takya.ru страница 1
скачать файл
Урок с использованием ИКТ по физической культуре. Учитель: Леонова М.И. , декабрь, 2008г; 7в класс Тема: «Олимпийские игры. Символика, традиции». Цель: познакомиться с историей развития олимпийских игр древности, современных олимпийских игр, их символикой, традицией. Задачи: расширение кругозора, представления об истории развития олимпийских игр древности, современных олимпийских игр, их символикой, традицией; формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Оборудование: мультимедиа; справочники, энциклопедии по спортивной тематике. Место проведения: читальный зал. Ход урока:



содержание

дозировка

1.

Подготовительная часть.


  1. Сообщение цели, задачи урока.

  2. Вступительное слово учителя.

- Наш урок сегодня посвящен олимпийским играм. Не сомне­ваюсь, что сегодня интересный и позна­вательный урок не оставит вас рав­нодушными, ведь сегодня вы услышите рас­сказ об истории подлинно всемирного олимпийского движения, его правилах, традициях, философии, которая на­зывается олимпизмом, и, конечно, об олимпийской славе оте­чественного спорта. Тема сегодняшнего урока поможет вам понять, какую большую ценность для современного мира представляют такие достижения человече­ства, как олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры. Ведь вы - юные жители страны, которая на протяжении многих десятилетий славной олимпийской истории находится в первых рядах самого массового общественного движения современности. Страны, где выросли и достигли небывалых ранее высот спортив­ного мастерства сотни олимпийских чемпионов - обладателей самых значимых спортивных наград планеты. Гордитесь успехами российского спорта! Наша страна является не только великой спортивной дер­жавой, но и одним из мировых лидеров в олимпийском образова­нии молодежи. Познавая олимпийское движение вы сможете несравненно лучше понимать весь наш сегодняшний мно­гообразный, сложный и интересный мир.

А вот к всемирному успеху Олимпийских игр челове­чество пришло не сразу. Были поиски - удачные и не очень, были успехи и срывы. Не раз Игры и вовсе запрещались. Или правители запрещали своим подданным в них участво­вать.

Правителей-тиранов в каком-то смысле можно понять. Если ты все свои проблемы привык решать при помощи меча или, ска­жем, ракетной установки, тебе ни к чему спортивные битвы: тебе нужны битвы настоящие, кровопролитные! И в людях необходимо было воспитывать злобу, ненависть и свое превосходство над дру­гими.

Но в самом духе Олимпийских игр есть нечто противополож­ное этому. А именно - равенство всех перед стартовой чертой. По­этому Олимпийские игры - понятное дело! - и были ненавистны вышеупомянутым господам, которые очень старались эти Игры победить. Но так ничего у них и не вышло.

И знаете, никогда не выйдет! Слишком это прекрасное дело -Олимпийские игры. Ведь они принадлежат всему человечеству! Итак, что говорят нам легенды и мифы о возникновении олимпийских игр древности.

5 мин.
2 мин.

3 мин.



2.

Основная часть.

  1. Сообщения детей о легендах, мифах возникновения олимпийских игр древности.

В истории возникновения Олимпийских игр древности не­мало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. Да и сроки их проведения еще вызывают споры ученых. Но бесспорно, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в за­падной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олим­пийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факель­ная эстафета...А вот о возникновении Игр нам известно лишь из легенд и мифов, персонажи которых - почитавшиеся древними греками «боги» и герои. Итак, легенда первая... Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою свое­го беспощадного отца Кроноса -пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого зна­менательного события повелел проводить Игры, которые (по ме­сту, где они устраивались) получили название Олимпий­ских. Легенда вторая...Приду­мал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, тот самый, который совершил спои двенадцать леген­дарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры .Причем легенда донесла до нас одну очень, интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега - шестьсот стоп. Так появилась одна из наиболее распростра­ненных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в со­временные единицы, то получится, что дистанция составляла 192 метра 27 сантиметров.

Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревнований... А потом Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Например, панкратион- довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой.

Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса, внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эно-маем в состязаниях конных колесниц. В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святи­лище, где приносил жертвы. А еще - и это главное - он учредил Игры. Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четыре года. На время Игр на всей территории Древней Эллады наступал всеобщий мир. Нарушителя священного перемирия, которое име­новалось «экехирия», ждало суровое наказание!


