takya.ru страница 1
скачать файл
Отчет по апробации УМК

Г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 6 класс», «Алгебра. 9 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс»
Рвачевой Елены Викторовны, учителя математики МОБУ СОШ № 11

г. Таганрога Ростовской области

В 2011 – 2012 учебном году я обучала математике детей 6, 9 и 11 классах по УМК Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной. При этом курс 11 класса я прошла четвертый раз, курс 9 класса – второй раз, а вот курс 6 класса – первый раз.
6 класс

Дети средних и ниже средних способностей. Темп работы на уроке средний. Для повышения заинтересованности детей на уроках я часто применяла цифровые образовательные ресурсы, взятые из разных источников: базы ЦОРов, по геометрии – мультимедийное приложение к УМК автора И. Ф. Шарыгина, составляла сама презентации к урокам. Все контрольные работы брала авторские. Но за 40 минут мои дети не успевали выполнить контрольную работу, использовали весь урок и часть перемены (в том числе хорошисты и отличники). Анализ работы проводила на следующем уроке.

В таблице показана успешность прохождения учебного материала учащимися 6 класса.


Тема

Успеваемость %

Качество %

Диагностический входной контроль

100

25

Тест по теме «Подобие»

95

33

К. Р. «Пропорциональные величины»

68

18

К. Р. «Подобие и пропорциональность»

77

35

К. р. «Делители и кратные»

70

20

К. р. «Делимость чисел»

73

31

К. р. «Отрицательные числа»

81

29

К. р. за I полугодие

71

21

К. р. «Положительные и отрицательные числа»

87

22

К. р. «Решение уравнений»

83

22

К. р. «Длина окружности и площадь круга»

68

64

К. р. «Координаты точек. Диаграммы»

88

38

К. р. «Повторение. Из истории математики»

90

50

Годовая контрольная работа

88

38

Итоговые оценки по математике.

96

30

В первой главе «Пропорциональность» решается одна из важных задач обучения: связь науки (в данной ситуации - математики) с жизненным опытом человека (ребенка). В этом классе я не услышала вопроса: «А зачем мы это учим?». Наоборот, дети сами ответили мне на этот вопрос.

Огромный набор геометрических знаний я приветствовала всегда. И на второй год обучения у нас с детьми разделы геометрии изучались легче. Большинство учащихся начали выполнять аккуратные грамотные чертежи (в прошлом году даже отрезки не получалось ровно начертить). Все дети научились анализировать геометрические рисунки, сравнивать фигуры, интуитивно или доказательно находить равные (подобные) фигуры. Регулярно предлагались задачи на вычисление площадей фигур («Площади» - тема из 5 класса) и к концу 6 класса площади основных геометрических фигур вычисляли почти все дети. Я предлагала ученикам 6 и 9 классов задачи на вычисление площади фигуры, изображенной на рисунке из текстов ЕГЭ. Ученики успешно справлялись, особенно если фигура помещена в координатную плоскость.

Я думаю, что грамотно авторы поступили, предложив к изучению тему «Множества». Всё это раньше было, потом тему убрали, а слова: множество точек, множество натуральных чисел, пересечение, объединение различных математических объектов и т. д. остались. А теперь, как руки учителю развязали. И новые термины в учебнике разъяснены, образы к пересечению и объединению предложены. Уверена – не все дети всё поняли, но зато запомнили примерно так: «Мы это учили». Задача учителя в последующих годах обучения напомнить детям символику, повторить теорию, применить в новой ситуации. При изучении темы «Множества» я думала о решении неравенств и их систем в будущем. Хорошая пропедевтика.

Я считала успешной концепцию автора изучить все арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями в 5 классе. В 6 классе, делая акценты на новом, дети применяли алгоритмы работы с разными видами чисел, изученными в предыдущем классе. Выразительно эта тенденция проявилась при изучении отрицательных чисел.

Хочется отметить логичность появления каждого теоретического блока. Например: изучение НОД и НОК предлагается в том месте, где без них не обойтись. Об этой логике я писала при анализе УМК данных авторов для 8-11 классов.

И особая благодарность авторскому коллективу за тему «Повторение», практикуму по решению задач. При минимуме затрат времени, учителю легко удаётся организовать последовательное и полное повторение всего курса. И ко всему этому добавляется исторический аспект «Из истории математики». По другим УМК для подготовки каждого урока повторения тратится в три раза больше времени.
9 класс

С моими девятиклассниками приятно работать: инициативные, мобильные, способные мобилизоваться на получение личного результата.

Алгебру 9 класса по УМК авторов Муравиных я читаю не первый раз. Хочу отметить, что на данном этапе данное УМК позволяет качественно подготовить детей к ГИА.

19 января 2012 года для слушателей курсов повышения квалификации на базе ИПК г. Ростова-на-Дону я дала открытый урок по теме «Уравнение окружности». Данная тема рассматривается и в алгебре и в геометрии. У меня получился интегрированный урок. Все линии, изучаемые в 7-9 классах, и их уравнения работали на уроке. Дети легко соотносили уравнение и линию, без ошибок решали графическим методом системы уравнений. Все эти навыки включены в задания ГИА. Вывод уравнения окружности с точки зрения ГМТ тоже не вызвал особого затруднения. Геометрию дети изучали по УМК автора И. Ф. Шарыгина, поэтому владели понятием ГМТ.

