takya.ru страница 1
скачать файл
Концептуальный диалог синергетики и постмодерна

А.А. Ткачев

ВятГГУ, аспирант 2 курса специальности «Онтология и теория познания»
Постмодернизм и синергетика — две наиболее выдающиеся концепции в науке и философии конца XX в. Принципы, заложенные в основы их структур, инновационны, предельно категоричны и не вписываются в предыдущие научно-исследовательские программы. Синергетика полагает объектом своего изучения все виды самоорганизующихся систем, а именно принципы их саморегуляции. Постмодернизм претендует на роль метафилософской парадигмы и объектом изучения предполагает окружающий мир во всем его многообразии. Постмодернизм, универсально трактуя свои базовые положения, дает альтернативную картину мира, раскрывая ее внутренние особенности существования. В то время как исторический процесс в подавляющем большинстве случаев рассматривается протяженным во времени, имеющим определенную структуру и принципы функционирования. Анализ этих составляющих позволяет говорить о какой-либо специфике истории и том или ином способе детерминации исторических явлений. Именно на этой основе могут осуществляться прогнозы на будущее.

В основании синергетической парадигмы, применительно к динамическим процессам, лежит принцип необратимости времени. Другими словами, если в традиционном естествознании «...мы мгновенно поменяем направление всех скоростей системы движущихся тел, эта система побежит в обратном направлении последовательно через все состояния, через которые она пришла к точке инверсии» [1,c.47], то в синергетической концепции, постулируется необратимость времени. Данная концепция фундирована открытиями в области квантовой механики и специальной теории относительности.

И. Пригожин выделяет, как минимум, три условия, которым отвечает история. Это необратимость, возможность появления новых связей и вероятность. В этом утверждении синергетика постулирует новую концепцию времени для науки. Изучение процессов самоорганизации доказывает, что именно необратимость есть механизм, создающий порядок из хаоса. Исследования в области синергетики М. Маркуса, С. Хокинга, Д.Н.Паркса выявили специфическую значимость содержательной стороны фактора времени в процессе самоорганизации макроструктур. Так, качественные параметры диссипативных структур имеют непосредственную зависимость от начальных условий и полностью «зависят от предыстории системы». На основании того, что у хаотической динамики имеется «существенная зависимость от начальных условий» сформулирован тезис, где «материя как объект современных физических законов не есть данность, но продукт истории» [1,c.96]. В рамках изложенной синергетической концепции правильным будет следующее утверждение: молекулы, образующие природные системы являются результатом предшествующей эволюции. Иными словами, поведение системы в том или ином состоянии напрямую зависит от последовательности изменения и самого набора изменяемых параметров.

С. Хокинг представляет всю историю в космологическом масштабе, как историю времени. Пригожин подтверждает, что «ныне физика обрела точку опоры не в отрицании времени, а в открытии времени во всех областях реальности» [1,c.69], «в каждой области физики мы вновь и вновь находим связанное со становлением материи необратимое время» [1,c.69]. Необратимость выступает как сущностная характеристика мира. «Мы живем в мире, где симметрия между прошлым и будущим нарушена, в мире, где необратимые процессы ведут к равновесию в будущем» [2,c.221]. Отсюда следует, что мы существуем в процессуальном мире, который постоянно возникает, находится на стадии становления.

Синергетика ориентирует не столько «от бытия к становлению», сколько к отказу от деления и изоляции в изучении «мира бытия» и «мира становления». Происходит переориентация и задается новая установка на интеграцию и синтез в исследовании. «Мы считаем, что бытие и становление должны рассматриваться не как противоположности, противоречащие друг другу, а как два соотносимых аспекта реальности» [1,c.145]. Очевидно, возникла потребность в синтезе наук о «наличном бытии» и наук о «процессе становления», отталкивающихся от новой концепции необратимого времени. Реализация данной потребности возможна за счет междисциплинарного синтеза.

Социально-гуманитарное познание опиралось на идею анизотропности времени, в то время как научно ориентированное естествознание использовало вневременной подход. Такая позиция нашла отражение у Ч.Сноу в его рассуждении о «двух культурах». Именно укорененность во времени гуманитаристики может служить поводом для обвинений в ненаучности гуманитарных наук. Синтез должен решить задачу преодоления, противопоставляемых друг другу сфер человеческой истории и материального мира.

Постмодернизм, как парадигма, обладает рядом комплексных идей. Так, заложенная в основу философии постмодернизма, идея темпоральности, ведет к включению в сферу рассмотрения гуманитарных наук феномена пространства. Постмодернизм строит свою программу, отталкиваясь от традиции модернизма, которому был характерен отказ от идеи времени через отрицание идеи прошлого и идеи преемственности. Это направление развивается, опираясь на неклассическую философию, пытаясь осмыслить идею времени, как таковую.

