takya.ru страница 1
скачать файл
Липскус Галина Ивановна, учитель математики

МОУ СОШ № 4г. Советска Калининградской области



Развитие коммуникативных навыков при инсценировании
Одной из основных и достаточно сложных задач в школе является развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, важна также общительность, способность легко и быстро устанавливать контакты с людьми. Совместно работать с ними, то есть всё то, что необходимо человеку в современном мире.

Стремление развивать эти качества и движет нами в работе с детьми. Кто из нас, педагогов. Не задавался вопросом: «Как увлечь обычного школьника своим предметом?» занятия предметных кружков интересны далеко не всем ученикам. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника. И самое главное для ученика – чувство личной значимости.

Мне бы хотелось поделиться с коллегами, учителями математики, интересной, на мой взгляд, формой развития коммуникативных навыков учащихся – инсценированием.

В учебном материале подбираются сюжеты, тексты, которые составляют основу сценария предстоящего спектакля. К участию в спектаклях привлекаются разные по темпераменту ученики. Спокойные дети начинают вести себя более активно, неуверенные в себе – чувствуют свою значимость, приобретают уверенность, а очень активные – становятся более уравновешенными, спокойными.

Ребята, участвующие в спектаклях, сами готовят костюмы, продумывают оформление сцены и зала. Подбирают музыкальное и танцевальное сопровождение. Всё это усиливает эмоциональное восприятие спектакля.

Так, мы инсценировали отрывок из комедии Фонвизина «Как Митрофанушка учит арифметику», подготовили мини-спектакль «Интеграл приглашает на бал…», изучение темы «Геометрическая прогрессия» завершили инсценировкой «Легенда о шахматах»

Выступление ребят на сцене – это настоящий праздник для них и для школы. И что самое ценное, - возникают положительные личностные отношения ученика и учителя, создается атмосфера сотворчества и творческого поиска.

Таким образом. Инсценирование как одна из форм внеурочной деятельности с учащимися способствует развитию у них эмоциональной сферы, контактности, непринуждённости в общении, воспитывает интерес к изучению предмета. А всё это и составляет основу развития коммуникативных качеств человека.

В качестве примера привожу сценарий спектакля «В гостях у Интеграла», который мы с 11-классниками подготовили и показали на дне открытых дверей в школе.

Сценарий математического вечера



« В гостях у Интеграла»


Ведущий:

Предлагаем вашему вниманию миниатюру «В гостях у Интеграла».


Действие происходит в старинном дворце, принадлежащему знатному вельможе Интегралу. Интеграл ожидает гостей. Должны явиться и старый, добрый Бином, и сестры Координаты, и Логарифм с супругой, и заносчивая Гипербола, и юная прелестная Производная, и Гипотенуза со своими Катетами, и Господин Радиан со своими молодцами-сыновьями, и загадочная Экспонента. И много пережившая Парабола, и всеми уважаемая Функция,- вообщем, все те, с кем мы повседневно и много раз встречаемся на страницах наших учебников и во время уроков.

Все происходящее в зале комментируют все знающие и все видящие комментаторы. Слушайте и смотрите «В гостях у Интеграла».


Старинный дворец, принадлежащий знатному вельможе Интегралу. В актовом зале на стене панно, расписанное математическими формулами, рисунками, фигурами, портреты Евклида, Пифагора и др.

По периметру зала стоят кресла, в середине зала – богатое кресло, на нем восседает хозяин дворца – Интеграл, мужчина уже в возрасте, с бородкой и усами, на нем нарядный костюм с эмблемой , он ожидает гостей. На авансцене в укромном местечке, не привлекая внимания зрителей, сидят с микрофонами комментаторы – две сплетницы.

Из двери время от времени будет появляться дворецкий и докладывать о пребывании гостей.
Дворецкий: - Господин Вектор!

Интеграл: Приглашай! Славное предзнаменование: первый является господин Вектор! Он и укажет нам и направление нашего разговора и величину его полезности.

В дверях появляется Вектор. Он изящно одет, подтянут. Эмблема . Вектор кланяется Интегралу. Интеграл широким жестом руки предлагает располагаться.

Вектор с интересом рассматривает панно, фигуры, затем усаживается в одном из кресел.

Комментаторы: Какой симпатичный! Всегда скромен и подтянут, видно силой обладает невероятной! Посмотри, и в изяществе ему не откажешь.

Дворецкий: Господин Логарифм с супругой!

Интеграл делает кивок головой, означающий «приглашай». Появляется Логарифм с супругой. Логарифм одет в обычную куртку , под руку с ним его супруга – Мантисса. Мантисса одета в нарядное бальное платье. Эмблемы

. Логарифм и его супруга подходят к Интегралу. Логарифм кланяется, а Мантисса подает руку Интегралу.

