takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Организация Объединенных Наций

CMW/C/AZE/2



Международная конвенция
о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей


Distr.: 

13 January 2012

Original: Russian

Комитет по защите прав всех
трудящихся-мигрантов
и членов их семей


Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии
со статьей 73 Конвенции


Вторые периодические доклады государств-участников

Азербайджан*

[26 октября 2011 года]



Второй периодический доклад о выполнении Азербайджанской Республикой обязательств, предусмотренных Международной конвенцией
о защите прав всех трудящихся-мигрантов
и членов их семей

Содержание



Пункты Стр.

I. Введение 1−10 4

II. Положение в области трудовой миграции 11−53 5

III. Законодательство в области трудовой миграции 54−63 15

IV. Законодательство и Конвенция 64−89 16

A. Меры по применению и пропаганде Конвенции 64−74 16

B. Роль неправительственных организаций 75−76 18

C. Занятость трудящихся-мигрантов в Азербайджанской


Республике 77−89 18

V. Права трудящихся-мигрантов 90−125 20

A. Основные права и свободы 90−94 20

B. Труд и социальная защита 95−98 21

C. Налог и денежные переводы 99−100 22

D. Здравоохранение 101−106 22

E. Семья 107−109 23

F. Образование 110−112 23

G. Доступ к информации 113−117 24

H. Участие в культурной жизни 118 25

I. Обеспечение прав и суд 119−125 26

VI. Разрешения на жительство 126−146 27

A. Виды на жительство 126 27

B. Временное пребывание 127 27

C. Временное проживание 128−131 27

D. Постоянное проживание (статус иммигранта) 132−135 29

E. Беженцы и вынужденные переселенцы 136−139 29

F. Гражданство 140−146 30

VII. Незаконная миграция и борьба с торговлей людьми 147−224 31

VIII. Трудящиеся-мигранты из Азербайджанской Республики 225−245 42

A. Трудовая деятельность граждан Азербайджанской Республики
за рубежом 225−229 42

B. Обеспечение прав трудящихся-мигрантов из Азербайджанской


Республики 230−245 43

IX. Заключение 246−251 45



I. Введение

1. В Азербайджанской Республике созданы необходимые политико-правовые основы для практической реализации положений основополагающих международно-правовых документов в области прав человека. Азербайджанская Республика признает примат прав человека и привержена принципам универсальности, взаимозависимости и неделимости прав человека и основных свобод. Законодательство страны постоянно совершенствуется с целью полного соответствия международным стандартам в сфере политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

2. Конституция Азербайджанской Республики провозгласила высшей целью государства обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются в полном соответствии с международными договорами.

3. В деле обеспечения прав и свобод человека важную роль сыграли Указ Президента "О мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина" от 22 февраля 1998 года, Государственная программа в области защиты прав человека, утвержденная распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 18 июня 1998 года, и Национальный план деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике, утвержденный распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2006 года.

4. Для координации работ по претворению в жизнь национального плана деятельности была создана Рабочая группа, возглавляемая Омбудсменом страны. В работе Рабочей группы, наряду с государственными органами, активное участие принимают представители неправительственных организаций.

5. Необходимо отметить, что 18 июня отмечается в Азербайджанской Республике как День защиты прав человека. Также, по инициативе Омбудсмена, ежегодно с 18 мая по 18 июня в республике проводится месяц прав человека,


в рамках которого осуществляется ряд мероприятий.

6. Азербайджанская Республика ратифицировала большинство международных договоров в области прав человека.

7. В 2007 году Азербайджан подписал Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, в 2008 году ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. В декабре 2008 года Азербайджан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

8. Особое внимание уделяется сотрудничеству со структурами Организации Объединенных Наций, осуществляющими деятельность в сфере прав человека. Будучи одним из первых членов Совета по правам человека, Азербайджанская Республика активно участвовала в процессе реформирования структуры Организации Объединенных Наций по правам человека, включая институциональное развитие Совета, а также процедуры универсального периодического обзора. Наряду с этим, правительство Азербайджана тесно сотрудничает с соответствующими органами Организации Объединенных Наций, регулярно представляет доклады о принимаемых мерах по претворению в жизнь прав и свобод, предусмотренных в международных документах.

9. Азербайджан также признал компетенцию соответствующих договорных органов Организации Объединенных Наций рассматривать обращения лиц, считающих себя жертвами нарушения прав человека.

