takya.ru страница 1
скачать файл


ГОУ СПО Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий
Тема ИОП: «Создание системы ресурсного сопровождения стратегическим партнером профессионального образования для кадрового обеспечения решения задач приоритетного национального проекта

«Доступное и комфортное жилье - гражданам России»


Инновационная образовательная программа была задумана как одно из средств решения задачи создания условий наиболее полного удовлетворения потребностей и запросов работодателей в части качества профессионального образования.

В рамках данного инновационного проекта разработаны подходы к организации эффективной системы социального партнерства с целью создания в образовательном учреждении, осуществляющем подготовку специалистов и рабочих, гибкой инновационной образовательной среды, нацеленной на получение экономического, социального, организационного эффектов для развития кадрового потенциала высокотехнологичных производств строительной отрасли, экономики и социальной сферы при решении актуальных задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Председатель попечительского совета техникума, стратегический партнер Сергей Михайлович Анпилов. Принимает непосредственное участие в реализации инновационной образовательной программы (договор от 20.02.08 г. «О ресурсном участии Индивидуального предпринимателя Анпилова С.М. в реализации инновационной образовательной программы»

Нами была разработана модель процесса повышения качества подготовки специалистов на основе стратегического партнерства ГОУ СПО ТТГХиСТ с предприятиями строительного профиля г. Тольятти. Основным методом, обеспечивающим качество подготовки специалистов является компетентностно-ориентированный подход, позволяющий адаптировать образовательный процесс в условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Модернизация структуры образовательных программ может быть осуществлена посредством разработки новых и преобразование действующих учебных программ, определения перечня профессиональных и социально значимых компетентностей, профессионально-квалификационных требований к выпускникам со стороны работодателей, т.е. в рамках компетентностного подхода на основе применения механизма перевода требований социального заказа («голоса работодателей») в процессуальные аспекты подготовки специалистов.

Одной из форм сетевого взаимодействия является связь с образовательными учреждениями и предприятиями через ресурсный центр.

Деятельность ресурсного центра с однопрофильными учреждениями профессионального образования осуществляется на договорной основе:

- ГОУ СПО Тольяттинский индустриально-педагогический колледж;

- ГОУ СПО Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства;

- ГОУ СПО Тольяттинский техникум производственных технологий и экологии промышленности.

Ориентация образования на современный результат требует нового подхода к обеспечению качества образования, к организации образовательного процесса и управления им. Такой подход, системообразующим фактором которого является набор компетенций будущего специалиста, можно поэтапно реализовывать через совокупность следующих мероприятий:

1. Создание модели специалиста, основанной на формировании компетенций как результата образования.

2. Подготовка и внедрение государственного образовательного стандарта третьего поколения, в котором отражена дифференциация знаний, навыков и умений, при этом сформулированные требования к выпускнику даются не в дисциплинах, а в составе компетенций.

3. Разработка образовательной программы и главного ее элемента – учебного плана по профессии (специальности) – по принципу выделения модулей знаний, необходимых для формирования (развития) определенных компетенций.

4. Разработка диагностической системы оценки освоенных знаний студентом, которая должна быть многокритериальной и учитывать: уровень знаний, устойчивость знаний, системность, воспроизводимость, полноту, структуру, объем и пр.

5. Создание системы управления качеством образовательного процесса на основе анализа уровня сформированности компетенций в процессе обучения и на «выходе».


Эффективная реализация компетентностно-ориентированного подхода возможна только на основе стратегического партнерства образовательного учреждения с работодателями, поскольку именно они способны оценить уровень и актуальность профессиональной компетентнции.

Внедрение в образовательный процесс специальных курсов, обучающих семинаров, тренингов с участием работодателя позволяет в определенной степени развивать как профессиональные так и социально-значимые компетентности.


Результатом реализации данной программы, является совместная целевая подготовка специалистов с привлечением и эффективным использованием современных ресурсов предприятий, что позволяет обобщить существующий опыт по подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодых специалистов и работников предприятий по следующим направлениям:

  • Повышение конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда.

  • Создание условий для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг для увеличения числа предельного контингента;

  • Повышение престижа техникума, позиционирование его в регионе как одного из основных поставщиков кадров для экономики города.

  • Увеличение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями и запросами работодателей.

  • Снижение уровня дефицита рабочих кадров строительных организаций.

  • Предоставление работодателями мест практики по профилю инновационной образовательной программы, оборудованных технологическим оборудованием.

