takya.ru страница 1
скачать файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии


______________ Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Прагматическая философия языка"

специальность – философская антропология

Автор:


доцент, к.филос.н., А.Н.Исаков_____________________

Рецензент:

профессор, докт.филос.наук Б.В.Марков________________

Санкт-Петербург

2009 г.


  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель изучения дисциплины:

Настоящий курс представляет собой попытку сопоставить в общем проблемном поле исследования языка различные версии прагматической философии, в целях более объемного представления указанной традиции, а так же прояснения ее сложных связей с классической философией практического разума и феноменологией сознания.




    1. Задачи спецкурса:

Научить слушателя выражать проблемы философско-антропологического знания на языке современной аналитической философии, как наиболее адекватном с точки зрения современного состояния философского иследования.
1.3. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника:

Спецкурс «Прагматическая философия языка» читается для студентов специализирующихся по философской антропологии и выполняет роль теоретического введения к другим разделам указанной дисциплины.


1.4. Требования к уровню освоения дисциплины –

«Прагматическая философия языка»

- знать основные концепции прагматической философии языка (Ч.Пирс, У.Дьюи, Д.Остин, Д.Серль, Р.Рорти) и понимать их роль в формировании современного философско-антропологического знания.



- знать и уметь применять философскую аналитику языка к различным феноменам культуры и «жизненного мира».

  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *




Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


24 часов


- практических занятий


10 часов


Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


30 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


64 часа








II. Распределение часов курса по темам и видам работ

N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинарские

занятия

1

2

3

4

5

7



















1.

Язык как предмет философского исследования

4

2



2

2.

Прагматизм как философия языка и теория ценностей (Ч.Пирс и Д.Дьюи).

4

2




4

3.

Трансцендентальный прагматизм ( К.-О.Апель).

10

4

2

4

4.

Критический прагматизм (Р. Рорти)

10

4

2

4

5.

Перформативная философия языка (Д. Остин)


8

2

2

4

6.

Интенционалистская концепция языка (Д.Серль).

10

4

2

4

7.

Иная версия перформативной теории: Поль де Ман

10

4

2

4

8.

Концепция объективной/бессубъектной интенциональности (Д. Деннет).

6

2




4




Итого:

64

24

10

30


3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий
Введение. Язык как предмет философского исследования.

Герменевтика, структурализм, аналитическая философия: три версии философии языка, их специфика и теоретические предпосылки. Общий философско антропологический контекст  проблема действенности мысли. Мысль как свободно избранное убеждение и как объективный мотив воли. Проблема мотивации в феноменологии (Э.Гуссерль, Б.Вальденфельс), аналитической философии (Г.Фреге, Л.Витгенштейн) и прагматизме (Ч.Пирс, У.Джемс, К.-О.Апель, Д.Серль).



Контрольные вопросы:


  • Что общего и в чем отличие герменевтического и аналитического подхода к исследованию языка

  • Вера и убеждение – это одно и тоже?

Тема 1. Прагматизм как философия языка и теория ценностей (Ч.Пирс и Д.Дьюи).

Логико-семантический, эпистемологический и прагматический аспекты изучения языка. Основные идеи Ч.Пирса: понятие знака, типология знков, связь убеждения и мотива как фундаментальный постулат прагматической философии. Прагматизм  метод и мировоззрение. Понятие опыта в философии Д.Дьюи. Теория ценностей. Прагматическое понимание свободы и обоснование политической практики либерализма.



Контрольные вопросы:

  • В чем отличие понимание знака у Пирса и Соссюра.

  • Каковы основные черты прагматического мировоззрения.

  • Что такое свобода с точки зрения прагматизма.


Тема 2. Трансцендентальный прагматизм ( К.-О.Апель).

Понятие истины в феноменология и аналитической философии: поиск содержательной взаимосвязи. Витгенштейн и проблема герменевтического понимания. Кант и Пирс: от «царства целей» к сообществу рациональной комммуникации. Трансцендентальная прагматика как обоснование этики.

Общий вывод: семиотическая трансформация философии.

Контрольные вопросы:


  • В чем состоит аналитическое понимание истины.

  • Почему мир нельзя объяснить, с точки зрения Витгенштейна.

  • Что объединяет Канта и Пирса.


Тема 3. Критический прагматизм (Р. Рорти).

Критика метафизики и эпистемологии: Витгенштейн, Хайдеггер и Дьюи. Прагматизм как форма самосознания философии. Переадресация философского высказывания в сфере приватного. Эмерджентный характер философской истины. Философия свободы: место свободы в современном обществе, приватная ирония и либеральная надежда.



Контрольные вопросы:

  • Почему Рорти говорит о случайности языка.

  • В чем суть иронического отношения к миру.

  • Кто является героем современного либерального сообщества


Тема 4. Перформативная философия языка (Д. Остин).

