takya.ru страница 1
скачать файл
Одним из важнейших моментов деятельности психолога является работа с родителями.

Если обратиться к теории семейного воспитания, то ее основным принципом, по мнению А.Адлера, является взаимоуважение членов семьи, родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.

Согласно модели чувственной коммуникации Т.Гордона, родители должны усвоить три основных правила:

- активно слушать, то есть уметь слушать то, что ребенок хочет сказать родителям;

- довести до сознания ребенка собственные слова, т.е. уметь выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;

- использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т. е. уметь говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Всё вышесказанное говорит о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения и группового взаимодействия со стороны взрослых – родителей в первую очередь и детей.

Ежегодно в ноябре по всем школам проходит мониторинг детско-родительских отношений.

Остановимся на результатах опроса:



Как обычно ты чувствуешь себя дома?

«Спокойно, уютно – 100%.

Как мы видим, для всех опрошенных подростков (100%) родной дом – это место, где им спокойно, хорошо и уютно. Нет детей, которые чувствуют себя тревожно, боязно. (Это могло бы быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье, наличием проблем во взаимоотношениях с родителями)



Что делают твои родители, когда ссорятся?
Чаще всего во время ссор родители обсуждают все спокойно или много спорят, но не кричат, не оскорбляют друг друга, что является конструктивным поведением в конфликте – 87,5%. Неблагоприятным моментом является тот факт, что определенная часть взрослых (12,5%) при решении каких-либо конфликтных ситуаций применяет эмоциональное (оскорбление, ругань, угрозы) и физическое (рукоприкладство) насилие. В связи с этим выявилась необходимость работы с родителями по повышению их психологической культуры (освоению навыков предупреждения и конструктивного выхода из конфликтных ситуаций).

  • Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего проявляют

Положительным моментом является то, что при разрешении проблем «непослушания» у 56,25% учащихся-респондентов родители пытаются использовать равноправный диалог, понять ситуацию и настроение ребенка.

Результаты опроса показали, что наиболее типичными способами негативного воспитательного воздействия у 43,75% родителей опрошенных детей являются вербальная агрессия (крики, оскорбления, угрозы) или избегание (25%) («обижаются и ждут твоей реакции»). Таким образом, можно предположить, что более трети опрошенных учащихся испытывает стрессовые состояния, связанные с неконструктивным поведением родителей в ситуациях подросткового непослушания. Вероятными причинами возникновения агрессии может являться неумение родителей справляться со стрессом, ориентация на модели поведения прародителей в подобных ситуациях, отсутствие необходимых психолого-педагогических знаний.


  • Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?

Более половины родителей (62,5%), по результатам опроса, ведут себя достойно и не проявляют агрессию в стрессовом состоянии.

В тоже время около половины школьников (31,25%) отметила частые или периодические повторяющиеся случаи проявления агрессии родителями, находящимися в стрессовом состоянии, что является неблагоприятным моментом.


  • Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

Данный вопрос позволил выявить, что зона напряжения в системе взаимоотношений «родитель-ребенок» связана с несоответствием ожиданий родителей и истинным положением в плане успеваемости, послушания детей, что подтверждается количественными показателями: 25% респондентов отметили, что гнев родителей вызывается поведением, плохой успеваемостью и невыполнением каких-либо обязанностей.

Но на первом месте по количественным показателям были личные стрессы родителей, которые бумерангом переносятся на детей (56,3%).


  • Как часто появляется у родителей желание поощрить тебя (похвалить, обнять, поцеловать):

Большинство родителей (75%) поощряют своих детей словесно и проявляют теплоту и заботу, что свидетельствует об их эмоциональной близости со своими детьми.

В то же время, довольно большое количество родителей (25%) либо редко, либо никогда не проявляют признаков теплого отношения к детям.


  • Как часто появляется у родителей желание наказать тебя (избить, выгнать из дома, запереть в темной комнате и т.п.)

Положительным моментом является то, что более большинство опрошенных (18,75%) отметили, что их родители не используют наказание детей. В то же время наказание все еще остается распространенной формой воздействия на ребенка, о чем свидетельствуют ответы некоторых опрошенных.



  • При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает

папа:

31,3% – беседа

25% – ругает, кричит

6,3% – игнорирует

6,3% – запреты (компьютер, телефон, ТВ, улица)


мама:

31,3% – ругает;

6,3% – физическое наказание (ремень и т.п.)

6,3% – запреты;

18,8% – беседа;

6,3% – выполнение домашних обязанностей;

Таким образом, среди проблем детско-родительских отношений выявлено:


  • присутствие стрессовых ситуаций, негативно влияющих на эмоциональное состояние детей в семье;

  • психолого-педагогическую непросвещенность большинства родителей в вопросах саморегуляции и воспитания детей.

  • присутствие в семьях эмоционального и физического насилия по отношению к детям, что отметило более половины опрошенных школьников;

В своей практической деятельности мы в значительной степени опираемся на гуманистические принципы в организации социально-психологической помощи родителям и детям.
Цель работы с родителями: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье.

Задачи: Снижение претензиозности к ребенку, введение похвалы.

Важнейшим элементом работы с родителями является:


  • Пересмотр межличностных отношений в семье.

  • Устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку.

  • Введение системы поощрения и похвалы.

