takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
2013- 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Рабочая программа учебного курса поприродоведению составлена на основе:

программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл.Биология 6-11кл. Москва. Дрофа. 2010 г,

закона Российской Федерации «Об образовании»,

учебного плана МБОУ СОШ № 14 » на 2013-2014 учебный год.

Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2004 г. и предусматривает следующий вариант организации процесса обучения

базовый уровень - предполагается обучение в объёме 70часов (в неделю 2ч.)

из них:

на итоговое повторение в конце года 5 часов, остальные часы распределены по всем темам.



Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и авторской программой учебного курса.

Преобладающей формой текущего контроля служат:

- письменные опросы: практические работы, тесты;

- устные опросы: собеседование, индивидуальные задания (дифференцированные), работа с картой;

- тесты.

Календарно-тематический план ориентирован на использование

учебно-методического комплекта:

УчебникПриродоведение 5 класс. Плешаков А.А, Сонин Н.И.Москва. «Дрофа».2009г.

Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» Москва. «Дрофа».2009 г. Природоведение 5 класс. Материалы к урокам. (стихи, викторины, кроссворды). Н.А.Касаткина Волгоград. Из-во «Учитель»

Тестовые задания. «Природоведение 5 класс» В.С. Рохлов., Н.И.Сонин.«Дрофа» 2010 г.




Организация учебно-воспитательного процесса


Рабочая программа составлена с учётом постановки образовательных и воспитательных задач обучения по природоведению, которые должны решаться комплексно с учетом способностей обучающихся 5 класса.

С учетом особенностей класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

При составлении программы условно выделяются следующие виды уроков:



Урок- изучения нового материала. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок закрепления знаний. Вырабатываются у учащихся знания и умения и навыки на уровне обязательной подготовки

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок -практическая работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – обобщения и систематизации знаний.

Уроки :экскурсия, наблюдения и проведения опытов.

Механизмы формирования компетентности обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.




Учебно-тематическое и календарное планирование по природоведению -5кл.




Наименование раздела,

тема уроков

Тип

урока

Виды деятельности


Планируемые результаты

Вид контроля

Использование ИКТ

Д/з

Приме

чание

Дата по плану

Дата по факту




Введение-3ч.






















03.09




1

Введение.
Науки о природе.

Изучения нового материала

Из.м.


У.о.

Обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

Знать роль и место человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлений в практической деятельности человека.









У. стр.

4-16







10.09




2

Методы изучения природы.

Комбин.

У.о.

Из.м.



Ф.о.


П

У. стр.

15-20






12.09




3

Урок-практикум «Методы изучения природы».

Закрепления знаний

У.о.

Из.м.



Ф.о.





Задание-опыт с луковицей





17.09







Вселенная-9ч.




























4

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Изучение нового материала

Из.м.

З.з.



Иметь представления о строении Вселенной, её современной модели, её видении в древности.

Ф.о.

П


У. стр.

23-28






19.09




5

От Коперника до наших дней

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Иметь представление о системе мира, созданной Н.Коперником. Знать её отличие от моделей Вселенной по Аристотелю и

Птолемею.



Ф.о.





У. стр.

29-33





23.09




6

Планеты земной группы

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении, о планетах земной группы

Ф.о.


П

У. стр.

34-38







26.09




7

Планеты гиганты и маленький Плутон

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Т.


Знать планеты солнечной системы. Иметь представление об их размерах, форме, спутниках и других особенностях.

Ф.о.

Т.





У. стр.

39-42





01.10




8

Астероиды. Кометы. Метеоры.метеориты

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Ф.о.

П


У. стр.

43-47






03.10




9

Звёзды. Солнце- ближайшая к нам звезда.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Т.


Иметь первоначальные представления о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра солнечной системы и ближайшей к нам звёзд.

Ф.о.

Т.





У. стр.

48-51







08.10




10

Многообразие звезд «Созвездия

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

.


Иметь представление о звёздах как гигантских пылающих шарах, находящихся на больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.

Уметь находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.



Ф.о.

П

У. стр.

