takya.ru страница 1
скачать файл
Особенности освоения элементов композиции детьми дошкольного возраста.

Корнилаева Надежда Ивановна, преподаватель изо ДШИ

В овладении основами изображения и достижении выразительности в рисунках детей дошкольного возраста большая роль принадлежит композиции. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передавать основной замысел, идею произведения наиболее ярко и убедительно.

Композиция ( от лат. composition ) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Практика работы с детьми дошкольного возраста в детской школе искусств показала, что изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Своеобразие методов интеграции изобразительной деятельности раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, конструированию, в эксперименте с формой и материалом.

Анализируя процесс создания художественного образа в изобразительной деятельности детей, необходимо отметить очевидные и ничем не обоснованные взгляды ряда учителей и художников – педагогов, которые пытаются крайне эксплуатировать эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников, пренебрегая процессами мышления ребенка. Это часто продолжается и в подростковом возрасте, когда объективно спадает эмоциональная активность детей, дети обогащаются определенным жизненным опытом и знаниями, мышление приобретает конкретную и критическую направленность. В практической работе с детьми в недостаточной мере затрагиваются некоторые компоненты работы мышления, такие как синтез, обобщение, абстракция. Только разумное сочетание процессов мышления и воображения может быть основой активной изобразительной деятельности детей.

Уже на первом году обучения, на отделении раннего эстетического развития на занятиях изобразительного искусства уделяется особое внимание грамотному построению композиции рисунка. Попытаемся кратко проанализировать особенности занятий детей 4-6-летнего возраста по овладению композицией.

При грамотном руководстве педагога дети дошкольного возраста достигают значительных успехов в решении композиции рисунков с натуры и по памяти отдельных предметов и при составлении узоров, орнаментов и при иллюстрировании сказок или при рисовании на заданные темы. Они умеют учитывать формат (вертикаль, горизонталь), удачно располагать изображения на листе бумаги, гармонично сочетать цвета в рисунке. Но в силу психологических особенностей данного возраста рисунки детей обладают своеобразной спецификой. Сложными законами композиционного построения ребенок овладеть не может, но к общим закономерностям композиции детей подвести можно. Подготовка к этому начинается уже в работе с натуры, по памяти и по представлению.

В работе с натуры дети с помощью педагога могут быть поставлены перед решением такой трудной задачи: два или три предмета поставить в красивом гармоничном соотношении, чтобы они радовали глаз, доставляли зрителю удовольствие. При рисовании отдельных предметов с натуры и по памяти дошкольники уделяют большое внимание цветовому решению рисунка. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Эти два подхода к цветовому решению объясняются, прежде всего, содержанием рисунка, замыслом рисунка. Различный характер цветового решения рисунков с натуры и по представлению оказывает положительное воздействие на выразительность композиции.

На занятиях по композиции обязательно надо учитывать игровой момент в деятельности ребенка. Поэтому программа по композиции должна обязательно включать сказочную тематику. Профессиональных интересов у детей 4-6 лет нет, и трудно сказать, что больше увлекает их в этот период – процесс работы или ее результат. Поэтому педагогу надо особенно осторожно, соблюдая педагогический такт, руководить работой детей. С учетом индивидуальных особенностей детей, одних во время занятий поправлять, другим, может быть, помочь целиком сделать работу. А другим «не мешать». Таким детям можно показать иллюстрации или фотографии аналогичных работ профессиональных мастеров или работы учащихся из методического фонда.

Действенным методом по-прежнему остается (показательная) работа преподавателя на заданную тему в присутствии детей. Эта работа осуществляется эпизодически: примерно один раз в четыре занятия. Чтобы дети не копировали, но осваивали общие закономерности композиционного построения.

Может возникнуть вопрос: а можно ли перед занятиями по композиции давать подробное объяснение стоящих перед детьми задач или лучше это делать по ходу работы? Можно поступать по-разному, но лучше всего начать с подробной вступительной беседы, которую уместно сопровождать демонстрацией наглядного материала или иллюстраций ( к наглядным материалам можно отнести репродукции картин, методические разработки и работы учащихся из методического фонда). Занятия можно сопровождать чтением сказок. Дети, как правило, знают их содержание. Можно напомнить отдельные выдержки из текста для большего эмоционального подъема. После рисунка на определенную тему полезно предложить поработать на свободную тему. Здесь уже будет доминировать не игра, а скорое совершенствование приобретенных навыков.

