takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Старотойденская основная общеобразовательная школа

План-конспект

урока биологии в 6 классе


Тема урока: « Строение цветка»

Разработала учитель биологии

Провоторова Л.М.

2010


Цель урока: дать понятие о цветке как особом органе растения.

Задачи:
• познакомить учащихся с особенностями строения цветка;
• развивать самостоятельность мышления, умение работать с дополнительной литературой; умения работать в группе;
• продолжить воспитание бережного отношения к природе родного края.

Оборудование:
• таблица “Цветковое растение и его органы”, разборные модели цветов,
• цветы комнатных растений, пинцеты и лупы, компьютерная презентация «Строение и значение цветов», мультимедийный проектор,
• Красная Книга России, В.С. Моложавенко «Тайна красоты». Москва «Педагогика-Пресс»1993.

Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint, с использованием мультимедийного проектора.




Ход урока

1. Оргмомент

2. Формирование новых знаний

I этап. Мотивация и целеполагание /индукция/.
(Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение цветов) /слайды 2-9/
Учитель: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить танец цветов (Заканчивается вальс.)

Учитель: Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет.


Из одной и той же черного цвета земли Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Сегодня мы отправляемся в удивительное прекрасное путешествие в царство цветов.


«Цветы – удивительное лекарство для души», одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека.
Но ведь природа создала цветы не только для нас, а скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.
«Чтобы жить – нужны: Солнце, свобода и маленький цветок». Как можно объяснить эти слова знаменитого сказочника Анедерсена (необходимо выйти на определение цветок – генеративный орган растения).

Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации, вопросы у вас возникали при этом?


Вопросы записываются на доске.
Почему цветы такие красивые?
Почему они такие разные?
Почему у них яркая окраска?

Почему у них такая форма?


Почему одни цветы имеют запах, а другие нет?
Какую роль играют цветы для растений?
II этап. Реконструкция.
В ходе беседы учащиеся высказывают предположения, касающиеся ответов на поставленные вопросы.

III этап. Социализация.
Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция.
Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения.
Что бы вы ещё хотели узнать о цветке?
На основе ответов формулируется “информационный запрос” учеников на данный этап учебного занятия: выяснить функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега; научиться распознавать части цветка.

Практическая работа “Строение цветка” (I часть)

Инструктивная карточка
1. Рассмотрите предложенные вам модели цветов /вишни и картофеля, редьки/
2. Разделите модель цветка на составные части. Сколько частей у вас получилось?
3. Где, по-вашему, располагаются в цветке главные части?
Для решения этого вопроса класс делится на группы (различными способами, согласно условиям здоровьесбережения).
После совместного обсуждения проводится афиширование мнения каждой группы. Делаются выводы.

IV этап. Разрыв.
Учитель рассказывает о строении цветка и значении его отдельных частей, используя таблицу “Цветковое растение и его органы” и разборную модель “Цветок вишни”, слайды презентации./Слайд13-18/
На доске составляется опорная схема « Строение цветка».

Практическая работа “Строение цветка” (II часть)


Дети ещё раз рассматривают лабораторный материал (пестики и тычинки с помощью лупы), находят все части цветка, дают краткую характеристику цветков и записывают её в тетрадь.
(Учащиеся рассматривают мелкие части живых цветов и слайды презентации, делают сравнение) /тем самым проводиться здоровьесберегающая гимнастика для глаз/
Учащиеся зарисовывают строение цветка в тетрадь.
Физкультминутка.

В предлагаемом перечне утверждений выбрать те, которые подходят для цветов, чьи модели находятся на столах данной группы
(если утверждение верное-сидеть, неверное-встать
)
1.Околоцветник простой.
2.Венчик ярко окрашен.
3.пестиков много.
4.пестик один.
5.Чашечка состоит из сросшихся чашелистиков.
6.Лепески венчика разные.

Учитель. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока.


Ребята, какие у вас предположения, почему цветы так окрашены, почему у многих приятный запах? (Учащиеся говорят о привлечении насекомых-опылителей)
Учитель. Насекомые-опылители имеют цветное зрение. Их привлекают белая, жёлтая, различные оттенки голубой окраски цветка, у них очень хорошо развито обоняние. Привлекательный для насекомого запах оно ощущает на расстоянии до 1 километра.
Проблемный вопрос.
Рассмотрите изображения представленных вам цветов?
Чем по строению они отличаются от изученных ранее и объясните в связи с чем возникли эти отличия?

(работа по группам)


1.Цветок ржи.
2.Цветы ивы.
3.Цветок василька.
4.Цветов подсолнечника.
Учитель дополняет информацию, представляемую детьми.

Игра «Звездный час» (дети с помощью карточек показывают номера правильных ответов).
I. Основной функцией чашечки является
1.участие в размножении 2.привлечение насекомых опылителей
3.формирование пыльцы 4.защита
II.Мужскими цветами являются те, в которых
1.есть и тычинки и пестики 2. есть только тычинки
3.есть только пестики 4. есть либо тычинки, либо пестики
Ш. У цветка вишни околоцветник
1. отсутствует 2. простой 3. двойной
IV. Однодомными называют растения, у которых
1. женские и мужские цветы развиваются на одном растении
2. женские и мужские цветы развиваются на разных растениях
3. на одном растении развиваются обоеполые цветы.
V. Пестик состоит из
1. тычиночной нити и рыльца 2 тычиночной нити и пыльника
3.столбика и завязи.
Один из учащихся в это время выполняет задание: Из Красной Книги России выбрать цветущие растения, обитающие в нашей местности и находящиеся под охраной).

Подведение итогов игры.


Сообщение о местных растениях, занесенных в Красную Книгу России. (Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы».)

3. Подведение итога урока. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: (дифференцированное)

1. Используя цветную бумагу, клей, пластилин изготовить модель цветка.



2. Подготовить сообщение о 2-3 декоративных растениях, выращиваемых на цветниках     пришкольного участка.

3. Составить интересные вопросы по теме урока.
скачать файл



Смотрите также:
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: «Строение цветка»
47.54kb.
Конспект интегрированного урока по биологии и английскому языку в 5 классе. Учитель: Деева Наталия Александровна, учитель биологии мкоу сош№1 г. Острогожска Воронежской области, высшая категория
94.44kb.
Цветок. Строение цветка. Цель урока: Познакомить уч-ся со строением цветка. Задачи
42.34kb.
Урок по творчеству А. М. Горького. Тема урока записана на доске. Давайте запишем ее в рабочих тетрадях по литератур
48.5kb.
План-конспект урока биологии в 8 классе Тема «Формирование скелета и мышц». Цель
173.92kb.
План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства и творчества в повести Н. В. Гоголя «Портрет»
105.81kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
План конспект урока класс – 5 Предмет – социально-бытовая ориентировка раздел: «Питание» Тема урока: «Яйцо. Блюда из яиц»
121.04kb.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Весеннее пробуждение животных»
76.27kb.
План-конспект урока тема урока: «Измерение углов» фио : Бабич Ольга Александровна Место работы : мбоу лицей
98.51kb.
План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала"
94.83kb.
Разработать план конспект урока изобразительного искусства
409.38kb.