takya.ru страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
скачать файл




Комплексная программа

социально-экономического развития

города Тамбова на 2007-2011 годы

(в редакции решения Тамбовской городской Думы от 23.12.2009 № 1280)



г. Тамбов

2007 год

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА

НА 2007-2011 ГОДЫ

Наименование Программы

Комплексная программа социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы


Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон от 20 июля 1995 г.

№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»


Заказчик Программы

Администрация города Тамбова

Основной разработчик Программы

Комитет экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова

Основная цель Программы


Повышение качества жизни населения города на основе динамичного развития экономики и социальной сферы города.

Основные задачи Программы


В сфере стимулирования развития экономического потенциала города - формирование в городе благоприятных условий для динамичного развития производственного сектора экономики

В области повышения качества жизни населения и социального развития - создание условий для повышения качества жизни горожан на основе развития социальной сферы



Сроки и этапы реализации Программы

Программа осуществляется в 2007-2011 годы и реализуется в два этапа:

I этап - 2007-2008 гг.

II этап - 2009-2011 гг.


Исполнители подпрограмм

и основных мероприятий



Органы администрации города Тамбова, предприятия, организации, учреждения города Тамбова


Объемы и источники

финансирования Программы



Общий объём финансирования Программы на весь период её реализации составляет 22279,429 млн. руб., в том числе за счёт:

средств федерального бюджета - 3127,327 млн. руб. (14 %);

средств бюджета Тамбовской области - 817,496 млн. руб. (3,7 %);

средств бюджета городского округа - город Тамбов - 1293,007 млн. руб. (5,8 %);

внебюджетных средств - 17041,599 млн. руб. (76,5 %).

Объём реализации Программы на I этапе (2007 - 2008) составляет 3162,548 млн. рублей, объём реализации Программы на II этапе (2009 -2011) составляет 19116,881 млн. рублей.



Система организации контроля за исполнением Программы


Администрация города Тамбова контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы.

комитет экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова проводит мониторинг реализации Программы с применением показателей и индикаторов социально-экономического развития города




Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2012 году ожидается:

рост объёма отгруженных товаров собственного производства к уровню 2006 года в 2,2 раза;

увеличение объёма розничного товарооборота в 2,6 раза;

создание новых рабочих мест - 9552 мест;

рост средней заработной платы работающих на крупных и средних предприятиях города по сравнению с 2006 годом в 2,1 раза.


1.1. Анализ социально-экономического положения города Тамбова 5

1.2. Анализ сильных и слабых сторон города (SWOT-анализ) 14

1.3. Основные проблемы социально-экономического развития Тамбова 15

1.4. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения города Тамбова 17

1.5. Потенциал и направления развития города Тамбова 18

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы 18

3. Система программных мероприятий 20

4. Механизм реализации программы 22

5. Ресурсное обеспечение программы 23

6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы 24

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации 24

Приложение 1 26

Городская целевая программа 61

-,,- 74


-,,- 77

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития города Тамбова
  1. 1.1. Анализ социально-экономического положения города Тамбова

Тамбов - город областного подчинения, центр Тамбовской области. Образован в 1636 году.

Расположен в центральной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины на левом берегу реки Цны (бассейн реки Волги) при впадении в нее реки Студенец.

С 1928 года город Тамбов входит в состав Центрально-Черноземного района, с 1934 года – Воронежской, а с 1937 года – Тамбовской области.

Современный Тамбов – это крупный промышленный и культурный центр Тамбовской области, разделенный на 3 административных района: Октябрьский, Ленинский, Советский.

Территория города Тамбова занимает 9085 га. Протяженность улиц составляет 322,4 км.

Климат характеризуется умеренной континентальностью. Осенью, зимой и ранней весной преобладают юго-восточные и юго-западные ветры, в мае, июне, июле и августе – северо-западные, северные и западные.

Численность постоянного населения города на конец 2005 года составила 284,5 тыс. человек. Трудовые ресурсы составляют 64,5 % от общей численности населения.

Промышленность занимает ведущее место в экономике города. В промышленном производстве занята пятая часть экономически активного населения города.

Деятельность органов местного самоуправления города направлена на комплексное решение вопросов перехода к устойчивому функционированию и развитию городского хозяйства, созданию условий для улучшения качества жизни населения города, безопасного и комфортного проживания в нем.


Промышленность города.

Промышленное производство является основой экономического потенциала города. Промышленный комплекс представлен 700 промышленными предприятиями и производствами, в том числе 65 крупными и средними. Основная часть (93%) предприятий относится к обрабатывающим производствам, остальные предприятия - по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (6%) и по добыче полезных ископаемых (1%). В промышленном производстве на крупных и средних предприятиях занято около 32 тыс. человек.

В 2005 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям города Тамбова (по промышленным производствам) 14858,7 млн. руб. В том числе обрабатывающими производствами – 10352,6 млн. руб., предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 4542 млн. руб. Объем отгрузки по сравнению с 2004 годом увеличился на 13% (в действующих ценах).

