takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл

Пояснительная записка

Данная рабочая программа реализует образовательную область «Социализация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями, предусматривает реализацию национально-регионального компонента, который составляет не более 15% от общего объема содержания образовательной деятельности.

Реализация данной программы проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.

Целью данной программы является освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:


  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральными);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности и мировому сообществу.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по образовательной области «Социализация» предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:



  • «Познание»;

  • «Безопасность»;

  • «Чтение художественной литературы»;

  • «Коммуникация»;

  • «Художественное творчество»;

  • «Музыка»;

  • «Физическая культура»;

  • «Труд».

Мониторинг достижений промежуточных результатов детей проводится в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Требования к уровню усвоения содержания образовательной области и интегративных качеств у детей

Вторая младшая группа

Освоение содержания образовательной области:



  • Ребенок отражает в играх разные сюжеты.

  • Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа.

  • Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. Меняет интонацию голоса в зависимости от роли.

  • У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет. Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя.

  • В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.

  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.

  • Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких.

  • Дружелюбно настроен. Спокойно играет с детьми, а также вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Охотно участвует в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

  • Любознателен, задает много вопросов о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) – как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.

  • Охотно посещает детский сад, включается в общий ритм жизни, с доверием относится к воспитателю. Знает стихи, песенки, потешки, по просьбе старших охотно исполняет их.

  • Говорит о себе в первом лице, хорошо знает свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Интегративные качества ребенка:

  • Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения («Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»).

  • Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

  • Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее.

  • Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

  • Ребенок владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.

  • Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.

Средняя группа

Освоение содержания образовательной области:



  • В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет свои игровые действия, называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.

  • Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером.

  • Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.

  • Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.

  • Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев.

  • В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

  • Доброжелателен в общении с партнерами по игре.

  • Любит и называет разные игры. Знает несколько считалок, использует их в играх.

  • Умеет словесно обозначить тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия.

  • Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей.

  • Умеет перечислить несколько знакомых игровых сюжетов, хороводных и подвижных игр. Знает несколько считалок, умеет использовать их в играх.

  • Ребенок сохраняет преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение.

  • Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения.

  • Имеет представления о некоторых правилах культуры поведения. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

  • Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие.

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

  • Стремится к общению и взаимодействию в игре, делится игрушками, вступает в ролевой диалог.

  • В случае совершения действий, оцененных взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь.

  • Делает попытки оценить действия и поступки других с позиции известных правил.

  • Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.

  • Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции, может рассказать о том, что умеет делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности.

Интегративные качества ребенка:

  • Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

  • Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.

  • Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.

  • С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

  • Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол.

  • Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных.

  • Знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.


Старшая группа

Освоение содержания образовательной области:



  • В играх ребенка присутствуют предварительное обозначение темы и создание игровой обстановки.

  • Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.

  • В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по – разному (дети – сочинители, дети – исполнители, дети – режиссеры, дети - практики).

  • Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм.

  • В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

  • Знает много игр, считалок, с удовольствием рассказывает о любимых играх.

  • Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.

  • Ориентируясь на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми; без напоминания здоровается, прощается, благодарит за услугу, пользуется вежливыми оборотами речи, обращается к взрослым на «вы» и по имени и отчеству.

  • Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

  • В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.

  • Проявляет чуткость по отношению к другим, распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.

  • Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

  • Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательность, событиях городской жизни.

  • Знает название своей страны, её государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

  • Сохраняет жизнерадостное настроение, стремление к самостоятельности, настроен на успех, положительный результат, признание другими его достижений.

  • Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и одобрения старших.

Интегративные качества ребенка:

  • Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей,

  • Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Ребенок внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

  • Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений («Мы дружно играли»).

  • Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

  • Ребенок соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных проявлений поведения.

  • В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей.

  • Активен в театрализованной, игровой деятельности.

  • Проявляет творчество в развивающих играх.


Подготовительная к школе группа

Освоение содержания образовательной области:



  • Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.

  • Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение к партнеру.

  • Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по – разному (дети – сочинители, дети – исполнители, дети – режиссеры, дети - практики).

  • Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.