Интеграл: Несравненная Мантисса! Вы как всегда прекрасны; разрешите вашу ручку (целует). Логарифм с супругой направляются к креслам и усаживаются рядышком.

Комментаторы: 1. Это Логарифм со своей Мантиссой! Они всегда неразлучны. Нет Логарифма, не существует и Мантиссы. Вот только одно странно – отрицательные числа и нуль они просто не терпят.

2. Все равно пара очень симпатичная и дружная, я им просто завидую.



Дворецкий: Господин Эллипс с Директрисой. Эллипс в костюме мушкетера с эмблемой . Директриса в бальном платье с веером. Директриса держится от Эллипса на некотором расстоянии. Эмблема .

Интеграл: О! Милая Директриса! Вы всегда украшение нашего общества! Прошу Вас! (целует руку). Эллипс и Директриса направляются к креслам.

Комментаторы: 1.Странная пара! Эллипс с Директрисой всегда вместе, но ни он, ни она к нему никогда не прикасаются.

2. А ты заметила, что она всегда находится от его малой оси на расстоянии

, где а и в – полуоси эллипса.

Дворецкий: Господин Бином!

Интеграл: Проси, пожалуйста господина Бинома!

Появляется Бином – пожилой плотный мужчина, костюм произвольный. Эмблема (а+в) От эмблемы тянется длинная бумажная полоса до пола, на которой записана формула разложения.



Интеграл: Ах, господин Бином ! Сколько лет, сколько зим! Трижды крест накрест традиционно обнимает и приглашает жестом располагаться.

Комментаторы: Это старый и добрый Бином. Говорят, он обладает несметными умственными кладовыми. А еще, говорят, что с помощью его формулы можно доказывать даже неравенства!

Дворецкий : Госпожа Асимптота!

Появляется Асимптота. В длинном платье, с небольшим шлейфом, который слегка тянется по полу. Эмблема



Интеграл (с восхищением): Милейшая госпожа Асимптота! Ах, если бы я был молод!

Порывается ей навстречу, но Асимптота делает рукой останавливающий жест.



Асимптота: Полноте, полноте! Были молодцы и помоложе Вас, господин Интеграл, но увы, всем отказано, такова уж судьба моя.

Интеграл разочарованно разводит руками, вздыхает и делает приглашающий жест рукой. Асимптота находит свободное место и усаживается.



Комментаторы: - Воображуля эта Асимптота! Сколько достойных графиков предлагали ей дружбу, назначали встречи, но она ни с одним не захотела встретиться ни в одной точке! Так и пройдет вся её жизнь. А она уже не молода!

Дворецкий: Господин Нуль-вектор!

Интеграл: Приглашай этого господина.

Входит Нуль-вектор! Эмблема .



Комментаторы: Забавный господин Нуль-вектор! Но только говорят, что он ужасно упрямый: на какое число его не умножай, а результат все тот же – нуль-вектор.

Интеграл: Приветствую Вас в своем доме, господин Нуль-вектор! Но только от Вас какая польза миру?

Нуль-вектор (растерянно): А польза известная, я – своего рода математическая метка, убираю все лишнее, ненужное, обращая его в нуль.

Интеграл: А ну ежели так. То милости просим. (Делает жест рукой), располагайтесь.

Дворецкий: Мадемуазель Производная!

Интеграл: (обрадовано) Проси, проси это милое дитя!

Входит Производная в светлом платье, мила, красива. Эмблема . Интеграл встает с места, раскинув руки, идет навстречу.



Комментаторы: Мила! Говорят, умна. А еще говорят, что она близкая родственница Интегралу, то ли племянница, то ли даже дочь.

Интеграл: Милое дитя моё, я счастлив видеть Вас в этом дворце. Глядя на Вашу юность и Ваше обаяние, сам становишься молодым. По праву родственника, разрешите поцеловать Вас (целует в щечку, сам провожает и усаживает в кресло рядом с собой).

Комментаторы: Какое изящество! Посмотри на её талию! У неё даже золотое сечение выполняется безукоризненно!

Дворецкий: Госпожа Экспонента!

Интеграл: Проси. Проси эту уважаемую госпожу!

Входит богато одетая Экспонента. Эмблема .



Интеграл: Уважаемая госпожа Экспонента! Мы рады приветствовать Вас в нашем обществе. Вы все такая же обаятельная, влекущая и до конца непознаваемая!

Экспонента (чуть смутившись): Что вы, что вы, господин Интеграл!

Комментаторы: Эта госпожа Экспонента по истине загадка: сколько не бери от неё производную. А она как была , так и остается . Её даже побаивается сам старый Интеграл. Он тоже не может с ней справится: интегрирует он её, а все равно получается , разве что прибавляется постоянная «С».

