takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


На правах рукописи

УДК: 378.046.4



ПОЛЯКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА



ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ

В ПРОЦЕССЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук



Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарного образования

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования




Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор Элиасберг Наталия Ильинична


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,



Казакова Елена Ивановна

доктор педагогических наук, профессор,



Вершловский Семён Григорьевич

доктор педагогических наук, профессор,



Савенкова Любовь Григорьевна


Ведущая организация:

Учреждение Российской академии образования «Институт образования взрослых»

Защита состоится «14» декабря 2010 года в __ часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.19 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д.48, к. 11, ауд .32;


Отзывы на автореферат направлять по адресу: 191186, Санкт- Петербург, наб. р. Мойки, д.48, к. 5, Отдел диссертационных советов. Тел./факс: (812) 570 61 96
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан «__»_________ 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Писарева С.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Социальное, экономическое и культурное развитие нашей страны может обеспечить образование, нацеленное на подготовку человека, способного творчески мыслить, конструктивно подходить к решению проблем. Творчество с широких философских позиций определяется как принцип антропогенеза (Н.И. Киященко), который обеспечивает плодотворную социокультурную жизнь человека, бесконечное совершенствование всего сотворённого, созданного, как мощь, открывающая новые пути познания (Н.А. Бердяев), механизм развития (Г.П. Щедровицкий), условие выживания человечества (Н.А. Бердяев, Н. Рерих, Т.де Шарден), фактор развития ноосферы и биосферы (В.В. Налимов), путь к формированию нового мира (Р. Мэй), базис социального переустройства (Д. Белл, Н.А. Бернштейн, М.С. Каган), психотерапевтическое средство оздоровления социальной жизни (Я. Морено).

Творчество характеризуется как деятельность, процесс и результат которой направлены на создание новых материальных и духовных ценностей. Современная наука связывает творческое развитие с личностным ростом, реализацией индивидуальности; творческое развитие человека означает развитие способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры и т.п.

Однако востребованность самой личности находится в противоречии с «техногенно-рыночной» (В.В. Сериков) цивилизацией. Учёные (Т. Адорно, М.С. Каган, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, В.Д. Шадриков и др.) констатируют отставание духовно-нравственного развития человечества от научно-технического прогресса, изменение форм взаимодействия людей, роли человека в развитии цивилизации и пр. Общий процесс дегуманизации «индивидуализированного общества»; нарастающая динамика изменений во всех сферах жизни; возрастающий поток разнонаправленной информации, которую человек не успевает / не умеет освоить – пережить и превратить в личностно значимое, «живое» знание; направленное воздействие на личность средств массовой информации и рекламы формируют человека конформного, с «матричным» сознанием, лишённого индивидуальных особенностей, не способного творчески относиться к собственной жизни, зависимого от социального воздействия.

Ресурсы преодоления противоречия между востребованностью творческой личности и условиями её развития – «внутри, а не вне человеческого существа» (А. Печчеи). В типе «рыночной личности», наряду с бесцельностью, непоследовательностью и равнодушием к прошлому и настоящему, присутствуют стремление к эксперименту, терпимость, устремлённость в будущее (Э. Фромм). «Техногенная» реальность воссоздаёт новые области в новых формах и трансформирует феномен человека – происходит его изменение в заново устанавливающуюся, меняющуюся и возникающую в новом облике личность (В.М. Розин). Двойственная природа человека, по Д. Беллу, проявляется в стремлении не только к разрушению, но и к поиску порядка, возможностей «сделать общество произведением искусства», потребность в котором изначально присуща человеку; по мысли А. Маслоу, общество для своего выживания и самовоспроизведения должно воспитать «новый тип человека», умеющего жить в непрерывно изменяющемся мире, – это «творческий тип» личности выступает и как политическая необходимость – допускает «множественность истин» (К. Ясперс) и уважает позиции другого.

В работах Н.Н. Евреинова, Й. Хейзинга стремление к игре / театральности рассматривается как стремление к творчеству; игра представлена в философско-культурологических (Платон, Аристотель; Ф. Шиллер, И. Кант, Г. Гегель; Г.-Г. Гадамер, Э. Финк, Й. Хейзинга; Т.А. Апинян, И.Е. Берлянд, В.С. Библер, Л.Т. Ретюнских, М.В. Розин), и социально-психологических (И.М. Андреева, А. Баканурский, Э. Берн, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Ги-Э. Дебор, И.С. Кон, В.В. Налимов; А. Адлер, Л.С. Выготский, Л.С. Запорожец, Н.И. Непомнящая, С.Л. Рубинштейн, Д.Н Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.) исследованиях как основа бытия человека, сущность культуры, принцип социальных отношений, средство развития личности. Театрализация социокультурной среды, усиление в ней драматической, событийной доминанты признаётся фактом современной действительности (Е.М. Гашкова, В.В. Налимов, Г.Г. Почепцов, Н.А. Хренов, Р. Шехнер, F.Vassen) и повышает требования к театрально-игровой, творческой способности человека как необходимой культурной функции, проявляющейся в умениях отличать игровые и не-игровые явления, включаться в игру, контролировать своё поведение в театрально-игровых действия, что не может не учитываться в содержании образования, отражающего социокультурную концепцию, и не изучаться педагогикой.