  1. Презентация «Олимпийские игры древности».




  1. Рассказ учителя о современных олимпийских играх.

- - А теперь нам пора наконец отправиться в Олимпию, на насто­ящие Игры, о которых мы знаем уже не по легендам, а по более достоверным источникам - из исследований историков, хотя и не очень многочисленных. Вместе с новым временем, пришедшим к человечеству в XX веке, Олимпийские игры тоже начали стремительно преображать­ся. Они росли, ширились, обретали все новые черты. Как вы уже знаете, Игры в Афинах прошли более чем успешно. И вот греки предлагают навсегда оставить олимпийские соревно­вания в их стране: дескать, от добра добра не ищут.Однако МОК и Пьер де Кубертен были иного мнения. Родона­чальник Игр современности отстаивал международный, а точнее сказать - подлинно интернациональный характер этих спортив­ных праздников. Они должны в равной степени принадлежать всем людям, всем странам и континентам! Идея Кубертена нашла поддержку всего мирового спортивного сообщества. Крепнет, развивается она и сегодня. Но все же - каким способом выбирать город для проведения очередных Игр? Дело это очень непростое, и единого мнения до сих пор нет. Первоначально при выборе олимпийской столицы члены МОК старались исходить из какой-то важной идеи. Так, первые Игры прошли в Греции, и это понятно: возвращение к истокам, продол­жение славных традиций. Игры II Олимпиады (позже мы объясним, почему именно та­ким образом нумеруются Олимпийские игры) решено было провес­ти в Париже, на родине Пьера де Кубертена - в знак глубочайшего уважения к этому человеку. Игры III Олимпиады прошли в Сент-Луисе (США), потому что американские спортсмены на предыдущих двух Олимпийских играх выступали стабильнее и успешнее всех. Игры IV Олимпиады состоялись в Лондоне. Почему? Да пото­му, что Англия всегда славилась своими спортивными традиция­ми. Некоторые даже называют ее родиной современного спорта. Игры V Олимпиады прошли в столице Швеции Стокгольме: МОК хотел отдать дань уважения удивительным успехам этой не­большой страны к развитии спорта. В Швеции особенно была лю­бима гимнастика - вид спорта, как известно, очень гармоничный, очень красивый и строгий. А Игры VI Олимпиады в 1916 году просто... не состоялись: над миром разразилась Первая мировая война, которая принесла лю­дям неисчислимые беды. Война отняла у людей и великий спортивный . праздник...Но об этом речь еще впереди. А пока давайте-ка подробнее рас­смотрим Игры первых пяти Олимпиад. Они чем-то похожи друг на друга. Хотя каждая становилась новым большим шагом на олим­пийском пути человечества. Что важно здесь отметить? Первое - количество стран-участ­ниц: оно неуклонно росло. Вот как это выглядит: Афины - 14; Париж - 19; Лондон - 22; Стокгольм - 28. Правда, между Парижем и Лондоном был Сент-Луис. Там уча­ствовало всего 13 стран, даже меньше, чем на Играх в Афинах. Однако надо понять, что до Америки в те времена добираться было очень непросто. От Игр к Играм увеличивается и число видов спорта, входя­щих в программу, и количество разыгрываемых медалей. На пер­вом олимпийском форуме в Афинах разыгрывалось 43 комплекта медалей, а на пятом в Стокгольме - 109! Да, разница есть! О чем это говорит? Да только об одном: Олимпийские игры, олимпийские идеи становятся на земном шаре все более популяр­ными. Мировой спорт, да что там говорить - мировая культура уже не мыслят себя без них! Пьер де Кубертен -родона­чальник Игр современности.


  1. Сообщение учащегося о Пьере де Кубертене.

Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был интерес­ным, талантливым, энергичным и увлеченным человеком своего времени.

Успешно окончив колледж, Пьер поступил в парижский уни­верситет Сорбонна.

Он учился блестяще, увлекался многими науками, но основ­ные из них - история, педагогика, философия.

Поначалу Пьер отдавал предпочтение педагогике, а история и философия - лишь подспорье. Но затем, и неожиданно для себя, Кубертен буквально заболел историей, более точно - историей, куль­турой и литературой Древней Эллады.