10. В рамках программы технического содействия Азербайджану по расширению возможностей и инфраструктуры для защиты прав человека, подписанной между правительством Республики и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), был проведен ряд просветительских мероприятий, таких, как организация семинаров по теме: "Представление периодических докладов в договорные органы Организации Объединенных Наций", тренинги для судей, прокуроров, работников юстиции, перевод международных документов на азербайджанский язык, их публикация и распространение.



II. Положение в области трудовой миграции

11. В современном мире регулирование миграционных процессов, защита прав мигрантов, в частности трудовых мигрантов, является одной из самых актуальных проблем. Для Азербайджанской Республики, придающей огромное значение демократическим ценностям и сделавшей успешные шаги на пути интеграции в мировое сообщество, обеспечение регулирования миграционных процессов в соответствие с международными нормами, защита прав трудящихся мигрантов и членов их семей является одним из приоритетных направлений развития.

12. В Азербайджанской Республике создана необходимая правовая база для реализации положений международных документов по защите прав и свобод трудящихся-мигрантов.

13. Меры, предпринятые на сегодняшний день, направлены в основном на легализацию деятельности трудовых мигрантов внутри страны, на пропаганду законной трудовой миграции. Легальная трудовая миграция необходима для полного обеспечения защиты прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

14. Трудовая миграция граждан Азербайджанской Республики за границу началась в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века и за прошедший период претерпела значительные изменения, как по своему характеру, так и по масштабу.

15. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века в результате политического и экономического кризиса, оккупации Армянской Республикой 20% территории Азербайджанской Республики, потери около 300 тыс. рабочих мест на оккупированных территориях, наличия около 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, а также в связи с переходом на новые социально-экономические отношения, ухудшением ситуации на рынке труда, миграция граждан Азербайджанской Республики за границу носила массовый характер.

16. В настоящее время миграция граждан Азербайджанской Республики за рубеж не носит массовый характер, а наоборот наблюдается тенденция к возвращению граждан, некогда покинувших страну, наряду с этим увеличивается число иностранцев, приезжающих в Азербайджан.

17. Основной причиной сокращения миграции граждан Азербайджанской Республики заграницу является ускоренное экономическое развитие страны, общественно-политическая стабильность и рост жизненного уровня населения. Анализ трудовой миграции граждан Азербайджанской Республики выявляет несколько основных направлений потока рабочих из Азербайджана в иностранные государства, в основном в Российскую Федерацию, Украину, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Германию, Беларусь и другие страны ближнего зарубежья. Как и в прежние годы, превалирующая часть граждан Азербайджанской Республики, являющихся трудящимися-мигрантами, находится в Российской Федерации, Украине, Беларуси и других странах ближнего зарубежья.


В основном они занимаются мелким предпринимательством и торговлей. Необходимо отметить, что увеличилось количество трудящихся-мигрантов отправляющихся в страны Западной Европы для осуществления трудовой деятельности в основном в области здравоохранения, образования, юриспруденции,
а также крупного бизнеса. Это в основном граждане Азербайджанской Республики, получившие образование в университетах Западной Европы и Северной Америки.

18. Вопросы, связанные с устранением проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся трудовой деятельностью за рубежом, решаются в рамках сотрудничества с соответствующими государственными органами данных стран. Сотрудничество осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений, а в случае отсутствия таких соглашений на основе межведомственных протоколов и соглашений.

19. Наряду с трудовой миграцией граждан Азербайджанской Республики
в другие страны имеет место и трудовая миграция иностранцев в нашу республику. Одним из важных вопросов является вопрос порядка въезда и пребывания трудящихся-мигрантов в Азербайджанской Республике. Согласно законодательству Азербайджанской Республики, гражданин иностранного государства, с которым установлен безвизовый режим, может находиться на территории Азербайджанской Республики в течение 90 дней. Гражданин иностранного государства, с которыми установлен визовый режим, имеет право находиться на территории Азербайджанской Республики на срок указанный в визе Азербайджанской Республики. Данным лицам предоставляется разрешение на временное пребывание на территории Азербайджанской Республики. При въезде в страну на основе визового режима гражданину иностранного государства или же лицу без гражданства, целью которого является занятие трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики, дипломатическими представительствами и консульствами Азербайджанской Республики предоставляется однократная въездная виза. Граждане иностранного государства или же лица без гражданства, нарушившие при въезде на территорию Азербайджанской Республики, требования Закона Азербайджанской Республики "О выезде из страны, въезде в страну и паспортах" (въехали на территорию Азербайджанской Республики без паспортов, с недействительными паспортами, визами или же другими документами, дающими право пересекать государственную границу) высылаются обратно в страну, из которой они приехали.

