Анашенская средняя общеобразовательная школа №1
Открытый урок в 5 классе
Тема урока «Греческие колонии».
Предмет: история.
Учитель: Обеднина О.Ю.
Тема урока «Греческие колонии»
Тип урока: Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Цели урока:
-
Развитие навыков работы с картой.
-
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
-
Формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.
-
Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.
-
Формированию интереса к изучению истории своего государства.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
-причины возникновения колоний, места их появления, устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах;
-усвоить понятие «колония»
Учащиеся должны уметь:
- называть причины появления греческих колоний, показывать места их появления, определять сходство жизни в колониях .
План урока.
-
Вводная часть урока. Постановка цели урока.
-
Местоположение греческих колоний.
-
Причины колонизации
-
Жизнь в греческих колониях.
Этапы учебного занятия:
Название этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент.
Комментарий. При организации данного этапа урока использую метод гипотезы, т.е предположения.
Мотивация на изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Введение нового вида вопроса, «улавливающий вопрос», начинается со слов: «Верно ли…» , «действительно ли..»
Закрепление материала.
Комментарий: На данном этапе использую метод составления причинно-следственных связей.
|
Постановка цели урока.
На доске написана тема урока. «Греческие колонии». Добрый день ребята!
Прошу вас ознакомиться с планом урока. (приложение №1).
Учитель: Ребята, поднимите руки кто желает уехать из родного дома в далекие края и начать новую жизнь на новом месте?
- В Российских городах на берегу Черного моря археологи обнаруживают при раскопках предметы которые были изготовлены в Древней Греции,
Предположите, (можно в парах) как различные предметы попали в русские земли?
Высказанные предположения оформить виде гипотезы: Что толкало греков покидать родные места?
Что бы ответить на этот вопрос мы проведем с вами маленькое исследование : проследим , каким путем могли быть доставлены предметы из Греции в русские города.
Рассмотрите карту в учебнике. Какую информацию вам даст карта?
Цель- развитие навыков работы с картой.
Результат- выполнение первого пункта плана урока – выяснить местоположение греческих колоний.
Работа с историческим источником.
Цель- формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.
Результат- выявить причины колонизации.
Работа с иллюстрацией.
Рассмотреть рисунок. Задать вопросы к рисунку. Простые и сложные.
Сегодня я предлагаю освоить новый вид вопросов. Их называют «улавливающими вопросами
Результат- выявить основные правила жизни в колонии.
Из предложенных суждений составьте простую логическую цепочку.
Подтвердили мы гипотезу или нет?
Давно уже нет греческих колоний но мы пользуемся тем, что оставили греки нам в наследство . Например имена. Многие русские имена имеют греческие корни. Рассмотрите приложение №3. И может вы увидите свое имя!.
|
Отвечают на вопросы.
Предположительно никто не захочет уехать из родного дома . (Если кто-то из учащихся выскажет намерение уехать- то можно спросить какие причины им двигают?).
На парте у учеников раздаточный материал.
Предположения учеников.
Вид деятельности учеников- поиск информации с разных источников , в данном случае с карты. Учащиеся определяют пути колонизации, названия новых городов, основанных греками.
Проговаривают понятие «колония».
Учащиеся в группах по 3 чел (один самостоятельно). Работают с раздаточным материалом(приложение №2) . Задача для учеников: один ученик прочитывает текст, второй- комментирует, третий- выделяет причину колонизации.
Задают вопросы.
Работа в парах составление логической цепочки.
Могут быть следующие примеры логической цепочки.
-
Малоземелье, борьба между демосом и знатью – греки основывали колонии по берегам средиземноморья.
Дом задание . доп литература.
Параграф 34 опережающее чтение.
|
Приложение №1. План урока.
1.Вводная часть урока. Постановка цели урока.
2.Местоположение греческих колоний.
3.Причины колонизации
4.Жизнь в греческих колониях.
Приложение №2.
-
Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.
-
У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!
3.. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.
4. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».
Приложение №3.
Русские собственные имена, восходящие к греческим корням.
-
Александр, «алекс» - защитник и «андрос» - мужчина.
-
Алексей, «Алекс» означает «защищать».
-
Анатолием древние греки называли жителя Анатолии (древнее название Малой Азии, находящейся на востоке от Греции). «Анатоле» в переводе с греческого означает «восток».
-
Андрей – «Андро» означает «мужчина».
-
Артем означает «невредимый, безупречного здоровья».
-
Афанасий – «бессмертный».
-
Василий – царский, царственный.
-
Геннадий – «геннадис» означает «благородный, родовитый».
-
Георгий – «георгос» означает «земледелец».
-
Григорий – означает бодрствующий, неспящий.
-
Денис – произошло от древнегреческого имени Дионисиос. В мифологи Древней Греции Дионис – бог природы и вина.
-
Дмитрий – связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия.
-
Евгений – означает благородный.
-
Егор – видоизмененная форма имени Георгий, означающего «земледелец»
-
Кирилл – уменьшительное от Кир – господин, владыка, по другим данным от греческого слова «солнце».
-
Леонид – происходит от древнегреческого имени Леонидас, которое образовано из двух слов «Леон» и «идея», означающее буквально «сын льва».
-
Никита – «победитель»
-
Николай - от древнегреческого имени Николос, которое переводится как «победитель народов»
-
Петр – «Петра», означает «утес», «каменная глыба»
-
Степан – «стефанос», означает «венок»
-
Федор – Божий дар.
-
Филипп – любящий лошадей.
-
Александра – защитница людей.
-
Ангелина – означает «ангельская»
-
Анфиса – цветущая.
-
Варвара – означает «дикарка», варварка.
-
Галина – «Галине», спокойствие, безмятежность.
-
Диана – «динамис» - сила.
-
Евгения – благородная.
-
Екатерина – «катариос», означает чистая, непорочная.
-
Зинаида – рожденная Зевсом.
-
Зоя – жизнь.
-
Ирина – мир, покой.
-
Лариса – от древнегреческого города Лариса.
-
Майя – богиня весны.
-
Нина – от греческого слова «Нинос» - так называли основателя Ассирийского государства, такое же название носила столица Ассирии.
-
Полина – от имени Аполлинария, происходит от имени от древнегреческого бога солнца Аполлона.
-
Раиса – покорная, уступчивая, легкая
-
Софья – означает мудрость.
-
Татьяна – устроительница, учредительница.
Приложение №2.
Группа №1.Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.
-
Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.
Группа №2. Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.
-
У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!
Группа №3. Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.
3.. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.
Группа№4.Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.
4. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».