takya.ru страница 1
скачать файл


Окружающий мир IV класс

Учитель начальных классов:

Хохлова Н.Н.


МОУ СОШ №92


Цели: 1) познакомить учащихся с растени­ями, которые первые открывают весну;

2) вос­питывать любовь и бережное отношение к природе.


Оборудование: раздаточный материал на каждую парту: ветки цветущей ольхи, орешника, вербы, осины, ивы; изображе­ния этих растений и их соцветий, кас­сеты с музыкальными записями
Ход занятия.

I. Введение в тему.

— Дети, я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь отгадать, о чем оно.

Звучит фрагмент из пьесы П. Чайковс­кого «Времена года «Подснежник (Ап­рель)». На фоне музыки читаю стихотворение С. Дрожжина «Зима сменя­ется весною».

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой посылает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользя.

— О чем это стихотворение? (О весне.) Выделите весенние признаки. (Ночи корот­кие стали. Солнышко посылает теплые лу­чи, воздух теплый.)

- Как можно назвать эти признаки? (Эти признаки характерны для неживой природы.)

Послушайте еще одно стихотворение. О чем оно?

Читаю на фоне музыки:

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Просветлели их стволы.

На орешнике сережки

Были видны издали.

Набухают соком почки,

Скоро весь растает снег.

И зеленые листочки

Молодой украсят лес.

- О каких растениях говорится в прочи­танном мною стихотворении? (Об ольхе, орешнике, осине, иве.)

- А что говорится об этих растениях? (У них распустились се­режки.)



II. Основная часть.

— Значит, изменения в неживой приро­де повлияли на растения. Вы, наверное, до­гадались, о каких растениях мы сегодня бу­дем говорить? Их названия написаны на доске, прочитайте. (Они первыми открыва­ют весну, т.е. первыми зацветают. Везде еще снег лежит, а они цветут. Не всегда удается увидеть, как цветут эти деревья.)

Мы с вами проведем маленькую иссле­довательскую работу: найдем на веточках, которые перед вами, очень интересные цве­точки.

- Из деревьев, веточки которых перед ва­ми, какое зацветает первым? Не знаете? Отгадайте загадку, и вы найдете ответ.

Есть сережки, да не девчонка,

Есть шишки, да не сосенка.

А живут в низинке

Около лозинки.

- Покажите веточку этого дерева. Не за­будьте, в стихотворении упоминаются ши­шечки. Молодцы. А теперь найдите это де­рево на картинке на доске. (Это ольха.) Это дерево? (Да.) А как вы узнали, что это дере­во? (У дерева один толстый ствол.)

Это очень интересное дерево. Его назы­вают коралловым деревом, потому что на корнях у него имеются наросты, как корал­лы, это как бы маленькие «фабрики», кото­рые вырабатывают азотные удобрения. У ольхи древесина оранжевого цвета, а лис­точки осенью опадают зелеными, не окра­шиваются. У ольхи есть еще интересная особенность: необычные почки на подста­вочках. Мало кто обращал на это внимание, а вы будете знать. По этому признаку ольху можно определить зимой.



Давайте рассмотрим цветочки ольхи.

Рано весной на ольхе появляются се­режки. Это мужские соцветия. В одной се­режке до трехсот цветков. Найдите их на ветке. Женские цветочки незаметны. Они имеют вид рисового зернышка темно-мали­новой окраски. Найдите их на веточке. На них попадает из сережки пыльца, и к осени развиваются шишечки, в которых созрева­ют семена. Семена очень мелкие: двести штук семян весят один грамм.

- Послушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина:

...Белка там живет ручная.

Да затейница какая.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки непростые,

Все скорлупки золотые.

Ядра чистый изумруд.

Слуги белку стерегут.

— Что же белочка грызет? (Орешки.) А как называется деревце, на котором созре­вают орешки? (Орешник.) Правильно, а еще называют лещиной.



- Найдите веточку орешника.

