takya.ru страница 1
скачать файл
Автор: Башекина Елена Юрьевна

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): ГОУ гимназия № 397 Кировского района Санкт-Петербурга имени Г.В.Старовойтовой

Предметная область: обществознание

Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: Государственная символика Российской Федерации

Возрастная группа (класс): 8-11

Название презентации: Роль и значение государственных символов в жизни страны и каждого гражданина

Количество слайдов: 37

Среда( редактор), в которой выполнена презентация: MS PowerPoint 2003

Рекомендации в свободной форме:

Карта презентации:

1 слайд – Титульный,

2 слайд – Гимн России,

3 слайд – Мы живем в России,

4 слайд - Международная политика. Встречи на высшем уровне,

5 слайд - Органы власти,

6 слайд - Политические мероприятия. Украшение города к государственным праздникам,

7 слайд - Автомобили глав государств,

8 слайд - Политическая жизнь страны. Демонстрации,

9 слайд – Митинги,

10 слайд - Экономическая жизнь страны. Банкноты,

11 слайд – Монеты,

12 слайд - Памятные монеты,

13 слайд – Транспорт,

14 слайд – Авиатранспорт,

15 слайд - Историческое прошлое.


За Родину….,

16 слайд - Государственные награды,

17 слайд - Возложение венков в честь…,

18 слайд - Спортивная жизнь,

19 слайд – Олимпиада,

20 слайд - Спортивные победы,

21 слайд - Достижения страны,

22 слайд - Покорение высот. Эльбрус,

23 слайд – Эверест,

24 слайд - Северный полюс,

25 слайд - Культурная жизнь,

26 слайд - Свидетельство о рождении,

27 слайд - Детские игрушки,

28 слайд – Образование,

29 слайд - Высшее и среднее образование,

30 слайд - Паспорт гражданина,

31 слайд – Присяга,

32 слайд - Хобби. Филателия,

33 слайд – Хобби,

34 слайд - Символика в повседневной жизни.

35 слайд - Время разных эпох,

36 слайд – День государственного флага России,

37 слайд – Список литературы.

Рекомендации:

Переходы слайдов по щелчку для возможности лавирования рассказа учителя.



1 слайд – Титульный слайд

2 слайд - Гимн России. Здесь может быть проведена небольшая беседа о том, что такое гимн и герб.

Например:

Беседа в форме диалога.

Что такое герб? (ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся: Герб – изобразительный опознавательный знак, представляющий собой определенное, постоянное принадлежащее владельцу сочетание цветов и фигур, составленное по правилам геральдики и служащее для того, чтобы обозначить владельца, то есть отличать его от окружающих.

Поскольку одним из основных чувств, позволяющих человеку воспринимать мир, является зрение, и с помощью зрения человек усваивает более 80 % информации, то именно опознавательные знаки позволяют запомнить неподдающиеся исчислению количество зрительных образов и отличить себя от других, своих от чужих и свое от чужого. (Эти знаки использовали члены первобытного племени, покрывая свое тело татуировками, носили однотипные прически и амулеты, определенным образом сшитые украшения и одежды. При этом никакие другие средства не могли выполнять подобную функцию, поскольку письменности не существовало, люди говорили на разных языках и даже соседние племена не понимали друг друга. И хотя с тех пор прошли многие тысячелетия, знаки служат нам точно так же, как и служили нашим предкам).

В Европе культура употребления таких знаков привела к появлению гербов.

Что такое Государственный герб? (ответы учащихся) (Рассказ учителя сопровождается презентацией «Истории Российского герба»)

Учитель обобщает ответы учащихся: Государственный герб – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, ее флаг и гимн, - он обозначает страну, отличает ее от других стран.

Как вы думаете, каков возраст нашего герба? Первоначальный вид герба совпадает с его сегодняшнем видом? (ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся: Проведем небольшой экскурс в историю российского герба. Первое изображение российской государственной эмблемы, сохранившееся до наших дней, - двуглавого орла датируется 1497 г. И изображено оно на печати великого князя московского Ивана III Васильевича.

Давайте вспомним, как выглядит герб России? (ответы детей)



Учитель обобщает ответы учащихся: На гербе изображен двуглавый орел – это символ государства, которым управляет князь, символ единого русского государства. Исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел был известен и древнеегипетской, и ассирийской, и древнеперсидской культуре и государству Птолемеев, и служил он знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания и бдительности. Двуглавый орел изображается с раскрытыми клювами и высунутыми языками (с 1539 г.). Такой орел называется «вооруженным».

На гербе действительно имеется изображение всадника - «копейщика» (всадник с копьем). Изображение всадника воспринималось современниками как изображение самого владельца знака – князя.

