takya.ru страница 1
скачать файл
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МБОУ « Ключевская СОШ» Педагогического совета _________________ Е.В.Разводова

протокол № 8 Приказ № 95 от 01.06.2013г. от «31» мая 2013 г.
Положение

о внутреннем мониторинге качества образования в МБОУ « Ключевская СОШ»

с. Ключи,

2013

1. Общие положения.

1.1. Положение о внутреннем мониторинге в образовательном учреждении (далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 13 ч.З ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»), Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ключевской средней общеобразовательной школы».

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, принципы, объекты, субъекты, этапы осуществления, виды и направления мониторинга, методы сбора информации, хранение материалов внутреннего мониторинга (далее – мониторинг) в образовательном учреждении.

1.3. В настоящем Положении мониторинг понимается как неотъемлемая (составная) часть внутреннего управления и представляет собой систему организации сбора, обработки, хранения, распространения информации о состоянии исследуемого объекта, которая обеспечивает не только непрерывное слежение за его состоянием, но и прогнозирует его развитие.

1.4 Пользователями результатов мониторинга могут быть:

руководящие и педагогические работники образовательного учреждения;

обучающиеся (воспитанники);

родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);

представители общественности.

1.5 В настоящем Положении используются следующие термины:



Мониторинг - это сбор, анализ и хранение информации о функционировании системы с целью информационного обеспечения управления, позволяющего осуществить текущую оценку состояния объекта и прогноз его развития на перспективу.

Мониторинг выступает как вид информационного обеспечения системы управления, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел («как есть»).



Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 97 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ч. 29 ст. 2 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Мониторинг предусматривает комплексную плановую деятельность министерства образования, органов местного самоуправления и образовательных учреждений с целью предупреждения негативных тенденций развития образования, прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений и выработки предложений по повышению качества предоставляемых образовательных услуг.



Мониторинг качества образования позволяет определить состояние и динамику качества образования, обеспечить систему управления необходимой и достаточной информацией для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения установленному эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, образовательным услугам.

2. Цель , задачи , функции и принципы мониторинга.

2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в школе, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности школы;

2.2. 2. разработка и реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной деятельности школы;

2.2.3. координация деятельности всех субъектов мониторинга; - своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образовательной деятельности школы;

2.2.4. выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;

2.2.5. формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности школы, на основе анализа полученных данных.

2.3 Функции мониторинга:

2.3.1Информационная:

-обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющих управление образовательным учреждением;

-информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта мониторинга в образовательном учреждении;

-позволяет осуществить обратную связь.

2.3.2 Диагностическая:

-выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения;

-устанавливает соответствие установленным правилам, нормам.

2.3.3 Формирующая:

-способствует осуществлению личностно – ориентированного подхода к обучающимся.

2.3.4 Побудительная:

-мотивирует участников педагогического процесса на повышение результативности педагогического труда.

2.3.5 Прагматическая:

-обеспечивает субъектов, осуществляющих управление образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия максимально обоснованных и адекватных решений.

2.4. Принципы мониторинга:

2.4.1 Систематичность: проводится в системе.

2.4.2 Стандартизированность : соответствие стандартам.

2.4.3 Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.

2.4.4 Сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.

2.4.5 Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга

2.4.6 Прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта.

2.4.7 Оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной.

2.4.8. Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга

2.4.9 Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга

2.4.10 Этичность процедур сбора, интерпретации и распространения информация об объектах ВШМ.

3. Объекты и субъекты мониторинга .

3.1 Объектами мониторинговых исследований являются:


3.1.1. Структурные элементы образовательных систем различных уровней (ученик; педагог; класс, педагогический коллектив; образовательное учреждение и т.п.).
3.2. Субъекты мониторинга
3.2.1. Министерство образования Оренбургской области.
3.2.2. Региональный центр развития образования Оренбургской области.
3.2.3. Отдел Образования Администрации Тюльганского района
3.2.4. Муниципальное казенное учреждение «ЦСДОУ».
3.2.5. МБОУ "Ключевская СОШ"

. 4. Основные направления и виды мониторинговых исследований .



