takya.ru страница 1
скачать файл
Типология проектов
(включая телекоммуникационные)

        Прежде всего определимся с типологическими признаками.


Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  4. Количество участников проекта.

  5. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Типология проектов


(по доминирующему в проекте методу)

  • исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;


  • творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах ( совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);


  • приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;


  • информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
        Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

        Структура самого самой исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру:


предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);


  • практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть:

По второму признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть :



  • с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.)


  • со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых , торговых, других сделок, в третьем случае для исслеования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть:



  • внутренними или региональными(т.е. в пределах одной страны);

  • международными (участники проекта являются представителями разных стран).

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

        И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:



  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

  • средней продолжительности (от недели до месяца);

  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов. Но об этом позднее.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех телекоммуникационных проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.



Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: "Все правильно. Продолжайте." или " Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите." В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости приходя на помощь ребятам.

        Телекоммуникации - новый подход к образованию и от того, насколько вдумчиво и грамотно, с педагогической точки зрения, будет организована работа зависит будущее одного из видов новых педагогических и информационных технологий в образовательных системах разных стран мира. Потенциальные возможности телекоммуникаций в сфере образования очень велики. Слово за педагогами.
скачать файл



Смотрите также:
Прежде всего определимся с типологическими признаками
61.56kb.
Что такое школа? Прежде всего
76.36kb.
Программа по самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их
155.3kb.
Нашу новую рубрику мы начнем с того, что прислушаемся к рассуждениям современных молодых людей о том, чего они хотят достичь. Одним, прежде всего, нужна семья, другим красивая и свободная жизнь
24.09kb.
Д. Рожина, Н. Линченко Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей
169.74kb.
Прежде чем приступать к изучению методов и средств, исполь­зуемых для технического анализа товарных фьючерсных рын­ков, необходимо прежде всего определить, что же, собственно, представляет собой технический анализ
921.63kb.
Джаз танец
94.17kb.
О страдании
167.24kb.
Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она основывается на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической
99kb.
Компенсированы тактическими средствами
176.58kb.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно, уборка не должна стать наказанием
37.58kb.
Экономическое развитие
26.06kb.