20. Для получения визы иностранцы или лица без гражданства должны предоставить в дипломатические представительства или консульства Азербайджанской Республики нижеследующие документы:



    • заполненную анкету

    • 2 фотографии (цветные, 3x4 см.)

    • паспорт иностранца (документ, подтверждающий личность лица без гражданства)

    • заявление принимающей стороны

    • чек о выплате государственной пошлины


21. В соответствии с двухсторонними соглашениями на взаимной основе трудовые мигранты, являющиеся гражданами Турецкой Республики, Японии (до 30 дней), а также Исламской Республики Пакистан (до 15 дней), имеют право на приобретение визы без выплаты государственной пошлины. Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами Беларуси, Грузии. Казахстана, Киргизии, Молдовы, Монголии, Узбекистана, России, Таджикистана, Украины, имеют право въезжать на территорию Азербайджанской Республики и находиться здесь в течение 90 дней без получения визы.

22. В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики иностранцы могут работать на территории страны после получения индивидуального разрешения на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности.

23. Согласно законодательству определенная категория иностранных граждан, в частности лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, или постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики, могут заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью без индивидуального разрешения.

24. Осуществление крупномасштабных международных и региональных проектов по добыче и транспортировке нефти и газа, общественно-политическая и макроэкономическая стабильность в стране, поток иностранного капитала и создание благоприятных условий в сфере бизнеса, высокие темпы роста экономического развития являются основными факторами, способствующими притоку иностранцев.

25. Проведение успешной экономической политики, привлечение иностранных инвестиций в нашу страну и создание благоприятных условий для развития бизнеса в целом, делают нашу страну привлекательной не только для иностранных инвесторов, но и для иностранных работников, что способствует увеличению в страну миграционных потоков.

26. Необходимо отметить также и высокий уровень толерантности в стране, который является не менее важным фактором, влияющим на миграционные процессы. В связи с этим следует отметить, что в отношении мигрантов до сегодняшнего дня не было зафиксировано ни одного факта правонарушения на национальной, этнической и религиозной почве.

27. Также необходимо отметить тот факт, что на увеличение количества иностранцев, работающих в нашей стране на легальной основе, влияет усовершенствование законодательства в области миграции, ужесточение санкций в сфере нелегальной миграции. Численность трудящихся-мигрантов увеличивается не только за счет иностранцев прибывающих в страну с целью занятия трудовой деятельностью, но и за счет легализации деятельности иностранцев, работающих на незаконных основаниях.

28. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2010 году 5900 иностранцев получили индивидуальное разрешение на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью, срок 2 808 индивидуальных разрешений, выданных в предыдущие годы, был продлен. В 2010 году в Азербайджанской Республике на основе индивидуального разрешения на 1 007 предприятиях работало 8 708 иностранцев, что в 1,5 раза превысило показатели (5 784) за 2009 год. В 2010 году трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики были заняты граждане 88 стран, среди которых преобладали граждане Турецкой Республики (4 044 человек), Великобритании (1 515 человек), КНР (429 человек), Грузии (316 человек), Индии (256 человек), США (239 человек), Ирана (197 человек) и России (165 человек).



Удельный вес иностранцев, работающих в Азербайджанской Республике, по странам происхождения на 1 апреля 2011 года

Всего: 8 948 человек



Страна

Количество иностранцев

Показатели в %

1.

Турция

4 105

45,88

2.

Великобритания

1 539

17,20

3.

Китай

500

5,59

4.

Грузия

340

3,80

5.

Индия

265

2,96

6.

США

237

2,65

7.

Иран

192

2,15

8.

Российская Федерация

172

1,92

9.

Филиппины

125

1,40

10.

Узбекистан

112

1,25

11.

Германия

91

1,02

12.

Италия

70

0,78

13.

Туркменистан

69

0,77

14.

Франция

65

0,73

15.

Канада

62

0,69

16.

Пакистан

61

0,68

17.

Австралия

59

0,66

18.

Казахстан

46

0,51

19.

Малайзия

44

0,49

20.

Нидерланды

41

0,46

21.

Южная Корея

39

0,44

22.

Румыния

36

0,40

23.

Украина

36

0,40

24.

Австрия

34

0,38

25.

Таджикистан

34

0,38

26.

