takya.ru | страница 1страница 2 ... страница 31страница 32![]() ПОЛИТОЛОГИЯпод редакцией профессора М.А.Василика Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений МОСКВА 1999 ![]() УДК 32(076.5) ББК66.0
П69 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор А. В. Клюев; доктор политических наук, профессор С. А. Ланцов Авторский коллектив: Доктор философских наук, профессор М. А. Василик; кандидат философских наук М. С. Вершинин; кандидат философских наук Л. Д. Козырева; кандидат философских наук, доцент А. Е. Хренов
ISBN 5-7975-0143-0 (в пер.) Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
В оформлении переплета использован фрагмент картины X. Йонекура «Предчувствие Второй мировой войны» (1936)
Ó «Гардарики», 1999 Ó «Юристъ». Оформление, 1999 Ó Василик М.А., Вершинин М.С., Козырева Л.Д., Хренов А.Е., 1999
ISBN 5-7975-0143-0 ПРЕДИСЛОВИЕСовременный этап развития высшего профессионального образования в вузах России характеризуется кардинальными изменениями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитаризация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности будущего специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает внедрение новых образовательных технологий, обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов. Предлагаемый «Практикум по политологии» органично связан с учебником «Политология» (М., 1998) под редакцией М.А. Василика, отражает его концепцию, структуру, уровень сложности. Практикум включает: методические материалы к изучению основных тем курса «Политология», обучающие (дидактические) игры, дискуссии, тесты, задания и упражнения для контроля и самоконтроля, тематику докладов и рефератов и т.д., 50 контрольных тестов, политологический словарь-справочник, а также характеристику ведущих представителей отечественной и зарубежной политической мысли. В Приложениях к Практикуму рассматриваются особенности учебного процесса по курсу «Политология» содержатся методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. «Практикум по политологии» подготовлен коллективом авторов: доктором философских наук, профессором Михаилом Алексеевичем Василиком, кандидатами философских наук, доцентами Михаилом Сергеевичем Вершининым, Ларисой Дмитриевной Козыревой, Андреем Евгеньевичем Хреновым.
Тема 1ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНАЦель семинарского занятия: определение предмета политологии; знакомство с ее историей, парадигмами, методами и категориями; выявление места политологии в системе гуманитарных наук; изучение основных функций науки о политике; анализ роли политики в жизни общества. Основные понятия: политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы и школы политологии, методы политологии, предмет политологии, основные проблемы исследования и изучения политической науки. План семинара
Контрольные вопросы, задания, тесты
а) бихевиоризм; б) политическая антропология; в) политическая социология;
е) структурный функционализм; ж) прикладная политология; з) политико-культурологический подход; и) политология; к) позитивизм; л) институционализм; м) сравнительная политология;
о) политическая история; п) политическая социализация; р) политическая философия.
а) IV в. до н.э.; б) XI—XIII вв.; в) конец XIX в.; г) середина XX в.
а) концентрированное выражение экономики; б) процесс управления; в) отношения по поводу власти; г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе; д) борьба классов; е) властное распределение ценностей внутри общества; ж) система согласования социальных интересов; з) искусство возможного; и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества; к) форма общения людей, способ коллективного существования человека; л) отношения «друзей» — «врагов».
а) природа правящей элиты; б) политическая культура общества; в) социально-экономическое неравенство; г) интересы социальных групп; д) социальные и экономические процессы; е) нормы морали; ж) объективные законы общественного развития; з) ценностные ориентации политических лидеров; и) борьба между элитными группами за контроль над ресурсами; к) забота об общем благе со стороны субъектов власти; л) все из вышеперечисленных в одинаковой степени; м) никакие из вышеперечисленных.
а) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп; б) распределение жилплощади в порядке очереди; в) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов; г) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.
а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений; б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами; в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие урегулировать политическое поведение людей.
а) общество в целом; б) политические отношения; в) классы и социальные группы; г) политическая власть; д) политические институты; е) политические идеи; ж) типы социальных действий; з) права человека; и) неравенство; к) государство; л) процесс властного распределения ценностей в обществе; м) социальные конфликты; н) эволюция общественных отношений.
а) теоретическая политология; б) прикладная политология; в) сравнительная политология.
а) в определении альтернатив общественного развития; б) в познании механизмов функционирования политических систем; в) в приобщении индивидов и групп к определенной политический культуре.
а) в магическом предсказании будущего; б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества; в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы; г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.
а) в определении соответствующих программ и целей общественного развития возможностям общества; б) в приобщении индивидов и групп к определенной политической культуре; в) в разработке альтернативных сценариев будущего политического развития; г) в выработке единой идеологии у всех граждан.
а) в разработке эффективных методов политических исследований; б) в разработке эффективных методов реформирования общества; в) в приобщении индивида к определенной политической культуре; г) в определении и разработке возможных сценариев политического развития.
а) политического лидерства __________________________________________ б) политических партий _____________________________________________ в) политической системы ____________________________________________ д) политического поведения _________________________________________
а) М. Вебер; б) Р. Михельс; в) Ч. Мерриам; г) С. Липсет.
а) стремление к обнаружению элементов единообразия, закономерностей; б) ориентация на конструирование нормативных моделей и приведение реальных политических систем в соответствие с ними; в) проверка обоснованности выводов; г) преимущественно этический подход к исследованию; д) системный подход к исследованию; е) неизменное сохранение чувства юмора у исследователя; ж) широкое использование количественных методов при исследовании политических объектов и процессов; з) склонность к использованию исторических материалов.
а) политические институты; б) политическое поведение; в) политические ценности; г) процесс принятия решений.
а) любая деятельность существующих структур; б) целесообразная деятельность существующих структур; в) иррациональная деятельность политических структур; г) традиционная деятельность социальных структур.
а) позволяет выявить влияние социокультурных факторов на политическое развитие; б) формулирует этические принципы политики; в) определяет решающую роль политики по отношению к культуре.
а) подготовка нового поколения профессиональных политиков; б) формирование человека, приемлющего любые решения власти; в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор; г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы; д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения; е) повышение эрудиции; ж) другое.
![]() следующая страница >> Смотрите также: Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. 384 с
4855.89kb.
Терапия (дисц) internal medicine 616. 1/. 4 И24
65.87kb.
Основная литература Кобелев О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие
21.2kb.
1. Основы бизнес-анализа / под ред. В. И. Бариленко. М.: Кнорус, 2013
14.87kb.
С. Д. Якушева Основы педагогического мастерства Учебное пособие Оренбург 2004
3411.42kb.
Тематическое планирование уроков технологии Вариант для девочек Разработано на основе программ. Сборник программ. М. Просвещение. 2000 г. 2Учебное пособие. Технология.(вариант для девочек). 5-11 кл
103.4kb.
1. Предмет мировой экономики 5
40.13kb.
Т. С. Жутовская Н. Р. Шишкина Экономическая теория
6084.67kb.
Историческая этнология учебное пособие для вузов
7857.23kb.
Философия Под общ ред. В. В. Миронова. Философия: Учебник для вузов / Под общ ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с
12495.53kb.
Учебное пособие для студентов-нефилологов. Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим
1800.17kb.
Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна, Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Учебное пособие 2036.69kb.
|
![]() |