Затруднения номиналистической философии языка: проблема референции. Язык как адекватная жизненная форма у позднего Витгенштейна. Переосмысление аналитического понимания истины (Д.Остин). Различие констатирующего и перформативного высказываний. Теория речевых актов. Различие речевого акта и высказывания. Речевой акт как использование значения. Три вида речевых действий: локуция, иллокуция и перлокуция. Пять классов иллокутивных актов. Философские следствия теории речевых актов: процедурная рациональность. Проблема чужого сознания.



Контрольные вопросы:

  • Что такое речевой акт,

  • Назовите основные классы речевых актов.

  • Объясните понятие перформатива.


Тема 5. Интенционалистская концепция языка (Д.Серль). (6ч.)

Философия языка  метапсихологическая теория сознания и философия действия. Интенциональность как момент тождества ментального состояния, сознательного действия и речевого акта. Структура речевого акта и намеренного действия. Проблема рациональной мотивации. Различие понимания интенциональности у Гуссерля и Серля. Сознание и свободное действие. Миметический характер человеческого поведения, речевой акт как образец свободного действия.



Контрольные вопросы:

  • В чем суть интенциональности речевого акта.

  • Понятие интенциональности у Серля и Гуссерля, чем они отличаются друг от друга.

  • Что значит «открыть сознание заново».


Тема 6. Иная версия перформативной теории: Поль де Ман.

Литература и теория литературы как предмет философской рефлексии. Понятие формы в литературе: грамматика, риторика и семиология. Литературный факт как событие формообразования (Ю.Н.Тынянов). Когнитивное и перфомативное использование языка, как следствие, возможность двойной перспективы чтения: в контексте смыслообразующей интенциональности и в контексте иллокутивного единства речевого действия. Исследование риторических структур (тропы и фигуры речи)  путь к прояснению иллокутивного единства литературного объекта.



Контрольные вопросы:

  • В чем состоит специфика литературы как особой языковой практики

  • Понятие формы в теории литературы.

  • В чем суть иллокутивного единства текста.


Тема 7. Концепция объективной/бессубъектной интенциональности (Д. Деннет).

Разум и субъективность, новая постановка вопроса в контексте проблемы искусственного интеллекта. Эволюционная концепция психического, виды психики, психика животных и человеческое сознание. Сознание как ретроактивный эффект адоптации психической системы к усложнению поведенческой среды. Критика субъективного понимания интенциональности.

Контрольные вопросы:


  • В чем суть реальной интенциональности, кому и ли чему она принадлежит.

  • Отличие позиции Деннета от Гуссерля и Серля.

  • Как Деннет объясняет возникновение сознания.



Основная литература


Апель К.-О. Трансформация философии.М.,2001.

Деннет Д.Виды психики. М.,2004

Ман П. де Аллегории чтения Екатеринбург.,1999.

Остин Д. Избранное. М.,1999.

Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб., 2000.

Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб..2000.

Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность.М.,1996.

Серль Д. Открывая сознание заново. М.,2002.

Серль Д. Рациональность в действии. М.,2004.

Учебная литература


Блинов А. Общение, звуки, смысл. М..1996.

Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Философские исследования. О достоверности. Философские работы. М.,1994.

Даммит М. Истина. (1959) Аналитическая философия. Становление и развитие. М., ДИК. 1998 .

Девидсон Д. Истина и значение. // Новое в зарубежной лингвистике. М.,1986.

Джемс Д. Воля к вере. М., 1997.

Философия сознания. М. "Дом интеллектуальной книги". 1999

Райл Г. Обыденный язык. Понятие сознания. М. Дом интеллектуальной книги. 1999.

Рорти Р. Зеркало природы. Новосибирск..1997.

Тынянов Ю.Н. Литературный факт М.,1993..

Фреге Г. Мысль.// Логика. Философия. Язык.М.,1988

Searle J. Speech Acts: An Essay in Philosophy of Language. Cambridge, 1969.



Searle J. Expression and Meaning, Cambridge, 1979.

Searle J. Intentionality, Cambridge, 1983.
скачать файл



Смотрите также:
"Прагматическая философия языка" специальность – философская антропология
92.81kb.
Тема философская Антропология
1083.27kb.
Религиоведение, философская антропология, философия культуры
31.41kb.
Программа дисциплины Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля для направления 030100. 68 «Философия» подготовки магистра
194.99kb.
Что такое философия?  Краткий очерк истории философии  Философская картина
7521.41kb.
Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 1303. 00. 01;2 философская антропология темы курсовых работ москва 2006
61.35kb.
Философская рефлексия, тавтологии, парадоксы, самосознание, знак, синтаксис, семантика, прагматика, культура, предельные основания, философия, прикладная философия, философские проблемы, мудрость, глупость
180.93kb.
Программа «Философская антропология»
57.72kb.
Экзаменационные вопросы'по курсу «философия» для студентов IV курса 2007г
33.69kb.
Н. Безлепкин Философия языка в России (К истории русской лингвофилософии)
4229.95kb.
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» ивозник в конце XVIII в
963.31kb.
Доманов Валерий Георгиевич гражданское общество: современный концепт и перспективы его реализации в россии
659.84kb.