takya.ru страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

АННИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ Бродовская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО

________________ ____________________ ________________

Косинкова Л.Б. Куренкова В.В. Сторожик Н. Д.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Введение в литературоведение»

11 класса

РАЗРАБОТЧИК:



учитель русского языка и литературы

Федосова

Наталия Викторовна

2008 г.


 

Пояснительная записка


Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской классической литературы. Теоретико-историко-литературные знания способствуют глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателей.

Знакомство с теорией литературы имеет чрезвычайное значение для каждого изучающего литературу.

Как показывает само название, «Введение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения литературы в высших учебных заведениях.

Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, особенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса. Данный курс углубляет и расширяет полученные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа художественных произведений.



Цель: реализация интереса к изучению литературы через освоение предмета на повышенном уровне сложности.

Основные задачи:

  • Помочь учащимся обобщить знания по теории литературы;

  • Завершить формирование умений работать с текстами художественных произведений.

  • Совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментами анализа художественного текста.

Предлагаемая программа рассчитана на профильные группы в области гуманитарного профиля, при ее подготовке учитывалось содержание программ под редакцией В. Я. Коровиной-М, 2001г. в области теории литературы. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, например сведения о вспомогательных ритмических элементах стиха /клаузула, пауза, перенос/, безусловно, вызывающие познавательный интерес учащихся по данному предмету.

Значительно расширены сведения по таким темам, как " Системы стихосложения», «Поэтические фигуры языка», «Изобразительно-выразительные средства языка» и др.

Курс « Введение в литературоведение» предполагает изучение понятий, необходимых для анализа художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Имеется в виду тема, проблема, идея, герой, лирический герой, сюжет, внесюжетные элементы, композиция, художественная речь во всех ее значениях и формах. Без знания этих понятий невозможна полноценная интерпретация художественного текста. Программа рассчитана на 34 часа и реализуется в системе занятий разного типа (лекции, практикумы, семинары, исследования, творческие лаборатории).

Осваивая предложенный курс, учащиеся должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные с общими свойствами литературы; понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения; обладать знаниями элементов стиховедения


Содержание программы


Введение (1ч.)

Специфика литературы как вида искусства. Особенности художественного образа.



Примерные практические работы:

  • составление плана вступительной лекции учителя;

  • подготовка сообщения «Другие виды искусства».

Роды литературы. (1ч.)

Эпические жанры (1 ч.)

Жанры лирики (1 ч.)

Жанры драматургии (1ч.)



Основные литературные течения и направления (1 ч.)

Тема и идея художественного произведения (2ч.)


Литературное произведение как целое. Понятие о теме. Понятие об основной идее литературного произведения. Единая идейно-темати­ческая основа цикла литературных произведений.

Примерные практические работы:

  • конспектирование лекции учителя;

  • определение слов-терминов;

  • анализ текстов.

Сюжет и композиция литературного произведения (2ч.)


Общее понятия о сюжете. Фабула и сюжет. Основные элементы сюжета. Композиция произведения. Авторские отступления как элемент композиции художественного произведения. Вводные эпизоды. Художественное обрамление и художественное предварение.

Примерные практические работы:

  • составление сложного плана лекции учителя «Композиция произведения";

  • составление обобщающих таблиц «Элементы сюжета»,"Композиционные средства";

  • коллективный анализ композиции прозаического текста.

Литературный персонаж (1ч.)

Язык литературного произведения (2 ч.)


Язык как средство художественного изображения действительности. Синонимы и антонимы. Особые лексические ресурсы языка (варваризмы, диалектизмы, вульгаризмы, архаизмы, неологизмы, прозаизмы).

Примерные практическая работа:

  • лабораторная работа «Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах».

Специальные изобразительные средства языка. Эпитеты и сравнения. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория, синекдоха, гипербола, литота). Перифраз. (1 ч.)

Примерные практические работы:

  • составление обобщающей таблицы  «Изобразительно выразительные средства языка»;

  • раскрытие ведущих понятий темы;

  • лабораторная работа «Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах».

Поэтический синтаксис (1ч.)


Поэтические фигуры языка. Риторические вопросы, обращения и восклицания. Синтаксические конструкции, основанные на повторении отдельных слов или словосочетаний (анафора, эпифора, стык). Градация, параллелизм, умолчание.

Примерные практические работы:

  • составление обобщающей таблицы «Поэтические фигуры языка»;

Углубление понятия об инверсии, бессоюзии и многосоюзии.(1 ч.)

Примерные практические работы:

  • коллективный анализ поэтического текста;

  • индивидуально-экспериментальные задания.

Анализ поэтического текста (1 ч.)

Элементы стиховедения (2 ч)


Ритмическая основа и ритмический строй языка. Античное стихосложение. Устный народный стих. Силлабическая система стихосложения. Вспомогательные ритмические элементы стиха (клаузула, цезура, перенос). Рифма.

Примерные практические работы:

  • составление словаря основных понятий;

  • лабораторная работа.

Тоническая система стиха (1 ч.)

Примерные практические работы:

  • составление словаря основных понятий;

  • лабораторная работа.

Пространство и время в художественном произведении (1 ч.)

Время воспризводимое и воображаемое. Время как явление художественной ткани произведения, как форма изображения действительности. Субъективное и объективное восприятие времени.

Мотив как устойчивый смысловой элемент литературного текста (1ч)

Слово в художественном произведении (1 ч.)

Повествование от первого лица (1 ч.)

Соотношение речи автора и персонажа (1 ч,)

Диалог как средство повествования (1 ч.)