51-52





10.10




11

Многообразие галактик.Световой год.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о Галактике, многообразии, её возникновении, составе расстояниях между звёздами.

Ф.о.





Запись в тетради





15.10




12

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках.

Ф.о.

.


П








17.10







Земля-20ч.




























13

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Изучения нового материала

Из.м.

.


Знать различные гипотезы возникновения Земли, учёных, внёсших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной систем, в том числе Земли.




П

У. стр.

54-59






22.10




14

Внутреннее строение Земли.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.д.


Иметь представление о внутреннем строении \Земли, особенностями земной коры.

Ф.о.


П


У. стр.

60-61






29.10




15

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Пр.р.

№1: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов.



Изучения нового материала

Из.м.


З.з.
Пр.р.

Углубить знания о горных минералах, полезных ископаемых, известных обучающимся из предыдущих классов, показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

Ф.о.





У. стр.

62-63







01.10




16

Разрушение горных пород

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать причины вызывающие разрушение горных пород. Уметь определять свойства горных пород.

Ф.о

П


Запись в тетради




05.11




17

Образование горных пород

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать понятия: почва, плодородие, структурность почвы, гумус, почвенные горизонты

Ф.о

П


Запись в тетради




07.11




18

Тела и вещества

Изучения нового материала

Из.м.
Пр.д.

Отличать тела и их вещества, примеси чистые. Вещества простые и сложные.

Ф.о




У стр. 64-67




12.11




19

Явления в окружающем мире Землетрясения.

Изучения нового материала

Из.м.
Пр.д.



Иметь представление о землетрясении как грозном явлении природы, причинах его возникновения. Знать зоны распространения землетрясений на Земле, их предсказание.




П

У. стр.

72





14.11




20

Вулканы и гейзеры

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о грозном явлении природы- вулкан. Знать причины и последствия извержения вулканов.

Ф.о.


П

У. стр.

73-77






26.11




21

Суша планеты. Пр.р.

№ 2: Правила заполнения к/к

к/к – материки, архипелаги,острова.


Изучения новых знаний

Из.м.


Пр.р.

Знать материки нашей планеты, их краткую характеристику.

Пр.р.

П

У. стр.

78-84






28.11




22

Рельеф суши. Горы. Равнины

комбинированный

У.о.

Т.


Проверка знаний материков, их характеристик, умений работать с картой.

Т.




У. стр.

78-84






03.12




23

Характеристика материков

комбинированный

У.о.

Т.


Знать краткую характеристику материков. Уметь показывать материки на карте

Ф.о.











05.12




24

Строение Земли. (Обобщающий урок)

комбинированный

У.о.

Т.


Уметь систематизировать полученные данные по теме «Строение Земли»

Пр.р.










10.12




25

Атмосфера Земли.

Изучения нового материала

Из.м.



Иметь представление о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

Т.


П

У. стр.

85-87






12.12




26

Свойства воздуха Движение воздуха. Ветер.

комбинированный

Из.м.

Пр.р.


Знать свойства воздуха: занимает место, сжимает, упруг, плохо проводит тепло, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ф.о.





Практическая работа




17.12




27

Погода. Климат.

№ 3: Описание погоды одного дня



комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.р.


Иметь представление о погоде и климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле. Знать о влиянии погоды и климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.

Ф.о.

Пр.р.


П

У. стр.

88-90







19.12




28

Ураганы. Смерчи.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о грозных явлениях- ураган, смерч. Знать их причины..

Ф.о.


П

У. стр.

88-90






24.12




29

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

Изучения нового материала

Из.м.
Пр.д.



Знать о гидросфере, её составных частях, взаимосвязях. Знать крупнейшие моря и океаны, где они расположены на карте.

Ф.о.


П


У. стр.

91-92







26.12




30

Воды суши.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.д.


Знать об основных источниках пресной воды, их роль в круговороте воды.

Ф.о.


П

У. стр.

91-96


49-52




09.01




31

Уникальность планеты Земля.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Углубить знания о нашей планете, её месте в Солнечной системе , её уникальности-существовании на ней живых организмов.