4.1. Мониторинговые исследования в рамках муниципальных программ осуществляется по различным направлениям.
4.2. К основным направлениям мониторинговых исследований в рамках реализации относятся:
4.2.1 уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
4.2.2 профессиональное мастерство педагогов;
-4.2.3 структурный и функциональный анализ образовательных систем;
-4.2.4 организация управленческой деятельности;
4.2.5 инновационная деятельность по подготовке к итоговой аттестации и др.

4.3. Мониторинговые исследования, организуемые по данным направлениям, используют различные виды измерений: педагогические, дидактические, статистические и др.


4.4. К видам мониторинговых исследований относится:
4.4.1 подготовка к региональным экзаменам в 4-х (комплексная работа), 7-х, 8-х (по русскому языку и математике) классах;
4.4.2 подготовка к итоговой аттестации выпускников 9-х классов;
4.4.3 подготовка к итоговой аттестации выпускников 11-х классов;
4.5. К промежуткам времени, в которые осуществляется сбор информации, относятся:
4.5.1 С 10 сентября по 30 сентября текущего года - входная диагностика знаний обучающихся по русскому языку и математике в 4, 5, 7, 8, 10, 11 классах;
4.5.2 С 15 ноября по 25 ноября текущего года - промежуточная диагностика (ноябрь) знаний обучающихся по русскому языку и математике в 10, 11 классах (проект "Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ);
4.5.3 С 15 декабря по 28 декабря текущего года - рубежная диагностика знаний обучающихся по русскому языку и математике в 4,7,8,9,11 классах, по предметам по выбору в 11 классах;
4.5.4 С 25 февраля по 15 марта текущего года - промежуточная диагностика (февраль-март) знаний обучающихся по русскому языку и математике в 10, 11 классах (проект "Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ);
-4.5.5 С 15 марта по 10 апреля текущего года пробные экзамены: региональные в 4-х (комплексная работа),7-х, 8-х (по русскому языку и математике) классах; в 9-х классах в новой форме по русскому языку и математике; в 11-х классах - в форме ЕГЭ по русскому языку и математике;
4.5.6 С 19 мая по 31 мая текущего года региональные экзамены в 4-х (комплексная работа),7-х, 8-х (по русскому языку и математике) классах;
-4.5.7 С 25 мая по 20 июня текущего года итоговая аттестация в форме ГИА, ЕГЭ, традиционной форме в 9-х, 11 мониторингом качества образования.

5 . Организация и технология мониторинга.

5.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители.

5.2. Форма, направления, процедура проведения и технология мониторинга определяются администрацией школы и утверждаются приказом.

5.3. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

5.4 Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

- определение и обоснование объекта мониторинга;

- сбор данных, используемых для мониторинга;

- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;

- обработка полученных данных в ходе мониторинга;

- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

5.5 Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных управленческих решений администрацией школы

6. Информационный фонд мониторинговых исследований в рамках реализации муниципальных программ .

6.1. Реализация мониторинговых исследований предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:
а) отчетности, утвержденной нормативными актами Министерства образования Оренбургской области;
б) документов и материалов, полученных в ходе:
- отчетов образовательных учреждений о проведении диагностических контрольных работ;
- аналитических материалов, представленных педагогами ОУ, заместителями руководителей ОУ по УВР
- государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов;
- экспертизы инновационной деятельности;
в) результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.
6.2. Отчеты о проведенных контрольных работах систематизируются по периодам обучения (учебный год, например 2012-2013), в имени файлов отчетов содержится информация: территория_наименование ОУ_предмет_класс_этап_уч.год (например: Ключевская СОШ_РУ_11_дек_12-13)
6.3. На основании представляемых отчетов формируется электронный банк данных о результатах проведения региональных экзаменов, государственной (итоговой) аттестации выпускников, контрольных срезов знаний обучающихся, проведенных по текстам министерства образования и отдела образования.
7. Формы мониторинга
7.1 Мониторинг качества образования подразделяется на внешний (федеральный, министерский, муниципальный) и внутренний (школьный) и осуществляется на основании соответствующего локального акта (устав и/или положение о мониторинге качестве образования), определяющего концептуальную основу и нормативную правовую базу мониторинговых исследований.