Другие

541

6,05

29. Как и в предыдущие годы, основное количество иностранцев, работающих на основе индивидуального разрешения, приходится на долю строительства и добывающей промышленности. По показателям 2010 года 43,7% иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории Азербайджанской Республики, заняты в сфере строительства, 28,6% − в сфере добывающей промышленности. По сравнению с показателями на 2009 год наблюдается увеличение количества иностранцев работающих в этих сферах, в частности в добывающей промышленности − в 1,21 раза, в строительной сфере −
в 2,14 раза. Данный подъем в первую очередь связан с увеличением количества иностранцев, работающих на законных основаниях, с получением индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью.

30. В Азербайджанской Республике иностранные граждане занимаются трудовой деятельностью в основном в сфере промышленности, строительства, транспорта, торговли и услуг.



Занятость трудящихся-мигрантов по сферам экономической деятельности на 1 апреля 2011 года

Всего: 8 948 человек



Сфера экономической деятельности

Количество мигрантов

1.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство

53

2.

Добывающая промышленность

2 559

3.

Обрабатывающая промышленность

571

4.

Обеспечение электрической энергией, газом,
паром и кондиционированным воздухом

45


5.

Обеспечение водой; очистка грязных вод и выбросов

22

6.

Строительство

3 969

7.

Оптовая и розничная торговля, ремонт
автомобилей и мотоциклов


339

8.

Транспортное и складное хозяйство

64

9.

Обеспечение проживанием и общественное питание

238

10.

Информация и связь

204

11.

Финансовая деятельность и страховка

126

12.

Операции с недвижимым имуществом

65

13.

Профессиональная, научная и техническая деятельность

86

14.

Оказание административных и вспомогательных услуг

45

15.

Образование

353

16.

Предоставление медицинских и социальных
услуг населению

77

17.

Деятельность в сфере отдыха, развлечений и искусства

68

18.

Предоставление прочих услуг

59

19.

Ведение домашнего хозяйства; деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров
и услуг для собственного потребления

5

20.

Общее количество иностранцев

8 948

31. Существующее положение требует проведения необходимых мер по урегулированию миграционных процессов, а также обеспечению более эффективной защиты прав трудящихся мигрантов и членов их семей. С этой целью в последние годы проведен ряд мероприятий в этом направлении.

32. Начиная с 2010 года в Азербайджанской Республике применяется трудовая миграционная квота. Трудовая миграционная квота определяет максимальное количество иностранцев, которые могут заняться оплачиваемой трудовой деятельностью на основе индивидуального разрешения в Азербайджанской Республике в течение года. Квота устанавливается по сферам экономической деятельности.

33. Согласно "Правилам определения трудовой миграционной квоты", утвержденным Постановлением № 86 Кабинета министров Азербайджанской Республики от 4 июня 2009 года, предложения по трудовой миграционной квоте подготавливаются Государственной комиссией, состоящей из представителей соответствующих государственных органов, и утверждаются Кабинетом министров.

34. Трудовая миграционная квота на 2010 год была определена в количестве 10 700 человек, а на 2011 год − 9 815 человек.



График выполнения трудовой миграционной квоты
(по сферам экономической деятельности за 2010 год)

Сферы экономической деятельности

Количество индивидуальных разрешений, находящихся в силе

Квота на 2010 год

Вакансия

Выполнение
в %


Всего

8 708

10 700

1 992

81,4

Добывающая промышленность

2 494

2 700

206

92,4

Строительство

3 804

4 900

1 096

77,6

Обрабатывающая промышленность

592

600

8

98,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

62

300

238

20,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

338

350

12

96,6

Транспорт, складское хозяйство и связь

269

300

31

89,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

48

50

2

96,0

Финансовая деятельность

125

200

75

62,5

Гостиницы и рестораны

253

400

147

63,3

Образование

354

400

46

88,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

74

150

76

49,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

146

150

4

97,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных
услуг


149

150

1

99,3

Рыболовство и рыбоводство

0

50

50

0,0

35. В вопросах регулирования процессов трудовой миграции в Азербайджанской Республике задействованы следующие государственные органы:

  • Министерство труда и социальной защиты населения

  • Государственная миграционная служба

  • Министерство иностранных дел

  • Министерство внутренних дел

  • Государственный комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев

  • Государственная пограничная служба

  • Министерство здравоохранения

  • Министерство юстиции

36. Созданная указом № 560 Президента Азербайджанской Республики от 19 марта 2007 года Государственная миграционная служба осуществляет проведение государственной миграционной политики, развитие системы управления, регулирование миграционных процессов и прогнозирование в области миграции, координацию деятельности в этой области соответствующих государственных органов. За последние годы была развита инфраструктура Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики, усовершенствована ее материально-техническая база. С целью обеспечения полного контроля над миграционными процессами в пределах страны, упрощения процесса обращения лиц, обеспечения рассмотрения обращений иностранцев и лиц без гражданства по месту их пребывания, начали функционировать пять региональных управлений Миграционной службы и Миграционный отдел в Международном аэропорту Гейдара Алиева.