  • В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.

  • Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.

  • Поведение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах.

  • Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопониманию. Имеет представления о нравственных качествах людей и положительно оценивает нравственные поступки. По- доброму относится к людям, ко всему живому. Мечтает о благородных поступках, воображает себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости.

  • Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договориться о совместной деятельности (игра, труд, конструирование и прочее), включиться в сотрудничество, прислушивается к предложениям партнеров, радуется общим результатам.

  • В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращается к правилам, использует разные приемы справедливого разрешения возникших проблем (распределения ролей, материалов, совместного игрового сюжетосложения).

  • Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких и сверстниках.

  • Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами.

  • Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизи людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира. Задает вопросы о прошлом и настоящем в жизни людей, об истории города, страны, о создании предметов, техники, средств связи, рассуждает и высказывает свое мнение.

  • Имеет представление о школе, стремится к будущему положению школьника, выражает желание овладеть самостоятельным чтением, проявляет познавательную активность.

  • Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет уверенность в себе и положительную самооценку.

Интегративные качества ребенка:

  • Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом.

  • Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

  • Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  • Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

  • Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.

  • Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

  • Ребенок знает о принадлежности к государству, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.

  • Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

  • Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  • Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.


Содержание рабочей программы

Вторая младшая группа

Развитие игровой деятельности

  • стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.

  • побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.).

  • развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др.

  • выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.).

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

  • развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду.

  • формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.

  • привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.).

  • формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

  • развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и др.)

  • формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.).

Формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире.

  • формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада.

  • формировать положительную самооценку.

  • формировать представления о своей (и других людей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.).

  • формировать представления о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге.

  • развивать интерес к жизни детского сада, учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться и прощаться с ними и детьми.

  • стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным.

  • развивать ориентировку в помещении и на участке детского сада.

  • побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др.

  • формировать представления о названии города (села) и страны, в которых живет.

побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.).

  • воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).

Средняя группа

Развитие игровой деятельности

  • побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками (с 3-4 детьми) игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов.

  • учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью воспроизводить в играх по указанию взрослого или самостоятельно некоторые образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов), выполнять разнообразные роли (мать, отец, ребенок, врач, больной, парикмахер и его клиенты и др.), взаимодействуя с другими действующими лицами; устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации; в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

  • развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);

  • учить инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности.

  • формировать умение выполнять некоторые просьбы и поручения взрослых (например, «Помоги Анне Олеговне накрыть на стол», «Полей вместе со мной цветы» и др.); развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»).

  • формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.).

  • развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.).

  • формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); умение приводить соответствующие примеры из жизни, мультфильмов, литературы и др.

  • развивать нравственно-ценный словарь: «жадность», «щедрость», «помощь», «помощник», «взаимопомощь» и др..

  • формировать умение в практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.).

Формирование первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире.

  • продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах).

  • развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!», «У меня получается хорошо рисовать динозавров!» и др.;

  • развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др.

  • формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых, женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т.д.).

  • формирование представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дядя, тетя и др.) и своей принадлежности к ее членам; формировать представление об обязанностях всех членов семьи и самого ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.).

  • формирование представлений о себе как члене группы детского сада, обогащать представления о детском саде и его сотрудниках, привлекать к поздравлению сотрудников детского сада с днем рождения, праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, совместному празднованию, звонить заболевшим детям и хорошо знакомым взрослым и др.

  • формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей.

  • формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет).

  • закреплять умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

  • формирование первичных представлений о столице России, ее президенте и флаге государства, государственных праздниках («День флага» и др.).

  • знакомить с Российской армией, некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.), с некоторыми историческими событиями.

  • воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города (села), с его красивыми местами, достопримечательностями.

Старшая группа

Развитие игровой деятельности

  • продолжать развивать интерес к совместным с другими детьми играм.

  • учить самостоятельно воспроизводить и творчески интерпретировать образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) в играх.