Дворецкий : Господин Радиан с сыновьями! Эмблемы

Интеграл: Дорогой господин Радиан, дорогие синус, косинус, тангенс, котангенс. Наше милое общество радо приветствовать Вас в этом доме. Надеюсь, наша встреча будет полезной обществу.

Комментаторы: Ах, какие симпатичные сыновья у господина Радиана! Говорят, что они способны творить чудеса. Можешь поверить, что сумма тангенсов трех углов α, β, γ равны их произведению. Да, но только в том случае, если сумма углов α, β, γ равна π или 180 градусов.

Дворецкий: Госпожа Гипотенуза!

Интеграл: Проси, проси!

Входит Гипотенуза, её поддерживают под руки Катеты. Эмблемы

Костюмы: на Гипотенузе темное, длинное платье, на катетах одинаковые произвольные костюмы. Катеты провожают Гипотенузу к креслам, усаживают её, а сами становятся по бокам от неё, готовые в любую минуту выполнить любое её желание.

Комментаторы: Бедные Катеты! Ведь они на всю жизнь прикованы к ней. Она не растет, и им нельзя, так как сумма их квадратов должна быть равна квадрату её, Гипотенузы!

Хорошо хоть дружные, если одному надо увеличиться, другой безропотно уменьшается. А ведь пути их пересекаются под прямым углом.



Дворецкий: Господин Дискриминант!

Интеграл: Приглашай!

Быстро вбегает Дискриминант. Молод, энергичен. В накидке, со шпагой. Эмблема .



Комментаторы: Ты не смотри, что молод. Умен невероятно. Судьбу любого квадратного уравнения предскажет лучше любой гадалки; отгадывает на себе: если он сам положителен – уравнение имеет два различных корня, если равен 0 – один, если отрицателен – то хоть решай, хоть не решай, все равно уравнение действительных корней не имеет.

Тем временем Дискриминант обошел весь зал и всем галантно поклонился, продолжительнее всех задержался около Производной.



Дворецкий: Сестры Координаты!

Интеграл: Проси, проси! Кого там ещё нам бог послал?

Входят сестры Координаты (Абсцисса, Ордината и Аппликата), эмблемы -

ОХ , ОУ, ОZ. Костюмы произвольные, но у всех трех одинаковые.

Интеграл: Проходите, проходите, прелестные представительницы прекрасного пола! Для всех нас Вы – и компас, и путеводная звезда. Без Вас мы бы сразу заблудились в нашем трехмерном пространстве.

Сестры Координаты, пройдя к Интегралу, все 3 одновременно делают реверанс и занимают свободные места.



Комментаторы: Это Абсцисса, Ордината и Аппликата. Не смотри, что с виду скромненькие и хрупенькие. Они обладают неограниченной властью, им подчиняется любая точка пространства.

Дворецкий: Госпожа Парабола!

Интеграл: Приглашай! Разве можно без неё?

Входит Парабола. Одета строго, но изящно, ничего лишнего, гладкая прическа. Эмблема . Навстречу Параболе поднимается Интеграл, подойдя к ней, останавливается в полупоклоне.



Интеграл: Милейшая госпожа Парабола! Твои большие заслуги в нашем деле неоспоримы. Все мы рады приветствовать тебя. Целует руку и провожает в кресло.

Комментаторы: До появления Производной она сама решала все вопросы максимума и минимума. Ну, а теперь, у неё дел значительно поубавилось. Однако, Интеграл её очень ценит и уважает.

Дворецкий: Госпожа Медиана!

Интеграл: Как же, как же, приглашай!

Входит Медиана. Костюм произвольный, эмблема

Проходит прямо к Интегралу, делает реверанс. Медиана так же гордо с чувством собственного достоинства проходит дальше и занимает место.

Комментаторы: Эта Медиана была бы пара Вектору!

Ты права. Подружись они, тогда любой Вектор-Медиана будет равен полусумме прилежащих векторов (сторон треугольника).



Дворецкий: Госпожа Гипербола!

Интеграл: Проси госпожу Гиперболу!

Входит Гипербола, красиво одета, эмблема . Без всякого стеснения проходит к Интегралу и подает ему руку. Посмотрев, что места рядом с Интегралом заняты, вскинув высоко голову, идет в дальний конец.



Комментаторы: Эта Гипербола – зазнайка и хвастунья. Если уж задирает нос, то до бесконечности и скандалистка ужасная. Говорят, что с Абсциссой и Ординатой она в ссоре и поклялась, что никогда и нигде не встретится с ними ни в одной точке.

Интеграл проводил глазами Гиперболу, нашел взглядом Абсциссу и Ординату и взглядом попросил и у них прощение.



Дворецкий: Госпожа Функция!

Интеграл: Вот её нам и не хватало, зови, зови, любезный.

