takya.ru страница 1
скачать файл

Журнал «Главная медицинская сестра», 2011

Опыт применения телекоммуникационных технологий в Оренбургском областном центре повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием

А.Е. ШУВАЛОВ,директор,

А.К. ЛЕПЛЯЕВА,заместитель директора по учебной работе,

Е.Г. ВЕККЕР,преподаватель терапии,

ГОУДПО “Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием”

В Оренбургском областном центре повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием постоянно идет поиск и освоение новых технологий обучения в системе последипломной подготовки специалистовс целью решения проблем, связанных с длительным отсутствием специалиста на рабочем месте и снижением материальных затрат учреждений здравоохранения на командировочные расходы.. Решение этих проблем при помощи выездных циклов также требует существенных материальных затрат и сопровождается целым рядом организационных проблем. Одно из перспективных направлений ,которое было выбрано Центром повышения квалификации для решения этих проблем – внедрение телекоммуникационных технологий.Работа наобширную аудиторию экономически выгодна и дает возможность привлекать в качестве преподавателей ведущих специалистов нашего региона, что существенно повышает качество образования.



Несколько слов о дистанционном обучении

Одна из новых форм обучения – дистанционное, т. е. обучение на расстоянии, с использованием новейших средств информационных технологий. Значимость и необходимость внедрения дистанционного обучения отражены в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы, принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 г. в Екатеринбурге, а также отраженыв резолюции Всероссийской научно-практической конференции “Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи” (2010 г., Нижний Новгород).Участники Всероссийской научно-практической конференции и члены Совета директоров постановили: «Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее реализации; активизировать работу по подготовке и внедрению дистанционного образования с использованием телекоммуникационных и информационных методик”. В процессе планирования и реализации поставленных задач были учтены все известные факторы эффективности дистанционного обучения, оценены его преимущества, изучено существующее нормативно-правовое обеспечение (1).

Факторы эффективности дистанционного обучения:


  • обеспечение непрерывности процесса обучения;

  • повышение доступности образования;

  • эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся;

  • обеспечение необходимого иллюстративного материала;

  • контроль обучающихся на любой стадии учебного процесса;

  • упрощение доступа к образовательным ресурсам;

  • возможность повышения квалификации работников здравоохранения без отрыва от работы.

Преимущества дистанционного обучения:

  • одновременная работа на большую аудиторию, расположенную в отдаленных регионах;

  • возможность привлечения ведущих специалистов в качестве педагогов, что существенно повышает качество образовательного процесса;

  • экономическая и организационная целесообразность как для учреждений здравоохранения, так и для Центра повышения квалификации.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий:

    • Приказ Минобрнауки РФ № 137 от 06.05.2005 об использовании дистанционных образовательных технологий, который гласит: “Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника…” (3).

    • Письмо Минобрнауки РФ № 16-52-138ин/16-13 от 29.12.2000 “О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО”. В нем, в частности, говорится: “Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)” (2).

Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении

Из ряда технологических решений телекоммуникаций нами была выбрана схема, позволяющая преподавателю и слушателям, находящимся в отдаленных аудиториях, общаться в постоянном режиме. Связь осуществляется в проводном режиме с использованием VPN ADSL технологий. Все задействованные в этой работе аудитории оснащены специальным оборудованием. Оно позволяет слушателям не только видеть и слышать преподавателя, но и общаться с ним. Преподаватель, соответственно, видит и слышит обучающихся, имеет возможность обратиться как к аудитории в целом, так и к каждому слушателю. Режим прямого общения исключает ряд недостатков, присущих традиционному дистанционному обучению. В настоящее время осуществляется работа с базовой аудиторией в г. Оренбурге и отдаленными аудиториями в городах Орске (Восточный регион Оренбуржья) и в Бузулуке (Западный регион Оренбуржья). Таким образом, в окончательном варианте схема выглядит так: одна базовая аудитория и две региональные, охватывающие западные и восточные районы области.Работа строится по принципу телеконференций и даетвозможность проводить лекционные занятия, невыезжая в областной центр.

Для передачи информации используются следующие методы и технологические приемы:


  • видео-лекции;

  • мультимедиа-лекции;

  • электронные мультимедийные учебники;

  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;

  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.

Весь подготовленный и представленный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видеоматериалы и т. д., проецируется на большой экран как в базовой, так и в отдаленных аудиториях. Наличие мультимедийного оборудования открывает преподавателям дополнительные возможности в оснащении лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов. С внедрением телекомунникационных технологий преподаватели были поставлены в необычные условия. Потребовалось время для того, чтобы привыкнуть к видеокамере, мониторам, научиться одновременно работать со слушателями, находящимися в одной аудитории с преподавателем и слушателями, находящимися в отдаленных аудиториях. Подбирались методы и формы работы с несколькими аудиториями одновременно. Внедрение информационных технологий привело к изменению стиля работы преподавателей и соответственно потребовало от них дополнительных знаний и навыков. Для этого было проведено:

  • Обучение преподавателей на компьютерных курсах по программе подготовки слайдовых презентаций: (36 ч для владеющих основами компьютерных технологий и 72 часа для начинающих.;

  • Изучение опыта применения различных методов общения с несколькими аудиториями посредством телекоммуникаций;

  • Оптимизация технологии создания компьютерных презентаций на заседаниях постоянно действующей в Центре повышения квалификации Школы педагогического мастерства для преподавателей;

  • Проведение мониторинга качества обучения по результатам анкетирования слушателей.

