takya.ru страница 1
скачать файл
Программа коррекционной работы
Пояснительная записка

Одна из главных задач государственной политики в области образования – обеспечение гарантий доступности и качества образования для всех граждан Российской Федерации. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности — родного языка как знаковой системы. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексических средств, грамматического строя и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.Дети с нарушениями устной и письменной речи принадлежат к той категории учащихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Важное место в процессе коррекции нарушений развития детей занимает в школе логопедическая работа. Логопедическая служба создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной, и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у детей затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.


Цель программы:

  • Обеспечить системный подход к созданию условий для речевого развития учащихся 1-4-х классов с отставанием в развитии речи и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи программы:

  • Наиболее полное обследование речи, выявление характера и степени нарушения речевой функции (при наличии нарушения).

  • Определение путей устранения выявленных речевых нарушений и их применения.

  • Коррекция нарушений  в  развитии   устной   и   письменной   речи обучающихся;

  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в  освоении обучающимися общеобразовательных программ;

  • Разъяснение специальных  знаний  по логопедии  среди  педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Основные дидактические принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


Направления работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:



  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

№ п/п

Примерные темы занятий

Цели занятий

1

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения):

а) интонационное оформление предложений в устной речи;

б) дифференциация предложений по теме высказывания;

в) развитие анализа текста из предложений;

г) грамматическое оформление предложений на письме


•Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.

•Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.

•Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.

•Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме



2

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):

а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложений на слова;

в) определение количества, последовательности слов в предложении



• Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».

• Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении



3

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:

а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б) «звук» — «буква»: дифференциация понятий;


• Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи.

• Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука






в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв


• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления

• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

• Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы


4

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:

а) слогообразующая функция гласных;

б) ударение; ударный слог


• Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

• Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах



5

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда,

б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»;

— в начале слова,

— в середине и в конце слова после гласной,

—- в середине и конце слова после разделительного «ь»



• Познакомить со способом образования гласных II ряда.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонемати-ческого анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака



6

Развитие фонематических диффе-ренцировок на материале твердых и мягких согласных:

а) дифференциация твердых и мягких согласных;

б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких соглас

ных в середине слов


• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы—и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова


7

Дифференциация гласных звуков [о-у]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

Дифференциация гласных звуков [о—у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е—ю»



• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у].

Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е—к» после мягких согласных


8

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о—а». (Сначала провести работу

по фонематической дифференциации гласных звуков [о—а].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—ы].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—е].)



• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о—а»:

— в изолированной позиции;



— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—ы»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—у»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «ы—у»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—е»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах


9

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с—з]:

— в изолированной позиции; — в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в—ф], [б—п], (д—т], [з—с], [г—к] (твердые и мягкие), [ж—ш]


• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с—з].

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с—з]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах



10

Развитие фонематических дифференцировок в группе:

— свистящих;

— шипящих;

— аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т']).






11

Развитие зрительной дифференциации:

— строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п»;

— заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н»,

«ш—щ», «и—ш»



• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—-щ», «и—ш», «б—~д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п».

• Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н», «Ш—Щ», «И—Ш»



12

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

— слова, называющие предметы, явления природы (3—4-е классы — имя существительное),

— слова, обозначающие действие предмета (3—4-е классы — глагол),

— слова, обозначающие признаки предмета (3—4-е классы — имя прилагательное),

— слова-антонимы,

— слова-синонимы,

— слова-омонимы;

б) словообразование:

— состав слова (корень, родственные слова),

— развитие функции словообразования (приставки),

— развитие функции словообразования (суффиксы),

— обогащение, актуализация словарного запаса;

в) обогащение знаний о составе слова;

г) развитие, совершенствование лек-сико-грамматического оформления речи:

— предлоги; дифференциация предлогов и приставок,

— уточнение (развитие) навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):

— текст; анализ содержания; логическая последовательность,

— сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами



• Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

• Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

• Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

• Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.

• Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

• Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

• Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

• Формировать навык использования различных способов словообразования:

• Уточнить лексические значения различных предлогов.

• Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

• Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

• Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГРУППА УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С НВОНР
Периодичность: 3 раза в неделю

Количество за год: 90 занятий


Кол-во занятий

Тема занятия

1

Текст. Выделение предложений из текста. Понятия «правый-левый»

1

Предложение. Слова-предметы. Золотая осень

1

Предложение. Слова-действия. Овощи и фрукты

1

Предложение. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Домашние животные

1

Предложение. Слова-признаки. Деревенский двор

1

Органы артикуляции. А (звук и буква). Птицы

1

У (звук и буква). Различение понятий «звук» и «буква». Дикие животные

1

О (звук и буква). Гласные звуки. Подготовка животных к зиме

1

Гласные звуки А-У-О. Продукты питания

1

М (звук и буква). Согласные звуки. Посуда

1

X (звук и буква). Человек и семья

1

П (звук и буква). Транспорт: сухопутный

1

Т (звук и буква). Глухие и звонкие согласные. Транспорт: воздушный

1

К (звук и буква). Транспорт: водный

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов и односложных слов с согласными [м], [х], [п], [т], [к] и гласными [а], [о], [у]. Одежда и обувь