Входит Функция. Эмблема . Интеграл спешит ей навстречу, берет под руку, провожает на середину сцены и представляет.



Интеграл: Уважаемые господа! Разрешите представить Вам милейшую функцию. Все Вы согласны, что без неё нам нет житья. Только благодаря её неустанным заботам везде установлено строжайшее соответствие: каждому воздается по заслугам, и никто на лишнее не претендует. Милейшая госпожа Функция! Я рад приветствовать Вас в моем доме (провожает в кресло).

Комментаторы: Она действительно строгая госпожа, а уже к своему супругу, Аргументу, беспощадная. Требует, чтобы из всего множества её значений он выбирал только одно единственное.

Проводив Функцию, Интеграл обращается к собравшимся:

Уважаемые дамы и господа! С Вашего позволения я обращаюсь к Вам именно словами «Господа» - потому что Вы представители древнейшей из наук – математики, ставшей в наше время поистине господствующей среди всех наук. Тернист и труден путь прошла она, не розами и лавровыми венками был устлан их путь, а жестоким преследованием инквизиции, тюрьмами и нередко насильственной смертью.

Дискриминант: Да простят меня присутствующие здесь, если я назову прискорбнейший факт нашей истории: первую женщину в мире – математика Ипатию за её великие познания и глубокие убеждения, озверевшие монахи, выполняя приговор инквизиции, живьем разорвали на куски.

Эллипс: Бытовал указ, согласно которому воров и математиков заключали в тюрьмы без всякого суда.

Экспонента: Лобачевский Николай Иванович созданием своей геометрией на столетья опередивший развитие науки, будучи уже слепым, продиктовавший последние главы своего великого труда своему ученику, так и умер, не будучи признанным. Спустя многие годы потомки разобрались в труде и поняли, что существовавшие до сих пор геометрия Евклида и геометрия Римана являются частным случаем геометрии Лобачевского.

Асимптота: А Софья Ковалевская, отказавшись от представленного ей природой права и счастья быть матерью, женой, фиктивно выходит замуж только затем, чтобы иметь возможность поехать за границу и продолжить обучение математикой. Её имя стоит в одном ряду с именами Гаусса, Вейерштрасса, Ньютона, Чебышева.

Производная: Истории известны факты, когда в огне классовой борьбы сгорали совсем юные дарования. В 20 лет погиб на дуэли, подстроенной политическими противниками, участник французской революции Эварист Галуа. За 13 часов до смерти он написал около 60 страниц уравнений и что ныне изучается как «группа Галуа», «поле Галуа», «теория Галуа», а рядом с именем Галуа слова – Великий математик!

Интеграл: Друзья мои! Но так было не всегда. Менялись времена, изменялась роль представляемой нами науки, изменилось и отношение к ней. Сейчас математика как наука является одной из основных движущих научных сил человечества.

Радиан: Математика помогает человеку создавать прекрасные города, делать умные машины, проникать в тайны материи, укрощать стихийные силы природы. Все это позволяет сделать жизнь, труд и быт человека интересным, а самого человека гармонически развитым полноправным властелином вселенной.

Интеграл:

Нашей древней и вечно юной царице наук – математике - Слава!

Все встают: Слава! Слава! Слава!

Интеграл: Беречь и преумножать её великие достижения клянемся!

Все: Клянемся, клянемся, клянемся!



Интеграл: Имена тех, кто посвятил себя беззаветному служению чтимой нами науки, будем помнить вечно.

Все: Вечно! Вечно! Вечно!



Выстраиваются парами и танцуют бальный танец.
скачать файл



Смотрите также:
Одной из основных и достаточно сложных задач в школе является развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся
109.68kb.
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Матери «Мама, милая мама…» проведено 20. 11. 10г. 6 Г класс
39.1kb.
«Обучение учащихся через развитие творческих индивидуальных начал личности и воспитание коммуникативных самостоятельных качеств»
32.83kb.
Подготовка к школе развитие волевых и коммуникативных навыков
59.17kb.
Комплексна система завдань за оповіданням
88.13kb.
“Мое увлечения” и его отработка в серии упражнений; ознакомление учащихся со способом словообразования существительных с помощью суффикса – ing; развитие навыков устной речи по теме; развитие навыков чтения
27.8kb.
Глава I. Теоретические основы биржевого рынка
1095.64kb.
Моу средняя образовательная школа с
228.03kb.
Создание благоприятной среды для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для развития их интеллектуальных и творческих способностей
49.43kb.
Цель изучения дисциплины: Обучение студентов основам теории вероятностей и математической статистики; развитие у студентов навыков построения теоретико-вероятностных моделей
67.65kb.
Учебное объединение батик
8.29kb.
Физическое воспитание в нашей стране является одной из важнейших государственных задач, в реализации которой ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе
24.9kb.