Ритм художественного произведения (1ч.)

Заглавие художественного произведения и его роль ( 1 ч.)


Аналитические практикумы.
  • Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (проза)

  • Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (поэзия)

  • Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (проза)

  • Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (поэзия)

  • Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (проза)



Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Осваивая темы, указанные в программе, к концу 9 класса учащиеся овладевают теоретико-литературными знаниями:

о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах;

об изобразительно-выразительных средствах языка, особых лексических ресурсах языка и поэтическом синтаксисе.

Выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, сюжет; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:


  • выявлять особенности поэтической речи прочитанных лирических текстов;

  • характеризовать основные проблемы и композиционные особенности прозаических текстов.



№ п/п

Тема занятия

К – во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Введение


1

Лекция

Составление плана – конспекта лекции

2

Роды литературы

1

Лекция с элементами анализа текстов

Конспектирование лекции, работа с текстами.

3.

Эпические жанры

1

Лекция с элементами анализа текстов

Конспектирование лекции, работа с текстами.

4.

Жанры лирики

1

Лекция с элементами анализа текстов

Конспектирование лекции, творческая работа.

5.

Жанры драматургии

1

Лекция с элементами тестирования

Конспектирование лекции, работа с текстами.

6 - 7

Основные литературные течения и направления

2

Практическая работа

Работа со энциклопедией юного литературоведа, составление тезисного плана по указанной теме.

8 - 9

Тема и идея художественного произведения.

2

Лекция с элементами анализа текстов.

Конспектирование лекции учителя;

определение слов-терминов;

анализ текстов.


10-11

Сюжет и композиция литературного произведения.

2

Лекция с элементами анализа текстов.

Составление сложного плана лекции учителя «Композиция произведения";

составление обобщающих таблиц «Элементы сюжета»,"Композиционные средства";

коллективный анализ композиции прозаического текста.


12

Литературный персонаж


1

Разработка структурной схемы

Проектная работа

13-14

Язык литературного произведения

2

Лекция с элементами анализа текстов.

Составление обобщающей таблицы  «Изобразительно выразительные средства языка»;

раскрытие ведущих понятий темы;




15

Изобразительно выразительные средства языка

1

Лабораторная работа

Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах.


16

Поэтический синтаксис

1

Лекция с элементами анализа текстов.

Составление обобщающей таблицы «Поэтические фигуры языка»;


17

Углубление понятия об инверсии, бессоюзии и многосоюзии.


1

Лекция с элементами исследовательской работы

Коллективный анализ поэтического текста;


18

Анализ поэтического текста.


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Анализ поэтического текста

19 -20

Элементы стиховедения

2

Лекция с элементами исследовательской работы.

Составление словаря основных понятий;


21

Тоническая система стиха


1

Практическая работа

Составление словаря основных понятий;


21

Пространство и время в художественном произведении


1

Исследование текстов.

Практическая работа

22

Мотив как устойчивый смысловой элемент литературного текста


1

Лекция с элементами анализа эпизодов.

Составление плана лекции и лабораторная работа

23

Слово в художественном произведении


1

Лекция с элементами анализа эпизодов.

Составление плана лекции и лабораторная работа

24

Повествование от первого лица


1

Исследование текстов.

Практическая работа

25

Соотношение речи автора и персонажа


1

Исследование текстов.

Практическая работа

26

Диалог как средство повествования


1

Лекция с элементами исследовательской работы.

Составление плана лекции и лабораторная работа

27

Ритм художественного произведения


1

Исследование текстов.

Практическая работа

28

Заглавие художественного произведения и его роль


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Лабораторная работа.

29

Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа

30

Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (поэзия)


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа

31

Аналитический практикум по литературе 1 половины XIX века (проза)


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа

32

Аналитический практикум по литературе 2 половины XIX века (поэзия)


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа

33

Аналитический практикум по литературе 2 половины XIX века (проза)


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа



Аналитический практикум по литературе XX века (проза)


1

Индивидуально-экспериментальные задания.


Исследовательская работа


Литература для учителя


  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

  2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.

  3. Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995.

  4. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика.

  5. Ритмика. Рифма. Строфика.- М., 2002.

  6. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М., 1996.

  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970 (и др. изд.)

  8. Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М., 1986.

  9. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.

Литература для учащихся


  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий./ Под редакцией А.Н. Николюкина. - М., 2001.

  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1985.

  3. Гинзбург Л. О литературном герое. - Л., 1979.

  4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972 (и др. изд.)

  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.

  7. Скрипов Г.С. О русском стихосложении: Пособие для учащихся. М., 1979.
скачать файл



Смотрите также:
Отдел образования администрации аннинского района воронежской области
147.43kb.
Положение об оплате труда работников
238.65kb.
Отдел образования администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области
178.21kb.
«Водоснабжение села Пугачи»
51.25kb.
Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Яковлевском районе
767.79kb.
1 Учредителем Учреждения является Россошанский муниципальный район Воронежской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Россошанского муниципального района Воронежской области
577.97kb.
Хабибуллина Л. Х. методист мбу «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район рб»
46.97kb.
Положение о рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования в моу волоконовской средней общеобразовательной школе Кантемировского муниципального района Воронежской области
35.85kb.
Заслушав и обсудив выступления главы Администрации муниципального района Мечетлинский район Султанова Ю. Ю., доклад начальника отдела образования Администрации муниципального района Галимова И. М
102.39kb.
Чăваш Республикин
58.14kb.
Конкурс проводится в возрастных группах: до 10 лет
17.05kb.
Руководитель отдела по образованию и работе с молодежью администрации Семилукского муниципального района
89.59kb.