37. На основании соответствующего Плана действий, с целью предотвращения случаев нарушения миграционного законодательства на территории Азербайджанской Республики Государственная миграционная служба периодически проводит ряд совместных мероприятий с Государственной пограничной службой и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики.

38. Для ведения учета проживающих и временно пребывающих в Азербайджанской Республике иностранцев и лиц без гражданства, обеспечения необходимой информацией, участвующих в управлении миграционными процессами государственных органов, автоматизации связанных с миграцией работ по документации, проверке, запросам и анализу, а также усовершенствованию оказываемых в этой сфере электронных услуг распоряжением Президента Азербайджанской Республики "Об обеспечении деятельности единой миграционной информационной системы Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики" от 6 февраля 2009 года была создана единая информационная система в области миграции (Единая Миграционная Информационная Система (ЕМИС)), которая, в свою очередь, была интегрирована в Межведомственную автоматизированную информационно-поисковую систему "Въезд-Выезд и Регистрация". Указом № 276 Президента Азербайджанской Республики от 4 июня 2010 года было утверждено "Положение о единой миграционной информационной системе Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики". ЕМИС открывает возможности для получения полного представления о динамике происходящих в стране миграционных процессов, а также создает условия для проведения соответствующих мероприятий по борьбе
с незаконной миграцией. ЕМИС является информационной базой точных статистических данных о проживающих и временно пребывающих в Азербайджанской Республике иностранцах и лицах без гражданства, беженцах, а также выявленных незаконных мигрантах на территории страны.

39. В 2007 году была принята Государственная программа по созданию в Азербайджанской Республике системы биометрической идентификации, одной из целей которой является борьба с нелегальной миграцией. В целях создания достоверной системы учета и контроля приняты меры по совершенствованию Межведомственной автоматизированной информационно-поисковой системы "Въезд-выезд и регистрация", завершается работа над единой информационной системой в области миграции. Начата работа по созданию на пограничных пропускных пунктах миграционных сервисов, которые будут обеспечивать въезжающих в страну иностранцев информацией о правилах пребывания и проживания в стране.

40. За последние годы в рамках реализации Государственной миграционной программы осуществлены следующие мероприятия:


  • усовершенствована статистическая отчетность в сфере трудовой миграции

  • определены правила предоставления статуса иммигранта иностранцам и лицам без гражданства

  • усовершенствованы правила предоставления иностранцам индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики

  • проводятся мероприятия по созданию Единого миграционного информационного центра

  • учреждены правила добровольного размещения и содержания иностранцев и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о выдворении их за пределы Азербайджанской Республики, в Центре содержания незаконных мигрантов Государственной миграционной службы

  • утверждены "Правила определения трудовой миграционной квоты"

  • разработан проект правил по адаптации иммигрантов

  • разработан проект стратегии Азербайджанской Республики по реадмиссии

41. Одним из серьезных шагов, предпринятых с целью развития системы управления миграцией, является также подписание Президентом Азербайджанской Республики Указа № 69 о применении принципа "одного окна" в управлении миграционными процессами от 4 марта 2009 года.

42. Применение Указа способствовало управлению миграционными процессами в стране на основании более гибких и действенных механизмов, обеспечению оперативности в данной сфере и устранению ряда проблем, ожидающих своего решения.