  • учить организовывать игры, самостоятельно предлагая несколько сюжетов на выбор («Если не хочешь играть в «Золушку», давай играть в «Белоснежку»), вариативно использовать соответствующие игре игрушки, атрибуты, предметы (например, если не хватает какой-то куклы – заменить ее похожим предметом и др.), распределять их между детьми в соответствии с ролями, делиться и обмениваться ими при необходимости с другими детьми.

  • формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний; договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их; организовывать театрализованные и режиссерские игры по сказкам, стихотворениям, песням, ситуациям из жизни; передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые (2-3) средства выразительности (интонация, мимика, жест, движение и др.), выступать перед детьми, воспитателями, родителями.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

  • развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей; взаимодействовать с ними в различных видах деятельности.

  • формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. в коллективных играх и занятиях на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и др.).

  • развивать нравственные чувства и эмоции (любовь, ответственность, гордость, стыд).

  • формировать представления о нормах и правилах поведения, отражающих основные моральные понятия (3-4), умение приводить соответствующие примеры (2-3) из жизни, кино, литературы и др.; формировать соответствующую морально-оценочную лексику (например, «справедливо» - «несправедливо», «смелый» - «трусливый», «вежливый» - «невежливый» («грубый») и др.).

  • формировать позитивное отношение к требованиям выполнения основных норм и правил поведения;

  • формировать умения, необходимые для выполнения поручений и просьб взрослых и детей в детском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги, мне, пожалуйста, у меня не получается!» и др.) и для выполнения некоторых семейных обязанностей и участия в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль, принять участие в украшении новогодней елки, вместе с папой подготовить подарок маме к 8 марта и др.).

  • формировать умение в повседневной практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия и поступки.

  • побуждать совершать положительный нравственный выбор как в воображаемом плане, так и реальный (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.);

Формирование первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире.

  • продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах), умение называть их в типичных ситуациях.

  • развивать положительную самооценку на основе выделения собственных некоторых достоинств («Я научился кататься на велосипеде») и перспектив в собственном развитии («Зимой буду учиться кататься на лыжах вместе с папой»).

  • формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности (мальчик-девочка, мужчина-женщина), гендерных ролях людей (например, мужчины всегда работают, обеспечивают своих родных и близких, служат в армии, в случае войны – защищают родину, женщины – рожают детей, заботятся о близких и т. д.).

  • формировать представление о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры), своей принадлежности к ней, родственных связях и зависимостях внутри нее (например, «Я сын для мамы, а для бабушки я – внук», «Тетя Катя – дочь моей бабушки Оли»), профессиях и занятиях родителей и родственников; привлекать к рассматриванию фотографий родственников, акцентировать внимание на внешнем сходстве ребенка с родителями и другими родственниками.

  • формировать умения, необходимые для участия в выполнении некоторых семейных обязанностей (например, умение сервировать стол, кормить рыбок в аквариуме и др.) и в семейных традициях (изготовление елочных украшений к празднованию Нового года, подготовка подарков к дням рождения членов семьи и др.) .

  • формировать представление о собственном адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира).

  • формировать представление о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми играх и занятиях и др.;

  • привлекать к мероприятиям, организуемым в детском саду (спектакли, праздники и развлечения, выставки детских работ и др.).

  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

  • развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей и др. людей, живущих в России;

  • расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках.

  • формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; показывать на карте Россию, ее моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города.

  • формировать представление о символах государства (флаг, герб), в котором живет; о столице нашей Родины – Москве, о некоторых выдающихся людях страны (писатели, композиторы и др.).

  • расширять представления о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о воинских сражениях прадедов, дедов, отцов для защиты страны от врагов; знакомить с военными, ветеранами, рассматривать картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

  • продолжать формировать интерес к «малой Родине», представления о достопримечательностях, культуре, традициях и некоторых выдающихся людях родного края.

  • формировать представление о некоторых странах и государствах (Россия, Украина, Белоруссия, Германия, Англия, Америка и др.) и их населении.