Из общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в обрабатывающем производстве наибольшая доля приходится на:

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудова- ния – 20%,

производство машин и оборудования – 18,6%,

производство пищевых продуктов – 18,4%,

производство транспортных средств и оборудования – 18,0%,

химическое производство – 14,7%.

В 2005 году рост промышленного производства продолжался, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям города составил 105,0%. (Диаграмма 1).

Индекс производства по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2005 году к уровню 2004 года составил 96,5 %. Это обусловлено снижением производства электроэнергии на 5,4 %. Всего объем производства электроэнергии снизился с 1473,8 млн. кВт – час в 2001 году до 1278,5 кВт – час в 2005 году.

Индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 117,9%. Это обусловлено увеличением заказов от Минобороны России на производство продукции специального назначения, так как предприятия оборонного комплекса имеют большой удельный вес в структуре данного вида экономической деятельности. Экономическая ситуация в оборонном комплексе города на протяжении ряда последних лет достаточно сложная, так как деятельность предприятий зависит от получения оборонных заказов, имеются случаи несвоевременной оплаты за фактически отгруженную продукцию в рамках оборонных заказов.

По производству машин и оборудования рост объемов производства в 2005 году составил 104,5 %. Рост объемов производства наблюдался на ОАО «Тамбовмаш» (119,0%), ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова (117%), ОАО «Завод подшипников скольжения» (109%). Объем капитальных вложений в развитие производства за счет собственных и привлеченных средств составил 92,7 млн. руб., из них основную долю - около 60% составляют затраты завода «Комсомолец».

Предприятиями пищевой индустрии производилось около 700 наименований продукции, из которых 50 освоено в 2005 году. Индекс промышленного производства за год составил 112,3% (по области 107,1%). Акционерные общества «Орбита», «Тамбовская «Кондитерская фирма «Такф» и «Тамбовский хлебозавод» обеспечили прирост объемов производства на 24%, 9% и 3% соответственно. Больше чем в 2004 году выпущено сыров плавленых (на 10,2%), кондитерских (на 3,6%) и ликероводочных изделий (в 3,1 раза).

Акционерный общества «Кондитерская фирма «Такф», «Орбита», имеют самые высокие показатели использования производственных мощностей - до 100%. Самый низкий показатель использования мощностей - 22% отмечался на ОАО «Тамбовмясопродукт».

По виду экономической деятельности «производство транспортных средств и оборудования» объем производства в 2005 году вырос к уровню 2004 года в 1,2 раза. За 2005 год здесь увеличились объемы произведенного ремонта вагонов на 7,9% и запасных частей к ним на 43,6%. Продолжается работа по внедрению в производство современных технологий. Процент использования производственных мощностей составил от 75 до 100. Использовано инвестиций в размере 39,6 млн. руб., в том числе на приобретение нового оборудования – 27,4 млн. руб.

Химическое производство в городе представлено одним крупным предприятием - ОАО «Пигмент». Индекс производства за 2005 год составил 76,5%, так как по большинству основных видов выпускаемой продукции допущен спад производства. Наибольший спад отмечен по синтетическим красителям, чистящим средствам и лакокрасочным материалам. Производство лакокрасочных материалов сократилось с 21,7 тыс. тонн в 2001 году до 18,6 тыс. тонн в 2005 году, синтетических красителей - с 8,1 тыс. тонн в 2001 году до 4,5 тыс. тонн в 2005 году.

В целях оживления производства предприятием планируется обновление и техническое перевооружение действующих производств, которые будут способствовать увеличению ценовой конкурентоспособности продукции, внедрению ресурсосбере-гающих и экологически чистых технологий.

Сложившаяся ситуация в промышленном секторе экономики города в большей степени объясняется тем, что, несмотря на то, что объем капитальных вложений в 2005 году на развитие производства в 1,8 раза превысил уровень 2004 года, в отраслях наблюдается прогрессирующее старение основных фондов (по степени износа основных фондов Тамбовская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации).

Степень износа основных производственных фондов в промышленности города в 2005 году составляла 58 процентов. Самые высокие коэффициенты износа основных фондов отмечены на ОАО «Тамбовмясопродукт» и ОАО «Тамбовский комбинат хлебопродуктов» - по 75%, «Тамбовский хлебозавод» - 70%, «Мясокомбинат «Тамбовский» - 67% и др.

Кроме того, присутствует и высокий уровень энергоемкости выпускаемой продукции (доля энергозатрат в материальных затратах на производство промышленной продукции составляет на промышленных предприятиях города в среднем около 22%). Без инвестирования значительных средств в новое оборудование и современные технологии сегодня невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Одним из ограничений роста промышленного производства также является стабильно высокий показатель затрат на 1 рубль выпускаемой продукции (с 2000 года показатель затрат на 1 рубль продукции колеблется в диапазоне от 90,8 до 92,7 копеек).

За 2005 год на предприятиях обрабатывающих производств удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки составлял 5,3%. Удельный вес инновационно активных среди крупных и средних предприятий остается достаточно низким (8 процентов). Это повышает актуальность задачи активного внедрения инновационных разработок по совершенствованию процессов и оборудования на предприятиях.

Инновационная деятельность на территории города Тамбова.