43. Основная цель Указа Президента Азербайджанской Республики состоит в сосредоточении определенных полномочий по регулированию процессов миграции в едином органе – Государственной миграционной службе, который будет ответственен за законность и своевременность принятия решений, выдачу соответствующих разрешений и документов иностранцам и лицам без гражданства, изъявившим желание жить и работать в Азербайджане и имеющим на это законные основания. Теперь иностранный гражданин не должен будет ходить по различным инстанциям и собирать множество дублирующих друг друга документов, чтобы узаконить свое пребывание и трудовую деятельность в Республике. Достаточно обратиться в Государственную миграционную службу, которая принимает документы, выдает соответствующее разрешение на трудовую деятельность, продлевает срок временного пребывания иностранца в стране, дает ему разрешение на временное или постоянное проживание, то есть "вид на жительство", регистрирует его по месту жительства и выдает соответствующее удостоверение. Для удобства обращения на официальном сайте Государственной миграционной службы размещены формы заявлений, подаваемых для получения соответствующих разрешений, перечень необходимых документов, а также информация о размерах государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешений и документов.

44. Указом было введено еще одно новшество в совершенствование управления миграционными процессами: со дня применения принципа "одного окна", т.е. с 1 июля 2009 года, отменены выездные и возвратные визы, которые выдавались иностранцам. Теперь лица, получившие разрешение на временное или постоянное проживание в Азербайджане, могут выезжать из страны и возвращаться сюда на основании паспортов, либо других документов, удостоверяющих их личность, а также соответствующих удостоверений, выданных Государственной миграционной службой.

45. Использование современных информационных технологий, а также создание соответствующей базы данных имеет важное значение в регулировании миграционными процессами. В настоящее время ведется работа по интеграции базы данных в сфере миграции различных государственных органов, а также в области создания единой информационной системы по миграции и Государственного реестра населения Азербайджанской Республики.

46. Вопрос о создании единой системы информации в сфере миграции нашел свое отражения в "Государственной программе по реализации стратегии занятости Азербайджанской Республики (2007−2010 годы)", утвержденной распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 15 мая 2007 года,


а также "Государственной программе Азербайджанской Республики по миграции (2006−2008 годы)", утвержденной распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 25 июля 2006 года.

47. С целью обеспечения социальной защиты и защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей, Азербайджанская Республика подписала двухсторонние и многосторонние договора с некоторыми странами.

48. В частности, подписаны двусторонние Соглашения о сотрудничестве
в сфере миграции с Молдовой, Казахстаном, Киргизией, Украиной, Беларусью, также ожидается подписание такого рода соглашений с рядом других стран. Защита прав трудящихся-мигрантов, их социальная защита, облегчение процедур их трудоустройства являются основным содержанием этих соглашений.

49. Необходимо отметить, что Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики проводит двухсторонние переговоры с соответствующими органами иностранных государств. На данных переговорах осуществляется обмен информацией, консультации по вопросам миграции, предоставляется информация о политике, законах и правилах, касающихся миграции и найма, о соглашениях по миграции, заключенных с другими государствами. В основном консульские переговоры осуществляются со странами, в которые мигрирует большое число граждан Азербайджанской Республики для занятия трудовой деятельностью. На данных переговорах принимают участие эксперты Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики, Министерства труда и социальной защиты населения с целью ведения переговоров в области разрешения тех или иных проблемных ситуаций, возникающих в процессе регулирования процессов, связанных с трудовой миграцией. Главной целью данных переговоров является создание конструктивного диалога в области защиты прав и свобод граждан отдельных государств, живущих на территории других стран.

50. Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики предоставляет информацию соответствующим органам иностранных государств о принятых новых нормативно-правовых актах и об изменениях в законодательстве Азербайджанской Республики в области трудовой миграции.

51. В рамках Содружества независимых государств (СНГ) Азербайджанская Республика присоединилась к Соглашению "О сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" (1994 год). Данное соглашение в основном охватывает вопросы защиты социальных прав трудящихся мигрантов, взаимного признания дипломов и рабочего стажа, а также предусматривает осуществление обмена опытом и информацией по вопросам управления миграционными процессами. Вместе с тем Азербайджанская Республика присоединилась к Соглашению "О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией" (1998 год) и к Положению "О правилах обмена информацией в сфере незаконной миграции и единой базы данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которых в страны-участницы Соглашения о сотрудничестве стран членов СНГ в борьбе с незаконной миграцией запрещен существующим национальным законодательством", утвержденному Постановлением глав государств-членов СНГ от 25 января 2000 года.

52. Следует отметить, что Азербайджанская Республика осуществляет деятельность по использованию международных инструментов для более эффективного регулирования процессов миграции и в особенности трудовой миграции. С 2010 года начаты переговоры с Европейским союзом с целью подписания ассоциативного соглашения. В настоящее время, осуществляется работа по разработке статьи Ассоциативного соглашения, касающейся сотрудничества Европейского союза и Азербайджанской Республики в области миграции, убежища и пограничных вопросов. В данном контексте предусматривается развитие сотрудничества в области временной и постоянной трудовой миграции, борьбы с незаконной миграцией. После подписания Ассоциативного Соглашения предполагается подписание двух других немаловажных договоров связанных с облегчением визового режима и реадмиссией.