Творческий тип личности воспитывается на самых ранних этапах онтогенеза, особая роль в воспитании принадлежит педагогу, который должен не только владеть адекватными средствами и методами, но и творчески подходить к их реализации. Достижение учителем высоких результатов обученности и воспитанности учащихся в современных условиях зависит от уровня осуществления им педагогической деятельности, в которой особую роль играют организация педагогического общения, готовность к смене ролевых позиций (от транслятора знаний к позиции фасилитатора, модератора, тьютора), применение интерактивных методов работы, отказ от стереотипа выработанных предыдущим опытом действий, гибкость, пластичность мышления, проявление толерантности в конструктивном разрешении межличностных конфликтов, умение преодолевать эмоциональное «выгорание» и т.п. Педагогическая наука выявляет зависимость профессионального роста учителя от его творческого развития, которое проявляется в эффективности педагогической деятельности и характеризуется изменениями (приращениями) в структурных компонентах личности: ценностно-смысловом, интеллектуальном, мотивационном, рефлексивном и др. Креативность как творческий потенциал А.К. Маркова относит к интегральным характеристикам личности учителя, которые наряду с педагогическим самосознанием, индивидуальным стилем определяют её неповторимость и уникальность. Творческое развитие учителя предопределяет педагогическое творчество; первое рассматривается в системе личностно-профессионального становления, второе – в системе педагогической деятельности.

Между тем исследователи выявляют факторы, которые не могут способствовать личностному росту и творческому развитию учителя в системе непрерывного образования: массовая поточность и недостаток активной творческой деятельности; предметоцентризм, технократическая асимметрия; отсутствие в содержании и технологиях материала, позволяющего достичь цели самопознания (М.С. Каган); несоответствие содержания личностному характеру и культурологической концепции образования (Е.О. Иванова, И.М Осмоловская, В.В. Сериков, И.В. Шалыгина); преобладание адаптивно-компенсаторной функции (С.Г. Вершловский); недостаточная востребованность чувственно-интеллектуальной сферы, эстетических возможностей, нравственных, духовных сил учителя.

Один из путей к преодолению этого противоречия – обращение к искусству, которое традиционно рассматривается в педагогике как ресурс творческого развития личности. Особенно большим педагогическим потенциалом обладает театральное искусство, которое в своём влиянии на человека не знает равных и издавна используется в образовании как педагогическая гуманитарная практика, применяющая формы и методы искусства театра и театральной педагогики в образовательных целях – театрально-игровая деятельность.

Отечественная педагогика, начиная с 20-х гг. прошлого века, активно изучает возможности использования методов театра в образовании; в 70–80-е гг. научная школа Полтавского педагогического института им. В.Г. Короленко (И.А Зязюн и др.) разрабатывает программу обучения на основе системы К.С. Станиславского; в 90-х гг. появляются обновленные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагога на базе развития актёрского мастерства; С.Н. Батракова, А.А. Бодалёв, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.Н. Панфёров, Г.И. Рожков, П.М. Якобсон предлагают обучать педагогическому общению с использованием театральных техник; в последние десятилетия разрабатываются новые направления на стыке с театральной педагогикой (школьная театральная педагогика, драмогерменевтика, актёрско-режиссёрская педагогика, гносеодрама, акмеодрама и другие); активно проникают театральные термины в понятийный аппарат педагогической науки (режиссура, артистизм, урок-спектакль и др.).

Анализ научных работ (О.С. Булатова, В.М. Букатов, И.А Зязюн, В.А. Ильев, Е.Г. Кашина, Н.Н. Тарасевич и др.) обнаруживает единство подходов к применению театрально-игровой деятельности как в школьном, так и в профессиональном педагогическом образовании. Основаниями для исследований выступают положения театральной педагогики и различных театральных систем воспитания и обучения актёра; родство педагогической и творческих профессий (актёра, режиссёра) и следующих из этого выводов о единстве принципов развития артистических и педагогических способностей; предлагаемые методы строятся на логике развития и совершенствования актёрских умений, театральные приёмы приспосабливаются к задачам образования. Из анализа следует, что остаются нерешёнными проблемы разработки методологических оснований театрально-игровой деятельности, выявления социокультурной значимости её содержания, определения функций; требуют изучения механизмы введения театральных методов в образовательный процесс, зарубежный опыт обращения к искусству театра в образовательных целях.

Таким образом, обнаруживаются противоречия, определяющие направления нашего исследования:

на социально-педагогическом уровне – между возрастающей в современном мире ценностью творчества, востребованностью в социальной, экономической, культурной жизни творческого типа личности и объективными обстоятельствами, которые мешают человеку выразить свою творческую индивидуальность, затрудняют раскрытие и реализацию творческих возможностей и способностей; между усиливающимся динамизмом и повышенной театрализацией современной социокультурной среды, требующей от человека большей включённости, мобильности, реализации игровой, культуротворческой функции, и образованием, в содержании которого недостаточно учитываются эти факторы и создаются условия для развития театрально-игровой способности человека, а также недостаточным вниманием педагогической науки к изучению закономерностей взаимодействия театра и образования как социокультурных феноменов;

на научно-теоретическом уровне – между потенциалом театрального искусства и постоянно обновляющимся опытом профессионального театра в воспитании творческой личности актёра и необходимостью разработать методологические основания для использования его в образовательных целях, недостатком теоретических знаний о театрально-игровой деятельности, раскрывающих её социокультурное содержание, структуру, функции в процессе постдипломного образования учителя;

на научно-методическом уровне – между объективной необходимостью творческого развития учителя и реальной ситуацией в непрерывном педагогическом образовании, характеризующейся недостатком создания необходимых для этого условий; востребованностью и привлекательностью театрально-игровых форм и методов в образовании взрослых и необходимостью методического инструментария для их использования в творческом развитии учителя, отсутствием адекватных механизмов их введения в процесс постдипломного образования.

На основании данных противоречий сформулированы взаимосвязанные проблемы исследования: в теоретическом плане – это определение методологических оснований театрально-игровой деятельности, которые позволят исследовать её как педагогический феномен, выявить сущность и свойства, обосновать её педагогический потенциал, разработать механизмы включения в образовательный процесс; в практическом плане  её применение в творческом развитии учителя в процессе постдипломного образования. Проблемное поле обусловило выбор темы исследования: «Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя в процессе постдипломного образования».



Объект исследования – театрально-игровая деятельность в постдипломном образовании учителя.

Предмет исследования – театрально-игровая деятельность как средство творческого развития учителя в процессе постдипломного педагогического образования.

