takya.ru страница 1
скачать файл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечникова «Общая Биология» 10 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2009 - 2010 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 2006г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». На изучение данного курса отводится 68 ч. за год.


Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идее, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи: сформировать научное понятие

  • об уровнях организации живой природы;

  • об единице жизни – клетке, ее составных частях;

  • о размножении и индивидуальном развитии организмов;

  • о генетике, ее методах исследования;

  • о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;

  • о процессах изменения черт строения.

Поурочное планирование по биологии, 10 класс, 2 часа в неделю

Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: общая биология – 10-11 классы».




п./п

Тема урока

Дата

Материально-техническое обеспечение урока

Виды деятельности

Виды контроля

Демонстрации

Л. работы

Тема 1. Введение.




1/1

Краткая история развития биологии.

2.09

Д 42




Знать биологию как науку о живой природе, уметь охарактеризовывать основные направления развития современной биологии, иметь представление об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени.




2/2

Методы исследования в биологии.

6.09

Д 42




Знать о науке как важнейшей сфере человеческой деятельности, иметь представления об особенностях разнообразии методов познания живого.




3/3

Сущность жизни и свойства живого.

9.09







Знать понятия о сущности жизни, иметь представления об основных свойствах живого ( критериях),уметь вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.




4/4

Уровни организации живой материи.

13.09







Уметь охарактеризовывать уровни организации живого, иметь представления об их тесной взаимосвязи и соподчиненности (иерархичности).




5/5

Тест №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»

16.09







Иметь знания об особенностях современной биологической науке, основных направлениях её развития, знать о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого; уровневой организации живой материи.




Тема 2. Основы цитологии.




6/1

Методы цитологии. Клеточная теория.

20.09

Д. периодической таблицы химических элементов.

Д 42





Иметь представления о методах изучения клетки, знать об основных положениях современной клеточной теории, уметь применять эти положения для доказательств материального единства органического мира, иметь знания о научно технических достижениях в изучении клеток.




7/2

Особенности химического состава клетки.

23.09

Д 42




Уметь охарактеризовывать химические элементы клеток, выделив особенности макро-, микро и ультрамикроэлементов; знать, как сформировать знания о химическом составе клетки; иметь представления о формировании умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток.




8/3

Вода и роль в жизнедеятельности клетки.

27.09

Д 42




Иметь знания о строении и свойствах воды в связи с её важнейшей ролью в живой природе; уметь выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе.




9/4

Минеральные вещества и их роль в клетке.

30.09







Иметь представления о минеральных веществах клетки, уметь раскрывать значение неорганических ионов (катионов и анионов) в жизнедеятельности клеток, знать о буферных системах клеток и организмов.




10/5

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

4.10

Д 42




Знать многообразие, строение и функции углеводов и липидов в клетках и организмах, их классификацию и основных представителей. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.




11/6

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

7.10

Д 42




Знать о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах, уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.




12/7

Строение и функции белков.

11.10

Д. таблицы «Уровни организации белка»

Д 42





Знать химический состав, уровни организации, свойства и функции белков. Понимать их важнейшую роль в органическом мире. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.




13/8

Строение и функции белков.

14.10

Д 42










14/9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

18.10

Д. «Строение молекулы ДНК», «Типы РНК».

Д 42





Знать об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики ДНК и РНК как биополимеров, уметь объяснять механизм удвоения ДНК, уметь работать с текстом составлять схемы и таблицы.




15/

10


АТФ и другие органические вещества.

21.10

Д 42




Знать строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке.




16/

11


Контрольная работа №1

«Химическая организация клетки»



25.10







Знать о химических элементах и веществах, содержащихся в клетках, уметь выявлять и объяснять взаимосвязь строения и функций химических веществ.

Контрольная работа №1

«Химическая организация клетки»



17/

12


Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

28.10

Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

Д 42


Л.р. 1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и описание их



Знать о строении эукариотической клетки, иметь представление о сути мембранного принципа ее строения, уметь охарактеризовывать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.




18/

13


Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1.11

Д 42




Уметь формировать знания о строении эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения цитоплазмы и ее немембранных структур,




19/

14


Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

11.11

Д 42




Знать о других органоидах клетки,подчеркивая связь строения и функций каждого органоида, уметь устанавливать взаимосвязь изучаемых, органоидов в единой структуре – клетке.




20/

15


Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

15.11

Д 42

Л.р. №2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений



Знать строение эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид), изучения особенностей строения и функционирования органов движения клетки.




21/

16


Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

18.11




Л.р. №3

Сравнение строения клеток растений и животных



Знать строение прокариотических клеток в сравнении с эукариотами, особенности строения бактерий и сине-зеленых, их роль в природе и жизни человека; их роли в природе и жизни человека.




22/

17


Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

22.11







Знать о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявления общих структур в их строении.




23/

18


Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактеграфы.

25.11

Д 42




Знать о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе - бактеграфах; о специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении.