7.2 Внутренний мониторинг качества образования не следует путать с текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 Ш 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), которые осуществляются образовательным учреждением самостоятельно в рамках реализуемых компетенции, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации.

7.3 В этой связи следует уточнить, что федеральный государственный контроль качества образования предусматривает деятельность по оценке соответствия образовательной деятельностям и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 2 ст.

93 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральный государственный контроль качества образования осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерации полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (ч. 1 ст. 93 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Мониторинг качества образования позволяет установить причины, оказывающие негативное влияние на качество подготовки выпускников, определить пути решения проблем, связанных с повышением качества предоставляемых образовательных услуг.



8. Этапы процедуры мониторинга качества образования, условия его проведения и показатели.

8.1Процедуры мониторинга качества образования предусматривают:

-сбор

-анализ


-хранение информации о качестве образования.

Главным условием проведения мониторинга является неизменность показателей, на основании которых осуществляется сбор информации и создаётся электронный банк данных о качестве образования.

8.2 Показатели сбора информации свидетельствуют о наличии (отсутствии) качества образования.

Сбор информации о качестве образования осуществляется по следующим показателям:

-итоги регионального экзамена, ГИА и ЕГЭ;

-итоги Всероссийской олимпиады школьников;

-результаты контрольных срезов знаний обучающихся;

-оценка уроков, посещенных администрацией ОУ;

-кадровый потенциал ОУ;

-степень удовлетворённости родителей обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг.

8.3 Другим, не менее важным условием проведения мониторинга является периодичность.

Мониторинг осуществляется в двух формах:

- постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и

периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

8.4 Процедуры сбора информации решают организационные задачи:

кто?


когда?

по каким показателями?

в какие сроки?

с помощью какого инструментария осуществляет сбор информации?

8.5 Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации:

методы контроля (региональный экзамен, ГИА, ЕГЭ, контрольные срезы знаний обучающихся);

методы анализа (информационных писем, приказов, распоряжений министерства образования; регионального рейтинга территорий по качеству образования; информации СМИ, гостевых страниц официального сайта образовательного учреждения);

методы наблюдения (в ходе проведения уроков, родительских собраний и заседаний родительских комитетов);

методы изучения школьной документации (классных журналов, протоколов педагогических советов, итоговой и переводной аттестации обучающихся, личных дел педагогических работников);

экспертное оценивание (заключения аккредитационных комиссий, институтов и служб, осуществляющих социологические исследования в сфере образования);

анкетирование (письменный и устный опрос участников образовательного процесса: обучающихся и их родителей, официальных представителей институтов гражданского общества, других образовательных учреждений и организаций).

8.6 Важной характеристикой мониторинга является системность.

Формированию системности способствуют:

- полный (100%) охват мониторинговыми исследованиями обучающихся выпускных (9,11) и требующих особого педагогического внимания классов (4,7,8,10);

-своевременный анализ и хранение полученной информации (в электронном банке);

-оперативное использование полученной информации для принятия управленческих решений.

8.7 Анализ информации направлен:

- на выявление проблем качества образования,

-предусматривает сравнение по годам, классам, учебным предметам и результатов деятельности учителей,

-устанавливает причины проблем,

-содержит предложения по повышению качества подготовки выпускников.

По результатам сравнительного анализа внешней и внутренней оценок качества образования делается вывод об объективности и достоверности полученной информации, точности применяемого инструментария. Доступ к информации имеют ответственные лица и администрация образовательного учреждения.

