takya.ru   страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
§ 6. Социально-экономические права

Социально-экономические права связаны с защитой жизненных интересов людей, жизнеобеспечения. Большинство людей не могут по­лагаться только на свои силы, но они не должны быть и иждивенцами у государства: никакое общество этого не выдержит. Поэтому предо­ставляя социально-экономические права, государство соразмеряет их реализацию с имеющимися возможностями, возлагает на человека обя­занность заботиться о себе. Эти права не могут защищаться (в том числе в судах) ссылками на конституцию, а только на законы, произ­водные от нее (Испания). В некоторых случаях государство гарантиру­ет отдельные из этих прав только' частично. В США оно гарантирует сбережения в банках граждан (их право собственности) только до 100 тыс. долл., а большие суммы по закону банки обязаны перестрахо­вывать от риска.

Отношение к социально-экономическим правам в различных стра­нах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им прида­ется особое значение, и они находятся на первом месте в главе консти­туций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических кон­ституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.

В конституциях, принятых до Первой мировой войны, не говори­лось о социально-экономических правах личности и граждан. Включе­ние таких положений в широком масштабе (отдельные упоминания встречались в Конституции Мексики 1917г., Веймарской конституции Германии 1919 г.) связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После Второй мировой войны поло­жения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капиталистических стран (в японскую 1946 г., итальян­скую 1947 г.). Однако и сейчас не только в действующих старых кон­ституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм о социально-экономических правах граждан, а во многих слу­чаях (в том числе и в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положения сформулированы как пожелания, как оп­ределенные намерения государства (вспомним, что говорилось выше о моральных правах). К тому же нормы о социально-экономических пра­вах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработи­цы). В ряде стран положения о социально-экономических правах вклю­чены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Испания, Индия, Нигерия, Филиппины и др.).

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Какую-то собственность, хотя бы на незначительные предметы домашнего обихода, иные изделия, элементы окружающей природы, имеют все лица, даже те, которые в джунглях или на затерянных островах ведут первобытный образ жизни В конституциях речь идет прежде всего о собственности, обес­печивающей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью, хотя имеются и другие понятия частной соб­ственности (например, в марксизме). Однако крупную частную собст-венньсть (особенно ту, которая определяется в марксизме как собст­венность на средства производства) не могут иметь все члены общества, определенная часть их ее лишена и вынуждена работать по найму у государства, у коллективных собственников (например, акционерных обществ) или индивидуальных предпринимателей. Выход из такого положения марксисты видят в уничтожении частной собственности, которую они характеризуют как эксплуататорскую (речь идет о собст­венности на средства производства, существование же собственности как таковой и права собственности марксизм не отвергает). Такая лик­видация частной собственности может быть осуществлена, с точки зре­ния марксизма-ленинизма, путем сплошной национализации средств производства, чтобы сделать всех работниками «единого государствен­ного синдиката», или путем добровольного кооперирования крестьян, кустарей и ремесленников, что рассматривалось как преобразование частной трудовой собственности в общественную социалистическую, хотя на практике это вылилось в насильственное KOonepnpoBaHHev что повлекло за собой в СССР миллионные жертвы. В настоящее время в некоторых сохранившихся странах тоталитарного социализма (кроме КНДР) частная собственность и предпринимательская деятельность допускаю/гея, причем иногда в довольно широких масштабах (КНР).

Представители других научных направлений видят пути преодоле­ния указанного противоречия в создании «среднего класса», который должен стать преобладающим в обществе с высоким уровнем жизни, или в превращении наемных работников в совладельцев предприятий (путем покупки акций, участия в прибылях, в управлении предприяти­ем и т.д.), в ограничении прав собственника в соответствии с концеп­цией социальной роли частной собственности и т.д. Есть и иные науч­ные взгляды, в соответствии с которыми считают, что современные производительные силы в эпоху постиндустриального информацион­ного общества переросли рамки частной собственности на средства производства, становящейся экономически невыгодной для владель­цев и тормозящей развитие производства. Считается, что само развитие производства ведет к обобществлению собственности в самых различ­ных формах, в том числе путем создания «народных предприятий», которые принадлежат работающим на них лицам (таких предприятий, в том числе принадлежащих профсоюзам, довольно много в некоторых Скандинавских странах, есть они и в США).