То, что в неклассическом естествознании осуществила синергетика, в неклассической философии было реализовано Хайдеггером. Именно он показал, что всякий вопрос об онтологии можно решить, лишь через феномен времени. Его работа «Бытие и время» переводит мышление с пути «бытия» на путь «становления». Философский постмодернизм дополняет свое содержание вышеуказанным отношением к феномену времени. Вся философия постмодернизма пронизана интересом к вопросу о времени. Так, у Рикера «наиболее отвечавшим новому исследованию критерием была оценка различных человеческих активностей с точки зрения их продолжительности во времени» [3,c.520]. Сартр пишет, что «время — это... связь, и Я имеет временной характер даже в самом своем бытии. Это значит, что Я не просто не боится времени, оно нуждается в нем для самоосуществления» [4,c.320]. Фуко задает вектор развития, говоря что «речь идет о том, чтобы превратить историю в противоположность памяти и, как следствие, развернуть в ней иную форму времени» [5,c.74-75].

Любая идеология с позиций постмодерна есть «ложное сознание». Идеология фундируется идеей прогресса, в то время, как постмодерн не признает идею линейной истории и линейного прогресса. Постмодерн рефлексирует собственное состояние как процессуальную постсовременность, разворачивающуюся после времени. Постмодернизм ломает линейный вектор времени, конституируя, тем самым, «конец истории».

Взамен линейной и другим видам интерпретаций истории Делез и Гваттари используют принцип ризомного понимания исторических процессов. Так, ризома с множеством ветвей в виде аттракторов и их пересечений, как точек бифуркации, полностью меняет представление о системных принципах развития истории. С позиции постмодернизма история, как таковая не существует. Постмодернизм отказывает истории в статусе цельной, единой, унифицированной, непрерывной структуры. Такая интерпретация истории строится на принципиальном отрицании всех предыдущих вариантов интерпретации исторических процессов. Используя принцип ризомы, как метапаттерна истории, постмодернизм придает ей качества дискретности и дифференцированности на всех уровнях. История выглядит как некий хаотичный полиморфный процесс без конкретного объекта.

Применительно к тексту постмодернизм формирует «принцип необратимости». У Р. Барта «необратимость рассказа» выводится из того, как сюжетная программа ведет фабулу через вопрос к ответу. Аналогии между постмодернизмом и синергетикой можно проследить через существование похожих функциональных составляющих. У Деррида концептуальными фигурами выступают авторские: «след», «отсрочка», «замещение»; у Р. Барта «память знака» и другие. Перечисленные составляющие элементы выполняют в постмодернизме роль, аналогичную той, что выполняют в синергетике «память химической реакции» или «обретение системой прошлого». И те, и другие элементы подтверждают принцип зависимости настоящего состояния системы от особенностей ее предыдущего развития и эволюции в целом.

Таким образом, явления смысла и времени в рамках философии постмодернизма имеют тесную содержательную связь. Время в постмодернизме и синергетике осознается как конструкция. Как и синергетика, философия постмодернизма, повернув от исследования «бытия» к аналитике «становления», формирует стратегию объединения и синтетического изучения их, как двух аспектов одной реальности. Можно утверждать, что идеи ризомности и необратимости времени выступают коррелятами между постмодерном и синергетикой. Они создают точку сопряжения, благодаря которой, между ними происходит синтез, и открываются дополнительные возможности дальнейшего симбиотического развития.



Примечания:

  1. Пригожин, И., Стенгерс, И., Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. - М.: Прогресс, 1986. — 432с.

  2. Пригожин, И., Николис, Г., Познание сложного: Синергетика от прошлого к будущему. – М.: ЛКИ, 2008. – 354с.

  3. Рикёр, П., Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2002. – 624с.

  4. Сартр, Ж.-П., Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638с.

  5. Фуко, М., Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996.
скачать файл



Смотрите также:
Постмодернизм и синергетика две наиболее выдающиеся концепции в науке и философии конца XX в
59.26kb.
Методология рационализма в науке и философии. Гипотетико-дедуктивный метод познания
17.78kb.
Реферат по философии и методологии науки тема №75 «Идея «конца истории» в социальной философии Ф. Фукуямы»
311.07kb.
1 Предмет и основные концепции современной философии науки
290.07kb.
4. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности
140.76kb.
Подобное классификационное деление автоматически отнесло простых собирателей и даже тематических коллекционеров к начальной, низшей ступени
105.15kb.
Вопросы к зачету по курсу
43.29kb.
Доклад по литературе по теме: «Индуистская мифология»
172.77kb.
Катречко С. Л. Периодизация европейской философии. Три парадигмы в истории философии
84.04kb.
Первая. Древняя эпоха философии (античная)
76.38kb.
Кроссворд по предмету "Философия" на тему "Общая" По горизонтали
18.79kb.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века М
156.64kb.