takya.ru   страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
§ 3. Конституционный принцип равноправия граждан

Классификация прав и свобод личности. Существуют различные классификации индивидуальных прав и свобод личности, а также граж­дан (одни права относятся к личности в целом, другие — только к гражданам, третьи — к определенной группе граждан, например до­стигших определенного возраста для обладания политическими права­ми). Чаще всего конституционные права и свободы подразделяются на четыре группы:

1) права и свободы, выражающие принцип равноправия (например, равноправие граждан перед законом);

2) личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосно­венность, достоинство личности;

3) политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государст­венную власть);

4) социально-экономические и культурные права, создающие юри~ дические условия для активного участия личности в социально-эконо­мической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры).

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конститу­ционные права, о которых будет сказано ниже. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений.

К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях;

ко второму — социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного стро­ительства в странах тоталитарного социализма;

к третьему — права, связанные в основном с глобализацией обще­ственной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права;

к четвертому — группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что любая классификация имеет услов­ный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры — это со­циально-экономическое право и одновременно право личности, гума­нитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер (вспомним пресле­дования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов). Право наций на самоопределение — коллективное и поли­тическое, право на забастовку — индивидуальное и социально-эконо­мическое. Такие примеры можно умножить.

Равноправие. Следует различать понятия «равенство» и «равнопра­вие». Люди неравны по своим физическим и психическим возможнос­тям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на Данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Кон­ституция предоставляет прежде всего равные права, т.е. одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности, хотя в современном социальном государстве основной закон, иные законы дают некоторые льготы (фактические преимущества) определенным категориям насе­ления (ветеранам, молодежи и т.д.). Однако несмотря на такой подход неравенство в использовании прав не ликвидируется. Например, самый богатый человек планеты Б. Гейтс (его состояние в 1999 г. пре­высило 100 млрд долл. США, а его компания «Майкрософт» впервые в истории оценивается в 500 млрд долл.) имеют неизмеримо большие возможности использовать для себя конституционные (и вытекающие из конституции) права, чем инвалиды, пенсионеры или «трудящиеся», об особой защите прав которых говорится в некоторых новейших ос­новных законах. Даже если рассуждать только абстрактно, абсолютно­го равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относит­ся также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей (как от­мечалось, определенные ограничения возможны для иностранцев, кон­ституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т.д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов.

Равноправие может быть осуществлено в условиях социального не­равенства, однако до определенного предела, поскольку социальное, неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей (на­пример, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих демократических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме).

Установление законом неравных прав граждан не соответствует об­щечеловеческим ценностям и называется дискриминацией — ущемле­нием в правах. В фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апар­теид, коренные африканцы, другие категории небелого населения не имели прав граждан (постепенный демонтаж системы апартеида на­чался за несколько лет до 1994 г.).

Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторо­нах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равно­правие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины (более поздние конституции содержат более широкий перечень аспектов равноправия). Равенство перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от долж­ностного, социального положения, образования лица, каких-либо за­слуг и иных качеств личности. Какие-то изъятия могут быть установ­лены только законом, если конституция допускает это.



Равноправие независимо от расы и национальности означает, что права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности. Ликвидированы человеконенавистнические режимы (практика «выс­шей расы», апартеид), решениями Верховного суда запрещена расовая сегрегация в США (разделение белых и цветных в местах обществен­ного пользования), однако расовая и национальная дискриминация существует, и не только на бытовом уровне.

Формой национальной дискриминации является языковая дискри­минация, направленная против русскоязычного населения (в некото­рых Прибалтийских республиках, ряде государств СНГ). Обязатель­ный государственный язык (например, английский, французский), на котором публикуются законы в некоторых странах Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии.

В ряде стран существуют резервации для коренного населения (в Канаде, Колумбии, США, в Австралии, Новой Зеландии). Резервации ограничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные членщ племени могут покинуть резервацию в любое время. Для осуществления прав разрозненно, а иногда и более или менее компактно проживающих национальностей создается культур­но-национальная автономия (Австрия, Венгрия, Швеция, Финляндия и др.). Компактно поживающие этнические группы создают террито­риальную автономию (о ней — ниже).

Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические усло­вия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако^цо сих пор в отдельных мусуль­манских государствах женщины лишены избирательных прав. До 1946 г. они были лишены избирательных прав во Франции, до 1971 г. — в Швейцарии (и сейчас там в некоторых кантонах женщины не участ­вуют в местных выборах), до 1999 г. — в Кувейте Их представительство в парламенте невелико (в США 2% в Сенате и 5% — в Палате предста­вителей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представитель­ства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Лишь в некоторых Скандинавских странах существуют законы, соглас­но которым число женщин и мужчин в правительстве должно быть равным, но среди депутатов парламента женщин все-таки меньше, хотя во закону в списках кандидатов должно быть равное количество жен­щин и мужчин. В Норвегии есть закон, согласно которому ни один пол не может занимать более 60% мест в Стортинге. Впрочем, против таких мер в этих странах есть и возражения: заявляют, что они стесняют свободу выбора. В ряде государств в последние десятилетия избирались 'женщины-президенты (Аргентина, Филиппины); в настоящее время женщины являются президентами республик в Ирландии, Ис­ландии, Латвии и Шри-Ланке. Есть женщины-монархи (Великобрита­ния, Нидерланды и др.), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Норвегия, Пакистан, Турция и др.). Тем не менее существует дискриминация в трудовых отношениях, на бытовом уровне. Особенно сильно она рас­пространена в мусульманских странах.

Наряду с тремя принципами равноправия в конституциях употреб­ляются и более широкие формулировки. Например, в конституциях ряда развивающихся стран говорится о равноправии независимо от племени (в некоторых странах различаются «благородные» и иные племена), от географического места рождения (есть местности, к уро­женцам которых, относятся недоброжелательно). Во многих конститу­циях говорится о равноправии независимо от происхождения, социаль­ного положения, образования и т.д.



§ 4. Личные права и свободы

В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Правда, в настоящее время во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например примене­ние оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся не­жизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных, которым жизнь причиняет тяжелей­шие страдания. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Эвтаназия фактически легализирована в Нидерландах (закона нет, по существует признанная практика), ее практиковали в США, в Великобритании (врачи понесли ответственность). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего. Аборт не считается лишением жизни, хотя в некоторых странах из конституционного права на жизнь сделаны выводы о запрещении абортов и об охране жизни еще до рождения (Словакия).

С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования — воссо­здание из клетки тела точной копии живого существа, что ведет к бес­конечности жизни данной особи (во многих странах такие работы офи­циально запрещены до тех пор, пока человечество не сумеет правильно оценить все последствия клонирования человека).

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен­ность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заклю­чение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими между­народными преступлениями. Правда, у некоторых племен в отдельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя зако­ном оно запрещено.

Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека, свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).

Полицейское задержание с доставкой в участок может быть осу­ществлено полицейским служащим при нарушении лицом обществен­ного порядка; возможно задержание подозреваемого в преступлении, в терроризме, в подготовке преступления. Срок задержания ограничен: оно составляет обычно 48—72 часа (в ряде развивающихся стран уста­новлены более длительные сроки — до 180 дней в Индии по закону о террористах). В некоторых случаях возможны другие основания для длительного задержания (например, для установления личности нару­шителя границы, бродяг), но всегда с санкции судьи. В Иране возможно бессрочное задержание преступника, застигнутого на месте преступ­ления.

Главной юридической гарантией против необоснованного задер­жания считается институт habeas corpus, возникший в средние века в Великобритании1 и теперь принятый под этим же названием в боль­шинстве стран. Он означает, что любой задержанный по его требова­нию должен быть немедленно доставлен к судье и тот решит, освободить задержанного под залог или отправить в тюрьму. В странах Латинской Америки существует аналогичный институт — proceso am-paro.

Свобода личности связана с правом человека на доступ к информа­ции о нем в госдарственных учреждениях и на ее исправление (Польша и др.)- Во многих странах Восточной Европы (Чехии, Польше, Прибал­тийских государствах и др.) приняты законы о люстрации («высвечи­вании»): проверке данных государственной безопасности о людях, вы­явлении прежних агентов, которым запрещены определенные долж­ности и виды работ.

Свобода личности не исключает принудительного лечения некото­рых больных, например с психическими заболеваниями, временной изоляции других больных с крайне опасными заболеваниями для ок­ружающих. Но осуществляется это во всех случаях по судебному по­становлению.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, уни­жающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помо­щью особого иска о защите чести и достоинства (например, при публи­кациях в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клеве­те, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его обо­снованности влечет обязайность публикации опровержения, извине­ния и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болга­рия, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародова­ны без ведома лица, запрещается и их использование во вред личности. Запрещены сбор и хранение информации о личной, интимной жизни человека. Некоторые конституции (например, Конституция Перу 1993 г.) предусматривают особые формы судебного процесса, связан­ные с истребованием личностью от государственных органов имею­щихся у них данных о себе или с нарушением правил их обнародования («процесс о данных»).



Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государ­ственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяже­нии веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь эта право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (от­носиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма гово­рится не об иных, а об антирелигиозных, атеистических взглядах). Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (это обязательно для членов коммунистических партий и их молодежных организаций). Гражданин, если его религиозные убеж­дения противоречат несению военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (на тяжелых или непрестиж­ных работах и с более длительным сроком). Верующие вправе совер­шать религиозные культы, которые не должны нарушать обществен­ный порядок, мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Церковные объединения могут обучать детей в рамках обя­зательной программы или факультативно, но изуверские (тоталитар­ные) секты, наносящие вред здоровью и калечащие людей психически законом запрещены. Запрещается дискриминация на религиозной ос­нове, но кое-где определенные церковные организации (церковь, при­знанная государственной) пользуются преимуществами или государ­ственной поддержкой (например, католики в Северной Ирландии, Ис­пании, мусульмане в арабских странах, иудеи в Израиле, восточная православная церковь в Болгарии и Греции, англиканская церковь в Великобритании, лютеранство в Дании). Провозглашение законом какой-либо религии или церкви государственной не исключает свобод­ного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государственного бюджета, назначение высших священни­ков главами государств — монархами (глава государства одновременно считается главой государственной церкви), оплату священников в вой­сках из государственного бюджета. В Великобритании в Палате лордов «по должности» заседают высшие церковные иерархи государственной церкви. В Ливане места в Палате депутатов строго распределены между представителями религиозных групп (христиан-маронитов, право­славных христиан, мусульман — суннитов и шиитов), таким же обра­зом распределены и основные государственные должности (Прези­дент v- христианин-маронит, Премьер-министр — мусульманин-сун­нит, Председатель Палаты депутатов — мусульманин-шиит, его замес­титель — православный). В ряде стран Латинской Америки осущест­вляется государственный патронат над определенной церковью: прези­дент назначает епископов из числа кандидатур, предложенных ему цер­ковью. Религиозные объединения обычно являются юридическими ли­цами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия, уч­реждения (обычно создают сельскохозяйственные, художественные предприятия, учебные заведения), на их работников распространяется законодательство о труде, о социальном страховании.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (тер­мин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут от­носиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, воз­можен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экс­тренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам, для преследования преступника, предотвращения гото­вящегося или пресечения совершаемого преступления). Для обыска и выемки необходимо присутствие понятых — беспристрастных свидете­лей, которые должны удостоверить происходящее и подписать прото­кол, фиксирующий действия и их результат.

Конституционным правом личности является тайна переписки, те­лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электрон­ной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозре­ваемых с совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер (в 1997 г. суды США разрешили 2 млн таких прослушиваний у 1186 лиц). Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих ; политических противников избирательным штабом Президента Р. Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке Президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности путем особой процедуры, и последующего уголовного про­цесса). Это дело широко известно как «уотергейтское» (по названию отеля, где были установлены подслушивающие устройства).



Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных кате­горий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых за­болеваний, в условиях чрезвычайного положения.

К личным правам относится свобода петиций — индивидуальных или коллективных обращений со своими частными нуждами к парал-менту, президенту, иногда — к местным органам самоуправления (в Италии). Если в петициях выдвигаются политические требования, это право может стать политическим (об этом — ниже).

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра­титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарно­го социализма такое право не признавалось, а «бегство за границу» считалось уголовным преступлением. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтерна­тивную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государст­венную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию. Ограничения действуют обычно не более 10 лет.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе­рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квали­фицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.



§ 5. Политические права

Политические права связаны с участием в общественно-политичес­кой жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользо­ваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств). Они могут пользо­ваться также правом на объединение в организации социального, куль­турного характера, но в данном случае право на объединение не высту­пает как политическое право.

К числу политических прав, давно получивших закрепление в кон­ституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свобо­ду выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам (произнесение речей на частных встречах или собраниях не есть осу­ществление свободы слова в политическом, конституционном значе­нии этого понятия). В те далекие времена/когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные вы­ступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась пе­чать, а в настоящее время все большее значение приобретают электрон­ные средства массовой информации, особенно телевидение, Интернет. Новейшим выражением свободы слова стали конституционные фор­мулировки о свободе информации, хотя в данном случае имеются в виду не только вопросы политической жизни, речь идет не только о праве выражать и распространять мнения, но и о праве искать инфор­мацию, черпать ее из всех доступных источников законным способом.

