takya.ru страница 1
скачать файл
Перевал Изумрудных Озёр

(Заранее извиняюсь, что хронометраж дан приблизительно. Это просто очерк. В паспорте перевала всё будет описано поминутно).

Пошли на кольцо, к перевалу Изумрудных Озёр. Перевал нигде не описан, только классифицирован, как 2А. Решили описать, пусть будет паспорт.

На источниках с нами попросился какой-то дядька из Самары, очень не стройный, с огромным животом. Я подумала: «Не пойдёт, так перед друзьями только хвалится». Но утром он, бодрячок такой, вприпрыжку, оказался у наших палаток: «Ну что, Вы готовы? Идём?» «Ну вот, - подумала я, паси его теперь, с таким-то довеском далеко не уйдём…», - и опять ошиблась. Он помчался очень шустро, и не все наши ребята за ним даже успевали. Конечно, он налегке был, а мы с грузом (палатки, верёвки и т.д.), но было совершенно очевидно, что опыт у него за плечами имеется: шёл грамотно, даже не вспотел в гору. Удивил приятно, что сказать…

Нас пошло пятеро: я и Ольга Короленко – на кольцо, а Руслан Адольфович, Пашка Кунин и Володя (так звали нашего попутчика) – прогуляться до Изумрудных Озёр, что под перевалом Ветреный. И к вечеру – назад, на Шумакские источники. Мы часто останавливались, отдыхали, т.к. Оля и Паша не всегда успевали за прытким (хоть и упитанным) Володей. Ждали. На обед встали за верхним озером, под перевлом Университетским.

Мы с Ольгой стали заводить горелку, а мужики, посидев с нами минут десять, заспешили назад, потому что небо начало затягиваться, и им не хотелось попасть в дождь.

Пока мы варили и обедали, тучи разметало, и опять выглянуло солнце. Наш дальнейший путь с Ольгой под перевал Изумрудных Озёр был сух и устойчив. Поднялись на ригель к плоскому заболоченному цирку перевала Лавинного – минут 40. Потом повернули вправо по ходу, в тупиковую часть долины к перевалу Изумрудных Озёр. Поднялись на некрутую морену к основанию снежника, сползающего с нашего перевала. Относительно цирка – перевал Изумрудных Озёр находится слева. Прямо – стена. А справа – очень крутой осыпной склон с тремя маленькими седловинками, с которых постоянно что-то сыпет. На старой хребтовке, которая была у Руслана, эти седловинки отмечены знаками x? x?, (вроде как там есть перевалы, но неизвестные). Скажу с уверенностью 99%, что перевалов там нет, и быть не может. Потому что с этой стороны – очевидно опасные крутые осыпи, а с обратной стороны (я её тоже видела раньше - в 2009г.) – скальная стена, совершенно нелогичная для прохождения. Обратная сторона этих склонов находится в цирке перевала Университетского со стороны ручья Водопадного. Так что, единственно логичный ходимый здесь перевал – это Изумрудных Озёр, или Сыпучий (встречается и такое название). Вот, кстати, это второе название более оправдано, хоть и не столь романтично. Во-первых, с этой стороны перевала никаких озёр нет (Изумрудные остались далеко позади и внизу, под перевалом Ветреный). А с обратной стороны – только одно озеро. Во-вторых: сыпучий – это абсолютно точно. За вечер прокатилось три камнепада с левой части перевала, а ночью мы от грохота камней просыпались 7 раз! Специально подсчитала. (А сколько ещё, возможно, не просыпались…) Даже возникло сомнение по поводу необходимости прохождения этого перевала. Но мы заметили, что камни летят только с одной стороны перевальной седловины (левой), и только, когда усиливается дождь.

Здесь, в самой высокой части цирка, на центральной морене, мы поставили палатку. Места под лагерь в цирке практически нет. Лучше ставить лагерь ниже, под перевалом Лавинным. А здесь – кое-как втиснули свою двухместку посреди камней наверху центральной морены. Дождь начался сразу же, как встали. Воды здесь тоже нет, но есть снежник, лежащий прямо под перевалом, там, в щели между снегом и камнями мы нашли ручеёк. Мы нарочно сюда забрались и здесь встали: наша цель – разведка и описание перевала Изумрудных Озёр и цирка.

В момент нашего прихода по седловине перевала гулял архар. Изучал нас сверху, разглядывал, пока мы, в свою очередь, изучали местность. Около часа топтался по седловине, пытался спуститься в нашу сторону, но так и не рискнул (нас, видимо, боялся).

Седловина снизу кажется очень широкой, и будто бы равнозначной по трудности подъёма: что слева, что справа. По центру – очевидно, что нет пути, т.к. вверху скальные выходы. Понаблюдав за хождениями архара, (мы ждали – куда он начнёт спускаться, там и мы завтра пойдём, ведь животные в горах – умнее нас), а ещё, рассмотрев внимательно склон, мы выбрали путь справа. Хоть архар так и не решился спуститься, но именно оттуда он пришёл на перевал, и топтался именно здесь, пытаясь спуститься в нашу сторону… К тому же с правой стороны ни разу ничего не упало (вечером мы это видели, а ночью слышали – что все камнепады были слева, и с других сторон цирка).