За период с января 2007 г. по май 2010 г. обучение прошли в целом по области3863 слушателей,в 3 телекоммуникационных аудиториях проведено 140 циклов, проведены 2 областные телеконференции и областные семинары. Анализируя заявки,поступающие из учреждений здравоохранения ,мы сейчас имеем возможность составлять перспективный план проведения телекоммуникационных циклов на весь учебный год. График проведения циклов получается очень плотный ,иногда аудитории работают в 2 смены с 9 утра и до 7 вечера.

Среди специалистов, обучение которых было запланировано и проведено по телекоммуникации:

- медицинские сестры офтальмологических, хирургических, психиатрических, терапевтических, дерматовенерологических и др.отделений;

- медицинские сестры яслей и садов;

- главные медицинские сестры;

- фельдшера и медицинские сестры ФАП;

- участковые медицинские сестры;

- клинические лаборанты;

- акушерки;

- операционные медицинские сестры и др.



Практические рекомендации для лекционных занятий

Основываясь на нашем опыте проведения лекционных занятий, можно дать следующие рекомендации для учреждений, внедряющих телекоммуникационные технологии в образовательный процесс:

• Необходимо постоянное общение с аудиториями для активного вовлечения слушателей в процесс обучения. Презентация лекции не должна быть перегружена текстовыми слайдами, так как это приводит к простому переписыванию текста и общение с аудиторией прекращается. В слайдах целесообразно использовать сочетание одного управляющего предложения или фразы и перечисления в виде отдельных учебных элементов расположенных вертикально, возможно, с применением эффекта анимации.

Время общения с отдаленной аудиторией должно быть не меньше, чем с базовой. Можно периодически переключать микрофон и давать возможность слушателям в отдаленной аудитории отвечать самостоятельно.

• Текстовая информация презентации лекции должна содержать лишь тезисы или определение понятий.

• Во время лекции эффективно использовать мини-проблемные задачи из трех-четырех коротких предложений и двух-трех вопросов. Опрос будет более эффективным, если индивидуально обращаться к конкретным слушателям. Это позволяет активизировать всю группу, а не только нескольких активных участников беседы.

• При решении задач возможно использование анимации с последовательным высвечиванием терминов или ответов.

• Паузы используются для комментариев или вопросов.

• Более эффективна для усвоения информация, представленная иллюстрацией, фото, диаграммой, алгоритмом действий медицинской сестры.

• Очень эффективна демонстрация учебных фильмов, в том числе созданных преподавателями Центра повышения квалификации.

• Пособие управляющего типа с рабочей тетрадью для лекций (кейс-технология). Содержит иллюстрации всех слайдов лекционной презентации, содержит необходимые информационные материалы в текстовом формате, содержит задания по подготовке к практическим занятиям и тексты задач. Есть возможность сделать индивидуальные записи и выполнить домашнее задание.

После проведения каждого телекоммуникационного цикла проводиться анализ анкетирования слушателей,оценка показателей успеваемости и качества обучения слушателей.По данным анкетирования 99% слушателей удовлетворены качеством проведения циклов ,положительно оценивают работу преподавателей ,отмечают новизну полученной информации ,вносят предложения по улучшению качества презентаций, увеличению количества демонстрационных видеофильмов. Сравнительный анализ процента успеваемости и качества обучения на телекоммуникационных и обычных циклах не выявил снижения этих показателей.

Дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных технологий является эффективным, положительно оценивается слушателями и обладает большим потенциалом развития.

Список использованной литературы:

1.Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи» 25 – 26 марта 2010 г. (Нижний Новгород).

2.Письмо Минобрнауки РФ № 16-52-138ин/16-13 от 29 декабря 2000 года: «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов…»

3.Приказ Минобрнауки РФ №137 от 6 мая 2005 года « Об использовании дистанционных образовательных технологий»



4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы // Главная медицинская сестра. 2009. № 12. C. 25–49.
скачать файл



Смотрите также:
Опыт применения телекоммуникационных технологий в Оренбургском областном центре повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием
82.07kb.
Тестовые задания для подготовки к аттестации специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Акушерское дело»
1026.7kb.
Отчет о проделанной учебно-методической работе, проведенной в 2008-2009 учебном году кафедрой математики и естественных дисциплин Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования
43.7kb.
Муниципального методического центра информационных технологий Аткарского муниципального района
43.72kb.
Доцент кафедры управления образованием Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России
176.65kb.
Повышения квалификации, порядок и содержание мониторинга качества планового повышения квалификации и др
52.4kb.
Повышения квалификации
46.66kb.
Центр повышения квалификации «Украэротренинг»
1413.14kb.
Вечер встречи выпускников. 30-летие школы. Школа как цветов букет
59.53kb.
Предложения по организации повышения квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций рк
65.64kb.
Решение совещания Нормативно-правовое направление
18.84kb.
Полезные сайты для учителей русского языка и литературы
47.33kb.