1

С (звук и буква). Лексическое значение слов

1

Н (звук и буква). Антонимы

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо двусложных слов. Синонимы

1

Деление слова на слоги. Однозначные и многозначные слова

1

Ы (звук и буква). Синонимы

1

Л (звук и буква). Этимология слов

1

Ш (звук и буква). Зима

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо двусложных слов. Составление графической схемы слова. Зимние забавы

1

Дифференциация Ш-С. Цвет. Форма. Величина

1

Б (звук и буква). Форма и размер предметов

1

Дифференциация Б-П. Мебель

1

Р (звук и буква). Новый год

1

Дифференциация Р-Л. Погода и природные явления

1

В (звук и буква) . Прямое и переносное значение слова

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Профессии

1

3 (звук и буква). Профессии

1

Дифференциация 3-С. Профессии

1

И (звук и буква). Профессии

1

Твердые и мягкие согласные. Профессии

1

Дифференциация Ы-И. Профессии

1

Предложения с предлогом В. Правило переноса. Профессии

1

Предложения с предлогом НА. Профессии

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Профессии

1

Д (звук и буква). Профессии

1

Предложения с предлогом ИЗ. Профессии

1

Дифференциация Д-Т. Профессии

1

Ж (звук и буква). Профессии

1

Предложения с предлогом У. Профессии

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов. Защитники Отечества

1

Дифференциация Ж-Ш. Образные слова и выражения. Загадки

1

Дифференциация Ж-3. Весна

1

Г (звук и буква). Мамин праздник

1

Предложения с предлогом НАД. Прилёт птиц

1

Дифференциация Г-К

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.

1

Э (звук и буква)

1

Предложения с предлогом ПОД

1

Я (буква) в начале слов и после гласных .

1

Я после согласных

1

Дифференциация А-Я. Цветы

1

Предложения с предлогом С. День космонавтики

1-2

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.

1

Е (буква) в начале слов и после гласных.

1

Е после согласных

1

Предложения с предлогом К. Праздник Пасхи

1

Ю (буква) в начале слов и после гласных. Деревья

1

Ю после согласных. Лес

1

Дифференциация У-Ю. Насекомые

1

Ё (буква) в начале слов и после гласных

1

Ё после согласных

1

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо трёхсложных слов.

1

Дифференциация О-Ё

1

Ь (буква)

1

И (звук и буква)

1

Предложения с предлогом ЗА

1

Ч (звук и буква)

1

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо четырёхсложных слов.

1

Дифференциация Ч-ТЬ

1

Ц (звук и буква)

1

Дифференциация Ц-С

1

Щ (звук и буква)

1

Дифференциация Щ-Ч. Пословицы и поговорки

1

Ф (звук и буква). Лето

1

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо четырёхсложных слов.

1

Дифференциация Ф-В. Времена года

1

Ъ (буква). Сад - огород

1

Итоговый диктант


ГРУППА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА С НЧП/НВОНР
Периодичность: 3 раза в неделю

Количество за год: 90 занятий


Кол-во занятий

Тема занятия

1-2

Гласные буквы и звуки. Гласные а-я

1-2

Гласные у-ю

1-2

Гласные о-ё-е

1-2

Гласные ы-и

2-3

Мягкий знак

2-3

Звуковой анализ

2-3

Слоговой анализ

2-3

Ударение

1

Парные согласные по звонкости-глухости

1

Парные согласные по твёрдости-мягкости

1

Способы смягчения согласных

1-2

Согласные Б-Б

1-2

Согласные П-П

2-3

Согласные Б-Б – П-П

1-2

Согласные В-В

1-2

Согласные Ф-Ф

2-3

Согласные В-В – Ф-Ф

1-2

Согласные Г-Г

1-2

Согласные К-К

2-3

Согласные Г-Г – К-К

1-2

Согласные Д-Д

1-2

Согласные Т-Т

2-3

Согласные Д-Д – Т-Т

1-2

Согласные З-З

1-2

Согласные С-С

2-3

Согласные З-З – С-С

1-2

Согласные Ж-Ш

3-4

Звуко-буквенный анализ

2-3

Родственные и однокоренные слова. Корень слова

2-3

Приставка

2-3

Суффикс

2-3

Состав слова

2-3

Предмет

2-3

Действие

2-3

Признак

3-4

Предлоги

2-3

Предлоги и приставки

1

Итоговый диктант


ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ 2 - 4 КЛАССОВ С НЧП/ФНР
Периодичность: 2 раза в неделю