Конкурентоспособность производимой в городе продукции определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

Высшее образование и наука, являясь специализированными областями деятельности, теряют дееспособность и становятся менее самодостаточными без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики.

Идея научно-образовательных центров является главенствующей в механизмах интеграции образования, науки и производства, поэтому государство выделяет средства на ее реализацию лучшим вузам, которые развивают инновационно-образовательные технологии.

Так в рамках проекта образовательного центра ТГТУ из федерального бюджета было выделено 6 млн. рублей, из которых 1,2 млн. рублей приходится на долю студентов и аспирантов, выполняющих научные исследования по профилю Центра. Кроме того, образовательный центр Технического университета примет участие в конкурсе на получение 1 млн. долларов, которые в течение трех лет должны будут пойти на выплаты зарплаты и закупку нового высокотехнологичного оборудования.

На базе ТГТУ, в сотрудничестве с ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова», а также с ОАО «Пигмент» созданы инновационно-технологические центры ООО «Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения» и ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий».

Среди инновационных научно-исследовательских и научно-производственных проектов ТГТУ необходимо выделить направление, связанное с работами в области нанотехнологий.

Реализация проекта началась в 2004 году. На основе результатов комплексных теоретических и экспериментальных исследований разработаны технологическая схема производственного процесса получения углеродных наноструктурных материалов (УНМ), рецептуры и методы получения высокоэффективных катализаторов, способы очистки продукта от примесей; в сотрудничестве с ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» и ООО «НаноТехЦентр» спроектирован, изготовлен и испытан первый в России реактор каталитического пиролиза углеводородов полунепрерывного действия для синтеза УНМ производительностью 3 тонны в год при односменном режиме работы. Полученный материал может быть использован при создании целого ряда композиционных полимерных материалов, в топливных элементах, при создании оборудования для телекоммуникационных и информационных технологий, в электрохимии, фармацевтике и водородной энергетике. УНМ, несомненно, найдут применение при создании авиационной, ракетной и космической техники. Имеются первые результаты получения наномодифицированного бетона с улучшенными физико-механическими характеристиками.

В ближайшее время на базе ТГТУ при участии вышеуказанных организаций планируется создание регионального центра Нанотехнолгий.

Также в городе активно развивается направление в области фундаментальной науки и прикладных исследований по созданию средств защиты органов дыхания и жизнеобеспечения человека.

На базе ФГУП «ТамбовНИХИ» в январе 2006 года была создана интегрированная структура - ОАО «Корпорация «Росхимзащита». Организация является научно-исследовательским институтом с собственным производством по разработке и изготовлению изолирующих индивидуальных и коллективных средств защиты органов дыхания, систем регенерации воздуха для специальных объектов различных родов войск и гражданской обороны. Институт разрабатывает элементы систем жизнеобеспечения космических кораблей и станций. Значительную долю указанных разработок институт проводит в интересах Министерства обороны Российской Федерации и Российского космического агентства. Предприятие регулярно принимает участие в международных и национальных выставках по проблемам защиты человека в экстремальных условиях. Защищенные патентами России технические решения были дважды награждены серебряными медалями международных салонов изобретений в Женеве и Брюсселе.
Малый бизнес.

Малое предпринимательство является одним из самых динамичных и перспективных направлений в развитии всего хозяйственного комплекса города. Данная категория хозяйствующих субъектов представляет собой наибольший интерес для органов местного самоуправления как источник новых рабочих мест, обеспечивающий возможности роста доходов граждан и вносящий существенный вклад в экономику, развивающий торговлю и общественное питание, платные услуги, строительно-подрядные работы, транспортные перевозки, малые промышленные производства, дорожно-восстановительные работы. Есть опыт участия и в коммунальной сфере.

По состоянию на 01.01.2006 на территории города Тамбова зарегистрировано 2059 предприятий малого бизнеса. Количество малых предприятий к уровню 2004 года возросло на 8,5 %. Динамика развития малого бизнеса в городе отражена в таблице 1.3.

Субъекты малого предпринимательства традиционно отдают предпочтение торговле и общественному питанию. Около половины (44,6%) малых предприятий работают в этих сферах экономики, что объясняется более быстрым оборотом денежных средств. В сфере промышленного производства функционирует 11,1 % предприятий, в строительном бизнесе занято 9,4%, в сфере бытового обслуживания – 9,1%.

Кроме того, в городе зарегистрировано 7,2 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Всего в малом бизнесе занято 10 % от общей численности жителей города.

Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней от результатов деятельности малого предпринимательства в 2005 году составило 388,8 млн. руб., что на 16% больше, чем за 2004 год.

На территории города действует специальный налоговый режим для малого бизнеса в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, снижающий налоговое бремя и упрощающий администрирование налога.


Финансовая деятельность организаций.

За 2005 год положительный сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций в действующих ценах составил 812,9 млн. руб. (115,5 % к 2004 году). В том числе по обрабатывающим производствам получено 499,6 млн. руб. прибыли.

65 организаций (31,1 % от общего числа) получили отрицательный финансовый результат на общую сумму 437,9 млн. руб., из них 15 (23,1%) – обрабатывающих производств с общей суммой убытков 209,8 млн. руб.