Ф.о


П

У. стр.

97-100






14.01




32

Обобщающий урок по теме «Земля».

игра

У.о.

викторина





Обобщение знаний о происхождении Земли, её строении, о грозных явлениях природы, особенностях Земли.

Ф.о.










16.01







Жизнь на Земле-15ч.




























33

Развитие жизни на Земле.

Изучения нового материала

Из.м.


Пр.д.

Иметь представление о современных взглядах на развитие жизни на земле. Знать о древних животных населявшими нашу планету миллионы лет назад.




П

У. стр.

102-106






21.01




34

Животные прошлого.

комбинированный

У.о.



Иметь представление о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых остатках.

Ф.о.





У. стр.

102-106


59-60





23.01




35

Живые клетки.


Изучения нового материала

Из.м.

З.з.


Т.

Иметь представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого. Знать историю открытия клетки, разнообразие клеток, процесса их жизнедеятельности.

Ф.о.

Т.


П

Табл.


У. стр.

107-109






28.01




36

«Строение клетки»

№4: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа.




Практикум

У.о.

Р.т.


Пр.р.

Ф.о.

Пр.р.





У. стр.

110-112







30.01




37

Живые клетки.

№5: Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.



Проверки знаний


У.о.

Т.

Пр.р.



Знакомство с увеличительными приборами. Знать правила работы с ними .Уметь готовить микропрепарат и пользоваться им.

Ф.о.

Т.

Пр.р.



П

Табл.


У. стр.

110-112






04.02




38

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Изучения нового материала

Из.м.

З.з.



Иметь представление о разнообразии микроорганизмов. Знать понятия основных царств живой природы.




П

У. стр.

113-117






06.02




39

Многоклеточные организмы.

№6: Рассматривание различных групп растений.



комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.р.


Знать о разнообразии грибов и растений, их отличительные черты, роль в природе.

Ф.о.

Пр.р.


П


У. стр.

113-117






11.02




40

Беспозвоночные и позвоночные животные.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии. Роли в природе, связи с растениями и другими живыми организмами.

Ф.о.


П


У. стр.

113-117






13.02




41

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о среде обитания, о разнообразии сред и заселении их различными организмами. Знать особенности наземно-воздушной среды и приспособления организмов к жизни в ней.

Ф.о.


П

У. стр.

118-122






18.02




42

Водная среда. Приспособленность к жизни в ней.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать особенности водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной. Знать о водных животных и их приспособленности к жизни и воде.

Ф.о.


П

У. стр.

118-122






20.02




43

Почвенная среда. Приспособленность к жизни в ней.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средами. Иметь представление о приспособленности растений и животных к среде обитания на примере почвы.

Ф.о.


П

У. стр.

118-122







04.03




44

Жизнь на разных материках.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.

Ф.о.


П


У. стр.

123-128






06.03




45

Природные зоны Земли. Пр.р

№7. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.



комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.р.


Знать природные зоны Земли , их расположение, особенности растительного и животного мира в них, причины распределения растений и животных на суше.

Ф.о.


П

У. стр.

129-134






11.03




46

Жизнь в морях и океанах.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распределении в различных слоях.

Ф.о.


П

У. стр.

135-139






13.03




47

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» Пр.р.

№8. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.



Проверки знаний

У.о.

Т.


Систематизация и обобщение знаний о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них, о распределении растений и животных на материках и в океане.

Ф.о.

Пр.р.


Т.

П

У. стр.






18.03







Человек на Земле -18ч.




























48

Происхождение человека. Древние предки человека.

Изучения новых знаний

Из.м.

Р.т.


Пр.д.

Знать о предках человека, их средой обитания и образом жизни.




П

У. стр.

142-144






20.03




49

Первые люди

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Ф.о.


П

У. стр.

145-148






25.03




50

Науки о природе.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать о естественных науках. Объектами их изучения. Значение в познании природы.

Ф.о


П

У. стр.

5-14






27.03




51

Методы изучения природы. Наблюдение.