Цель исследования – разработать педагогическую концепцию театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в процессе постдипломного образования.

Гипотеза исследования. Театрально-игровая деятельность может быть эффективным средством творческого развития учителя в процессе постдипломного образования при условии, если:

1. На основе междисциплинарного и комплексного подходов к изучению понятий «игра», «театр» / «театральность» разработаны теоретические основания, которые позволяют охарактеризовать театральность как педагогическую категорию для конкретизации представлений о творческом развитии учителя; раскрыть содержание, структуру, свойства театрально-игровой деятельности для определения её социкультурной значимости в содержании постдипломного педагогического образования; определить функции театрально-игровой деятельности, обосновывающие её потенциал для творческого развития учителя.

2. Интеграция театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного образования учителя осуществляется на основе целостного подхода к определению направленности театрально-игровой деятельности и образовательного процесса, единства их ценностных оснований, психолого-педагогических принципов организации.

3. Включение театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного педагогического образования учитывает соблюдение совокупности организационно-педагогических условий:



  • организация взаимодействия субъектов на уровне сотворчества и применение конвенционального типа коммуникации и;

  • ценностно-рефлексивные методы и принцип освоения метода театральной игры: от чувства к логике;

  • включение трудностей в педагогические ситуации как способ повышения их эвристического потенциала и управления развитием личности и установка на здоровьесбережение;

  • личностная направленность обучения и освоение методов театрально-игровой деятельности на метауровне (широкого применения в образовательном процессе и реальных условиях жизни).

4. Спроектирована образовательная программа повышения квалификации учителей в области театрально-игровой деятельности, разработаны методы и технологии её реализации.

Задачи:

1. На основе междисциплинарного подхода к анализу философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы разработать теоретические основания театрально-игровой деятельности, которые базируются на раскрытии значимости и культурной ценности таких категорий, как «игра», «театр» / «театральность».

2. Исследовать театрально-игровую деятельность как феномен культуры и компонент содержания образования: охарактеризовать структуру, свойства, функции в процессе постдипломного образования учителя.

3. Разработать модель интеграции театрально-игровой деятельности в постдипломное образование учителя и механизм включения театральной игры в образовательный процесс.

4. На основе модели спроектировать образовательную программу повышения квалификации учителя в области театрально-игровой деятельности, апробировать её в ходе опытно-экспериментальной работы, проанализировать полученные данные её результативности.

5. Разработать инструментарий для диагностики эффективности эксперимента.



Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философские идеи, обосновывающие образование в логике культуры (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, В.Г. Выжлецов, С.И. Гессен, Б.Т. Григорьян, Г.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, К.С. Пигров, В.С. Соловьёв, В. Франкл, Э. Фромм, Ю.М. Шор);

- философско-культурологические исследования, раскрывающие театрально-игровую сущность бытия человека (Платон, Аристотель; Ф. Шиллер, И. Кант, Г. Гегель; Г.-Г. Гадамер, Н.Н. Евреинов, Р. Кайуа, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Финк, Й. Хейзинга; Т.А. Апинян, И.Е. Берлянд, В.С. Библер, Л.Т. Ретюнских, М.В. Розин), социально-психологические и культурологические исследования, рассматривающие театрально-игровую структуру социального взаимодействия (И.М. Андреева, А. Баканурский, Е.М. Гашкова, Э. Берн, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Ги-Э. Дебор, И.С. Кон, Ю.А. Левада, В.В. Налимов, Г.Г. Почепцов, Н.А. Хренов, Р. Шехнер, М. Эсслин, F. Vassen); положения психолого-педагогической науки, обосновывающие значимость игры для развития человека (А. Адлер, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Л.С. Запорожец, Н.И. Непомнящая, А.П. Панфилова, С.Л. Рубинштейн, Д.Н Узнадзе, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), а также терапевтические функции театральной игры (С.И. Заморев, Э. Каттанах, Л.М. Костина, Г. Лэндрет, Я. Морено, К. Мустакас, Н. Роджерс, В. Экслайн);

- теории, раскрывающие философский и социально-психологический аспекты деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Ю.В. Громыко, В.В.Давыдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г.П. Щедровицкий);

- идеи, выражающие интегративный подход к пониманию феномена творчества на основе концепций гуманистической антропологии (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, Д. Белл, Л.А. Балановская, Н.А. Бернштейн, Н.И. Киященко, А. Маслоу, В.В. Налимов, Г. Олпорт, К. Роджерс, В.М. Розин, Б.Ф. Сорокин, А.И. Субетто, Э. Фромм, К. Хорни, Т.де Шарден, В.Д. Шадриков, В.П. Эфроимсон); психолого-педагогические исследования, касающиеся проблем природы творчества и развития творческих способностей личности (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, В.П. Зинченко, М.В. Куприна, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев, К.К. Платонов, Я.А. Пономарёв, Н.В. Рождественская, П.В. Симонов, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева);

- методологические положения андрагогики и педагогического образования (О.А. Абдуллина, И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, А.А. Бодалёв, М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Л.М. Ванюшкина, Ю.А. Гагин, В.В. Горшкова, И.А. Зимняя, С.И. Змеёв, Е.И. Казакова, Е.А. Климов, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, А.С. Макаренко, А.М. Митина, О.Г. Прикот, Н.Ф. Радионова, А.А. Реан, А.С. Роботова, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Г.С. Сухобская, Е.И. Степанова, А.П. Тряпицына, Н.И. Элиасберг);

- исследования, раскрывающие значимость творческого развития учителя (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бережнова, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, И.Е. Пискарёва, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов);

- идеи и положения, раскрывающие философский смысл искусства театра, рассматривающие театр в качестве лаборатории для исследования творческих возможностей человека (А. Арто, Р. Барт, П. Брук, А. Боаль, А.Л. Гройсман, Е. Гротовский, Н.В. Демидов, Ю.Г. Клименко, Вс. Мейерхольд, И.И. Силантьева, К.С. Станиславский, Ф.А. Степун, С.М. Эйзенштейн, М.А. Чехов, Г.Г. Шпет; K. Johnstone, V. Spolin, R. Vlcek.);

- исследования, нацеленные на изучение применения театрального искусства в педагогическом образовании (О.С. Булатова, В.М. Букатов, П.М. Ершов, И.А. Зязюн, Е.Г. Кашина, Л.И. Лесохина, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник);

- идеи и положения, раскрывающие методологические основания в области дидактики (В.С. Безрукова, А.Г. Бермус, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, М.Т. Громкова, Е.С. Заир-Бек, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, Л.М. Перминова, Е.С. Полат, Е.В. Радионов, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, Е.В. Титова, А.В. Хуторской).



Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, систематизация, моделирование, классификация, сравнение, обобщение, аналогия, схематизация. Эмпирические методы: анализ и сравнение опыта применения театрально-игровой деятельности в процессе непрерывного педагогического образования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), прямое, косвенное и включённое наблюдение, опрос (анкетирование, интервьирование), тестирование, изучение продуктов творческой деятельности обучающихся, самооценка и оценка экспертов. При обработке материалов экспериментальной работы использованы контент- и интент-анализ, методы математической обработки данных.

Экспериментальной базой для проведения опытно-экспериментальной работы стали учреждения дополнительного педагогического образования СПбАППО (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования), ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования), НМЦ Адмиралтейского и Выборгского районов Санкт-Петербурга; культурные центры, осуществляющие дополнительное педагогическое образование: Немецкий культурный центр им. Гёте в Санкт-Петербурге («Формы и методы театра в работе учителя немецкого языка» 2006 г.); Русско-немецкий центр встреч при Петри-кирхе Санкт-Петербурга (образовательный модуль в рамках Международного семинара «Изучение немецкого языка посредством театра» для учителей немецкого языка стран СНГ 2008 г), организация КультурКонтакт Австрия в Санкт-Петербурге (в рамках Всероссийского семинара «Роль урока иностранного языка в гражданском воспитании» 2006 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского). Обучение по программе различных модулей прошли педагоги России, стран СНГ и ближнего зарубежья: Литвы, Казахстана, Эстонии и др. Базовыми площадками по мониторингу внедрения учителями полученных при обучении знаний стали разные типы ГОУ Санкт-Петербурга: СОШ №№ 184, 223, 341; гимназии №№ 24, 77, 399, 426, 92; лицей № 82; СОШ с углублённым изучением иностранного языка №№ 352, 65; начальная школа-детский сад № 694; ГС(К)ОУ №№ 487, 3. Всего в экспериментальной работе приняло участие 2 193 человек, из них в ходе констатирующего этапа эксперимента – 1215 человек, формирующего этапа – 978 человек.

Логика и этапы исследования.

I этап (2004 – 2006 гг.) – теоретико-аналитический: изучение научной литературы в соответствии с междисциплинарным характером исследования; анализ опыта использования театрально-игровой деятельности в процессе общего и постдипломного педагогического образования посредством изучения источников, участия в международных обучающих семинарах; обоснование целей, задач и гипотезы исследования; анализ данных констатирующего эксперимента.

II этап (2006 – 2008 гг.) – формирующий: построение теории театрально-игровой деятельности; разработка диагностического и инструментально-преобразующего аппарата экспериментальной работы; апробация образовательной программы повышения квалификации учителя в области театрально-игровой деятельности;

III этап (2008 – 2009 гг.) заключительно-обобщающий: анализ, оценка и подведение итогов опытно-экспериментальной работы; обобщение и выводы исследования.

Основным результатом исследования является концепция театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в процессе постдипломного образования, которая находит прикладное выражение в образовательной программе повышения квалификации, технологии театрального проекта.

Положения, выносимые на защиту, представляют собой основные результаты исследования и включают концепцию театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в постдипломном образовании, а также обоснования её прикладной значимости.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в постдипломном образовании, основными положениями которой являются:

а) ключевая идея: театрально-игровая деятельность выступает средством творческого развития учителя как базы его личностной самореализации (на основе утверждений гуманистической философии о родовой способности человека к творчеству) и профессионального совершенствования (на основе теории педагогической деятельности);

б) теоретические основания театрально-игровой деятельности, сформулированные с учётом междисциплинарного и комплексного подходов к изучению понятий «игра», «театр» / «театральность» в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической науках: театрально-игровая сущность бытия человека определяет его природную творческую способность (театральность); театрально-игровое содержание культуры и игра как способ её воспроизведения и сохранения; театральность – характерная особенность и структурирующий фактор социальной жизни, ролевой функции человека; игра – способ развития человека независимо от возраста;

в) теоретические основания носят методологический характер и позволяют

- выделить педагогическую категорию театральность как проявление творческого характера деятельности учителя, способного расширять ролевые функции, использовать ресурсы образовательной среды и создавать поле игровой условности для реализации субъектами образовательного процесса своей экзистенции, осуществления познания в процессе проживания отношений с другими, построения взаимодействия на уровне сотворчества и др., что обеспечивает личностно ориентированное образование;

- раскрыть социокультурное содержание театрально-игровой деятельности, которое включает опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, что определяет её значимость как обязательного компонента содержания образования;

- обосновать потенциал театрально-игровой деятельности, проявляющийся в её взаимосвязанных функциях (обеспечения целостности познания, ценностного ориентирования; социализации; художественно-эстетического воспитания; здоровьесбережения); выделить в качестве интегрирующей все другие функцию творческого развития учителя;

- раскрыть смысловую многогранность составляющих структуру театрально-игровой деятельности понятий: «игра», «театр» / «театральность», «деятельность»; выделить театральную игру, в которой проявляется двойственная природа человека, в качестве основной структурной единицы («клеточки»);

- описать свойства театрально-игровой деятельности (целостность, эмоционально-ценностная доминанта, презентационность, диалогичность сценарность, непрагматичность, социальность, терапевтичность, рефлексивность, эстетичность, соборность) и гуманитарную направленность – активизировать творческие ресурсы учителя на основе интеграции интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного в структуре личности.