По сравнению с 2004 годом доля убыточных организаций увеличилась на 2,4 процентных пункта по сопоставимому кругу предприятий.

По состоянию на 01.01.2006 суммарная задолженность по обязательствам (включая кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам банков и займам) предприятий и организаций составила 9,9 млрд. руб., из нее просроченная - 1,1 млрд. руб.

Из общей просроченной задолженности по обязательствам на кредиторскую задолженность приходится 97,0%, на задолженность по кредитам банкам и займам – 3 %.

Кредиторская задолженность на 01.01.2006 составила 5923,3 млн. руб., дебиторская - 4555,5 млн. руб.
Транспорт, связь, информатизация.

Протяженность автомобильных дорог в городе составила 114,4 км. Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие.

Сдерживающими развитие города факторами являются недостаточная плотность магистральной дорожной сети, нехватка современных транспортных развязок, отсутствие скоростных видов транспорта, резкая ограниченность пропускных возможностей городских магистралей при выросшем транспортном потоке. Крайне остра проблема парковки личного автотранспорта.

В 2005 году грузовыми автотранспортными предприятиями и предпринимателями - владельцами грузовых автомобилей, занимающимися грузовыми автоперевозками, перевезено 760 тыс. тонн грузов, что на 0,9 % больше 2004 года. По сравнению с 2004 годом грузооборот увеличился на 39,5%.

На территории города перевозку пассажиров осуществляют муниципальное унитарное предприятие пассажирских перевозок, ООО «Тамбовское региональное ПАТП», 17 коммерческих фирм и индивидуальные предприниматели. Подвижной состав насчитывает 113 единиц муниципального транспорта и 429 – коммерческого. Основная часть (90%) подвижного состава муниципального транспорта превысила нормативный срок эксплуатации и средний коэффициент использования парка. Технические показатели работы в 2005 году в среднем остались на уровне 2004 года. За 2005 год перевезено 20,2 млн. пассажиров, что составляет 34 % к уровню 2004 года (в 2004 году – 59,3 млн. пассажиров).

Перевозка пассажиров льготных категорий составила 22,8% от общего количества перевезенных пассажиров, что ниже чем в 2004 году на 58,1%. Произошло сокращение льготных категорий граждан с 34 до 6. Выручка от продажи абонементных и проездных билетов выросла по сравнению с 2004 годом на 45%.

Основными видами связи в городе Тамбове являются телефонная и почтово-телеграфная. Действуют телексные и факсимильные линии. На территории города работает Тамбовский филиал ОАО “ЦентрТелеком”, предоставляющий услуги проводной и сотовой связи; операторы, предоставляющие услуги сотовой связи: ЗАО “Вымпелком”, ЗАО “Мегафон”, ЗАО “МТС”, а также местной радиотелефонной связи «Искра».

Тамбовский филиал ОАО “ЦентрТелеком” является основной составляющей инфраструктуры как города, так и региона в целом и обеспечивает современной качественной связью все сферы хозяйственной жизни. Филиал предоставляет традиционные услуги телефонной связи, доступ в Интернет, услуги ISDN, дополнительные виды обслуживания, осуществляет передачу данных, имеет сети проводного и эфирного радиовещания, предоставляет в аренду каналы и другие ресурсы, оказывает альтернативным операторам связи услуги по присоединению к сети связи общего пользования.

Всего число предприятий связи и их подразделений по обслуживанию клиентов возросло в 2005 году до 66 (в 2002 году - 59).

В рамках концепции обеспечивается развитие единой образовательной информационной среды города Тамбова и области, ведется работа по созданию телемедийной сети. Осуществляется координация и реализация мероприятий федеральных программ в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе - «Электронная Россия». Проводится автоматизация процессов управления органов государственной власти и местного самоуправления.


Инвестиционная и строительная деятельность

В последние годы наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. В 2005 году на развитие экономики и социальной сферы города предприятиями и организациями всех форм собственности освоено 5,34 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с предыдущим годом в Тамбове инвестиций освоено больше на 9,6 процента (Диаграмма 2, таблица 1.4).

По показателю «Объем инвестиций в основной капитал» наблюдается тенденция снижения прироста инвестиций в основной капитал с 54,6% - в 2002 году до 9,6 % в 2005 году. Поэтому необходимо принятие мер по стабилизации темпов роста инвестиций в основной капитал.

Строительный комплекс в последние годы является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики в городе. Объем работ, выполненных по чистому виду деятельности «Строительство» в 2005 году составил по полному кругу предприятий города почти 2,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах больше 2004 года на 7%.



В 2005 году в городе Тамбове введено 162,7 тыс. кв. м. или 46,5 % от общего ввода жилья по области. Следует отметить, что темп роста ввода жилья за счет всех источников финансирования предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками составил 107%, а это меньше, чем в целом по области, где данный показатель - 112,6 %. Введено в эксплуатацию 21 многоэтажный и 290 индивидуальных жилых домов. В стадии строительства находятся еще 43 жилых многоэтажных дома.