Совмещение государственного и царского знаков в одном символе произошло в 1560-х годах.

В 1577-1578 гг. над орлами появляется пятизубцовая корона, венчающая сразу две головы. Некоторые исследователи полагают, что так Иван IV, правивший в те годы, пожелал продемонстрировать свое единство, показать, что в государстве есть только одна корона и только один носящий ее – царь. В Смутное время (правление Лжедмитрия) головы орла стали венчать две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания.

С 1710 г. (Петр I) толкование всадника на груди двуглавого орла начали толковать как изображение святого Великомученика и Победоносца Георгия (образ был хорошо известен в русской иконописной культуре). В те же годы Петр для государственного герба выбрал императорские короны – средство демонстрации полной самостоятельности России и ее абсолютной свободы в своих властных правах.

Судьба России переменилась в 1917 году. Первые же недели февральской революции породили неслыханную «войну символов». На правительственном уровне вопросы государственной символики были проучены ведению, созданному и возглавленному А.М. Горьким, Особому совещанию по делам искусств. Автором рисунка нового символа стал И.Я. Билибин. Новый символ России нельзя назвать гербом – это скорее государственная эмблема (двуглавый орел имел расправленные крылья, направленные вниз без лишних атрибутов). Но Советское правительство считало, что в основу новой государственной символики, базировавшейся на идеологических принципах, должен быть положен красный цвет, пропагандировавшийся как интернациональный цвет борьбы за господство коммунистических идей во всем мире, и знаки, имеющие социальную окраску. Поскольку большевики позиционировали себя и управляемое ими государство как государство рабочих и крестьян, то основными знаками нового политического режима стали скрещенные серп и молот.

Возвращение исторических государственных символов произошло не сразу. 05 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага. Комитет по делам архивов организовал работу «круглого стола», на котором обсуждались вопросы генезиса и эволюции исторических государственных символов России. По вопросу возвращения Государственного герба было много споров и разногласий, т.к. многие видели в нем только монархический символ, но факты, доказывающие глубинный смысл и универсальность символов герба помогли в разрешении возникающих сомнений.

Обобщение проводят учащиеся: Итак, Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орала в червленом (красном) поле. Орел увенчан тремя золотыми коронами – символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его – скипетр (знака торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла – щит, в червленом поле которого серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий копьем черного опрокинутого и попранного конем дракона (всадник не имеет изображение святого атрибута святости – нимба вокруг головы или крестообразного завершения копья, поэтому называть всадника святым Георгием неверно).



3 слайд – Мы живем в России…(видеофрагмент)

Здесь можно поговорить о флаге России, например:



Беседа в форме диалога.

Что такое флаг? (отвечают учащиеся)

Учитель обобщает ответы учащихся: Флаг – это материальный опознавательный знак; определенный предмет, который неизменно принадлежит некоторому владельцу и используется для того, чтобы отличать своего владельца от окружающих и сообщать конкретную информацию. Флаг представляет собой полотнище определенной формы, имеющее определенный цвет (или составленное из нескольких частей определенного цвета), иногда с помещенным на него изображениями определенных фигур или (изредка) надписями.

Флаги бывают разные. Одним из классов являются опознавательные флаги – это флаги, неизменно принадлежащие какому-либо владельцу (государству, городу, флоту, предприятию и т.д.) и применяющийся тогда, когда необходимо показать на присутствие владельца или принадлежность чего-либо владельцу (например, государственный флаг, поднятый на некой территории, указывает, что данная территория принадлежит тому государству, чей флаг над ней поднят).

Государственный флаг – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный флаг исполнят те же функции, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, - он обозначает свою страну, отличает ее от других стран.

А зачем нужен флаг, если есть герб? (ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся: Гербы помещают на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать на то, что стране принадлежит крупный объект – морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстоянии, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить ее может только флаг. Другое отличие состоит в том, что герб – в большей степени символ государственной власти, официальных полномочий (им пользуются преимущественно органы государственного управления для указания своих полномочий, правила его использования строго установлены и свобода его использования ограничена), флаг же – символ единства граждан страны, поэтому правила его использования шире, свободнее. Флаги поднимаются не только в официальных случаях, но и при семейных, частных торжествах, в дни праздников и важных событий. Каждый гражданин, если он желает подчеркнуть свою принадлежность к стране, может воспользоваться для этого флагом: поднять его над своим домом, выйти на улицу с флагом, украсить себя лентами цветов государственного флага.

Но как же появился наш флаг? В годы правления какого царя? (ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся: В 1688 г. юный царь Петр I страстно увлекся морским делом (найдя старый английский бот, небольшую парусную лодку, нуждающуюся в восстановлении). На бортах отремонтировано ботика появились три горизонтальные полосы – белой, синей и красной в равных количествах.