2. Модель интеграции театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного образования представляет единство, системность и функциональную целостность элементов, что обеспечивается: общностью направленности образовательного процесса и театрально-игровой деятельности на освоение социокультурного опыта, их ценностных оснований – человек культурный, психолого-педагогических подходов к их организации (комплексного, личностно-деятельностного и др.); а также согласованностью цели (способствовать воспитанию человека самостоятельно мыслящего, умеющего активизировать свой творческий потенциал) и результата (приращения творческого характера в структуре личности).

Процесс интеграции реализует театральная игра, составляющая основу специфических методов театрально-игровой деятельности, средствами выступают упражнение, инсценирование и др., формы интеграции в образовательный процесс: комплекс приёмов и методов, учебный курс, учебный театр, театральный проект и др.

3. Педагогические условия включения театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного образования для творческого развития учителя:

- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на уровне сотворчества и применение конвенционального типа коммуникации, в котором достигается консенсус сторон путём согласования интересов;

- ценностно-рефлексивные методы, позволяющие учителю осознать свои творческие способности и принцип освоения метода театральной игры: от чувства к логике (от проживания ценностных отношений в процессе деятельности с другими – к выделению её педагогического ресурса);

- педагогические ситуации преодоления трудностей как способ повышения их эвристического потенциала и регулятор управления развитием личности и установка на здоровьесбережение, здоровьесозидание, профилактику профессионального выгорания;

- личностная направленность обучения и освоение учителем методов театрально-игровой деятельности на метауровне, который позволяет преодолеть рамки предметной ограниченности и формировать универсальные умения школьников.

4. Образовательная программа повышения квалификации «Театрально-игровая деятельность: теория и практика применения в образовательном процессе» состоит из модулей «Введение в педагогику театрально-игровой деятельности», «Формы и методы театрально-игровой деятельности в системе работы учителя», «Театральный проект: опыт планирования и реализации». Программа реализует идею творческого развития учителя, а не его актёрских способностей, носит надпредметный характер и предназначена учителям независимо от образовательной области. Цель программы –способствовать профессиональному совершенствованию учителя в области театрально-игровой деятельности на основе активизации его творческого потенциала.



Технология реализации содержания программы как комплекс процедур опирается на театральную игру, в которой механизм перевоплощения служит для раскрытия индивидуальности – это приближения к образу, которое контролируется самосознанием и не оказывает травмирующего эффекта от «вживания».

Алгоритм освоения метода театральной игры на метауровне включает этапы: проживание, осмысление, выделение инварианта и анализ аспектов его содержания с позиций личностного развития, вариативное применение в соответствии с педагогической ситуацией.

Результативность программы проявляется в ценностном отношении к театральной игре; в умениях применять театральную игру на метауровне (для достижения обучающих и воспитательных целей в конкретных педагогических ситуациях), что гарантирует творческое освоение полученных знаний; в творческом характере продуктов совместной деятельности.

Программа является элементом системы творческого развития учителя средствами театрально-игровой деятельности, которая также включает неформальное образование (семинары, мастерские и др.), исследовательскую работу, деятельность городского методического объединения «Театр и образование».

5. Театральный проект на основе сценарного подхода – это технология, которая включает для исследования выявленной проблемы театрально-игровую деятельность в качестве основного средства активизации познавательных возможностей личности в условиях творческого взаимодействия с другими. Суть сценарного подхода как методологической основы состоит в ситуативной зависимости продвижения деятельности от самостоятельных целеполаганий её носителей; сценарий создаётся средствами перформанса – ситуативно актуализирующегося состояния в театральной игре, что помогает участникам прояснять смыслы предмета исследования.

Продуктом проектной сотворческой деятельности является сценическая форма презентации, которая отражает идею общего замысла и личностное отношение каждого к выбранной проблеме, отличается своей незавершённостью и открытостью для интерпретации; открытая защита проекта строится как процесс диалогического обсуждения социально значимой проблемы зрителями, экспертами и его участниками и представляет возможность обмена культурными смыслами и осознания многомерности мира.

В ходе проектной работы диагностируются значимые для творческого развития учителя изменения / приращения на личностном уровне: отношение к себе как творческой личности; осознание образовательного ресурса театрально-игровой деятельности, продуктивности взаимодействия; обретение уверенности в своих силах и др.

6. Творческое развитие учителя диагностируется в процессе деятельности как личностные новообразования в компонентах структуры личности: аксиологическом, когнитивном, мотивационном, эмоционально-регулятивном, социально-коммуникативном, эстетическом, технологическом, экзистенциальном; интегративным критерием выступает ценностное отношение к игре, которое проявляется в осознании её смыслов.



Научная новизна результатов проведённого исследования заключается в том, что

  • впервые разработана концепция театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в процессе постдипломного образования, которая включает совокупность теоретических оснований, характеристику театральности, конкретизирующую представления о творческом развитии учителя, определение социокультурной значимости театрально-игровой деятельности в содержании образования, описание её структуры, свойств и функций;

  • создана модель интеграции театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного педагогического образования;

  • выявлены педагогические условия в организации театрально-игровой деятельности, реализующей направленность на творческое развитие учителя.

  • спроектирована и апробирована образовательная программа повышения квалификации учителей в области театрально-игровой деятельности;

  • разработана технология театрального проекта на основе сценарного подхода;

  • раскрыт алгоритм освоения метода театральной игры на метауровне;

  • сформулированы критерии и показатели диагностики творческого развития учителя средствами театрально-игровой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования: в диссертации получены выводы, имеющие значение для создания педагогической теории театрально-игровой деятельности:

1. Разработаны научные основания театрально-игровой деятельности, опирающиеся на идеи, положения и обобщающие выводы социогуманитарных наук.