При этом объем ввода жилых домов в 2005 году в городе Тамбове на 14% превысил самый высокий собственный показатель дореформенного периода, который в 1989 году составлял 142,7 тыс.кв. м (Диаграмма 3).

В расчете на 1000 человек населения города в 2005 году введено 564 кв. метров жилья против 304 кв. метров по области. Среди областных центров Центрально-Черноземного района Тамбов занимает третье место после Белгорода и Воронежа.

Несмотря на высокие темпы роста ввода жилья в городе, их все еще недостаточно для изменения качества жизни населения.

Помимо создания условий для роста темпов строительства жилья необходимо уделить особое внимание и другим проблемам: сносу ветхого и аварийного жилья с переселением граждан, модернизации объектов «старой» застройки («хрущевок»), уменьшению степени износа инженерной инфраструктуры, т.е. реконструкции и замены сетей и оборудования. Причем последняя проблема непосредственно влияет на возможный рост объемов жилищного строительства в городе, так как новые дома подключаются к изношенным инфраструктурным сетям.

Основным сдерживающим фактором развития жилищного строительства в городе является недостаточное количество финансовых ресурсов, направляемых в данный сектор.


Потребительский рынок и сфера услуг.

С 2002 года на потребительском рынке города наблюдаются положительные тенденции: совершенствование инфраструктуры торговли и общественного питания, активизация коммерческих структур, совершенствование форм торгового обслуживания. В результате наблюдается ежегодный рост оборота розничной торговли и общественного питания (Таблица 1.5).

Динамика развития потребительского рынка характеризуется ежегодным ростом оборота розничной торговли и оказания платных услуг.

С 2002 года по 2005 объем розничного товарооборота вырос с 9,6 млрд. руб. до 16,8 млрд. руб. Объем платных услуг населению в 2005 году к уровню 2002 года возрос с 2,4 млрд. руб. до 5,2 млрд. руб., в том числе бытовых услуг – с 0,5 млрд. руб. до 0,8 млрд. руб.

По состоянию на начало 2006 года в городе Тамбове действуют 1169 объектов розничной торговли, 284 объекта общественного питания, 18 рынков, 124 объекта оптовой торговли, 587 организаций сферы бытовых услуг.

В 2002-2005 годах активизировалась работа по развитию материально-технической базы потребительского рынка и сферы услуг, появились предприятия, соответствующие современным стандартам (торговые центры «Эльдорадо», «Улей», «Техносила», предприятие химической чистки ОАО «Новинка» и т.д.). Так, например, за 2005 год за счет нового строительства и реконструкции введено в эксплуатацию 86 магазинов, открыто 27 предприятий общественного питания. Создано 892 новых рабочих места.

В сложившейся на потребительском рынке и в сфере услуг города Тамбова ситуации необходимо сформировать целостную систему торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивающую территориальную и ценовую доступность потребительских товаров и услуг для всех жителей города.
Ценовая ситуация на потребительском рынке

Цены на все товары и платные услуги в 2005 году по городу Тамбову выросли на 9,8 %. В целом по России рост составил 10,9 %.

Тенденция опережающего роста цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, по сравнению с ростом цен на товары сохраняется. Индекс цен на них за 2005 год составил 115,0 %. Опережающими темпами растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги – в среднем на 22,0 %, в том числе коммунальные услуги выросли на 24,3%, жилищные услуги – на 12,9%. Стоимость платных услуг в системе образования за 2005 год увеличилась в среднем на 11,1%, в т.ч. услуг дошкольного воспитания - на 18,7%. Цены на медицинские услуги увеличились на 20,1%. Без изменения остались цены на правовые и банковские услуги.

За 2005 год индекс цен на все товары составил 108,6 процента, из них на продовольственные товары - 109,8%, непродовольственные товары - 106,7 %.

Цены на горюче-смазочные материалы с начала года увеличились за 2005 год в среднем на 15,1 %.

Величина прожиточного минимума на душу населения за 2005 год составила 2181 руб., в том числе за четвертый квартал она сложилась в сумме 2303 руб. На долю продуктов питания приходится почти половина стоимости потребительской корзины или 954 руб. Услуги составляют 36 % или 743 руб. Непродовольственные товары занимают 18 %, что в сумме составляет 363 руб. Расходы по обязательным платежам в прожиточном минимуме составляют 6 %, на их долю приходится 122 руб.

Стоимость минимального набора продуктов питания в г. Тамбове за 2005 год сложилась в размере 1143,9 руб., в том числе в декабре стоимость составила 1161,3 руб. и подорожала с начала года на 7,4%.

Среди городов Центрального Черноземья стоимость минимального набора продуктов питания в Тамбове самая низкая, на втором месте Липецк, где стоимость составила 1162,89 руб., на третьем – Белгород –1174,52 руб.


Жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальная сфера является многоотраслевым комплексом, в котором наиболее тесным образом сконцентрированы все социально-экономические вопросы жизнеобеспечения городского хозяйства и населения. Производственная структура городского жилищно-коммунального комплекса как отрасли экономики состоит из нескольких взаимосвязанных отраслей:

жилищное хозяйство;

объекты энергоресурсоснабжения (тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение);

объекты благоустройства (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация бытовых отходов);

бытовое обслуживание населения.