О праве собственности в том или ином объеме говорится практичес­ки во всех конституциях (кроме временных). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкоснрвенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях част­ной собственности, о том, что она обязывает собственника (Бразилия, Германия, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. Возможна национализация отдельных отраслей хозяй­ства, обслуживающих общественные потребности (электроэнергетика, вода, газ, нефть, автомобильные заводы), впрочем, на практике это положение толкуется весьма расширительно: национализация самых различных объектов происходила в Великобритании, Египте, Италии, Франции, Мексике и т.д. В общественных интресах может применять­ся секвестр (ограничение распоряжения собственностью), в условиях военного положения возможна реквизиция — временное изъятие соб­ственности, например для целей обороны государства, но за плату, воз­можно временное изъятие на таможне запрещенных к вывозу предме­тов (их конфискация в доход государства производится только по су­дебному решению), может быть ограничено право собственника распо­ряжаться землей (в городах, сельскохозяйственными землями и др.). Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизиции и некоторых других случаев) может быть изъято только в общественных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возмеще­нии, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.

Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Однако во многих странах иностранцы не могут иметь права собствен­ности на землю, на природные подземные богатства. Кроме того, неко­торые объекты изъяты из оборота и не могут находиться в собственнос­ти отдельных лиц (яды, определенные виды оружия и др.). По класси­ческому мусульманскому праву четыре «стихии» — пастбища, вода, воздух, огонь — являются предметами общего пользования и не могут находиться в собственности частных лиц. На самом же деле на землю и воду во многих мусульманских странах давно утвердилась частная собственность.

Конституции стран тоталитарного социализма исходят из деления собственности на предметы производства и предметы потребления (обихода). Последняя форма собственности характеризуется консти­туциями как личная собственность, ее защита гарантируется. Допуска­ется также частная трудовая собственность: собственность единолич­ных крестьян, кустарей, ремесленников на ограниченные по размерам средства производства, орудия труда и т.д. В этих странах устанавли­вается неравноправное положение различных видов собственности. Законом установлены преимущества для владельцев социалистичес­кой собственности (государственной и иной общественной, т.е. собст­венности различных объединений работников, прежде всего производ­ственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая повышенной правовой защите.

В современных конституциях все чаще говорится об интеллекту­альной собственности, связанной с творческим трудом (например, об авторских правах). Речь идет о нематериальной собственности, напри­мер, на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

С правом собственности связано право на свободную хозяйствен­ную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая дея­тельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, ли­цензия с указанием разрешенных видов деятельности. Предпринима­тель ведет дело на свой риск и ответственность, устанавливает цены на свою продукцию (если они не регулируются государством). Государст­венные органы не вправе диктовать, какую продукцию ему следует производить.

Злоупотребление этим правом недопустимо. Во многих странах за­прещена монополистическая деятельность — создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены на свою продукцию, запрещено ограничивать свободу законной конкуренции, действуют специальные законы о защите прав потреби­телей, организованы общества потребителей (общественные объедине­ния), деятельность которых нередко довольно эффективна, запрещена недостоверная реклама.

К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллек­тивный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например, работа на садовом участке). Конституции стран тоталитарного социа­лизма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государ­ством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во мно­гих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10—15 лет после социалистических революций была ликвидирована, правда, за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оп­латы труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми ра­ботниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах по­ложение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после Второй мировой войны и сопровождалось оговоркой о помощи безработным со стороны государства. Это право вовсе не означает обя­занности государства трудоустроить всех желающих, хотя государство должно предпринимать соответствующие меры. Оно дополняется по­ложением о свободе труда, т е. о праве заниматься любым видим труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против принудительно­го труда. В демократических странах принудительный труд допускает­ся на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения

Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социа­листических конституциях обычно говорится об оплате труда в зави­симости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами уста­новлен обязательный почасовой (в США 5,05 долл.) или помесячный минимум оплаты труда (во Франции лица с низкими доходами полу­чают пособие от государства с тем, чтобы их общий доход составлял около 4300 франков в месяц, т.е. около 860 долл. США). В случае вынужденной безработицы выплачивается государственное пособие. Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей или средней заработной платы (в Великобритании — 50—60%, в Герма­нии — 30—35%, в Швеции — 80%) и выплачивается не более года (в Канаде — 8 месяцев) и только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице (в большинстве стран такое пособие получают лишь от 2/3 до 1/2 безработных). Одна­ко для получения пособия нужно до этого в течение определенного времени платить страховку от безработицы (в Польше 3%, в Швейца­рии 1,2% от заработка). Размер пособия понижается через каждые не­сколько месяцев. Если безработный дважды отказался от предложен­ной работы, он может быть снят с пособия.

Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на ощдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются ра­ботодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установ­ление законом предельной продолжительности рабочей недели 35 (Италия, Франция с 1997 г.) — 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Во многих промышленно развитых странах продолжительность такого отпуска по закону составляет две недели (Япония), три недели (Герма­ния), четыре недели (Италия), 5 недель (Испания, Франция), в США — 23 дня, но по статистике он длится дольше (например, в Гер­мании, 2/3 работающих отдыхают, включая праздники, 36 дней), так как по коллективным договорам работодателя и профсоюза отпуск может быть увеличен, что и делается. Иногда на практике сами работники его уменьшают. Самый короткий отпуск берут в Японии: по ста­тистике 7,6 дня в году. Во многих развивающихся странах законов об отпусках не существует, как, впрочем, и самого отпуска для многих категорий работников, особенно в сельском хозяйстве, сфере обслужи­вания.

В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государ­ству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бас­тующих могут иметь лишь экономический характер (повышение зара­ботной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастов­ки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекращение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собственных требований, а в поддержку бастующих других предпри­ятий) законами обычно запрещаются. Не разрешаются также забастов­ки на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнер­гией и т.д.), на транспорте -v железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (напри­мер, работникам правоохранительных органов, государственным слу­жащим, авиадиспетчерам). Правда, из этих запретов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, перечень запрещений ужесточается.

Проведение забастовки подчинено установленным в законе прави­лам: предварительное уведомление работодателя о готовящейся забас­товке (обычно за неделю, за пять дней), проведение предварительных примирительных переговоров (Франция), арбитраж — добровольный (Италия) или обязательный (Австралия), опрос или даже голосование коллектива по вопросу о согласии на забастовку (Великобритания). На предприятиях, имеющих значение для национальной безопасности, проведение забастовок может быть запрещено или отложено прави­тельством (главой государства) на определенный срок (в США такой «период охлаждения» может длиться до 80 дней).

Забастовки, не соответствующие требованиям закона, по иску рабо­тодателя или правительства (министерства труда) признаются судом незаконными. Участники такой забастовки могут быть уволены без выплаты компенсации, организаторы — подвергнуты наказанию (вплоть до уголовного наказания по суду), а профсоюзы, поддержав­шие или организовавшие незаконную забастовку, — оштрафованы судом. Штрафы бывают обычно очень крупными и, по существу, разо­ряют не только местный, но и отраслевой профсоюз.

Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не со­держат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и не запрещены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принад­лежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собст­венность, не будут бастовать против самих себя, однако на практике забастовки, хотя и редко, но происходили (в широкихчмасштабах — в Польше). В ряде стран социалистической ориентации правительства даже поощряли забастовщиков на предприятиях иностранных фирм, демонстрируя этим «борьбу против империализма». В условиях воен­ных режимов в отдельных развивающихся странах любые забастовки запрещены.

К числу социально-экономических прав относится право на здоро­вую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружаю­щей среде появились в новейших конституциях и связаны с современ­ными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране, в рамках которой реализуется субъективное право человека на медицинскую помощь. В США и некоторых других странах действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наиме­нее обеспеченные слои населения. В Германии, Польше, Франции су­ществует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда сред­ства вносят государство из бюджета (это основная часть фонда, обычно 70—80%), предприятия (работодатели) и сами работники (в последнем случае это так называемая медицинская страховка, в Японии она со­ставляет 30% от заработка в год, т.е. 2,5% в месяц), но в некоторых странах работники таких отчислений не делают. В данном случае ме­дицинское обслуживание и лекарства, по крайней мере во время пре­бывания в больнице, а часто и вне ее, бесплатны, однако до определен­ного предела: очень дорогие лекарства и операции дополнительно оп­лачиваются пациентом. В Великобритании, Дании, Италии, ряде тота­литарных социалистических стран существует государственная меди­цина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент затрат на лечение в больнице не несет. В некоторых странах с государственной медициной бесплатными являются и лекарства для амбулаторных больных (всегда при стационарном лечении), в других — лекарства для амбулаторных больных платные, но существует много льгот и скидок в цене. Дорогостоящие лекарства и операции также могут дополни­тельно оплачиваться пациентом. Число стран с государственной меди­циной невелико. Законы о государственной медицине принимали со­циал-демократы, когда они были у власти. Во многих странах государ­ственная медицина существует только для неимущих слоев населения.