Количество за год: 60 занятий


Кол-во занятий

Тема занятия

1-2

Парные согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Согласные Б-Б

1-2

Согласные П-П

2-3

Согласные Б-Б – П-П

1-2

Согласные В-В

1-2

Согласные Ф-Ф

2-3

Согласные В-В – Ф-Ф

1-2

Согласные Г-Г

1-2

Согласные К-К

2-3

Согласные Г-Г – К-К

1-2

Согласные Д-Д

1-2

Согласные Т-Т

2-3

Согласные Д-Д – Т-Т

1-2

Согласные З-З

1-2

Согласные С-С

2-3

Согласные З-З – С-С

1-2

Согласные Ж-Ш

2-3

Согласные С-Ш

2-3

Согласные З-Ж

2-3

Согласные С-Ц

2-3

Согласные Ч-Ш

2-3

Согласные Ч-Щ

2-3

Согласные Ч-ТЬ

2-3

Согласные Р-Л

1

Звуко-буквенный анализ

1

Итоговый диктант


ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

С УЧАЩИМИСЯ

1-4-х КЛАССОВ С СФД (стёртой формой дизартрии)
Периодичность: 4 раза в неделю

Количество за год: 120 занятий


Кол-во занятий

Тема занятия

5-6

Дыхательная гимнастика

7-8

Артикуляционная гимнастика

7-8

Логопедический массаж

5-6

Звуковая зарядка

5-8

Постановка звука

3-5

Автоматизация звука в слогах

5-7

Автоматизация звука в словах

3-5

Автоматизация звука во фразах

5-6

Автоматизация звука в речи и текстах

3-4

Дифференциация поставленного звука со схожими


ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

С УЧАЩИМИСЯ

1-4-х КЛАССОВ С НЗП (дислалией)
Периодичность: 2 раза в неделю (с дислалией)

3 раза в неделю (со сложной дислалией)

Количество за год: 60 (90) занятий


Кол-во занятий

Тема занятия

1-2

Дыхательная гимнастика

3-4

Артикуляционная гимнастика

1-2

Звуковая зарядка

5-7

Постановка звука

3-5

Автоматизация звука в слогах

4-6

Автоматизация звука в словах

4-6

Автоматизация звука во фразах


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.


  1. Развитие фонематических процессов:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

  • развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.

3. Развитие языкового анализа и синтеза:

  • умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;

  • придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;

  • придумывание предложений с определенным количеством слов;

  • распространение предложения;

  • составление графических схем предложения;

  • определение места слов в предложении;

  • выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

4. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

5. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

6. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.



7. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.



8. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

9. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Формы контроля уровня достижений учащихся:


  • тестирование;

  • проверка качества чтения (скорость, количество и характер ошибок);

  • слуховые диктанты (дисграфические ошибки);

  • письменные изложения и устный пересказ (наличие лексико-грамматических ошибок);

  • проверка звукопроизношения и дифференциации звуков;

  • диагностика артикуляционной и мелкой моторики;

  • мониторинг уровня сформированности психических процессов и учебных навыков.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пособия:

1. По обследованию речевого и общего развития детей.


а) материал на обследование интеллекта:
• счетный материал;
• разрезные картинки из 2-4-6 частей;
• пирамидки разной степени сложности;
• исключение 4-го лишнего предмета;
• картинки и тексты со скрытым смыслом;

• картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);


• предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
• почтовый ящик с геометрическими фигурами;
• мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи:
• фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
• лексики (по всем темам, см. «словарь»);
• грамматики (сюжетные картинки'- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
• связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.


а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и
др.)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и
др.)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?»
и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери
картинку к слову» и др.)

3. Формирование звукопроизношения:


а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные
игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной
работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.

4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:


• символы звуков (по желанию);
• сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
• схемы на звуко-слоговой анализ слов;
• предметные картинки на дифференциацию звуков;
• пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка
• тексты на дифференциацию звуков.

5. Грамота:


• подвижная азбука;
• азбука в картинках;
• кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
• схемы для анализа предложений;
• наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:


а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).
б) пособия на словообразование:
• суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
• префиксальное (приставочные глаголы);
• относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
• однокоренных слов типа: кот - котик - котенька - котище.
в) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький - небольшой).

7. Формирование грамматического строя речи.
Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного
числа (в том числе несклоняемых существительных);
б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и
сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за,
из-под);
в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с
существительными);
г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
Для групп с ФФН:

а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа;

б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;
в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);
г) пособия на все согласования (см. выше).

8. Развитие связной речи.


Для группы с ОНР и логоневрозом:
• серия сюжетных картинок;
• сюжетные картинки;
• наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
• наборы текстов для пересказывания и пособия, облегчающие этот процесс (например,
опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)

9. Настольно-печатные игры:


(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).

10. Методический материал:


а) методические рекомендации;
б) материал из опыта работы логопедов.
скачать файл



Смотрите также:
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения
324.6kb.
Уровень и качество подготовленности выпускников основной и средней школы в предметных областях
292.53kb.
Как известно, лексика является наиболее динамичной стороной языка в любой период времени. За последние же годы в русском языке произошли особенно значительные изменения
86.61kb.
Эссе "Размышления о моем предмете"
51.78kb.
Реферат «история интернет»
535.4kb.
В последние годы процессам информатизации уделяется серьезное внимание на всех уровнях образования
87.02kb.
 группы фк 1-2
178.3kb.
Сохранять в памяти поколений подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны
35.23kb.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела
155.72kb.
Языковая подготовка дипломатов и переводчиков для Посольского приказа в XVII веке
127.31kb.
Советы родителям по развитию мелкой моторики рук и формированию правильного звукопроизношения
127.23kb.
Примерной программы для общеобразовательных школ (базовый уровень)по математике 10класса
104.76kb.