53. С целью повышения квалификации в области миграции Азербайджанская Республика также использует такой международный инструмент, как MIEUX (Миграция: экспертиза Европейского союза), созданный для поддержания процесса гармонизации законодательства стран участников этого процесса с Европейским законодательством в области трудовой миграции.



III. Законодательство в области трудовой миграции

54. Трудовая миграция в Азербайджанской Республике регламентируется Конституцией Азербайджанской Республики, Законами Азербайджанской Республики "О трудовой миграции" от 28 октября 1999 года, "Об иммиграции" от 22 декабря 1998 года, "О выезде из страны, въезде в страну и паспортах" от 14 июня 1994 года, "О борьбе с торговлей людьми" от 28 июня 2005 года, "О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства" от 25 июня 1996 года, Трудовым кодексом, рядом указов и распоряжений Президента и постановлений Правительства, а также международными конвенциями, двухсторонними и многосторонними соглашениями, ратифицированными Азербайджанской Республикой.

55. В 1994 году был принят Закон Азербайджанской Республики "О въезде
в страну, выезде из страны и паспортах". Этот закон соответствует международным стандартам и в соответствии с международными обязательствами принятыми Азербайджанской Республикой устанавливает правила получения паспортов, гарантирует свободу въезда в страну и выезда из страны.

56. Закон Азербайджанской Республики "Об иммиграции" регулирует процесс иммиграции в Азербайджанскую Республику иностранцев и лиц без гражданства.

57. Закон Азербайджанской Республики "О трудовой миграции" устанавливает правовые, экономические и социальные основы процессов трудовой миграции в Азербайджанской Республике, регулирует отношения, возникающие
в этой области.

58. Закон Азербайджанской Республики "О борьбе с торговлей людьми" устанавливает правовые и организационные основы профилактики торговли людьми, борьбы с торговлей людьми, а также правовой статус жертв торговли людьми в Азербайджанской Республике, регулирует вопросы защиты жертв торговли людьми и оказания им помощи.

59. С целью совершенствования законодательства в сфере миграции были внесены изменения и дополнения в законодательные акты в этой области.

60. В целях формирования единой законодательной базы в области миграции был подготовлен и представлен в Кабинет министров Азербайджанской Республики проект "Миграционного кодекса".

61. В проекте "Миграционного кодекса" Азербайджанской Республики нашли свое отражение положения об отсутствии необходимости в приобретении разрешения на занятие трудовой деятельностью иностранцам и лицам без гражданства, состоящими в браке с гражданами Азербайджана, получившим статус беженца, имеющим на иждивении детей, не достигших 18 лет или инвалидов I и II групп, являющихся гражданами Азербайджанской Республики, а также иностранцам и лицам без гражданства, привлеченным с разрешения Кабинета министров Азербайджанской Республики для работы в гуманитарных организациях.

62. Несмотря на то, что в действующем законодательстве указан порядок выдачи разрешения на трудовую деятельность сроком до одного года с последующим продлением максимум до четырех раз, а также необходимость выезда иностранца за пределы страны по истечении этого срока, в проекте "Миграционного кодекса" не предусмотрены ограничения по продлению разрешения на работу до четырех раз. Также в проекте нашел отражение пункт относительно возможности повторного обращения в течение пребывания в стране на законных основаниях лиц, получивших отказ от получения разрешения на трудовую деятельность (в случае предоставлении документов, подтверждающих устранение причин отказа).

63. В проекте "Миграционного кодекса" предусмотрены положения о возможности трудового мигранта покинуть пределы Азербайджанской Республики в течение десяти дней со дня истечения срока индивидуального разрешения или расторжения трудового соглашения раньше времени, при отсутствии иных оснований для его пребывания на территории страны. В проекте также нашли отражение положения, согласно которым срок разрешений на временное проживание в Азербайджанской Республике, выдаваемых мигрантам, будет на десять дней превышать срок действия индивидуальных разрешений на занятие трудовой деятельностью, либо будет предусмотрена возможность продления срока разрешений на временное проживание.