Орешник — кустарник или маленькое деревце высотой 5-8 м. Рано весной на го­лых ветвях распускаются сережки. Сереж­ки у орешника длинные — до 10 см. Из них высыпается пыльца в виде легкого желтого облачка. Женские цветочки мало заметны. Они почти целиком спрятаны внутри осо­бых почек, на концах такой почки виднеет­ся только пучок малиновых усиков. Пыль­ца попадает на усики, и из них к осени раз­виваются плоды — орешки. Найдите на орешнике эти соцветия.

Читаю стихотворение:

Опустел в лесу скворечник,

Травы стелются, как мох,

Слушай, дядюшка-орешник,

Подавай-ка мне орех!

Твой орех в скорлупке гладкой

Очень вкусный, очень сладкий.

- Знаете ли вы, что орешник реагирует на свет? Если в лесу достаточно света, то листья располагаются на ветвях без особой правильности. По-другому в тенистом лесу, где орешник получает мало света. Листоч­ки здесь располагаются горизонтально (по­казываю как). И еще очень интересная осо­бенность орешника: есть листочки большие и маленькие. Большие листочки никогда не закроют маленькие. В давние времена орешник считался священным, его запре­щали вырубать. Верили, что орехи облада­ют волшебной силой.

Через пять дней после орешника зацве­тает верба (читаю отрывок из стихотворе­ния А. Фета):

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

— Верба — верный признак прихода вес­ны. Это первый весенний медонос. Это кус­тарник. Ветки у него тонкие — тонкие, крас­ные или вишнево-красные, очень красивые. И очень красивые сережки, как меховые. Найдите веточку вербы, рассмотрите ее, потрогайте сережки.

Даже загадка есть о вербе. Послушайте: «Белые овечки бегают по свечке». Что за овечки? (Сережки.)

Любят люди вербу: сажают ее и в горо­дах, и в селах. Это очень красивое стойкое растение: не боится ни жары и ни холода. Зимой выдерживает температуру -40 "С, а летом +40 °С. У вербы очень хорошо развита поверхностная корневая система, поэтому ее часто используют для борьбы с оврагами.

Верба — сестра ивы, ее еще называют ивой остролистной.

У славян верба была символом семейно­го очага. Охраняет людей от злых духов и пожаров.

Когда зацветает верба, у нас появляется светлое, радостное настроение.

Из тонких длинных прутиков вербы плетут корзины.

Аудиозапись начало пес­ни Л. Дербенева «Про зайцев»: «В темно-синем лесу, где трепещут осины...».

— Какое дерево упоминается в песне? (Осина.)

Есть такая поговорка: «Дрожит как оси­новый лист».

Почему так говорят? Сейчас узнаем. Осина — листопадное дерево, до 30 м высотой и диаметром 1 м. Кора глад­кая, зеленовато-серая. Листочки у этого де­рева очень подвижные. Летом при ветре каждый листочек стремится улететь.

- Посмотрите на листочек, догадайтесь, почему он дрожит, шелестит. Правильно: у листочка длинный черешок и сплюснутый бок.

У осины необычный вкус ветвей. А какой, вы сейчас скажете сами. Найдите веточку осины, протрите салфеткой и слегка. надкусите. И какой же вкус? (Горький.) По горькому вкусу осину можно определить зимой.

У осины есть еще интересная особенность. Она сбрасывает осенью не только листочки, но и часть ветвей. Дерево избавляется от веток. Зачем же?

На ветках есть листья, которые мало вырабатывают питательных веществ. И дерево от них избавляется: «Не хочешь работать, уходи!»

Соцветия осины тоже собраны сережки. На одних деревьях сережки толстые, окрашенные. Это — мужские. Найдите их. А на других невзрачные, неокрашенные , зеленые. Это — женские.

После цветения пыльца попадает на женские цветочки, и через месяц созревают семена.

Осина одно из самых распространённых и быстрорастущих деревьев. Из древесины осины изготавливают спички.