Жилищно-коммунальное обслуживание населения в городе Тамбове осуществляется 11 частными предприятиями, выигравшими конкурс на обслуживание жилья и оказывающими услуги по содержанию и текущему ремонту 452,6 тыс. кв. м общей площади многоквартирных домов, 9 теплоснабжающими организациями различных форм собственности, 7 электроснабжающими организациями, 7 организациями водоснабжения и водоотведения, 3 организациями по вывозу бытовых отходов.

Общая численность работающих в жилищно-коммунальном комплексе города составляет 4,4 тыс. человек или 4,5 % от общей численности занятых.


Рынок труда, занятость и безработица.

В 2005 году городским Центром занятости поставлено на учет 8827 горожан, ищущих работу. К концу года из числа обратившихся был трудоустроен каждый второй (49%). Широко использовались общественные работы (в них приняло участие 1221 человек).

За 2005 год в городскую службу занятости поступили сведения о предстоящем высвобождении почти 2 тысяч работников, что в 1,4 раза больше, чем в 2004 году. Наибольшее число увольнений по инициативе руководства имело место в промышленности. Массовые увольнения от общего числа высвобождаемых работников составили 37,8% (в 2004 году было меньше – 31,2%), что оказало значительное влияние на регистрируемый рынок труда и рост безработицы.

Рынок труда в Тамбове в значительной степени деформирован: велик разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее, как в количественном, так и в качественном выражении – профессиональном и квалификационном аспектах. Резко повысились требования работодателей к квалификации кандидатов на рабочее место, хотя при этом уровень оплаты труда предлагаемой работы остается низким и не стимулирует мотивацию к труду у безработных граждан.

В течение 2005 года работодателями была заявлена потребность в заполнении 7,2 тыс. вакантных рабочих мест.

Численность экономически активного населения города составляет 55% от общей численности горожан. Из них 93,2 % заняты в экономике, 6,8% не имеют занятия и в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные и составляют общую безработицу, которая в Тамбове превышает регистрируемую в 3 раза.

Уровень занятости населения города в 2005 году составил 51,9 %.

По состоянию на 01.01.2006 в городской службе занятости было зарегистрировано 3669 безработных граждан. Число зарегистрированных безработных по сравнению с началом года увеличилось в 1,2 раза. Причем на город Тамбов приходится более 20% от общего количества безработных, зарегистрированных в целом по Тамбовской области.

Напряженность на рынке труда города увеличилась по сравнению с 2004 годом в 10,5 раз и на 01.01.2006 составила 38 человек на 1 вакансию.

Уровень безработицы за 2005 год увеличился с 1,9% до 2,3 %. (Таблица 1.6). Среди городов Центрально-Черноземного региона по городу Тамбову в 2005 году наблюдался самый высокий уровень официально зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, при самом низком 0,9 % - по Липецку.


Показатели уровня жизни населения.

Одним из основных показателей уровня жизни населения является соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом за 2005 год возросла на 18% и составила 2181 рубль. (Диаграмма 4)

На город Тамбов среди городов Центрального Федерального округа приходится наименьшая стоимость минимального набора продуктов питания, за 2005 год она сложилась в размере 1143,9 руб., подорожав за год на 7,4%. В целом по Российской Федерации стоимость минимального набора продуктов питания составила 1349,1 руб.

Несмотря на это все еще не менее 30% жителей Тамбова имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Самым заметным фактором изменения ситуации в экономике является расширение потребительского спроса за счет повышения реальных доходов населения.

Важнейшим источником роста реальных доходов населения по-прежнему остается заработная плата. За 2005 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата у горожан увеличилась на 22,3 % и составила 6170 руб., что на 29,2 % выше среднеобластного показателя и в 3 раза выше прожиточного минимума в регионе. При этом цены на товары и услуги в Тамбове выросли только на 13,3%, т.е. тенденция опережающего роста среднемесячной заработной платы по сравнению с ростом цен сохраняется.

С 2002 года среднемесячная заработная плата в городе Тамбове увеличилась с 3168,1 руб. до 6170,0 руб. (Таблица 1.7).

В целом номинальные денежные доходы жителей города Тамбова за 2005 год по данным Главного управления Центрального Банка РФ по Тамбовской области сложились в сумме около 30,3 млрд. руб. (или порядка 43,0% от доходов населения в целом по области).

Рост денежных доходов населения оказывает влияние и на рост объема вкладов населения в кредитных организациях. Объем вкладов также является своеобразным индикатором стабилизации ситуации с доходами и, соответственно, расходами населения.

За 2005 год вклады горожан возросли на 35,7%. На 01.01.2006 их объем составил 4,9 млрд. руб. Расчетный средний вклад на душу населения по городу увеличился по сравнению с 2004 годом на 34,4% и составил почти 17 тысяч рублей.