Изучавшаяся им педагогика неожиданно открылась Пьеру с новой стороны: педагогика спортивная, физическое воспитание, спорт.

Еще в колледже он узнал о раскопках Древней Олимпии. Тог­да же у Пьера и его друзой возник план- впрочем, весьма фанта­стический - план восстановления Олимпии. Во всем ее былом величии и великолепии. Со всеми дворцами, храмами и спортив­ными аренами! Казалось, идея эта была неосуществима. Да и нельзя сделать «все как было», хотя бы потому, что время меняется безвозвратно. А все же прекрасная идея Кубертена не осталась пустым мечтани­
ем. «Сделать все как было» - эта мечта стала явью, но для этого
Пьеру де Кубертену понадобилась вся его жизнь. ,


В возрасте девятнадцати лет Пьер вместе с друзьями создал спортивный клуб. Здесь занимались футболом, фехтованием и греблей.Трудно представить себе, что когда-то - в сущности, совсем недавно! - вообще не было детского спорта. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, органи- затором международных сорев­нований. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди! Кубертен изучил системы физического воспитания многих стран и пришел к мысли исполь­зовать идею возрождения Олим­пийских игр для создания сис­темы всемирных спортивных со­ревнований. Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осу­ществлению великой идеи. Он объездил многие страны мира, спорил, убеждал, доказывал. Пи­сал сотни писем во всевозможные спортивные организации.

25 ноября 1892 года Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Он говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, приняли решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных дер­жав. О правилах и принципах проведения Игр должны были дого­вариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели мира. В Конгрессе приняли участие две тысячи человек из десяти стран, в том числе из России. 23 июня 1894 года на Конгрессе в Париже был создан Между­народный олимпийский комитет - МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена! Прошел век- и современная Организация Объединенных На­ций объявила год 100-летия МОК - 1994 год - Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию ООН призвала все государства соблюдать Олимпийское перемирие. День 23 июня ежегодно отмечается и десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.

Не надо думать, что Кубертен был только решительным и энер­гичным организатором: ездил с континента на континент, писал письма, произносил зажигательные речи... То есть было и это. А все же главная его заслуга в другом. Олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. Оно - гор­дость человеческого сообщества. При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только «прорабом», но и, что важнее, - глав­ным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олим­пийской философии, которая по его предложению, высказанному в 1912 году, именуется олимпизмом. Вот одна из важнейших идей олимпизма: спорт, культура, наука, искусство должны соединить­ся в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олим­пийским движением.

Идея эта, по правде говоря, осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше. Но прошло сто­летие, и Олимпийские игры теперь - самый яркий праздник человечества.

  1. Презентация «Олимпийские игры современности. Символика, традиции».




  1. Блицтурнир.

Работа в группах ( дети делятся на три группы. Каждой группе раздаются справочники, энциклопедии. За определенное время дети составляют вопросы –ответы из справочников. По очередности группы задают друг другу вопросы.


35 мин.

5 мин.


5 мин.
4 мин.

4 мин.


6 мин.

10 мин.


3.

Заключительная часть.


  1. Тест по истории олимпийских игр (слайды).

  2. Подведение итогов.

  3. Выставление оценок.

  4. Домашнее задание.




5 мин.




скачать файл



Смотрите также:
Олимпийские игры, их символика и ритуал
494.05kb.
«Олимпийские игры. Символика, традиции»
105.04kb.
История Олимпийских игр Где зародились Олимпийские игры?
61.32kb.
Краузе Татьяна Валентиновна Идентификатор 260-904-475
182.06kb.
Серия: XXII олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры 2014 года в г
16.74kb.
Информация о паспорте болельщика
46.04kb.
В 2012 году культурной столицей Европы выбраны сразу два города: Гимарайнш (Португалия) и Марибор (Словения). в 2012 году пройдут тридцатые по счету летние Олимпийские игры – с 27 июля по 12 августа. Место их проведения – Лондон
131.97kb.
В 2014 году в России пройдут XXII олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры
27.33kb.
Олимпийские игры
57.09kb.
Урок 4 "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"
104.51kb.
В какой стране зародились Олимпийские игры?
27.6kb.
Олимпийские игры впервые прошли в Древней Греции в 1 800 г до н э
34.85kb.