2. Расширено представление о формах театрально-игровой деятельности в их детерминированности целостному пониманию бытия: на онтологическом уровне – форма бытия человека, общества, природы; на социально-культурном уровне – театрально-игровой феномен культуры, обеспечивающий через творчество постоянное её обновление; на уровне науки – область педагогики, изучающей проблемы взаимодействия театра и образования; на уровне дидактики – комплекс методов, направленных на развитие универсальных умений личности, актуализацию её творческого потенциала; на уровне метода (практического применения) – театральная игра, направленная на раскрытие возможностей, способностей и индивидуальных особенностей человека и их развитие.

3. Определено соотношение категорий «театральность» и «игра»: как философско-культурологическая категория театральность присутствует во всех характеристиках игры и является механизмом включения человека в игровое единство с миром и перенесения в конвенциональное пространство игры, обеспечивает культуротворческие функции человека;

как социально-психологическая категория театральность характеризует игровую форму жизни, вызванную сверхличностными побуждениями личности, взаимопроникновение социальной и драматической ролей, природную способность человека к творчеству, стремление к преображению себя и мира вокруг, умения распознавать игру и не-игру, игровое и бытовое пребывание, театральное и не-театральное действие;

как педагогическая категория театральность выступает формой создания в педагогических ситуациях игровой условности с использованием методов театрально-игровой деятельности, что позволяет реализовывать модель личностно ориентированного образования: обретать знания в опыте проживания ценностных отношений с другими, проявлять экзистенциальные свойства личности, строить взаимодействие на уровне сотворчесвта, осуществлять контроль за своими действиями, включать механизмы рефлексии.

4. На основании объективных фактов выделена формирующаяся структурная единица, новая область педагогического знания на стыке смежных дисциплин – «педагогика театрально-игровой деятельности», которая изучает закономерности многообразия интеграционных связей театра и образования (в широком значении этих категорий).

5. Конкретизирован метод театральной игры, включающий ценностное основание, цель, способ освоения, средство реализации, результат.

6. На основе анализа и сравнения опыта применения театрально-игровой деятельности в зарубежной и отечественной практике получены выводы, позволяющие прогнозировать научные исследования её использования на всех ступенях непрерывного педагогического образования.

7. Переосмыслено понятие «педагогический артистизм» и предложена авторская трактовка: это образование в структуре личности, внутренним содержанием которого является способность к «многодушию» – вмещению в себя понимания других людей и многомерности мира, творческое отношение к жизни, а не обладание артистическими способностями.

8. Обновлена модель сотворчества обучающихся и обучающего (авторы А.И. Уман и М.В. Кочетков), которая представляет собой сложный механизм взаимного развития, отражающий педагогическую сущность их взаимодействия как спиралеобразный процесс, пронизанный разнонаправленными векторами развития субъектов обучения и их личностных изменений.

9. Разграничены понятия, использующиеся в педагогической теории и практике «театральный тренинг» и «театральная игра»; основное отличие заключается в их целевой направленности: тренинга – на оттачивание и закрепление социальных умений, театральной игры – на творческое развитие.

10. Введено понятие «игровая компетенция учителя», расширяющее наряду с понятием «игротехническая компетенция» представление о готовности учителя организовывать игровую деятельность (ФГОС ВПО): это профессионально-личностное образование, основанием которого является ценностное отношение к игре как онтологической основе бытия человека; включает умения использовать её возможности для раскрытия экзистенциальной сущности человека и творческого развития личности, различать игровую и не-игровую природу явлений; способность быть открытым игровому действию, играть, импровизировать, мобильно реагировать на изменения в игровом пространстве, находить адекватные средства самовыражения, осуществлять саморегуляцию и контроль за собственными игровыми действиями.

Практическая значимость исследования:

1. Расширен опыт применения театрально-игровой деятельности в образовательной практике с целью творческого развития взрослого человека с опорой на ценностное освоение знаний о театральной игре и на взаимопроникновение эмоций, интеллекта и телесности как до сих пор недостаточно использованного ресурса образования.

2. Разработана образовательная программа повышения квалификации учителя «Театрально-игровая деятельность: теория и практика применения в образовательном процессе», УМК и методические рекомендации.

3. Введена в практику форма дополнительного педагогического образования – театральный проект.

4. Создана система творческого развития учителя средствами театрально-игровой деятельности в постдипломном образовании, которая создаёт условия для личностной и профессиональной самореализации, обеспечивает учителю психологическую поддержку.

5. На основе театрально-игровой деятельности разработаны и реализованы в практике педагогов программы элективных курсов для общего образования; методики обучения иностранному языку, подготовки учащихся к посещению театра, обсуждению спектакля и написанию отзыва о нём.

6. Обоснована необходимость учитывать показатели творческого развития учителя при проведении процедуры «экзамена на должность» и в оценке качества педагогического образования.

Обоснованность и достоверность исследования обусловлены применением научных подходов: междисциплинарного – к изучению предмета исследования; комплексного – к решению взаимосвязанных собственно научных и практических задач; целостного – к изучению творческого развития человека в единстве его биосоциодуховной организации; системного – к изучению театрально-игровой деятельности в средовом контексте бытия; аксиологического и личностно-деятельностного – к исследованию театрально-игровой деятельности, её строения и функций; компетентностного – к изучению механизмов её использования в образовательной практике и др.; репрезентативностью выборки, необходимой для получения объективных и адекватных данных, подтверждающих теоретические положения диссертации в экспериментальной работе; многолетним педагогическим опытом работы исследователя в качестве учителя, применяющего методы театрально-игровой деятельности в своей практике; использованием комплекса взаимосвязанных количественных и качественных методов.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялась в ходе докладов и сообщений на методологических семинарах, городских, региональных, межрегиональных, международных конференциях (в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Ярославле и др.), а также в научных публикациях автора.