Рост реальной заработной платы составил 107,9% и отмечался, хотя и с некоторым замедлением, у работников основных отраслей экономики, кроме таких видов деятельности как гостиницы и рестораны, у работников которых наблюдается снижение реального уровня оплаты труда. Замедление темпов роста заработной платы наблюдается на предприятиях большинства видов экономической деятельности, что объясняется ухудшением производственных показателей на отдельных предприятиях и опережающим ростом индекса потребительских цен по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Наиболее высокая среднемесячная заработная плата в сфере материального производства отмечалась у работников по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 9336,7 руб. (с приростом на 22,3%).

Наименьшую среднемесячную заработную плату имели среди отраслей непроизводственной сферы работники здравоохранения и предоставления социальных услуг (4261,3 руб.), что ниже среднегородского уровня на 35%. Вместе с тем отмечался рост среднемесячной заработной платы этих работников к уровню 2004 года на 28,4%.

По-прежнему остается актуальной проблема своевременной выплаты заработной платы. Суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 01.01.2006 составила 7 млн. руб. по 9 организациям с численностью почти 1,5 тыс. человек.
Демографическая ситуация.

Сегодня в городе Тамбове сложилась одна из наиболее сложных среди административных центров Центрального Черноземья демографическая ситуация. В 2005 году по числу родившихся на 1000 человек населения (8,4 промилле) город занимает последнее место среди областных центров Центрального Черноземья.

При этом число умерших в Тамбове в 2005 году превысило число родившихся в 1,9 раза (в Курске и Липецке – в 1,5 раза, Воронеже – 1,8 раза, Белгороде – 1,3 раза). В том числе и по числу умерших на 1000 человек населения (с показателем 15,9) Тамбов имеет наряду с Воронежем максимально отрицательный показатель. Вышеописанная тенденция продолжается не один год, уменьшая тем самым основное население города (Таблица 1.8).

Сегодня в Тамбове проживает четвертая часть населения области. При этом следует также отметить, что город Тамбов, несмотря на достаточно благоприятные природные условия для жизни, имеет недостаточную привлекательность для мигрантов. Естественная убыль населения города не компенсируется, а увеличивается и за счет миграционного снижения (- 570 человек за 2005 год).

В структуре населения области доля мужчин составляет 44,6 %, женщин – 55,4%.

Также на протяжении последних лет в Тамбове отмечается снижение доли лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности постоянного населения (с 15,2 % на конец 2002 года до 13,6 % на конец 2005 года) и рост доли лиц старше трудоспособного. При этом, доля населения в трудоспособном возрасте на конец 2005 года составляет в общей численности населения города 64,1 процента.



Социальная сфера города.

Одним из основных механизмов повышения качества «человеческого капитала» является формирование конкурентоспособной системы образования, обеспечивающей потребности реального сектора экономики в квалифицированных специалистах. В рамках решения этой задачи в 2005 году была продолжена работа по реструктуризации в городе образовательной сети, причем она велась не столько в плане количественных, сколько для достижения качественных изменений. В системе образования идет интенсивный процесс изменения форм и методов обучения, расширяется набор образовательных услуг, осуществляется адресная поддержка одаренных детей, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По динамике последних лет количество общеобразовательных школ в области незначительно снизилось из-за сокращения контингента учащихся (с 39308 учащихся в 2000 году до 30615 учащихся в 2004 году). Уменьшилось количество детских дошкольных учреждений с 60 в 2000 году до 58 в 2004 году.

В 2005 году наблюдалась достаточно стабильная картина занятости детей в учреждениях дополнительного образования. Охват школьников занятостью составил 52%, что на 2% выше, чем в 2004 году. Однако отсутствие материально-технического обеспечения неуклонно снижает качество дополнительного образования технического направления. В качестве серьезного фактора, способного повысить воспитывающий потенциал рассматривается интеграция общего и дополнительного образования.

В течение последних лет ежегодно расширяется доступ граждан к получению высшего профессионального образования. Контингент студентов в высших учебных учреждениях растет. Так в 2000 году в высших учебных заведениях города обучалось 17757 чел., в 2004 году – 25171 чел.

В городе Тамбове работают 12 муниципальных учреждений здравоохранения, в т. ч. 4 больницы на 1500 коек (из них 1400 коек круглосуточного стационара, в т.ч. 10 коек хосписа, и 100 коек дневного пребывания). Обеспеченность больничными койками в городе Тамбове составляет 210 коек на 10 тыс. чел., что выше чем в среднем по области.

От общего числа федеральных льготников, проживающих в городе, бесплатное лекарственное обеспечение получили 65 % или свыше 30 тыс. чел. По сравнению с 2004 годом рецептов выписано в 10 раз больше.

В соответствии с областной целевой программой «Подготовка кадров муниципальных работников для МЛПУ области на 2002 - 2006гг.» подготовлено 19 врачей общей практики, которые призваны оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь.

В 2005 году завершено строительство гинекологического корпуса больницы № 3, завершается реконструкция хосписа (ул. Бастионная, 1), проведен капитальный ремонт терапевтического отделения, продолжается строительство хирургического корпуса и реконструкция прачечной в больнице им. Архиепископа Луки.

По реализации национального проекта в сфере здравоохранения в конце 2005 года направлена заявка на диагностическое оборудование на сумму 36 млн. руб. и автомобили скорой медицинской помощи на 4 млн. руб.