Всю ночь шёл дождь. Утром, в 6.00 – прекратился. Мы тут же встали, приготовили завтрак, поели и собрались. Почти вышли. Но в момент нашего выхода опять начался сильный дождь, почти ливневый. Всё вокруг накрыло облаками. Мы опять поставили палатку и залегли, с расчётом, что если дождь не закончится, то часов в 11 мы повернём назад, вернёмся по пути подъёма, и откажемся от прохождения перевала.

Проснулись от внезапного затишья в 9 часов. Молча, быстро собрались и тихонько, крадучись, словно боясь спугнуть погоду, поползли на перевал. Сначала шли по снежнику (около 15 минут) вверх, потом по мелко-средней осыпи. Чем выше поднимаешься вверх, тем осыпь становится крупнее. Ну, как обычно. Около 40 минут по кулуару. Затем по косой полке, уходящей влево, прямо к туру (ещё минут 5). В туре записка 2006 года. Редко здесь ходят.

Внизу, со стороны правого притока Правого Шумака, озерко, маленькое, молочно-зелёного цвета, в бронзовой оправе ржавых камней. Спуск – однозначный, по узкому крутому кулуару. Зимой, при накоплении снежной массы – вертикальные перила по скалам слева или справа. Хорошо, что пока мы поднимались, камни успели высохнуть. Сверху кулуар весь просматривается, и, кажется, будто спуститься можно и пешком. Мы спустились всего 10м вниз, и поняли, что верёвку зря вешать не стали. Просто это безопаснее и на порядок быстрее – спуститься по верёвке в этом месте. В 10м ниже седловины тоже есть скальный выступ, за него я повесила сдвоенную верёвку для Ольги, она быстро и легко спустилась спортивным способом, благо навык есть – у девочки 2й разряд по альпинизму. Мне стало жаль оставлять расходную петлю на камне, к тому же, при сдёргивании верёвки, был риск спустить на нас тонны камней, поэтому, я решила спуститься без верёвки (напрасно). Рюкзак за плечами, конечно, мешал в этой манипуляции, и я решила его спустить на полочку (метра 2, крутизна около 70град.). Ольга в это время стояла в укрытии за скальной стенкой слева, метрах в 35 от седловины, и в 25 – от точки крепления верёвки, выбирала свободную верёвку. Рюкзак встать не захотел, покатился кубарем и вприпрыжку до самого низа… (Вот, что собственно, и характеризует крутизну склона – он ни разу даже не попытался зацепиться за камни или остановиться, он только летел и набирал скорость… ) Хорошо, что я не пристраховала его к себе, а то и я туда же летела бы с ним, потому что равновесия-то никакого у меня не было в этот момент. Когда мы потеряли его из виду, я опечалилась: «ах, новый спальник…» Ольга тоже – её палатка была там. В общем: не надо было жалеть расходную петлю! А сдёргивать верёвку можно было и из кармана слева, где пряталась Ольга.

После кармана – спуск по средней осыпи (живой!), крутизна 45 градусов, серпантином. Ещё раз благодарим погоду, что камни уже успели высохнуть. Около 40 минут спускались до озера.

Озеро – в цирке перевалов Изумрудных озёр, Долгожданный, Грозный. С этой стороны перевал Изумрудных Озёр смотрится, безусловно, внушительнее: я бы не рискнула идти на подъём эту сторону. В верхней части смотрится просто стеной, но дело даже не в этом, а в том, что осыпь очень живая. Грозный – смотрится намного безобиднее с этой стороны. Долгожданный – прост, но очень высок – почти на вершине.

Смотрится отсюда перевал Изумрудных Озёр однозначно не ниже 2А. Но 2А без верёвок не ходят совсем, а мы, всё-таки прошли, хоть и корявенько. Ольгу страховали только потому, что не знали, что там будет впереди. Да и девочка молоденькая. А молодых надо учить, чтобы везде и всюду вешали верёвки (это моё такое мнение инструктора). С другой стороны, если бы не сухие камни, и наша «боле-менее» подготовка, то чёрт его знает… Для группы я бы точно верёвку вешала, причём, возможно, с обеих сторон, метров по 30-35, от седловины…

От озера – приятный и красивый спуск в долину ручья – правого притока Правого Шумака. До каньона. В устье ручья – глубокий каньон. И вот – ВНИМАНИЕ!!! Его надо обходить левым берегом (орографически). И чем дальше от ручья, тем лучше. Но мы это увидели поздно, когда уже большая часть каньона была пройдена по правому берегу. В итоге пришлось вешать верёвку там, где совсем не ожидали: на скалах, в зоне леса, чтобы спуститься к Правому Шумаку. Этот спуск показался нам даже сложнее, чем с перевала, потому что начался дождь, и всё вымокло и стало скользким. Спуск к Правому Шумаку занял около 1,5 часов. Потом ещё 2 часа движения по тропе в дождь, и мы на Шумакских источниках.

Ах, да, чуть не забыла. Рюкзак. С ним повезло. Нашли его у подножия перевала. Немного порвался карман, но всё внутри осталось цело, на удивление, даже очки в кармане. Чудеса…