Подготовительная к школе группа

Развитие игровой деятельности

  • формировать умение организовать совместные с другими детьми сюжетно-ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты («Школа», «Музыкальная школа», «Спортивная школа» и др.);

  • согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих;

  • учить самостоятельно «создавать» некоторые недостающие для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, «пластиковые карты» для игры в «Супермаркет»);

  • объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей (например, «Пусть у бабушки будет еще один внук – Максим!»), комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в «Супермаркете» открылась «Аптека» и др.);

  • выполнять разные роли;

  • устанавливать положительные ролевые и реальные взаимоотношения в игре - согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, помогая им при необходимости, справедливо разрешая споры и т. д.;

  • в театрализованных и режиссерских играх самостоятельно выбирать сказку, рассказ и др. в качестве содержания режиссерских и театрализованных игр, подбирать и изготавливать необходимые атрибуты, декорации, распределять роли;

  • развивать умение передавать игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; побуждать выступать выступает перед детьми, воспитателями, родителями.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным.

  • развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение и в различного рода социальные взаимодействия.

  • развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть).

  • формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.).

  • учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.

  • формировать соответствующую морально-оценочную лексику.

  • побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.);

Формирование первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире.

  • формировать представление о личных данных (имя, отчество, фамилия, возраст (полных лет и месяцев), дата рождения), умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях.

  • развивать положительную самооценку на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос – я смогу учиться пению») и перспектив в собственном развитии («Скоро буду школьником»);

  • формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях (как между детьми, так и между взрослыми (например, «Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей я буду – отец»).

  • формировать представление о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь – невестка, теща-зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, а также об именах и отчествах, ближайших родственников.

  • формировать интерес к своей родословной, изображая вместе с ребенком генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек), рассматривая семейные альбомы с фотографиями, рассказывая о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.

  • побуждать к участию в выполнении некоторых семейных обязанностей, в семейных традициях и праздниках.

  • формировать представление о собственном адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира) и номере телефона, адресах и номерах телефонов близких родственников.

  • побуждать поздравлять родителей и родственников с днями рождения и другими праздниками.

  • развивать чувство гордости за семью, обращая внимание на достижения, почетные грамоты и различные награды родителей и родственников

  • формировать представление о своем месте в ближайшем социуме, принадлежности к той или иной группе людей (член группы детского сада, кружка, ученик музыкальной школы, будущий школьник и др.).

  • закреплять умение свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, учить пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц; формировать представление о номере и адресе детского сада.

  • формировать умение выполнять некоторые общественные обязанности, поручения, участвовать в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства, изготовление подарков для благотворительных акций и др.); воспитывать внимательное и заботливое отношение к работникам и воспитанникам детского сада.

  • расширять представления детей о школе, развивать интерес к школьной жизни, желание учиться в школе.

  • углублять и уточнять представления о Родине — России, развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом, за чувство любви к «малой» и «большой» Родине.

  • формировать первоначальные представления о государстве (президент, правительство, армия, милиция и др.), его символах (флаг, герб, гимн), закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству.

  • расширять представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе, о выдающихся личностях города (села), страны (писатели, композиторы, космонавты и др.), достопримечательностях региона и страны, в которых живут.

  • обогащать представления о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, формировать представление о способах выражения уважения к памяти павших бойцов (возложение цветов, ставить цветы к обелискам, памятникам и др.).

  • развивать интерес к общественным явлениям в стране (праздники, выборы, благотворительные акции и др.).

  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.

  • развивать интерес к страноведческим знаниям.

  • формировать представления о планете Земля как об общем доме, многообразии стран и государств (европейские, азиатские и др.), их особенностях, о своеобразии природы планеты, учить показывать на карте, на глобусе континенты и некоторые страны, воспитывать бережное отношение к природе и др.

  • формировать представление о населении разных стран, их особенностях, о национальностях людей.

  • воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных стран и государств, желание жить в мире со всеми народами, уважение их культуры, обычаев и традиций.

  • формировать представления о некоторых событиях, происходящих в мире (например, олимпийские игры); о месте России в мире (большое и сильное государство, которое уважает другие государства и стремится жить с ними в мире).

