takya.ru страница 1
скачать файл
Анашенская средняя общеобразовательная школа №1

Открытый урок в 5 классе

Тема урока «Греческие колонии».

Предмет: история.

Учитель: Обеднина О.Ю.

Тема урока «Греческие колонии»

Тип урока: Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Цели урока:



  1. Развитие навыков работы с картой.

  2. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

  3. Формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.

  4. Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.

  5. Формированию интереса к изучению истории своего государства.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-причины возникновения колоний, места их появления, устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах;

-усвоить понятие «колония»

Учащиеся должны уметь:

- называть причины появления греческих колоний, показывать места их появления, определять сходство жизни в колониях .



План урока.

  • Вводная часть урока. Постановка цели урока.



  • Местоположение греческих колоний.

  • Причины колонизации

  • Жизнь в греческих колониях.

Этапы учебного занятия:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент.


Комментарий. При организации данного этапа урока использую метод гипотезы, т.е предположения.


Мотивация на изучение нового материала.


Изучение нового материала.


Введение нового вида вопроса, «улавливающий вопрос», начинается со слов: «Верно ли…» , «действительно ли..»
Закрепление материала.

Комментарий: На данном этапе использую метод составления причинно-следственных связей.


Постановка цели урока.

На доске написана тема урока. «Греческие колонии». Добрый день ребята!

Прошу вас ознакомиться с планом урока. (приложение №1).

Учитель: Ребята, поднимите руки кто желает уехать из родного дома в далекие края и начать новую жизнь на новом месте?

- В Российских городах на берегу Черного моря археологи обнаруживают при раскопках предметы которые были изготовлены в Древней Греции,

Предположите, (можно в парах) как различные предметы попали в русские земли?

Высказанные предположения оформить виде гипотезы: Что толкало греков покидать родные места?

Что бы ответить на этот вопрос мы проведем с вами маленькое исследование : проследим , каким путем могли быть доставлены предметы из Греции в русские города.


Рассмотрите карту в учебнике. Какую информацию вам даст карта?

Цель- развитие навыков работы с картой.

Результат- выполнение первого пункта плана урока – выяснить местоположение греческих колоний.


Работа с историческим источником.

Цель- формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.

Результат- выявить причины колонизации.

Работа с иллюстрацией.

Рассмотреть рисунок. Задать вопросы к рисунку. Простые и сложные.
Сегодня я предлагаю освоить новый вид вопросов. Их называют «улавливающими вопросами

Результат- выявить основные правила жизни в колонии.

Из предложенных суждений составьте простую логическую цепочку.

Подтвердили мы гипотезу или нет?

Давно уже нет греческих колоний но мы пользуемся тем, что оставили греки нам в наследство . Например имена. Многие русские имена имеют греческие корни. Рассмотрите приложение №3. И может вы увидите свое имя!.


Отвечают на вопросы.

Предположительно никто не захочет уехать из родного дома . (Если кто-то из учащихся выскажет намерение уехать- то можно спросить какие причины им двигают?).
На парте у учеников раздаточный материал.

Предположения учеников.


Вид деятельности учеников- поиск информации с разных источников , в данном случае с карты. Учащиеся определяют пути колонизации, названия новых городов, основанных греками.
Проговаривают понятие «колония».
Учащиеся в группах по 3 чел (один самостоятельно). Работают с раздаточным материалом(приложение №2) . Задача для учеников: один ученик прочитывает текст, второй- комментирует, третий- выделяет причину колонизации.
Задают вопросы.


Работа в парах составление логической цепочки.

Могут быть следующие примеры логической цепочки.

  1. Малоземелье, борьба между демосом и знатью – греки основывали колонии по берегам средиземноморья.


Дом задание . доп литература.

Параграф 34 опережающее чтение.

Приложение №1. План урока.

1.Вводная часть урока. Постановка цели урока.

2.Местоположение греческих колоний.

3.Причины колонизации

4.Жизнь в греческих колониях.
Приложение №2.


  1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

  2. У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

3.. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

4. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».



Приложение №3.

Русские собственные имена, восходящие к греческим корням.

  1. Александр, «алекс» - защитник и «андрос» - мужчина.

  2. Алексей, «Алекс» означает «защищать».