экскурсия

экскурсия

Развитие знаний о методах изучения природы, о роли наблюдений при изучении природы, их использовании в практической деятельности.







У. стр.

15-22







01.04




52

Эксперимент, измерение- методы познания природы.

практикум

У.о.


Развить знания о способах изучения природы -эксперименте и измерении.

Ф.о.





У. стр.

15-22







03.04




53

Оборудование для научных исследований.

Ознакомления с инфорацией

Из.м.

З.з.


Пр.д.

Знать измерительные приборы и лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человеком.




П

У. стр.

15-22






08.04




54

История географических открытий. Открытие Америки.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты.

Ф.о


П


У. стр.

149-154







10.04




55

Открытие Австралии и Антарктиды.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.д.


Иметь представление о великих географических открытиях, знать о первооткрывателях Австралии, Антарктиды.

Ф.о.


П


У. стр.

149-154


86-88





22.04




56

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.

Изучения нового материала

Из.м.

Пр.д.


Т.

Иметь представление о великих географических открытиях, знать о путешественниках , внёсшие большой вклад в открытие новых земель и доказательство шарообразности Земли.




П

Т.


У. стр.

149-154






24.04




57

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.

Закрепления

У.о..


Ф.о


П

У. стр.

149-154







29.04




58

Как человек изменил Землю.

Изучения нового материала

Из.м.
Пр.д.

Знать о последствиях влияния человека на природу, о экологических проблемах. Которые нужно решать на современном этапе.




П

У. стр.

155-157






01.05




59

О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Иметь представление о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, об опасностях для всего живого, таящейся в загрязнении атмосферы.

Ф.о.


П

У. стр.

157-159






06.05




60

Жизнь под угрозой.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Развитие знаний о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы. Знать конкретные примеры негативной деятельности человека.

Ф.о.


П

У. стр.

160-162


Р.т.стр

92-94





08.05




61

Меры сохранения жизни на Земле.

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать об основных мерах сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.

Ф.о.


П

У. стр.

163-165







13.05




62

Опустынивание и его причины

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.


Знать понятие «опустынивание», о причинах опустынивания и мерах его остановки. А также защиты Земли от этого процесса.

Ф.о.


П

У. стр.

163-165






15.05




63

Здоровье человека и безопасность его жизни.

№9: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи



комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.р.


Знать о правилах безопасности,

Как заботиться о своём здоровье.



Ф.о.





У. стр.

166-169






20.05




64

Ядовитые животные и растения

комбинированный

У.о.

Из.м.


З.з.

Пр.д.


Знать о ядовитых растениях, какой вред они наносят, о мерах предосторожности.

Ф.о.


П

У. стр.

170-173






22.05




65

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Проверки знаний

Ф.О.

З.з.


Т.

Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека , постепенном освоении и открытии им новых земель, влиянии человека на окружающую среду.

Ф.О.

Т.





У. стр.






27.05







Итоговое повторение-5ч.




























66

Вселенная

Закрепления знаний

Ф.О.

Пр.д.


Т.

Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках.

Ф.О.

Т.


П







29.05




67

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашей области»

Защита проекта

З.п.

Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека , постепенном освоении и открытии им новых земель, влиянии человека на окружающую среду. Сформировать у обучающихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Обсуждение

П













68

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни.

практикум

Ф.О.

Пр.д.



Ф.О.

П













69

Человек на Земле

экскурсия

экскурсия



















70

Что мы узнали о жизни человека на Земле.

обсуждение
























скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей
569.93kb.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей
205.18kb.
Рабочая программа по предмету Всеобщая история для 11 класса
164.93kb.
Приказ № от 2013 г. Рабочая программа педагога Орловой Ольги Юрьевны по информатике в 8 классе
186.42kb.
Составитель Филимонов И. В
167.27kb.
Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям
80.31kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по истории
185.43kb.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
1090.77kb.
Цели Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний
204.2kb.
Стандарт основного общего образования по русскому языку
162.47kb.
Стандарт основного общего образования по математике
155.97kb.
Стандарт основного общего образования по литературе
200.98kb.