Способы проверки обученности воспитанников

Мониторинг освоения детьми образовательной области проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.



Средства, методы и приемы обучения

  • Игровые упражнения

  • Индивидуальные игры

  • Совместные с воспитателем игры

  • Совместные со сверстниками игры (парные, в малой группе)

  • Игры

  • Чтение

  • Беседы

  • Наблюдения

  • Педагогические ситуации

  • Праздник

  • Ситуативные разговоры с детьми

  • Ситуации морального выбора


Календарно-перспективное планирование

Вторая младшая группа

Сюжетно-ролевая игра
Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью предлагается примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.

Система формирования игровых навыков предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, показ игровых действий, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. В нашем планировании указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей.




Название игр

Содержание игровых навыков и умений

Методические приемы

Сентябрь

«Семья»

Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»



«Детский сад»

Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать

Рассматривание помещения и оборудования

групповой комнаты.

Беседы: «Какая наша группа», «Что

мы делаем в детском саду»



«Строительство»

Строители строят дома для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Построим зайке домик».

Продуктивная деятельность: «Заборчик для лисички»


Октябрь

«Семья»

Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».

Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке»



«Детский сад»

Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой

Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»


«Поликлиника»

Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение

Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как доктор лечит детей». Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха».

Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»


Ноябрь

«Семья»

Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты

Чтение: колыбельные песни.

Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле выбрать покупку».

Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки»


«Магазин»

Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателями

«Транспорт»

Шофер возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей

Беседа «Как машины ездят по улице». Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине»

Декабрь

«Семья»

Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».

Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Елочка», Е. Ильина «Наша елка».

Дидактические игры: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед».

Продуктивная деятельность: «Шарики на елке», «Расческа для Пушистика»



«Парикмахерская»

В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет: он вежлив и внимателен

«Транспорт»

Дети едут на экскурсию по городу, рассматривают празднично украшенные улицы

Целевая прогулка на улицу.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Дидактические игры: «Что мы видим

на картинке», «Расскажем зайке про нашу

улицу»


Январь

«Семья»

Папа - шофер, работает на грузовой машине, заправляет ее бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит ее к врачу

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Где работает папа», «Что делать,

если кто-то заболел».

Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофер».

Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как работает шофер»


«Строительство»

Строители строят дом, гараж, башню, украшают дома к празднику

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»



Февраль

«Транспорт»

По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте»



«Магазин»

В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары

Целевая прогулка к магазину.

Рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Как мы будем покупать продукты»


«Строительство»

Строители строят гараж для машин, дом для игрушек

Рассматривание деталей строительного

материала.

Рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Как построить дом для кукол»



Март

«Семья»

Праздник 8 Марта, поздравление мам, праздничное угощение

Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного 8 Марта

«Поликлиника»

Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает детям витамины

Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования.

Дидактическая игра «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»



«Кафе»

В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как вы ходили в кафе». Дидактическая игра «Мы пришли в кафе»



Апрель

«Детский сад»

Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках, играем на чистом участке

Наблюдение за проведением субботника. Беседа «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»

«Магазин»

В магазине продаются игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями

Дидактические игры: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»

«Парикмахерская»

Мастера стригут, причесывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья

Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»

Май

«Семья»

Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие)

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я переезжала на новую квартиру».

Беседа «Как нужно встречать гостей»


«Транспорт»

Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофер помогает переносить их в новый дом, устанавливать в комнатах

Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя.

Чтение: Н. Павлова «На машине». Дидактическая игра «Что везет машина»



Июнь - август

«Семья »

Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание

Рассматривание картин и иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я жила на даче». Чтение: Я. Тайц «По грибы»

«Транспорт»

Автобусы везут детей из детского сада на дачу

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Куда можно поехать на автобусе»



«Детский сад»

Дети из детского сада переехали на дачу

Рассказ воспитателя «Как я работала

в детском саду на даче».

Чтение: Г. Билл «Новичок на прогулке» "


«Магазин»

В магазине продаются разные товары

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Какие бывают магазины», «Что

и как продается в магазине».

Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»




Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств
В большинстве комплексных программ не предъявляется определенных требований к культуре поведения младших дошкольников и уровню их взаимоотношений с детьми и взрослыми, хотя во всех программах ставятся задачи научить здороваться и прощаться, благодарить за услугу, называть взрослых по имени и отчеству, дружно играть, не обижать товарищей и т.д. Формирование этических представлений начинается значительно позже, так как малыши еще не способны осознать, что такое Честность, Доброта, Скромность и т.д. Поэтому данный раздел перспективного плана в младшей группе не раскрывается.

Среди методических приемов предложены как постоянные, каждодневные (прямое обучение, напоминание), которые даны в усложнении, так и специфические, применимые в каждом конкретном случае, с определенным содержанием: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.



Темы

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

«Культура поведения»

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании

Прямое обучение, напоминание.

Дидактические игры: «К нам гости пришли», «Поучим

мишку знакомиться», «Подскажем Петрушке, как надо

прощаться»



«Положительные моральные качества»

Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища

Прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть.

Чтение: А. Барто «Мяч», «Лошадка».

Дидактическая игра «Как утешить куклу Нину»


Октябрь

«Культура поведения»

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени и отчеству

Прямое обучение, напоминание, словесные поручения к другим взрослым в пределах групповой комнаты. Создание проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»



«Положительные моральные качества»

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками

Рассматривание иллюстраций об играх детей.

Рассказ воспитателя.

Дидактическая игра «Как зайка играет с товарищами»


Ноябрь

«Культура поведения»

Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь

Объяснение, напоминание.

Рассматривание картинок из серии «Дети играют».

Создание игровых ситуаций.

Дидактические игры: «Научим зайку делиться

с товарищами», «Расскажем собачке, как надо играть

с друзьями»



«Положительные моральные качества»

Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам

Объяснение, напоминание, предложение помочь товарищу.

Чтение: М. Ивенсон «Кто поможет?», Н. Павлова «На машине».

Дидактические игры: «Поможем мишке попросить зайку помочь», «Как правильно попросить о помощи»


Декабрь

«Культура поведения»

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате

Рассказ воспитателя.

Чтение: колыбельные песни.

Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Уложим куклу спать», «Расскажем Карлсону, как мы укладываемся спать».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»



«Положительные моральные качества»

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга

Рассматривание картин и иллюстраций.

Чтение: А. Барто «Игрушки», Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», «Разве так играют?», Я. Тайц «Кубик на кубик».

Дидактическая игра «В группу принесли новую игрушку, все хотят с ней играть»


Январь

«Культура поведения»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть

Беседы: «Как играют воспитанные дети», «Как мы дружим».

Чтение: Я. Тайц «Поезд», «Карандаш», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь».

Дидактическая игра «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»


«Положительные моральные качества»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким товарищам

Рассматривание картин и иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Чтение: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», В. Берестов «Больная кукла», О. Высотская «Холодно», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»


Февраль

«Культура поведения»

Приучать детей общаться спокойно, без крика

Напоминание, поручение сказать товарищу, как надо разговаривать.

Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»



«Положительные моральные качества»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание себя и друг друга в зеркале.

Беседы: «Кто я», «Что для чего (части тела)».

Чтение: Н. Саксонская «Где мой пальчик», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»



Март

«Культура поведения»

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть

Рассказ воспитателя.

Создание проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, как надо встречать гостей».

Сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)».

Слушание песни А. Филиппенко «К нам гости пришли»


«Положительные моральные качества»

Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.п.)

Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 -й и 2-й младших групп.

Беседы: «Какими вы были и какими стали», «Как надо помогать малышам»



Апрель

«Культура поведения»

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства

Беседы: «Как ведут себя воспитанные дети», «Хорошо и плохо».

Чтение: Т. Караманенко «Капризка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»




«Положительные моральные качества»

Май

«Культура поведения»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить

Беседы: «С кем нам нравится играть», «Как поступают добрые дети».

Дидактические игры: «Расскажем мишке, как играют хорошие дети», «Поможем Карлсону быть вежливым»



«Положительные моральные качества»

Июнь - август

«Культура поведения»

Закреплять навыки вежливого обращения - здороваться, прощаться, благодарить за помощь, разговаривать спокойным голосом

Беседа «Ежели вы вежливы».