  3. Анатолием древние греки называли жителя Анатолии (древнее название Малой Азии, находящейся на востоке от Греции). «Анатоле» в переводе с греческого означает «восток».

  4. Андрей – «Андро» означает «мужчина».

  5. Артем означает «невредимый, безупречного здоровья».

  6. Афанасий – «бессмертный».

  7. Василий – царский, царственный.

  8. Геннадий – «геннадис» означает «благородный, родовитый».

  9. Георгий – «георгос» означает «земледелец».

  10. Григорий – означает бодрствующий, неспящий.

  11. Денис – произошло от древнегреческого имени Дионисиос. В мифологи Древней Греции Дионис – бог природы и вина.

  12. Дмитрий – связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия.

  13. Евгений – означает благородный.

  14. Егор – видоизмененная форма имени Георгий, означающего «земледелец»

  15. Кирилл – уменьшительное от Кир – господин, владыка, по другим данным от греческого слова «солнце».

  16. Леонид – происходит от древнегреческого имени Леонидас, которое образовано из двух слов «Леон» и «идея», означающее буквально «сын льва».

  17. Никита – «победитель»

  18. Николай - от древнегреческого имени Николос, которое переводится как «победитель народов»

  19. Петр – «Петра», означает «утес», «каменная глыба»

  20. Степан – «стефанос», означает «венок»

  21. Федор – Божий дар.

  22. Филипп – любящий лошадей.

  23. Александра – защитница людей.

  24. Ангелина – означает «ангельская»

  25. Анфиса – цветущая.

  26. Варвара – означает «дикарка», варварка.

  27. Галина – «Галине», спокойствие, безмятежность.

  28. Диана – «динамис» - сила.

  29. Евгения – благородная.

  30. Екатерина – «катариос», означает чистая, непорочная.

  31. Зинаида – рожденная Зевсом.

  32. Зоя – жизнь.

  33. Ирина – мир, покой.

  34. Лариса – от древнегреческого города Лариса.

  35. Майя – богиня весны.

  36. Нина – от греческого слова «Нинос» - так называли основателя Ассирийского государства, такое же название носила столица Ассирии.

  37. Полина – от имени Аполлинария, происходит от имени от древнегреческого бога солнца Аполлона.

  38. Раиса – покорная, уступчивая, легкая

  39. Софья – означает мудрость.

  40. Татьяна – устроительница, учредительница.

Приложение №2.

Группа №1.Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.


  1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

Группа №2. Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.


  1. У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Группа №3. Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.


3.. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

Группа№4.Задание : причитать отрывок из исторического источника. Распределить роли: один ученик перескажет отрывок, второй прокомментирует, третий – выявить причину по которой грек покидал родину.


4. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».
скачать файл



Смотрите также:
Открытый урок в 5 классе Тема урока «Греческие колонии». Предмет: история. Учитель: Обеднина О. Ю. Тема урока «Греческие колонии»
85.06kb.
Урок. Окружающий мир в 4 классе. Тема: «Мир чувств и эмоций». Учитель Рогова Л. В. 10-00 10-30 Самоанализ урока. Рогова Л. В. Обсуждение
14.22kb.
Открытый урок по математике во 2 «В» классе учитель: Нестеренко В. В. Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и способов действий Тема: Тестирование «Табличное умножение и деление»
132.48kb.
Урок математики в 5 классе Учитель: Стикина Антонина Николаевна Тема урока : Действия с десятичными дробями. Тип урока. Урок обобщения и систематизации по данной теме
40.37kb.
Уроков литературы в 6 классе Учитель: Лось М. В. № Урока тип урока тема урока
113.95kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.
Урок истории в 11 классе/ Учитель: Гребёнкина Светлана Анатольевна Тема урока: Реформы Н. С. Хрущева: " Черное или белое?"
108.92kb.
Уроков по истории Казахстана в 6 классе Урок. Тема урока Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения
149.53kb.
Урок учитель математики Шашолина Е. Ю. Тема урока: Вычитание вида 320 180. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + закрепление). Задачи урока
48.76kb.
Урок литературного чтения в 3 классе. (Исследование) Тема урока: «С. Есенин «Поёт зима, акает…»,
39.32kb.
Конспект урока тема: Взаимоотношения между организмами
43.67kb.
Урока Урок Тема урока 03. 02 1 Русский язык
59.01kb.