В 1697-1700 гг. на первых русских военных кораблях появились полосатые бело-сине-красные флаги (юридически положение о флаге как флаге гражданского флота появилось 20 января 1705 г.).

Принципиальным моментом стал 1720 г. – год вступления в силу Великого Морского устава, в котором был окончательно утвержден флаг российских торговых судов – полосатое полотнище, полосы которого располагаются в существующем до наших времен порядке: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Появление российского флага на суше было связано с организацией нескольких географических экспедиций, в ходе которых были открыты новые земли, провозглашены владением России.

Даже временное правительство, пришедшее к власти в феврале 1917 г., изменившее герб и гимн, сочло флаг историческим народным символом и сохранило его. Но большевики предали первостепенное значение флагу. Символом революционеров стало красное полотнище (толкование – цвет крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи), окантованное желтым кантом крыже крестообразно располагались буквы РСФСР (1918 г.). В 1928 г., после вхождения РСФСР в состав СССР в качестве основной части, была отменена окантовка крыжа и изменено начертание букв.

Флаг СССР – красное полотнище, к рыже которого – желтые скрещенные серп и молот, а над ними – пятилучевая звезда.

В конце 1980-х годов вопрос о российском флаге вновь встал со всей остротой. В годы Перестройки бело-сине-красный флаг стал появляться на митингах. И постепенно к 1989 г. стало увеличиваться число разнообразных эмблем, используемых различными общественными организациями. Поэтому О.Сидельников, автор первой серьезной публикации «О русском национальном флаге», подробно рассказал о символе Российского государства и выдвинул идею о возвращении русскому народу бело-сине-красного флага. И 5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага.

Обобщение проводят учащиеся: Итак, государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого относятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего цвета и нижней – красного цвета.

Далее идет непосредственно презентация с 4- 36 слайд, которая показывает роль и значение государственных символов в жизни страны и каждого гражданина.

Просмотр презентации сопровождается свободным рассказом учителя о значении символов РФ в международной политике, политической жизни страны (демонстрации и митинги, возложения венков), в экономической жизни страны (деньги, транспорт), спортивной жизни страны (олимпиады, соревнования), в достижениях страны (покорение вершин и глубин) и культурной жизни.

Также особым образом выстроена вторая часть презентации, показывающая значение символики в жизни каждого гражданина от рождения до становления.

Данный просмотр можно начать со следующих слов:



Флаг – используется обязательно на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, правительство и т.д.), на российских кораблях и суда, на воздушных судах и российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий флаг украшает улицы и площади.

Законом установлены жесткие рамки использования изображения Государственного герба: он должен располагаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

В конце классного часа может быть:



Рефлексия учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы:



  • Какая информация для вас оказалась новой?

  • Какая информация для вас оказалась наиболее интересной?

  • Что лично для Вас дало изучение материалов классного часа?

Творческое задание на дом: придумать флаг или герб семьи, класса.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  • Государственные символы России / Г.В. Вилинбахов, Г.В. Калашников, А.Н. Шендрик. – СПб.: Специальная литература – М.: Гамма-Пресс, 2010. – 160 с., с приложением трех дисков;

  • Приэльбрусье Б.М. Бероев Очерк природы. Летопись покорения Эльбруса. Туристские маршруты,-Москва, "Профиздат", 1984;

  • Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003;

  • Пчелов Е. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М: «ТИД «Русское слово - РС», 2002;

  • Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: Торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2002.
скачать файл



Смотрите также:
Полное название образовательного учреждения
108.24kb.
Полное название образовательного учреждения
19.3kb.
«чебурашка» общая характеристика образовательного учреждения. Полное название учреждения
210.68kb.
Полное название муниципального образовательного учреждения в соответствии с Уставом, дата открытия
169.21kb.
Microsoft Office PowerPoint Рекомендации по использованию презентации Данная презентация
15.01kb.
Информация для региональной информационной системы повышения квалификации работников образования Московской области редактирование педагогической принадлежности Название образовательного учреждения
33.42kb.
П/п Наименование аккредитацион-ного органа, выдавшего свидетельство о государственн-ой аккредитации
2035.43kb.
Полное наименование образовательного учреждения
122.64kb.
«Строение и многообразие покрытосеменных растений»
52.37kb.
Название образовательного учреждения
36.41kb.
Название образовательного учреждения
135.97kb.
Рабочая программа нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации деятельности педагога. Данное положение определяет требования к рабочей программе педагога: структуре и оформлению
98.61kb.