Повторение дидактических игр по культуре поведения



«Положительные моральные качества»

Способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, желания делиться игрушками

Беседа «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем». Дидактические игры на закрепление положительных взаимоотношений между детьми


Формирование гендерной, семейной, гражданской

принадлежности
Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания дошкольников, включив формирование у ребенка гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.

Направления

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

Тендерная принадлежность

Детский сад для ребят: имена и отчества воспитателей и няни, ориентировка в помещении группы, знакомство с детьми в группе

Осмотр группы.

Целевая прогулка по участку.

Беседы: «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки». Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», Е. Янковская «Я хожу в детский сад», «Какие дети в нашей группе». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Построим детский сад»


Семейная принадлежность





Гражданская принадлежность

Праздник города, праздничное оформление улиц и домов, праздничный салют

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Чтение: О. Высотская «Смотрите, весь город украшен...»



Октябрь

Тендерная принадлежность

Закрепление знания имен детей в группе

Дидактическая игра «Кто есть кто»

Семейная принадлежность

Ориентировка в некоторых помещениях детского сада: музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой

Экскурсия по детскому саду.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто где работает».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника», «Семья»



Гражданская принадлежность

Улица, на которой находятся детский сад, здания, учреждения

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседа «Моя улица».

Чтение: А. Барто «Песенка о Москве»



Ноябрь

Тендерная принадлежность

Мы разные - девочки и мальчики, веселые и грустные; закрепление имен детей группы, дружелюбное отношение друг к другу

Определение различий внешнего облика девочек

и мальчиков: одежда, прическа.

Беседы: «Мы разные», «А ты кто такой?», «Когда

бывает грустно и весело».

Чтение: С. Маршак «О девочках и мальчиках».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»



Семейная принадлежность

Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Е. Благинина «Аленушка», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки».

Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки»



Гражданская принадлежность

Праздничный салют, красиво украшенные улицы города

Целевая прогулка по праздничной улице.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Что мы видели на праздничной улице».

Чтение: О. Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен...», М. Ивенсон «Флажок».

Продуктивная деятельность: «Салют»


Декабрь

Тендерная принадлежность

Дружат девочки и мальчики

Рассматривание себя в зеркало.

Беседа «Какие дружные у нас ребята в группе»



Семейная принадлежность

Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге

Рассматривание картин, иллюстраций.

Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьей».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки».

Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки»



Гражданская принадлежность

Наш город Ноябрьск: где побывали, какие интересные места видели. Украшение города к празднику.

Новый год, праздничное оформление, веселое настроение, подарки Деда Мороза



Рассматривание иллюстраций, фотографий знакомых зданий микрорайона.

Беседы: «Наша улица», «Мы живем в Ноябрьске». Чтение: А. Барто «Песенка о Москве».

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем по улице».

Продуктивная деятельность: «Построим дома на нашей улице».

Целевая прогулка к украшенным зданиям. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседа «Скоро праздник».

Подготовка к новогоднему утреннику - разучивание стихов, песен.

Продуктивная деятельность: «Елочка, зеленая иголочка»



Январь

Тендерная принадлежность

Читаем о девочках и мальчиках

Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек», «А, Ванюша, попляши!», «Андрей-воробей»; «Маша в гости приглашала», «Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька», «Катя, Катя маленька» и др.

Семейная принадлежность

Мама, папа, я - дружная семья

Беседы: «Как мы отмечали новогодний праздник», «Маленькие помощники».

Чтение: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»



Гражданская принадлежность

Красота Ноябрьска в новогоднем убранстве.

Близлежащая к детскому саду улица - большие дома, магазины и другие здания и учреждения



Целевые прогулки по улице.

Беседа «Что вы видели в Ноябрьске в новогодние

праздники».

Целевая прогулка на близлежащую улицу, наблюдение

за транспортом, зданиями.

Рассматривание фотографий.

Беседа «Что мы видели на улице».