Прослушивание первого куплета песни «Ивушка зеленая» в исполнении Н. Кады- шевой.

У нас осталась одна ветка ивы. Она тоже цветет рано. Ива — дерево, кустарник или кустарничек высотой 10-15 м, реже 30-40 м. Ива — от слова вить, плести. Из её веток плетут корзины. У ивы очень много сестер: ива, бредина, ветла, ракита, ива плакучая.

Прослушивание аудиозаписи песни о плакучей иве.

— Эта ива наклоняется над гладью прудов и склоняет свои зеленые ветви до самой воды, и с нее капают капельки воды как бы она плачет.

В ивовых кустах живут и поют соловьи.

— У ивы соцветия - сережки. На мужских деревьях - мужские сережки, на женских — женские. .

Ивы очень быстро размножаются: отломается веточка, упадет на землю и начинает расти. Есть еще ивы полярные. Они в высоту всего несколько сантиметров (показ рисун­ка).



III. Подведение итога.

— Мы рассмотрели с вами пять расте­ний, это деревья, которые открывают весну. Этот момент в природе имеет особое назва­ние. А чтобы узнать, как он называется, вам придется разгадать головоломку.



Есть ключевые буквы, с которых нужно начи­нать. И что же получилось?



«Пыление де­ревьев». Почему их так называют? (Потому что рано весной из их сережек высыпается пыльна, она похожа на пыль, отсюда и такое название.)

Запомнили ли вы названия деревьев и кустарников, о которых мы сегодня говори­ли? А сейчас ребята, которые готовились заранее, будут описывать каждое дерево, а вы отгадывать его название.

. У этого дерева листья сверху зеленые, а сни­зу бархатные, серебристые.

Его веточки горькие на вкус.

Из древесины этого дерева изготавливают спички.

Черешок листа длинный и сплюснутый.

Его любят бобры и заготавливают на зиму.

(Это — осина.)

* * *


Листочки этого дерева опадают зелеными.

У этого растения к осени созревают темные шишечки.

На корнях у этого растения есть маленькие «фабрики», которые вырабатывают азотные удобрения.

Почки у этого растения сидят на стебельках-подставочках.

Это дерево зацветает первым. (Это — ольха.)

* * *


Плоды этого растения любят белки, да и мы, У этого растения самые длинные сережки. Большие листочки никогда не закрывают ма­ленькие.

Плоды созревают в августе.

Это кустарник или маленькое деревце.

(Это —лещина.)

* * *


У него тонкие ветки темно-красной окраски. Его используют для борьбы с оврагами. Это растение не боится ни жары, ни холода. У него сережки как меховые.

Это первый весенний медонос. (Это — верба.)

* * *

Имеет много сестричек.



Любит расти у воды.

Очень быстро размножается, даже кусочком веточки.

Широко используется в медицине.

Из его веток плетут корзины. (Это ~ ива.)



— Вы меня порадовали, правильно отве­тили на вопросы. Любите деревья и охраняйте их!

IV Домашнее задание.

скачать файл



Смотрите также:
Окружающий мир IV класс Учитель начальных классов: Хохлова Н. Н. Моу сош №92
88.99kb.
«Путешествие в страну Каникулярию» школьного лагеря с дневным пребыванием
472.89kb.
«Путешествие в страну Каникулярию» школьного лагеря с дневным пребыванием
389.65kb.
Разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Методическая разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Модуль: Основы православной культуры
75.98kb.
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги»
97.68kb.
Урок повторения и обобщения изученного. Урок: 57, с 56. Цель
40.81kb.
Растения леса
60.88kb.
Должностная инструкция учителя начальных классов моу сош №11 г. Майкопа
54.18kb.
Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс
1125.99kb.
Урок. Окружающий мир в 4 классе. Тема: «Мир чувств и эмоций». Учитель Рогова Л. В. 10-00 10-30 Самоанализ урока. Рогова Л. В. Обсуждение
14.22kb.