24/

19


Контрольная работа №2

«Клетка - структурная единица живого»



29.11







Знать строение клетки на основе сравнения прокариот и эукариот; иметь представления об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов,

Контрольная работа №2

«Клетка - структурная единица живого»



25/

20


Обмен веществ и энергии в клетке.

6.12

Д 42




Иметь знания о гемостазе как необходимом условии существования биологических систем, уметь формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма, знать о роли ферментов метаболизма.




26/

21


Энергетический обмен в клетке.

9.12

Д 42




Знать метаболизм; сущность энергетического обмена – катаболизма; значение АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; характерные особенности трех этапов энергетического обмена; роль ферментов в реакциях обмена веществ.




27/

22


Питание клетки.

13.12

Д 42




Уметь активизировать и углублять, знать об особенностях питания клеток, иметь представление о питании автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов. Уметь различать клетки и организмы по способу их питания.




28/

23


Пластический обмен. Фотосинтез.

16.12

Д 42




Знать сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; особенности питания клеток; процессы метаболизма на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена; характеристику двух фаз фотосинтеза. Уметь обосновывать космическую роль зеленых растений. Иметь знания о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, о его роли в природе.




29/

24


Хемосинтез

20.12

Д 42




Знать о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, показав его роль в природе. Иметь знания о прокариотических клетках на основе изучения хемосинтетических бактериях.




30/

25


Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

23.12

Д. таблицы «Биосинтез белка».

Д 42





Знать сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка. Иметь понятие о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.




31/

26


Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

27.12

Д 42










32/

27


Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

10.01

Д 42




Иметь знания об общих механизмах регуляции синтеза белков в клетках и знания особенностей регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.




33/

28


Повторительно-обобщающий урок.

13.01







Иметь знания о функциях и роли химических веществ в клетках, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций; о процессах жизнедеятельности клетки; о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов; о био- и фотосинтезе; о целостности метаболизма, двух его обменах, энергетическом обмене, биосинтезе белка, фотосинтезе, хемосинтезе, механизмах регуляции биосинтеза. Понимать сущность важнейшего процесса – метаболизма как единства взаимообусловленных и противоположных по направлению процессов: анаболизма и катаболизма.




34/

29


Контрольная работа №3

«Обмен веществ и энергии в клетке»



17.01










Контрольная работа №3

«Обмен веществ и энергии в клетке»



Размножение, индивидуальное развитие организмов.




35/1

Жизненный цикл клетки.

20.01

Д 42




Знать о размножении как важнейшем свойстве, поддерживающем и сохраняющем жизнь на Земле, иметь представление о сущности жизненного цикла, клетки. Уметь раскрывать особенности отдельных стадий интерфазы, иметь представление о репликации ДНКа.




36/2

Митоз. Амитоз.

24.01

Д. схем характеризующих стадии митотического деления клетки.

Д 42





Знать основной способ деления эукариотических клеток – митоз, иметь знания об особенностях протекания каждой фазы митоза, иметь представление об амитозе.




37/3

Мейоз.

27.01

Д. схем характеризующих стадии мейотического деления клетки.

Д 42





Иметь знания о размножении, мейозе, об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, знать биологическое значение мейоза.




38/4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

31.01

Д 42




Иметь представление о размножении в живой природе знать, о сущности и практическом значении бесполого размножения.




39/5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

3.02

Д 42




Иметь знания о половом процессе и половом размножении, с особе6нностями строения иметь представления об особенностях строения и функциях половых клеток.




40/6

Развитие половых клеток.

7.02

Д 42




Знать о половом размножении на основе изучения процесса формирования половых гамет, знать о факторах, оказывающих отрицательные воздействия на половые клетки и о последствиях таких воздействий.




41/7

Оплодотворение.

10.02

Д 42




Уметь представлять сущность оплодотворения, особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений знать о материальном единстве живой природы.




42/8

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

14.02

Д. таблицы «Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)»




Знать об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, иметь представление о типах онтогенеза и его периодах: эмбриональным и постэмбриональным,




43/9

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.




Д 42

Л.р. № 4

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства



Иметь знания о начальном периоде онтогенеза- эмбриональном развитии и его стадиях, уметь охарактеризовывать зародышевые листки, иметь представления об основах взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияниях условий окружающей среды на развитие эмбриона.




44/

10


Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

17.02

Д 42




Знать об онтогенезе на основе изучения особенностей постэмбрионального развития; иметь представления о трёх периодах, уметь выявлять родство позвоночных животных, знать об общности их происхождении; знать о причинах нарушений развитии.




45/

11


Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

21.02







Иметь знания о сущности размножения, его биологической роли; о формах размножения, цитологических основах полового и бесполого размножения; о мейозе; об организме как системе, реализирующей в онтогенезе свою генетическую программу; об особенностях развития организмов: эмбрионального и постэмбрионального. Уметь сравнивать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Основы генетики.




46/1

История развития генетики. Гибридологический метод.