Государственные органы и общественные объединения обязаны бес­платно предоставлять информацию о своей деятельности, если она не является конфиденциальной. Органы публичной власти обязаны обес­печить доступ к несекретным документам, право доступа на заседания коллегиальных органов, сформированных путем всеобщих выборов с возможностью записи звука и изображения.

Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специ­альных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по элек­тронным средствам массовой информации, выход в свет определенных материалов, право любого лица, объединения учреждать и иметь в соб­ственности средство массовой информации. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убежде­ния, однако за нарушение законов о печати, о средствах массовой ин­формации он несет ответственность. Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заве­домо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений). Материальная гражданская от­ветственность установлена за умаление чести и достоинства человека. Нельзя также разглашать профессиональную тайну — врачебную, тайну следствия и др.

В соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. конституции многих стран устанавливают и другие ограниче­ния. Запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей наци­онального, языкового, иного превосходства. Такие положения особен­но часто встречаются в основных законах постсоциалистических госу­дарств, что связано с их прошлым. Во многих странах запрещены не­пристойные выражения публично, порнография. По закону Италии 1999 г с 7 до 23 часов по телевидению нельзя показывать сцены наси­лия и секса Создана специальная комиссия, которая разрешает показ определенных картин в другое время. Специальные наблюдательные советы по вопросам средств массовой информации или на телевидении существут во многих других странах, они обычно состоят из парламен­тариев, представителей общественных объединений, деятелей культу­ры. Запрещено публичное проявление неуважения к суду, нарушение тайны частной жизни, ограничивается реклама определенных изделий и по времени.

В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалис­тической пропаганды, которая составляет «контрреволюционное прес­тупление».

При нарушении законов о средствах массовой информации воз­можно наложение ареста — запрещение распространения издания, те­левизионной передачи и т.д. Решение об аресте обычно принимается в судебном порядке (на основе судебного приказа, т.е. специального по­становления судьи, но возможно на короткое время, а также полицей­скими властями, например, в Италии на 48 часов). В развивающихся странах такое право имеют и органы исполнительной власти. Конфис­кация издания, кассет, что означает последующее их уничтожение, воз­можна дишь на основе коллегиального решения суда. Ликвидация средства массовой информации возможна лишь по судебному ре­шению.

Для деятельности средств массовой информации необходима их регистрация в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати). Это не означает выдачу разрешения: создание средств массовой информации свободно. Регистрация является спосо­бом учета, одновременно она означает предоставление газете, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержание средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они по­лучают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер прессы или телевизионных передач. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвен­ным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в слу­чае, если они принадлежат государству Косвенный контроль осущест­вляется через публичные корпорации с участием государства, которо­му принадлежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соот­ветствующего законодательства, через министерство информации (пе­чати), регистраторов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой ин­формации, поскольку это нарушает свободу слова.

Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного соци­ализма, говорится о свободе объединения в политические партии, про­фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Право на объединение реализуется явоч­ным порядком (не нужно какого-либо предварительного уведомления или разрешения властей), нередко по закону для создания объединения достаточно трех человек. В партии, политические объединения могут вступать только граждане, в другие — и неграждане. Право на объеди­нение может быть ограничено законом для военнослужащих, а право вступать в партии может быть ограничено для судей, прокуроров, не­которых других государственных служащих, находящихся на государ­ственной службе В некоторых мусульманских странах партии вообще запрещены как нарушающие единство мусульманской общины (уммы). Иногда (особенно в развивающихся странах) говорится, что партии не могут создаваться на этнической, расовой, религиозной ос­нове.

Детально положение различных объединений обычно регулируется четырьмя видами законов: о политических партиях, о социально-эко­номических и иных объединениях, не имеющих главной целью извле­чение прибыли, о религиозных обществах и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья деятельность связана с получением доходов. Последний вид организаций регулируется нормами гражданского (торгового, частного) права и, как и религиозные обещства, по класси­фикации не относится к общественным (социальным) объединениям. Иногда существуют отдельные законы о профсоюзах, о кооперативах.

Право на объединение реализуется также путем создания и деятель­ности общественных учреждений, которые не имеют членства и цель которых состоит в оказании определенных социальных услуг. К ним близки органы общественной самодеятельности (уличные, родитель­ские в школах и иные комитеты); часто возникают различные общест­венные движения (например, за охрану природы), которые также не знают постоянного членства и в которых иногда есть только коллектив­ные члены.