8.8 По итогам мониторинговых мероприятий принимаются управленческие решения, направленные на повышение качества образования:

планы корректирующих мероприятий:

усовершенствование учебного плана, увеличение (уменьшение) доли учебных часов, отводимых на «предмет риска»;

целенаправленный отбор учебно-методических комплексов;

внедрение системы дистанционного консультирования обучающихся; расширение сети дополнительного образования детей;

улучшение материально-технической базы учебных кабинетов;

повышение комфортности и безопасности образовательных условий;

меры по укреплению системы управления и повышению кадрового потенциала: совершенствование нормативной правовой базы;

развитие системы контроля;

комплектование штатов профессиональными кадрами;

создание психолого-медико-педагогической службы (в т.ч. консилиумов);

-формирование планов семинарской и курсовой подготовки кадров; повышение эффективности работы методической службы;

программы индивидуальных образовательных маршрутов для работы с отстающими обучающимися и особо одарёнными детьми.

9. Организация и управление мониторинговыми исследованиями в рамках реализации муниципальных программ .

9.1. На региональном уровне мониторинговые исследования осуществляются отделом «Методического сопровождения общего и дошкольного образования» государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» по заказу Министерства образования Оренбургской области в сроки, установленные Министерством образования Оренбургской области.


9.2. На муниципальном уровне мониторинговые исследования осуществляются «Отделом образования администрации Тюльганского района Оренбургской области», МКУ «ЦСДОУ» в соответствии с их должностными обязанностями, приказами отдела образования и в сроки, установленные муниципальным органом управления образованием.
В компетенцию муниципального органа управления образованием входит обобщение о состоянии реализации программ в общеобразовательных учреждениях муниципального образования в соответствии с поставленными целями проводимых мониторинговых исследований и развития сети общеобразовательных учреждений.
9.3. На уровне общеобразовательного учреждения мониторинговые исследования осуществляются руководителями и администрацией МБОУ "Ключевская СОШ", педагогическими работниками, в ходе образовательной деятельности, представляющие собой совокупность непрерывных наблюдений, измерений и оценки результатов, позволяющих определять уровень реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося и корректировать по мере необходимости процесс обучения в его интересах.
9.4. Мониторинговые исследования в рамках реализации муниципальных программ предполагают широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов, хранение и использование информации.
Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных. Базы данных мониторинга хранятся в общеобразовательных учреждениях, периодически запрашиваются муниципальным органом управления образованием для осуществления контроля и отчетности.
9.5. Обмен данными информационного фонда мониторинга системы образования между общеобразовательными учреждениями, органами управления образования муниципальных образований, Министерством образования Оренбургской области основывается на базе телекоммуникационной сети и осуществляется безвозмездно посредством электронной почты.

9.6. Программы мониторинговых исследований разрабатываются муниципальными координаторами до 01.09 текущего года и утверждаются приказом по отделу образования.


Сроки сбора информации закрепляются планом работы школы на текущий учебный год и учитывают периоды сбора, анализа и хранения информации, определённые внешним (областным, муниципальным) мониторингом качества образования.

10. Заключительное положение.

Настоящее Положение может быть изменено или дополнено по мере необходимости, возникшей в практике его функционирования.
скачать файл



Смотрите также:
Положение о внутреннем мониторинге качества образования в мбоу «Ключевская сош»
147.1kb.
Положение о мониторинге качества образования в мбоу сош №31
67.73kb.
Положение о внутришкольном мониторинге качества образования моу «нош п. Медведицкий»
110.37kb.
Положение о системе оценки качества образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 гп. Запрудня Талдомского района Московской области
71.16kb.
О школьной системе оценки качества образования
144.86kb.
МБоу сош №45 с углубленным изучением иностранного языка
68.35kb.
Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее мониторинг) в мбоу знаменская сош
68.04kb.
Настоящее Положение о школьной системе оценки качества образования составлено на основе «Положения о региональной системе оценки качества образования Воронежской области»
382.22kb.
Положение о системе внутренней оценки качества образования Общие положения
92.23kb.
Положение о перспективном планировании дошкольного образования мбоу березовская сош №10
17.14kb.
Положение о режиме работы мбоу сош с. Баловнево Общие положения
29.36kb.
Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
257.47kb.