IV. Законодательство и Конвенция

A. Меры по применению и пропаганде Конвенции

64. В соответствии со статьей 148 Конституции Азербайджанской Республики международные договоры, участницей которых является Азербайджанская Республика, – неотъемлемая составная часть системы национального законодательства. Согласно статье 151 (Юридическая сила международных актов) Конституции Азербайджанской Республики при возникновении противоречия между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путем референдума) и международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры.

65. В национальном законодательстве учтены все права трудящихся-мигрантов и членов их семей, закрепленные в международных документах. Хотя в миграционном законодательстве Азербайджанской Республики и в проекте "Миграционного кодекса" конкретно не отражено предусмотренное в Конвенции понятие "трудящийся-мигрант", исходящие из него права и свободы закреплены в отдельных статьях и положениях в форме полностью отвечающей миграционной политике страны.

66. Необходимо отметить, что трудящиеся-мигранты могут получить соответствующее разрешение на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью еще до прибытия страну. И, таким образом, еще до въезда в Азербайджанскую Республику они приобретают все права трудящегося-мигранта отраженные в законодательстве страны.

67. Со стороны государственных органов, ответственных за регулирование миграционных процессов, а также в средствах массовой информации периодически проводится информационно-просветительская работа в сфере трудовой миграции, в частности по вопросам законодательства и вопросам, нашедшим отражение в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

68. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей является общедоступной на интернет-сайте www.e-qanun.az, который управляется Министерством юстиции Азербайджанской Республики.

69. Широкое использование тематики, связанной с международными конвенциями в сфере прав человека в процессе обучения судей, кандидатов на должности судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов, а также осуществление мероприятий, предусматривающих использование в судебной практике прецедентного права Европейского суда по правам человека, проведение исследований и изучение вопросов применения судами Азербайджанской Республики положений международных документов по защите прав человека, нашли отражение в Национальном плане деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике.

70. Основываясь на заключении № 4 Консультативного совета Европейских Судов о начальном и длительном обучении судей на национальном и европейском уровнях (2003 год) в мае 2007 года при Судебно-правовом совете учрежден Сектор по обучению судей и государственных обвинителей, где осуществляется подготовка, в том числе и кандидатов на должности судей.

71. За последние годы Судебно-правовой совет совместно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Ассоциацией юристов Америки и другими международными организациями регулярно организовывал многочисленные семинары для судей и государственных обвинителей, посвященные различным вопросам права. В программы данных курсов вошли также вопросы, связанные с обеспечением трудовых прав, предотвращением любых проявлений дискриминации против кого бы то ни было.

72. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 августа 2006 года, в целях повышения профессионального уровня лиц, получивших высшее юридическое образование на базе Учебно-правового центра Министерства юстиции была учреждена Академии юстиции Азербайджанской Республики. В учебную программу Академии юстиции включены различные темы, связанные с изучением международных документов относительно прав человека и основных свобод, в том числе и права на труд.

73. В то же время в центре внимания находятся вопросы обучения в области прав и свобод человека. В Академии юстиции в процессе осуществления обязательного обучения в целях допуска к профессиональной деятельности кандидатов, впервые принятых на службу в органы юстиции и прокуратуры, а также кандидатов в адвокаты, проведения первичного долгосрочного обучения кандидатов на должность судьи и постоянного обучения судей, особое внимание уделяется изучению законодательства и международных документов в области прав человека, в том числе защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

74. В 2010 году Государственной миграционной службой совместно с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, в сотрудничестве с представителями Международной организации по миграции, для сотрудников исполнительных, судебных и правоохранительных органов в южных и западных регионах страны были организованы курсы и семинары, посвященные статусу беженцев и лиц, ищущих убежища.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Организация объединенных наций
316.11kb.
Организация Объединенных Наций
526.36kb.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tza/Q/1-3
76.68kb.
Организация Объединенных Наций
829.98kb.
Организация Объединенных Наций ece/trans/WP. 15/AC. 2/2014/1
38.05kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/ecu/2009/Ad
110.84kb.
Руководство по выполнению Конвенции о всемирном наследии организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры
2725.38kb.
Организация Объединенных Наций ece/trans/WP. 15/AC. 2/2013/25
108.99kb.
Организация Объединенных Наций
295.69kb.
Классный час Тема. Организация Объединенных Наций на защите прав детей
66.24kb.
Организация Объединенных Наций A/hrc/AC/12/1/Ad
162.06kb.
Приложение A: Избранные документы и публикации для органов управления образованием и педагогов-практиков
96.5kb.