  • Снижение социальной напряженности и повышение процента трудоустроенных выпускников.

  • Увеличение объемов целевых образовательных услуг строительным организациям по подготовке, переподготовки, повышения квалификаций специалистов и рабочих кадров.

  • Разработка целевых программ обучения по заказу предприятия.

  • Разработка с участием работодателей перечней компетенций (и/или квалификационных характеристик) по заявленным профессиям, адекватным производственным технологиям.

  • Проведение внутренней сертификации обучающихся профессиональных квалификаций.

  • Увеличение числа обучающихся, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства на базе работодателей.

  • Создание системы сетевого взаимодействия учреждениями профессионального образования строительного профиля Самарской области по освоению современных строительных технологий на базе техникума.

  • Создание совместными ресурсами с социальными партнерами системы непрерывного профессионального образования работников строительного комплекса Самарского региона в условиях саморегулирования.

  • Реализация программы дополнительного профессионального образования для обеспечения квалификационных требований работников - соискателей допусков на работы, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

  • Разработка совместными ресурсами программы для обеспечения квалификационных требований к работникам предприятий при выполнении им работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

  • Разработка совместными научно-методическими ресурсами социальных партнеров и техникума программно-алгоритмических комплексов для осуществления контроля сформированности профессиональных ключевых компетенций и аттестации работников.

  • Внедрение в образовательный процесс специальных курсов, обучающих семинаров, тренингов с участием работодателя.

В рабочих учебных планах НПО и профессиональной подготовки новое содержание программ изучается в рамках учебных дисциплин федерального и регионального компонентов и факультативно

С учетом запросов работодателей разрабатывается методическое обеспечение образовательных программ.

В процессе реализации ИОП с участием работодателей разработаны содержания лабораторно- практических работ с учетом поставляемого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования.

В образовательном учреждении созданы условия для освоения обучающимися дополнительных образовательных программ (краткосрочная подготовка) для получения рабочих строительных профессий по 10 направлениям.

Применяемые формы и методы в образовательном процессе способствуют формированию профессиональных и социально-значимых компетенций в процессе деятельности обучающегося. В условиях существующей традиционной системы занятий (лекция, практика), используются современные педагогические технологии (модульный, проектный, проблемно-поисковый метод), которые наиболее легко вписываются в учебный процесс, и не затрагивают содержание образования, определяемое образовательными стандартами НПО. Проводимый мониторинг качества подготовки показывает, что данные технологии обеспечивают не только успешное освоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающегося, его самостоятельность, коммуникабельность, желание помочь другим и предоставляют возможность активное познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную деятельность.

В результате реализации ИОП созданы новые оборудованные ученические места в учебных лабораториях, учебно-производственных мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий.



Эффективная реализация ИОП зависит и от повышения квалификации педагогических кадров на базе работодателя по следующим направлениям:

  • повышение педагогической квалификации;

  • организация стажировок мастеров п/о, преподавателей спецдисциплин строительного профиля на ведущих предприятиях для овладения современными производственными технологиями и материалами.

На наш взгляд, поставленные задачи ИОП мы выполнили, разработанные совместно с работодателем компетентности обучающихся на стадии апробации и внедрения. В перспективе предусмотрено распространение опыта путем сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и предприятиями строительной отрасли.

скачать файл



Смотрите также:
Председатель попечительского совета техникума, стратегический партнер Сергей Михайлович Анпилов. Принимает непосредственное участие в реализации инновационной образовательной программы договор от 20. 02. 08 г
68.27kb.
Председатель совета В. Е. Евсюкова пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, образовательной программы Технология
287.54kb.
Н. В. Баграмова, директор лингвистического центра С. М. Шилов
84.14kb.
Информация о решениях Совета директоров
203.19kb.
Проект национальной научно-инновационной программы «водородная энергетика»
595.47kb.
Санкт-Петербург готов стать мировым инновационным центром
86.07kb.
Игиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
1162.56kb.
Леонтьев Евгений Михайлович Председатель Тренерского совета фнтр, Член Исполкома фнтр тренерским советом фнтр за последние три года было проведено три семинара тренеров и мастер-класс в городах Кстово, Казань, Видное семинар
857.17kb.
Председатель Совета техникума Директор гбоу спо
60.75kb.
Критерии оценки профессиональных и деловых качеств руководителя муниципального казённого общеобразовательного учреждения по занимаемой должности за межаттестационный период
13.91kb.
К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
440.94kb.
К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
445.82kb.