Применяются также различные смешанные формы медицинского об­служивания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (стра­ховой) медицине. \

Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содер­жат положения о праве работников на участие в управлении предпри­ятиями (обычно через своих представителей). В соответствии с этим в ряде стран действуют законы о рабочих, заводских, производственных и иных советах, которые отчасти избираются работниками, а отчасти делегируются работодателями. Они, однако, решают главным образом вопросы социального характера и не вправе вмешиваться в полномо­чия собственника и администрации предприятий. Хозяйственная власть на предприятии не может быть разделена — таково требование работодателей. В Японии это право выражается в проведении на пред­приятиях «совещаний» труда и капитала: рабочие имеют совещатель­ный голос.

В странах тоталитарного социализма применяется более широкая формулировка — право на участие трудящихся в управлении общест­вом и государством. Она в основном относится уже к политическим, а не к социально-экономическим правам, но в ней содержится и социаль­но-экономический элемент. На предприятиях стран тоталитарного со­циализма создаются заводские, производственные советы, регулярно созываются производственные совещания коллектива, значительными правами по закону обладают профсоюзные организации. Эти органы и организации (в отличие от стран с рыночной экономикой) участвуют и в определении производственной деятельности предприятия. Прав­да, сами они на деле находятся под руководством организаций комму­нистической партии на каждом предприятии.

К рассматриваемой группе прав относится право на образование и свобода образования (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится только о праве на образование). Положение о праве на обра­зование обычно дополняется указанием на необходимость определен­ной степени обязательного и бесплатного образования, которое гаран­тируется созданием государственных и муниципальных школ. Во мно­гих развивающихся странах обязательным и бесплатным является только начальное образование, но и этот стандарт удается выдержать не всегда' из-за нехватки учителей, школьных помещений, нежелания посылать детей в школу (речь идет, например, о племенах пигмеев в Африке). Во многих развитых капиталистических странах обязатель­ным является 12-летнее образование (его ввели 67% всех стран мира). В большинстве постсоциалистических стран установлено обязательное и бесплатное восьми- или девятилетнее образование.

Свобода образования — это право учить детей и получать образова­ние взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предус­матриваются экзамены. Государственные школы, как и муниципаль­ные, бесплатны, однако можно получать образование также в частных школах, частных пансионах, где число учеников в классе значительно меньше (в Великобритании, например, почти в два раза) и качество образования, как правило, выше (в постсоциалистических странах — далеко не всегда), но за учебу приходится платить довольно дорого. Высшее образование также может быть государственным и частным. В частных университетах в США студенты платят в год 15—25 тыс. долл., в Японии — 800 тыс. — 6 млн иен (приблизительно 8 тыс. — 60 тыс. долл. США). В некоторых странах обучение в государственных университетах бесплатное (например, в Германии, где, кроме того, нуж­дающимся студентам выдают государственные субсидии, которые надо возвратить после окончания образования), в других за него тоже надо платить, хотя и меньше, чем в частных университетах. На первый курс во многих странах Европы студенты поступают без экзаментов (и ау­дитории бывают переполнены до того, что многие сидят на полу), но после первых экзаменов значительная часть (иногда большинство) от­сеивается, и учебный процесс входит в нормальное русло. В большин­стве стран студенты не имеют государственной стипендии, хотя многие получают ее от благотворительных фондов, муниципалитетов, пред­приятий. В странах тоталитарного социализма высшее образование бесплатное, все успевающие студенты получают стипендии, правда, их размер зачастую гораздо ниже прожиточного минимума. Аналогичная ситуация существует и в большинстве постсоциалистических стран. На образование в развитых странах расходуется не менее 5% ВНП, в пост­социалистических странах — гораздо меньше.

С правом на образование связана академическая свобода — свобода обучения, преподавания в соответствии с взглядами и концепциями преподавателя. Вместе с тем существуют государственные образова­тельные стандарты, определяющие объем и уровень необходимых зна­ний (во многих странах, например в США, стандартов нет и препода­ватель вправе читать лекцию по любой проблеме, которая объявляется заранее, а студенты по собственному желанию записываются на ее про­слушивание). Законодательство запрещает при обучении внушать на­силие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы. Иногда принцип академической свободы применяется только к выс­шей школе.