Продуктивная деятельность: «Разные дома», «Построим дом-башню»



Февраль

Тендерная принадлежность

Праздник мальчиков. Культура поведения девочек и мальчиков

Беседа «Поздравляем наших мальчиков». Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»



Семейная принадлежность

Мои сестрички и братишки

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы: «У меня есть брат (сестра)», «Как я играю с братишкой (сестренкой)»



Гражданская принадлежность

Праздник Российской армии, яркое убранство улиц, салют

Беседа «Праздник пап и дедушек».

Продуктивная деятельность: «Кораблики», «Дом с флагами»



Март

Тендерная принадлежность

Праздник мам и девочек

Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник»

Семейная принадлежность

Праздник мам, украшенные дома, много цветов, мамам и бабушкам дарят подарки



Рассматривание фотографий, иллюстраций.

Беседа «Как мы поздравим маму».

Утренник.

Чтение: Г. Виеру «Мамин день».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»


Гражданская принадлежность

Апрель

Тендерная принадлежность

Одежда девочек и мальчиков

Рассматривание предметов одежды.

Дидактические игры: «Оденем куклу (зайчиху)», «Оденем мишку (Петрушку)».



Семейная принадлежность

Мои бабушка и дедушка

Рассматривание фотографий.

Рассказ воспитателя.

Чтение: С. Капутикян «Моя бабушка», Л. Квитко «Бабушкины руки».

Продуктивная деятельность: «Варежки для бабушки», «Шарфик для дедушки»



Гражданская принадлежность

Красота Ноябрьска в начале весны: благоустройство и уборка улиц

Целевая прогулка по улице, наблюдение

за проведением субботников, посильное участие.

Сюжетно-ролевая игра «Мы помогаем на субботнике»


Май

Тендерная принадлежность

Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, физкультурном и музыкальном залах, холлах и коридорах, на участке

Наблюдение за играми старших детей.

Беседа «Как вести себя в детском саду»



Семейная принадлежность

Моя квартира: закрепить знание адреса, безопасность поведения

Беседы: «Дом, в котором я живу», «Мои игрушки», «Мое любимое домашнее животное», «Можно - нельзя» (поведение дома).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность: «Мои игрушки», «Мой кот Тимошка»


Гражданская принадлежность

Мы живем в Ноябрьске: закрепление знаний о названии города, близлежащей улицы, зданиях, которые на ней расположены. Праздник весны: украшенные улицы, салют

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Что мы видели на нашей улице», «Мы живем в Ноябрьске»


Июнь - август

Тендерная принадлежность

Как выросли девочки и мальчики

Рассматривание фотографий детей в динамике.

Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие»



Семейная принадлежность

Моя семья - закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях

Рассматривание иллюстраций из серии «Семья». Беседы: «Мы дружная семья», «Как я помогаю дома». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность: «Портрет мамы, папы», «Мы гуляем с мамой»



Гражданская

принадлежность



Мы живем в Ноябрьске:

закрепление знаний.

Наша страна большая, красивая.

День защиты детей - заботао детях



Рассматривание иллюстраций, фотографий о Ноябрьске, Москве, России.

Беседы: «Куда мы ходили с мамой и папой», «Где мне

нравится гулять», «Как мы отдыхали летом».

Продуктивная деятельность: «Мы отдыхали в деревне», «Наша дача».

Рассказ воспитателя, праздник, посвященный Дню

защиты детей


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Данная рабочая программа реализует образовательную область «Социализация»
1846.75kb.
Семенова Татьяна Ивановна 2011 пояснительная записка Данная рабочая программа
927.26kb.
2. Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 «Б» класса школы
493.02kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
168.87kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Русский язык» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
324.89kb.
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по английскому языку разработана для обучения в 6 классе мбоу «Афоньевская оош»
392.04kb.
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе: примерной программы по математике для основной школы
33.25kb.
Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечникова «Общая Биология»
256.02kb.
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе: примерной программы по математике для средней (полной) школы
35.05kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русская словесность» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
136.1kb.
Маринов Евгений Анатольевич г. Калининград пояснительная записка рабочая программа
418.01kb.