Внедрение в практику работы полученных в процессе обучения знаний в области применения методов театрально-игровой деятельности в образовательном процессе педагоги представляли на Городской научно-практической конференции «Театр и образование: взаимодействие в пространстве культуры» Всероссийского педагогического Форума 13 марта 2008 г.1, в рамках неформального образования (методических семинарах, мастер-классах, фестивалях, творческих конкурсах и др.).



Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений; содержит 20 таблиц, 10 рисунков, 496 источников, из которых 14 на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологические основы, методы исследования, его этапы; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-теоретические основания исследования» рассматриваются философско-культурологические, социально-психологические основания театрально-игровой деятельности, сформулированы критерии и показатели творческого развития учителя, проанализирован отечественный и зарубежный опыт обращения к театральному искусству в педагогическом образовании.

Междисциплинарный и комплексный подходы к исследованию смысловых понятий «игра», «театр» / «театральность» раскрывает театрально-игровую сущность бытия человека. Анализ научной литературы показывает, что исследование игры, в природе которой учёные видят истоки познания человека, культуры, природы искусства, неразрывно связано с осмыслением театральности и театра. Со времён античности (Платон, Аристотель) игра наполняется широким смыслом: от обозначения жизни в обыденном её выражении (праздник, танец и т. п.), принципа коммуникации до указаний на её божественное происхождение. И. Кант и Ф. Шиллер связывают игру в искусстве с моральными ценностями и свободой; в герменевтике Г.-Г. Гадамера находит отражение идея Ф. Гегеля об освобождении сознания от субъективной оценки в игровом содержании художественного произведения: «герменевтический круг» замыкает в себе понимание искусства как метода познания. Учёные акцентируют разные качества игры: её культурную функцию и трансформирующую действительность роль в жизни человека (Й. Хейзинга), неосознанное проявление в игре коллективного бессознательного (К. Юнг), сверхреальную сущность и значимость (Э. Финк), устремлённость к выявлению человеком своей возможной полноты / экзистенции (Р. Кайуа). Концепция Н.Н. Евреинова трактует театральность («инстинкт преображения» / «театральный инстинкт») как потребность человека в творчестве – стать другим через преображение, отделить себя от ограниченности мира.

Современное философское осмысление теории игры выстраивается с использованием эстетического, социологического, психологического подходов (Т.А. Апинян, И.Е. Берлянд, Л.Т. Ретюнских, М.В. Розин, Г.П. Щедровицкий). С позиций постнеклассической философии игра является экзистенциальным модусом бытия человека (А.В. Неронов): через игру осуществляется его сопричастность целостности и многомерности мира. В социологии феномен игры выступает элементом, структурирующим социум и связывающим различные части общества, социальные процессы; выражение «жизнь – театр» лишается метафорической формы и представляет игру как способ оформления жизни (А. Баканурский), смену подражаний-симулякров (Ж. Бодрийяр), для объяснения двойственной природы социального пространства и социальных позиций (П. Бурдье), человеческих отношений, опосредованных образами (Э. Дебор), кризиса культуры XX в. (Р. Гвардини), для построения концепции «социальной драматургии» (И. Гофман), объяснения роли спорта и зрелищ в массовом обществе (Х. Ортега-и-Гассет), описания механизма современной геополитики (В.С. Поликарпов). На пересечении социальной и психологической областей строится метод «драматической социологии» (А.Н. Алексеев), концепции, нацеленные на психическое оздоровление (Э. Берн, С. Гроф). В науке осознаются тесные рамки ролевого подхода (Е.М. Гашкова, И.С. Кон, Ю.А. Левада, В. Леви) и первичность драматического действия по отношению к игре вообще (И.Е. Берлянд); учёные отмечают наполненность современной действительности новыми игровыми символами и усиление в ней театральности. Эстетические концепции (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин), художественно-образные исследования (Г. Гессе, Ф. Ницше, Ж.-П. Сарт) представляют игру и театральность как феномены бытия.

Как отечественные, так и западные учёные–психологи, несмотря на различие позиций биологической и социальной теории игры, признают её важность для развития ребёнка и жизнедеятельности взрослого человека, обнаруживают связь игры с творческим началом человека, реализацией способностей, созданием «деятельностного общества» (Ю.В. Громыко, Ю.В. Геронимус, О.С. Газман, Г.П. Щедровицкий, С.В. Попов).

В определениях игры исследователи (А. Вежбицкая, Г.-Г. Гадамер, Й. Хейзинга, Г.П. Щедровицкий) указывают её основные характеристики, среди которых перенос играющих в конвенциональное пространство (А.Д. Кошелев) отражает специфику целостного подхода к рассмотрению понятий игры и театральности. Проведённый сравнительный анализ трактовки понятия «игра» в разных словарях по основанию, заданному в философско-культурологических исследованиях, показывает, что из педагогического дискурса исчезают такие характеристики игры, как неутилитарная значимость, «несоревновательность», широкие возможности для самораскрытия личности, а также свобода, удовлетворение потребности в удовольствии, спонтанность, связь с космическим / абсолютным началом, духовным преображением человека; акцентируются социальная направленность, регламентация, зафиксированная в правилах. Авторы исследований отмечают необходимость игровых умений у учителя и встречающееся у части педагогов неумение и нежелание играть (Г. Лэнгред, С.А. Шмаков).

Из обобщения изученного материала следует: феномен игры выступает интегрирующим элементом междисциплинарных связей для разных наук в раскрытии онтологических закономерностей; наука выявляет и обосновывает театрально-игровую сущность бытия человека; театральность – неотъемлемое качество игры, механизм, обеспечивающий её социальные и культуротворческие функции, природная способность человека к творчеству как преображению жизни; важнейший смысл обращения к театральной игре для взрослых – освоение способов «избегать влияния цели той игры, которая с нами играется» (Г.-Г. Гадамер), манипулирования, автоматических действий в реальных условиях жизни. Педагогически важными являются выводы о том, что искусство театра выступает средством, поддерживающим игровое начало в человеке как способа осуществления его культурной функции; в театрально-игровой деятельности проявляется и развивается творческая способность личности; обстановка свободного игрового действия в образовательном процессе даёт возможность продуктивного познания, обучения «ключам» / кодам «языка искусства», а также формирует ответственность «за всё, что ты понял в искусстве» (М.М. Бахтин).