В конституциях стран тоталитарного социализма нередко устанав­ливается, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

Конституции многих стран, особенно принятые после Второй ми­ровой войны, говорят о праве на социальное обеспечение (иногда — на 1 социальную помощь) или на пенсию. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при двух условиях: достижении определенного возраста и наличии необхо-J димого трудового стажа. За рубежом пенсионный возраст обычно со-ставляет 60—65 лет для мужчин и 55—60 лет для женщин (иногда он I бывает выше), в Дании — 67 лет для мужчин и замужних женщин, а|| стаж — 20—25 лет для женщин и 25—30 лет для мужчин. При неполном j стаже работы или при выходе на пенсию до достижения пенсионного 1 возраста пенсия выплачивается частично. В одних странах можно! одновременно работать, получая заработную плату, и иметь пенсию возрасту (Куба, Румыния и др.), в других такое совмещение запрещено! (Франция). Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный^ фонд, состоящий из бюджетных средств, отчислений предприятий, не-'. редко из налоговых отчислений из заработной платы (по желанию.1 самих работников). Для получения права на пенсию работник должен,'! сделать определенное количество таких ежемесячных отчислений (в некоторых странах 40—50, в Италии выплачивать взносы в течение 10 лет, в Испании — 15 лет, в Австрии — 180 месяцев).

Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе \ инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае ] потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случа-! ях, установленных законом. Кроме государственных пенсий, опреде­ленным категориям лиц выплачиваются муниципальные пенсии или муниципальные доплаты к государственной пенсии. В развитых стра­нах, как правило, выплачиваются дополнительно пенсии от фирм, в 1 i основном работникам, которые долго в них работали. По законодатель- J ству некоторых стран разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть значительным (например, в Швейцарии не > более чем в два раза). Право на социальное обеспечение может вклю­чать социальное обслуживание (например, содержание в домах преста­релых, инвалидов).

В последние десятилетия в конституциях ряда стран (даже разви­вающихся) появилось новое социально-экономическое право — право на жилище. Оно обычно толкуется так, что каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государствен­ных или муниципальных жилищных фондов. При аренде жилья наймодатель не вправе произвольно расторгнуть договор. Выселить арен­датора можно лишь в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе (это не соблюдается во многих развивающихся странах). В пост­социалистических странах, где в городах жилье в основном принадле­жало государству или местным органам власти и сдавалось гражданам в аренду по очень низким, просто символическим ценам, теперь разре­шена приватизация государственного, муниципального, ведомственно­го (принадлежащего органам управления) жилья: по желанию кварти­росъемщика оно бесплатно переходит в его собственность, и в отличие от прежнего порядка новый собственник должен сам заботиться о нем, проводить необходимый ремонт. Собственник вправе продать жилище или иным образом распорядиться им.

Среди социально-экономических прав и прав в облас-ги культуры конституции обычно называют свободу литературного, художествен­ного, научного и других видов творчества. Интеллектуальная собст­венность (право автора на свое произведение, идеи), о которой все чаще говорится в конституциях, охраняется законом. В конституциях содер­жатся также положения о праве на участие в культурной жизни, праве пользоваться достижениями культуры, о доступе к культурным цен­ностям и другие положения, касающиеся прав в области культуры. В странах тоталитарного социализма творчество в области культуры должно соответствовать официальной идеологии (например, идеям чучхе в КНДР).

скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Основы правового статуса личности § Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности
686.91kb.
Реферат по теме: «Конституционно-правовой статус правительства»
349.75kb.
Граф научных интересов
25.57kb.
Влияние семьи на становление личности
171.96kb.
Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов
275.55kb.
Урок обществознания "Правовые основы брака и семьи" Эпиграф к уроку: Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. ( Унамуно)
126.53kb.
1 Правовой статус консульских должностных лиц в соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях
1466.77kb.
3 профессиональная психология личности психологическое изучение профессиональной деятельности тесно, связано с проблемами психологии личности
384.27kb.
Понятие, предмет и сущность конституционного права зарубежных стран
51.31kb.
Рабочая программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»
368.83kb.
I. Административное право как отрасль правовой системы РФ. Понятие административного права. Предмет и метод административного права
24.44kb.
Программа «Гражданско патриотическое воспитание составная часть системы формирования личности обучающегося»
249.61kb.