24.02

Д 42




Иметь знания о науке генетике, о наследственности и изменчивости, иметь представления о гибридологическом методе сформулированном «отцом генетики»- Г.Менделем.




47/2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

28.02

Д. таблицы «Моногибридное скрещивание».

Д 42





Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Иметь понятие о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, правилах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, о законе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Уметь использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г.Менделем.




48/3

Решение задач.

3.03













49/4

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

7.03

Д 42




Понимать закономерности наследования признаков в случаях множественного аллелизма, анализирующее скрещивание, сущность неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Уметь записывать схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.




50/5

Решение задач.

10.03




Л.р. №5

Составление простейших схем скрещивания









51/6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

14.03

Д. таблицы «Дигибридное скрещивание».

Д 42





Знать дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков Г.Менделя. Уметь использовать специальную схему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании, составлять решетки Пеннета.




52/7

Решение задач.

17.03




Л.р. №6

Решение элементарных генетических задач









53/8

Хромосомная теория наследственности.

21.03







Иметь представление о сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепления наследования Моргана.




54/9

Взаимодействие неаллельных генов.

4.04







Иметь знания о взаимодействии неаллельных генов, явлениях дополнительного взаимодействия генов, эпистаза, полимерного действия генов и плейотропности, уметь работать с генетической символикой.




55/

10


Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

7.04







Иметь знания о сущности наследственности на примере раскрытия особенностей проявления цитоплазматической наследственности; о сущности хромосомной теории наследственности.




56/

11


Генетическое определение пола.

11.04

Д. таблицы «Генетика пола».




Иметь знания о хромосомном механизме определения пола на основе характеристики особенностей половых хромосом- аутосом, знать о причинах возникновения сцепленных с полом генетических болезней.




57/

12


Изменчивость

14.04







Иметь представление об изменчивости: модификационной (фенотипической) и наследственной (генотипической), о цитологических основах двух основных типов изменчивости, о наследственной изменчивости на основе изучения комбинативной и мутационной.




58/

13


Модификационная изменчивость.

18.04







Понимать влияние факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; что изменение фенотипа происходит в результате взаимодействия условий среды и генотипа. Уметь приводить примеры фенотипической (модификационной) изменчивости одного вида, выраженные в разных условиях освещения.




59/

14


Виды мутаций

21.04







Знать характеристику наследственной изменчивости, генетические основы мутации на основе формирования знаний о трех группах мутаций, иметь представления о взаимосвязи возникновения мутаций с изменениями генетического материала клеток и организмов.




60/

15


Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

25.04




Л.р. №7

Выявление источников мутагенов окружающей среде и оценка их влияния на организм



Иметь знания о молекулярно-цитологических основах мутационной изменчивости на основе изучения основных характеристик мутационной изменчивости и разнообразия соматических и генеративных мутаций; о мутагенных факторах как причинах мутаций.




61/

16


Контрольная работа №4 «Основы генетики»

28.04







Знать о важнейших свойствах живого, наследственности и изменчивости, цитологических основах этих закономерностей и законов, видах изменчивости, их роли в эволюции и практической жизни, уметь пользоваться генетическими терминами и символикой, иметь представление о понятиях об окружающей среде то действия мутагенов.

Контрольная работа №4 «Основы генетики»

Генетика человека.




62/1

Методы исследования генетики человека.

5.05







Понимать универсальность генетических закономерностей для всех живых организмов, в том числе и для человека. Иметь знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека. Уметь характеризовать значение генетики для человеческого общества.




63/2

Генетика и здоровье

12.05







Иметь представление о заболеваниях в основе которых лежат генетические нарушения, знать о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах, уметь лечить и не допускать такие заболевания.




64/3

Проблемы генетической безопасности.

16.05




Л.р. №8

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии



Знать о проблемах генетической безопасности направленной на сохранение здоровья людей и предупреждение появления генетически больных людей и распространения вредных мутаций в человеческом обществе




65/4

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

19.05







Знать о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно- генетическом, клеточном организменном уровнях.




66/5

Итоговая контрольная работа.

23.05







Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.

Итоговая контрольная работа.

67/6

Работа над ошибками

26.05







Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.




68/7

Итоговый урок

30.05







Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.



скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечникова «Общая Биология»
256.02kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
168.87kb.
Уч г. Пояснительная записка данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста
66.65kb.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Человек. 8 класс»
72.15kb.
Семенова Татьяна Ивановна 2011 пояснительная записка Данная рабочая программа
927.26kb.
2. Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 «Б» класса школы
493.02kb.
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по английскому языку разработана для обучения в 6 классе мбоу «Афоньевская оош»
392.04kb.
Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» Раздел «общая биология»
216.19kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Перовская Марина Николаевна учитель музыки Год составления рабочей программы 2013 пояснительная записка Общая характеристика учебного курса рабочая учебная программа
85.32kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Русский язык» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
324.89kb.
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе: примерной программы по математике для основной школы
33.25kb.