пересказ (наличие лексико-грамматических ошибок);
-
проверка звукопроизношения и дифференциации звуков;
-
диагностика артикуляционной и мелкой моторики;
-
мониторинг уровня сформированности психических процессов и учебных навыков.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пособия:
1. По обследованию речевого и общего развития детей.
а) материал на обследование интеллекта:
• счетный материал;
• разрезные картинки из 2-4-6 частей;
• пирамидки разной степени сложности;
• исключение 4-го лишнего предмета;
• картинки и тексты со скрытым смыслом;
• картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
• предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
• почтовый ящик с геометрическими фигурами;
• мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи:
• фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
• лексики (по всем темам, см. «словарь»);
• грамматики (сюжетные картинки'- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
• связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).
2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и
др.)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и
др.)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?»
и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери
картинку к слову» и др.)
3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные
игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной
работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.
4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
• символы звуков (по желанию);
• сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
• схемы на звуко-слоговой анализ слов;
• предметные картинки на дифференциацию звуков;
• пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка
• тексты на дифференциацию звуков.
5. Грамота:
• подвижная азбука;
• азбука в картинках;
• кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
• схемы для анализа предложений;
• наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).
б) пособия на словообразование:
• суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
• префиксальное (приставочные глаголы);
• относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
• однокоренных слов типа: кот - котик - котенька - котище.
в) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький - небольшой).
7. Формирование грамматического строя речи.
Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного
числа (в том числе несклоняемых существительных);
б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и
сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за,
из-под);
в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с
существительными);
г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
Для групп с ФФН:
а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа;
б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;
в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);
г) пособия на все согласования (см. выше).
8. Развитие связной речи.
Для группы с ОНР и логоневрозом:
• серия сюжетных картинок;
• сюжетные картинки;
• наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
• наборы текстов для пересказывания и пособия, облегчающие этот процесс (например,
опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)
9. Настольно-печатные игры:
(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).
10. Методический материал:
а) методические рекомендации;
б) материал из опыта работы логопедов.