Работа на свободную тему дается детям 4-6 летнего возраста трудно. Одна из причин с том, что дети привыкли полностью полагаться на мнение преподавателя, и предоставленная «свобода действий» их может только стеснять. Ребенку надо объяснить, что свобода дана только для выбора темы, а решать ее он должен, используя (закрепляя) имеющиеся знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Но все равно, в ходе занятий дети будут спрашивать: «А можно, я так сделаю?». И педагогу придется давать советы.

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее, интереснее по содержанию и сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки декоративные и с натуры. К третьему году обучения ( общий курс раннего эстетического развития рассчитан на три года обучения) в сюжетных рисунках дети уже умеют располагать объекты изображения на листе так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению. Постепенно с усложнением заданий по глубине и сложности композиции, развивается умение рисовать от общего к частному.

В работе на свободную тему полезно использовать наглядные пособия в виде фотографий людей, животных. Нет необходимости давать иллюстрации художественных произведений. Дети невольно начнут перенимать чужую манеру работы, пагубно отразится на их самостоятельном образном мышлении. Фотографии же людей, животных, растений и т.д. помогут творчески осмыслить предлагаемый материал. Их можно демонстрировать на протяжении всего занятия, но при этом нужно несколько раз напомнить детям, что они не должны копировать движения и формы, а лишь использовать их для собственного решения композиции. Самым идеальным наглядным материалом, конечно, являются живые модели. Это могут быть и собаки, и кролики, и хомяки, и кошки, которые живут у детей дома.

Овладение основами композиции тесно связано с декоративными рисунками детей дошкольного возраста. Декоративные работы нужны для углубления приобретенных общих знаний и совершенствования навыков построения композиций. Декоративная композиция – орнамент ( например, геометрический, растительный, зооморфный,и т.д. на плоскости) – должна решаться с учетом возраста детей. Одна из характерных особенностей декоративных работ это конструктивное упрощение формы. С заданиями по упрощению формы дети справляются неплохо, но выполняют это не осознанно. Задача преподавателей – направить эту неосознанную склонность к упрощению на путь сознательного выявления конструктивной основы реально существующих форм. Только по недоразумению бытует мнение, что декоративное решение есть упрощение. Декоративный язык более условный, но не менее трудный. Дети еще не могут в полной мере осознать задачи декоративного решения, но с элементами последнего им ознакомиться полезно.

Ритм в орнаментальных композициях преподается детям с первого года обучения на занятиях изобразительного искусства отделения раннего эстетического развития. Ритм и симметрия ( два принципа построения композиции ) обычно тесно переплетаются. Дошкольники 4-6 лет, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы. Симметрия в рисунках детей дошкольного возраста является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа.

Занятия по изобразительному искусству на отделении раннего эстетического развития дают детям возможность отразить в рисунках свой внутренний мир, свое понимание окружающей действительности и отношение к ней. В свою очередь образное отражение действительности на плоскости активизирует развитие элементарных средств выражения – линии, пятна, цвета, ритма, с их помощью передается разнообразие, богатство окружающего мира.

Накопленные учащимися на занятиях наблюдения о строении, пропорциях, цвете предметов (в процессе изображения на плоскости) позволят в дальнейшем уточнять и систематизировать их. Основы, заложенные на занятиях с детьми дошкольного возраста, дают возможность подвести будущих школьников к более тонкому и гибкому восприятию и воспроизведению окружающего мира.

Литература:

1.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции.- М. Просвещение, 1977 г.

2. Шорохов Е.В.Тематическое рисование в школе.- М. Просвещение, 1975 г.

3.Волков И.П. Художественная студия в школе.- М. Просвещение, 1993 г.



4.Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе.- М. Просвещение, 1976 г.
скачать файл



Смотрите также:
Особенности освоения элементов композиции детьми дошкольного возраста
61.75kb.
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
92.43kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Приятного аппетита»
67.89kb.
«Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
75.93kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
3340.84kb.
Программа направлена на развитие детского музыкального слуха и голоса. Программа по дополнительному музыкальному образованию детей дошкольного возраста создана по запросу родителей
299.28kb.
Программа формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Семейный очаг»
359.79kb.
Мбдоу марининский детский сад «Золотой ключик»
28.24kb.
1 Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста Глава 2
1295.19kb.
Программа «Азбука общения»
11.41kb.
Проблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
28.1kb.
«Музыка как средство социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
40.83kb.