takya.ru страница 1
скачать файл
Тема доклада:

«Художественное народное и нетрадиционное декоративно-прикладное искусство»

Доклад подготовила: Огородник Е.Н.

Преподаватель ДШИ им. Гречанинова А.Т.

г. Светлогорск

2013 год


План доклада:

  1. Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей ребенка.

  2. Виды деятельности, применяемые на уроках декоративно-прикладного искусства.



  1. Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей ребенка.

Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным и нетрадиционным декоративно-прикладным искусством в художественной школе – это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны.

Непосредственное соприкосновение с народным искусством способно создать идеальные условия для возрождения русской традиционной культуры и воспитания поколения, способного полюбить, понять и осмыслить культуру своего народа. Понимание общечеловеческих ценностей начинается с приобщения к национальной культуре, с рождения чувства сопричастности судьбе своей малой Родины.

Цель занятий: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративно-прикладным искусством.

Задачи занятий:

- обучающие: знакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

- развивающие: развивать умение создавать художественные проекты-импровизации в сохранении образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования, художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение, творческую активность, инициативу;

- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;

Отличительной особенностью занятий, является новый взгляд на предмет «Декоративно-прикладное искусство» в школе искусств, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и современного профессионально-художественного, нетрадиционного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.


  1. Виды деятельности, применяемые на уроках декоративно-прикладного искусства.

- Народная игрушка.

Филимоновская, Дымковская, Каргопольская игрушки (лошадки, козлики, барыни, петушки, птички-свистульки, медведи и т.д.) – самые любимые занятия для учащихся, потому что они видят, как из простого куска пластилина рождается красивая поделка. Используем скульптурный пластилин, или остатки цветного. Особенного важно проследить, чтобы учащиеся равномерно примазывали и приглаживали детали, это позволяет избежать отваливания частей при грунтовке и росписи.

Перед нанесением росписи, рассматриваем узор, пробуем на бумаге технику выполнения, так сказать «тренируем руку».

- Народная роспись.

Городецкая роспись нарядная и радует глаз, поэтому именно с этой росписи начинаются познания детей. Изучаем Хохлому, Жестово, Гжель, Мезенскую роспись, Павлово-Посадские платки, Палех, Мстера, виды и росписи матрешек, и другие.

Кропотливо изучаем кистевые приемы росписи, последовательность выполнения, и только потом переходим к деревянной посуде, или ее имитации.

- Соломенные изделия.

Перед началом работы, солому лучше замочить, подержать немного в теплой воде, чтобы она размокла. Затем слить воду и завернуть в пленку. И уже готовую к работе приносить на занятия. Плетение сырой соломой удобно и практично, она не ломается. Сушить необходимо сразу в теплом месте, чтобы она не почернела. Перевязываем бечевкой, можно отдекорировать цветными лентами. Можно сделать росписи фартуков, косынок и украсить ими кукол.

Дополнительно можно сплести венки, готовый перевязанный мокрый венок одеваем на перевернутое ведро и таким образом сушим. Венки украшаем лентами, осенними листьями, цветами, плодами по вашему усмотрению.

- Венки Рождественские, Пасхальные, из вербы и веток березы.

Заготовленные ветки вербы и березы, лучше использовать сразу, пока они гнутся, их легко скрутить, придать им нужную форму и перевязать тонкой проволокой.

Для декорирования подойдет весь природный материал, который необходимо заготовить заранее и хорошо просушить (шишки, желуди, мох, кора, ветки, коряги, ягоды, соцветия и многое другое). Приклеиваем горячим клеем, это занятие больше подходит для старших детей. Краску используем серебро или золото по инструкции.

Для весенних и Пасхальных композиций можно заранее сделать заготовки из соленого теста, глины, с «инкрустацией» различных семян. Это могут быть символы христианства, жаворонки, яйца. Прекрасную нотку вносят нежные весенние цветы, искусственные, но как натуральные и веточки вербы.



- Аппликация из различного материала (листья, ткань и бумага различной фактуры) позволяет учащимся воплотить свой замысел, фантазию, создавать вещи для интерьера.

Панно могут быть выполнены как в народном, так и в нетрадиционном стиле, тематика может быть самой разнообразной. Используемый материал не имеет границ, можно экспериментировать. Для приклеивания подходит строительный клей ПВА, работу необходимо оставлять под груз, чтобы она не коробилась.



- Рисование пластилином.