Второй открытый урок для учителей школы был по теме «Формула n-го члена прогрессии». Я до знакомства с учебником Муравина давала тему «Прогрессии», одновременно работая с двумя прогрессиями. Авторы вроде мои мысли прочли.

В 9 классе авторы смогли довести почти все разделы алгебры до определенной степени обобщения, законченности.

На мартовском заседании школьного методического объединения я рассказала о своем опыте преподавания по УМК авторов Муравиных на всех ступенях обучения.

В таблице показана успешность прохождения учебного материала, результаты промежуточных аттестаций и результаты ГИА учащимися 9 класса.




Тема

Успеваемость %

Качество %

Диагностическая контрольная работа

100

63

К. р. Общие свойства неравенств

88

39

К. р. Оценка приближенных вычислений

74

26

К. р. Неравенства

100

53

К. р. Решение уравнений . Теорема Безу. Схема Горнера.

94

67

Диагностическая работа по материалам ГИА

95

42

К. р. Квадратичная функция

100

74

К. р. Корень n-ой степени

72

17

К. р. Числовые последовательности

100

67

Зачет по теме «Прогрессии»

95

63

К. р. Прогрессии

89

50

Пробный ГИА

89

47

Зачет «Элементы теории вероятности»

100

67

К. р. в формате ГИА

79

37

Результаты ГИА

95

74

Экзамен в новой форме сдавали все ученики моего класса. Качество знаний меня удовлетворило – 74%. Один человек получил двойку. Я не ожидала от него двойки. В день экзамена он был болен, а родители отказались от помощи врачей. Ребенок сделал много исправлений в бланке ответов № 1 и засчитано было только 6 баллов. Но он успешно пересдал экзамен.


11 класс

В этом классном коллективе учились дети от разных математиков и с разных УМК. Было сложно и детям и мне. Результаты не такие, как хотелось бы. Но уровень своих возможностей достиг каждый выпускник.

В таблице показана успешность прохождения учебного материала, результаты промежуточных аттестаций и результаты ЕГЭ учащимися 11 класса.


Тема

Успеваемость %

Качество %

Диагностическая контрольная работа.

88

38

Зачет «Непрерывность функций»

100

45

Зачет «Производная функции»

94

59

Контрольная работа: «Техника дифференцирования»

74

42

Городское тестирование в форме ЕГЭ

78

44

Зачет: «Первообразная и интеграл»

95

63

К. р. «Первообразная и интеграл»

100

38

К. р. «Уравнения и неравенства»

100

55

Городской пробный экзамен в форме ЕГЭ

100

38

Зачет «Комплексные числа»

100

53

Годовая контрольная работа в формате ЕГЭ

100

55

Всем известно, что содержание ЕГЭ по математике от года к году меняется и очень быстро. Но в учебнике достаточно видов заданий для подготовки к ЕГЭ с изменяющимся содержанием. Не хватило в этом году заданий вида В12 (составление и решение математической модели по предложенной формуле) и стохастической линии в качестве повторения. Но я не думаю, что УМК пришло время менять. В остальных вопросах учебник работает хорошо. А что касается наличия практико-ориентированных задач, которых теперь много в ЕГЭ, так данному учебнику я не вижу альтернативы.


Результаты ЕГЭ в 11 классе представлены в таблице.


Учитель

Дисциплина

Мин. балл

Рособрнадзор

Мин. балл

Макс. балл

Ср. балл

Рвачева Е. В.

математика

24

28

68

47


Выводы:

УМК Г. К. Муравина, К. С. Муравина и О. В. Муравиной удовлетворяет всем требованиям к подготовке выпускников основной общей и полной школы.

Учить по этим учебникам удобно и приятно. Каждый ученик, обучаясь по ним, способен достигнуть своего уровня возможностей.

Учебник приспособлен к изменяющимся по содержанию и форме экзаменам, поскольку написан без акцента на какую-либо форму проверки знаний учащихся. Позволяет человеку получить широкие знания и приобрести разнообразный опыт решения упражнений.

Я продолжаю работать по УМК авторов Муравиных и, по-прежнему, благодарна Георгию Константиновичу и Ольге Викторовне за создания современного учебного пособия.

Хочу поблагодарить за присланную мне рабочую программу по математике к УМК Г.К.Муравина и И.Ф.Шарыгина, за комплект учебников и рабочих тетрадей для 6 класса.


Пожелание: исходя из современных тенденций в образовании, оснащения школ компьютерной техникой, хотелось бы иметь мультимедийное приложение к Вашему УМК. Как, например, к УМК И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 7-9 классы». Особенно в 5-6 классах. Кроме того, результаты обученности по темам тоже можно проверять при помощи разработанных тестов на компьютерах.

Быстрей всего это пожелание не авторам УМК, а к специалистам по созданию учебных электронных приложений. Пусть такие найдутся для УМК Муравиных.


Июнь 2012 года. Рвачева Е. В.
скачать файл



Смотрите также:
Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва
113.96kb.
«Подобие»
95.37kb.
Закон всеобщего подобия. Некоторая часть любого существующего предмета имеет в себе подобие некоторой части другого предмета
52.84kb.