Культурное обслуживание населения в городе осуществляется общедоступными (публичными) библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, киноустановками, театрами, музеями, другими культурно-просветительскими учреждениями.

На территории города реализуется городская Программа «Культура города Тамбова (2004 - 2006гг.)», основной целью которой является создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение единого культурного пространства города, равных возможностей доступа к культурным ценностям для различных социальных групп населения.

Социальные службы города осуществляли реализацию Федеральных законов, социальную защиту ветеранов и инвалидов, социальную защиту семьи, материнства и детства, предоставление адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

По уровню преступности на 100 тысяч населения город занимает 3 место среди областных центров Центрально-Черноземного района (в 2005 году зарегистрировано 2471 правонарушение на 100 тыс. населения, в области – 2001 правонарушение). Негативным моментом является значительный рост зарегистрированных преступлений по сравнению с 2004 годом (183,6 %).


Система муниципального управления.

Структура органов муниципального управления включает в себя представительный орган местного самоуправления – городскую Думу и исполнительный орган местного самоуправления – администрацию города Тамбова. Структура органа исполнительной власти города Тамбова находится в состоянии реформирования с учетом потребностей экономики и общества.

В области совершенствования системы муниципального управления перво-очередными являются следующие задачи:

повышение эффективности использования муниципального имущества;

совершенствование системы муниципального управления;

проведение реструктуризации муниципальной собственности, сокращение муниципальных унитарных предприятий;

необходимость развития рынка земли и иной недвижимости;

реформирование административной системы.

Выстраивание администрацией города Тамбова бюджетной политики производится исходя из возможностей утвержденного бюджета города на соответствующий год. Это позволяет обеспечивать достижение определенных положительных результатов не только в экономике города, но и в решении социальных вопросов населения, способствующих сохранению в городе социально-экономической стабильности.

Исполнение бюджета города за 2005 год составило по доходам – в сумме 1996,3 млн. руб. или 101,4% к плановому заданию и с ростом 145,5% к объему поступлений в 2004 году (на 624,2 млн. руб.), в том числе собственные доходы муниципалитета в общем объеме поступлений составили 945,7 млн. руб. (155% к уровню 2004 года), а размер доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 74 млн. руб. или 102% к уровню 2004 года (Таблица 1.9).

Размер налоговых платежей за 2005 год, зачисленных в городской бюджет, составил 524,5 млн. руб. (или 26,3 % объема доходов бюджета) с ростом к 2004 году на 71,4 млн. руб. или в 115,8%. Наиболее значимые предприятия и организации – плательщики налогов в городской бюджет представлены в таблице 10. Поступление неналоговых платежей в бюджет города за 2005 год обеспечено в объеме 421,1 млн. руб., что в 2,7 раза больше, чем в 2004 году.



Несколько иная ситуация сложилась по расходам – исполнение обеспечено в сумме 2024,5 млн. руб., что составляет 96,8% задания. Тем самым не удалось полностью ликвидировать дефицит городского бюджета, который по состоянию на 01.01.2006 составил 28,2 млн. руб. (Диаграмма 5).

Наблюдается несвоевременность исполнения своих обязательств перед городским бюджетом рядом хозяйствующих субъектов города. В результате недоимка за 2005 год по налоговым и неналоговым платежам в городской бюджет увеличилась в целом на 20,6 млн. руб. или на 40% и, по состоянию на 01.01.2006, составляла 72,3 млн. руб. В структуре недоимки 56% приходится на налоговые платежи, 44% - на неналоговые.

Но, несмотря на это, по сравнению с 1998 годом бюджетная обеспеченность (расходы) на душу населения с 1998 по 2005 годы увеличилась в 8 раз (Диаграмма 6).
    1. скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Паспорт комплексной программы социально-экономического развития города тамбова
2809.38kb.
Забайкальский край Муниципальный район «Могойтуйский район» Администрация сельского поселения «Хара-Шибирь»
1550.38kb.
Администрация города Кемерово Управление экономического развития Итоги социально-экономического развития городского округа Кемерово за 9 месяцев 2012 года
1387.3kb.
3. Комитету социально-экономического развития и потребительского рынка Администрации города Пскова Аникеева М. Н
95.13kb.
1. Итоги социально-экономического развития Мазановского района в 2011 году
690.63kb.
Социально – экономический паспорт города Караганды за 2010 год
1236.73kb.
Программа социально экономического развития Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области на период 2012-2013г г
1164.83kb.
Раздел I. Анализ социально-экономического потенциала Верхнехавского муниципального района Воронежской области 5
2005.29kb.
Рекомендации круглого стола «Обсуждение проекта «Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года»
38.57kb.
Отчет по итогам социально-экономического развития Соликамского городского округа за 2011 год
107.72kb.
Акт результатов комплексной проверки Комитета по физической культуре и спорту города Волгодонска
277.38kb.
На современном этапе социально-экономического, политического и культурного развития идет довольно жесткая конкуренция за инвестиционные ресурсы между государствами, регионами, городами и предприятиями
98.51kb.