Психолог осуществляет, прежде всего, консультативную помощь по запросам родителей. Как правило, запросы сходны по своей тематике. Темы консультирования различные: причины нарушения поведения и плохой успеваемости, профориентация, семейные отношения, проблемы личностного роста и т.д. Отмечу, что индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом в работе психолога.

Формы работы с семьей:



  • Традиционные.

  • Нетрадиционные.

Традиционные:

  1. Лекторий для родителей, организованный в режиме тематических выступлений на классных родительских собраниях.

  2. Проведение «круглых столов» с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями.

  3. Советы по профилактике правонарушений с присутствием родителей, учащихся («группы риска»), инспектора ОДН, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора школы.

  4. Индивидуальные консультации родителей детей «группы риска» по графику.

Нетрадиционные: Посещение на дому «трудных» семей и родителей.

Цель посещения: найти контакт с родителями, необходимый для дальнейшей коррекционной работы. В зависимости от задач, посещения проводятся разными командами: классным руководителей, ЗД по УВР, психологом, инспектором полиции и т.д.

Как только контакт установлен, и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.

После этого, вся основная работа перемещается в кабинет психолога.



  1. Консультативная и тренинговая работа с родителями и детьми

  2. Привлечение родителя к участию во внеклассных мероприятиях, в том числе родительских собраниях

Представляю вам небольшой фотоотчет о проводимой мною работе.

Мое первое знакомство с родителями происходит еще на этапе поступления их детей в школу.

Результаты первичного анкетирования родителей будущих первоклассников указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам обучения и воспитания детей.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?



Вопрос: от кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия семьи и школы.

Мною разработаны и проводятся уже много лет занятия «Школы первоклассных родителей». Когда будущие первоклассники идут на подготовительные занятия, я приглашаю к себе их родителей и провожу с ними обучающие занятия, как надо готовить ребенка к школе. Темы занятий разнообразны: «Психологическая готовность к школе», «Развитие тонкой моторики», «Познавательные процессы и приемы их развития». Родители сами проигрывают те упражнения, которые могут потом проводить с детьми. Все проходит в игровой форме, родителям очень нравится.

Отзывы всегда положительные. Родители считают, что такие занятия им нужны.

Традиционными стали и проводимые в тренинговой форме родительские собрания для родителей первоклассников «профилактика адаптации ребенка в школе». Большинство родителей меня уже знают, и упражнения не вызывают у них чувство дискомфорта. Первое упражнение – «История имени» - позволяет учителю лучше узнать детей и их родителей, а родителям особенно нравится рассказывать о своих детях. Так происходит первое коллективное знакомство и сближение классного руководителя и родителей класса.

В пятом классе проводится подобное родительское собрание – «Профилактика адаптации в среднем звене».

Очень трогательно прошла для детей и родителей 4 класса встреча «Школа понимания». Они совместно трудились над выполнением упражнений, а это всегда сближает. А телесно-ориентированные упражнения всегда приносили только пользу – это и «Погладь меня», и «Молекулы».

Вот уже несколько лет я провожу в пятом классе детско-родительское мероприятие «Семейный очаг», предысторией которого несколько лет подряд были занятия кружка «Листая страницы семейного альбома». В этом году кружка нет, но традиция проведения этого мероприятия не уйдет, мероприятие состоится. На таких мероприятиях дети и родители начинают лучше понимать друг друга, и хочется, чтобы семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, чтобы не прерывалась связь старшего и молодого поколения.

Для шестого класса ежегодно проводится родительское собрание «Самооценка и способы ее коррекции» с предварительной работой – диагностикой самооценки шестиклассников, написанием письма родителям. В конце собрания после душещипательного разговора родители пишут письма своим детям. И здесь бывает очень обидно за детей, так как многие родители к шестому классу на собрания уже не приходят, и этот взаимный диалог в таких семьях не происходит.

Конечно, много очень полезных встреч можно проводить как для родителей, так и совместно с детьми, но все мы знаем нашу беду – в старших классах родители очень неохотно посещают школу.



Еще несколько слов хочется сказать о своем классе. Мы тоже много мероприятий проводим совместно с родителями. Контакт найден. Происходит он и при личных встречах, и во время телефонных разговоров. Но беда та же – в 9 классе уже не все родители считают нужным прийти на собрание, чтобы обсудить насущные дела.
скачать файл



Смотрите также:
Одним из важнейших моментов деятельности психолога является работа с родителями
91.9kb.
Н. Л. Сыздыкова фгоу впо дгау, г. Благовещенск, Россия Одним из важнейших факторов, определяющих плодородие почвы, является режим влажности
82.17kb.
Одним из важных моментов в написании сочинения рассуждения является умение привести собственные аргументы, подтверждающие понимание поднятой в тексте проблемы
152.36kb.
Контрольная работа по географии 7 класс 1вариант. Часть А
55.15kb.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся
145.81kb.
Одним из ключевых моментов в реализации систем, использующих алгоритмы машинного обучения с учителем, является подготовка обучающей выборки
30.25kb.
Одним из важнейших мероприятий, предпринимаемых для сохранения и укрепления здоровья детей, является организация и проведение профилактических прививок
36.36kb.
Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
73.39kb.
Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования
78.6kb.
Доклад о состоянии здоровья населения москвы в 2007 году
4211.83kb.
Екатеринбург 2001г
515.64kb.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности мбоу прогимназии №78 за 2013/2014 учебный год
372.88kb.