Конституции устанавливают, что организация и деятельность об­щественных объединений должны быть подчинены демократическим принципам (Испания). Даже если они занимаются политической дея­тельностью (в некоторых странах это прямо запрещено, например профсоюзам, религиозным объединениям) и оказывают давление на государственную власть, все же их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах то­талитарного социализма общественные организации вовлекаются в по­литику, но под руководством коммунистической партии: они рассмат­риваются как «приводные ремни» от партии к массам.

В отличие от объединений, занимающихся извлечением прибыли, общественным организациям не нужно получать лицензии (разреше­ния на деятельность), но объединения, имеющие уставы, должны заре­гистрироваться (быть занесены в реестр) и представлять регистратору (обычно министерству юстиции) данные о своем финансовом положе­нии. Вмешательство государства в деятельность общественных объеди­нений запрещается, но и объединения не должны брать на себя полно­мочия государственных органов. Ликвидация общественных объеди­нений возможна путем самороспуска или по постановлению суда (после предупреждений регистратора и с апелляцией)

Более подробно о правовом положении объединений говорится в специальной главе.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра­ний, митингов (собраний под открытым небом) и демонстраций (собра­ний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстрации). В некоторых странах право собраний принадлежит и не гражданам. Это формы выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование свободы собраний различно в зависимости от рода собрания. Частные собрания (вечеринки, собра­ния друзей и т д.) правом не регулируются. Правовое регулирование относится к публичным собраниям. Для собрания в закрытом помеще­нии не надо ни разрешения властей (мэрии, полиции), ни их уведомле­ния, хотя нужно иметь, например, разрешение собственника занять принадлежащее ему помещение на определенное время. Нельзя прино­сить с собой колющие и режущие предметы, предметы, которые могут причинить вред другим людям и собственности. Если организаторы собрания считают, что возможны беспорядки, они могут обратиться в полицию с просьбой прислать ее представителя, который не вправе вмешиваться в ход собрания (его открывает, ведет и закрывает предсе­дательствующий). Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, предста­витель полиции может действовать самостоятельно.

Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу пере­движения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за два дня, во Франции — за три, в Великобритании — за шесть дней). Кроме того, в ряде европей­ских стран полиция вправе запретить на два-три месяца всякие публич­ные собрания на открытом воздухе в контролируемом ею районе, если сочтет, что такое собрание связано с этническими и религиозными вопросами и может привести к общественным беспорядкам. Собрания не разрешаются в таких местах, где заседает законодательный орган, где находится резиденция главы государства.

Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены местному органу власти или полиции при уведомлении или обращении за разре­шением. Это относится и к демонстрациям, но не к пикетам.

Для демонстраций существуют более жесткие требования: местный орган власти утверждает маршрут движения, может ограничить число участников демонстрации. При отклонении от установленного мар­шрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с примене­нием силы и технических средств. В развивающихся странах полиция при несанкционированных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значительные человеческие жертвы. В Европе — в Румынии во время «похода шахтеров» на Бухарест в феврале 1999 г. 350 человек со стороны шахтеров и спецназа были ранены.

Особую формулшеет пикетирование — публичное выражение кол­лективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиле­ния, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, J другими изобразительными средствами. Пикеты возле высших орга­нов государственной власти (у парламента) обычно разрешены, но на определенном удалении.

К числу политических прав, как отмечалось, может относиться право петиций. Военнослужащие вправе подавать только индивидуальные пе­тиции. В мусульманских странах этому праву соответствует право лю­бого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социализма праву петиций от­части соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявления­ми во все органы государственной власти, включая высшие.

Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифи­цированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государ­ственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей. Подробнее о государственной (в терминологии других стран — публичной, гражданской) службе будет сказано ниже.



скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Основы правового статуса личности § Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности
686.91kb.
Реферат по теме: «Конституционно-правовой статус правительства»
349.75kb.
Граф научных интересов
25.57kb.
Влияние семьи на становление личности
171.96kb.
Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов
275.55kb.
Урок обществознания "Правовые основы брака и семьи" Эпиграф к уроку: Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. ( Унамуно)
126.53kb.
1 Правовой статус консульских должностных лиц в соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях
1466.77kb.
3 профессиональная психология личности психологическое изучение профессиональной деятельности тесно, связано с проблемами психологии личности
384.27kb.
Понятие, предмет и сущность конституционного права зарубежных стран
51.31kb.
Рабочая программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»
368.83kb.
I. Административное право как отрасль правовой системы РФ. Понятие административного права. Предмет и метод административного права
24.44kb.
Программа «Гражданско патриотическое воспитание составная часть системы формирования личности обучающегося»
249.61kb.