Изменения на уровне развития творческих способностей и возможностей относят к целостным (системным) изменением личности; понятия «творчество», «креативность» («творческость») наполнены экзистенциальными смыслами, их психологическая база содержит мотивационный, интеллектуальный и психофизические резервы человека. В оценку творчества включают продукты творческого мышления (И.Я. Лернер); порождение побочного продукта (Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин); показатель преобразования знаний (В.Н. Дружинин); стремление выйти за пределы заданной проблемы (Д.Б. Богоявленская); социальную значимость продукта (Н.И. Киященко); фактор открытости (Ю.Н. Кулюткин); не существующее ранее (Г.И. Иванов); общественно, а не официально признанные достоинства и проявления творческого стиля жизни (Е.П. Торренс). Научные исследования указывают на зависимость творческого развития от психологических особенностей личности и отсутствие непосредственной связи между творческой и интеллектуальной целесообразной деятельностью.

В широко представленной научной литературе (Ю.П. Азаров, Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, И.Я. Зязюн, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий и др.). творчество определено как необходимый элемент педагогической деятельности; раскрыты понятия «творческая личность учителя» и «педагогическое творчество», выявлены условия и возможности достижения педагогического творчества и его самодиагностики; определены последовательность этапов, уровни и предмет творческой педагогической деятельности.

Признаки проявления творческих способностей в человеке совпадают с признаками творческой личности учителя, что позволяет выделить взаимосвязанные компоненты в структуре личности учителя, соотносимые с творческим развитием, и показатели, которые фиксируют изменения на уровне творческих проявлений в его деятельности (табл. 1).



Таблица 1

Компоненты в структуре личности учителя

Проявления «приращений» творческого характера

в деятельности учителя

Аксиологический





Ценностные ориентации на духовность и гуманистические идеалы; ценностное отношение к себе как творческой личности, к педагогическому взаимодействию как условию взаимного творческого роста, к преодолению трудностей как способу творческого развития; терпимость к проявлениям различий и нестандартности; способность воспринимать среду как предпосылку для самосовершенствования; осознание нравственной ответственности за воспитательные действия

Когнитивный


Знание психолого-педагогических основ личностного роста как творческого самосовершенствования, современных подходов к организации педагогического процесса со стратегических позиций творческого развития в субъект-субъектных отношениях; процесс самопознания и осознания себя творческой личностью; проявление потребности в «живых» знаниях, которые можно обрести в совместной диалогической деятельности; выдвижение новых идей; видение проблемы и способов её решения.

Мотивационный

Потребность в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, укреплении духовной силы; нацеленность на саморазвитие


Эмоционально- регулятивный

Волевые усилия к самосовершенствованию, преодолению собственных границ и стереотипов мышления; преодоление препятствий на пути к самостроительству и личностному становлению; самодисциплина; рефлексия; «осуществление творческого самопроектирования» (А.К. Маркова); открытость по отношению к другим и новому; «упразднение общественных ограничений» (Ю.А. Гагин, Ю.Н. Кулюткин); эластичность психики (быстрая переключаемость); стрессоустойчивость; терпимость; отсутствие аффективных проявлений, психологическая мобильность, способность к релаксации. Воображение, эмоциональность, память, внимание, спонтанность, эмпатия, наблюдательность; аутентичность – способность быть самим собой; интуиция, проявления импровизационного поведения; проницательность, открытость

Социально-коммуникативный

Активная жизненная позиция; интерес к общению; умение строить отношения в группе, оценивать и разрешать конфликты; конвенциональный тип коммуникации; сознательное отношение к освоению коммуникативных и интерактивных технологий; осознание значимости взаимодействия на уровне сотворчества; личная ответственности в процессе коллективной деятельности

Эстетический

Художественное восприятие мира; осознание положительного воздействия гармонии; чувство прекрасного; потребность в художественном творчестве, создании творческих продуктов

Технологический

Расширение области применения педагогических знаний и методов, усовершенствование имеющегося опыта; освоение знания на уровне «знания-трансформации» (В.П. Беспалько); освоение технологий проектной и сценарной деятельности

Экзистенциальный

Качества и проявления творческого стиля жизни, не признанные официально (Е.П. Торренс); творческие акты, артефакты
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Полякова татьяна николаевна
853.78kb.
Разработала : учитель математики 1 квалификационной категории Калугина Татьяна Николаевна
89.85kb.
Нам бы про душу не забыть
139.27kb.
Матвиенко татьяна Николаевна Научно-педагогическая концепция П. М. Фуко
412.12kb.
Конкурс проводится среди обучающихся 3-их и 4-х классов. Состав команд: по 5 представителей от каждого класса
176.16kb.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы. Тема: «Звездное небо» Воспитатель: Дегтяренко Татьяна Николаевна 2013
39.87kb.
Кожухова С. Н., старший преподаватель кафедры управления образовательными системами Белрипкппс почетный работник образования, Полякова Г. Б
54.92kb.
Эксперты. Ими стали влиятельные врачи и чиновники от медицины: Михаил Зурабов, Евгений Чазов, Татьяна Дмитриева, Александр Царегородцев и др
35.8kb.
Жестокий урок Анна Николаевна женщина около 30-ти лет, строго одета
57.56kb.
Использование краеведческого материала с целью формирования экологической культуры учащихся гончар-Быш Лариса Николаевна
38.38kb.
Уточненный состав участковых избирательных комиссий Павловского муниципального района Нижегородской области
123.79kb.
Санитарная охрана водоемов
197.07kb.