Любимое занятие для учащихся младших классов, с применением различной фурнитуры, бисера и паеток. На основу, картон, наносится слой пластилина, украшаем, как подскажет фантазия. Затем изделие можно вырезать, оставив по краям контур в 5мм. Елочные шары, ёлки, ангелы, Пасхальные яйца, цветы – эти изделия могут украсить интерьер школы, класса и могут быть великолепным подарком для родителей.



- Посуда декорированная природным материалом.

Эти изделия могут пригодиться как кашпо, вазы, для декоративных букетов, при оформлении школы к различным мероприятиям, по временам года. Каждое изделие индивидуально и неповторимо, можно сказать – эксклюзивно.

Природный материал, как уже говорилось выше, готовим заранее, используем горячий клей. От формы сосуда зависит, какой лучше выбрать природный материал.

- Декоративные цветы.

Для изготовления цветов (нарциссы, тюльпаны, колокольчики) используется всеми известная бумажная тара для яиц (на 30 шт.), Вырезаются формы цветов, красятся в соответствующий цвет и крепятся( приклеиваются горячим клеем) к основанию (стеблю). Ветки вербы режутся секатором на равные куски, собираются в пучки, связываются бечевкой, и таким образом служат подставкой.



- Бумажная пластика.

От простых снежинок, елочек, ангелочков, птичек и до сложных композиций, плоских и объемных, силуэтное вырезание внесет большое разнообразие в цветной мир. Применение бумаги разной фактуры, ее обработки, дает возможность неограниченной фантазии для детей.



Папье – маше.

Папье-маше оказалось очень удобным и интересным занятием в виде лепки объемных фигур. Пасхальная тематика позволила вылепить и яйца, и птиц, и маленьких животных, и барынь. После грунтовки, нанесли дымковскую роспись, а ведь это не предел.

Небольшие сосуды пригодились как вазы-кашпо, масса легко ложится на поверхность, которую можно расписать по любому желанию или «инкрустировать» семенами. Из сосуда определенной формы, можно вылепить какое либо животное, птиц, абстракцию и т.д.

-Мозаика.

Это занятие подходит для старших классов, и требует особенной подготовки преподавателем. Так как используется весь строительный и отделочный материал, его лучше всего приобретать в специализированных магазинах, в виде боя, брака, отходов. Нам необходима кафельная плитка для стен, различных оттенков, битая, делает это взрослый в очках с осторожностью, строительная сетка, клей для плитки, клей горячий, фуга, куски гипсокартона, старые глиняные вазы, горшки. Для панно на плоскости, учащиеся делают эскизы, кладут сверху сетку, выкладывают кусочки битого кафеля, затем каждый кусочек приклеивают горячим клеем. Когда вся мозаика выложена, эскиз с обратной стороны удаляют, как можно тщательнее. На подготовленную поверхность наносят клей для кафеля, кладут выложенную мозаику на сетке, и придавливают, чтобы клей хорошо охватил все детали. Удаляют излишки резиновым шпателем, дают просохнуть. Последний штрих это фуга, она должна быть либо в тон плитки, либо подчеркивать рельефность каждого кусочка.

Для кашпо можно применять сетку, а можно обойтись и без нее. На поверхность наносим клей и сразу выкладываем кусочки мозаики по задуманному рисунку, после просушки наносим фугу.

Необходимо учесть качество выбираемого клея и фуги. Если вы предполагаете использовать свои изделия на улице, то и материалы приобретаете для уличных работ, морозостойкие и влагоустойчивые.



- Соленое тесто.

Очень пластичный материал, при помощи которого можно изготовить разнообразные панно, с применением текстильного материала. Готовые детали можно покрыть акриловыми красками или лаком. Это могут быть и скульптура малых размеров, и рельефное изображение, и муляжи для постановок.



И в завершении хочется обратить внимание преподавателей, что практически весь материал, требуемый для работы, бросовый, доступный, экономичный, его без труда можно собрать в лесу, в парке, на море, в ателье, в магазинах (они с удовольствием избавляются от отходов) и дома.
скачать файл



Смотрите также:
Преподаватель дши им. Гречанинова А. Т
65.74kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
60.7kb.
Карпова Светлана Евгеньевна, преподаватель моудод «дши №2 им. И. Я. Паницкого»
37.9kb.
Дополнительное образование детей «актюбинская дши» азнакаевского муниципального района рт
139.1kb.
Дши вдохновение, г. Оренбург,п. Ростоши, пр. Солдатенкова О. П
15.58kb.
Методическая разработка для преподавателей дши по классу баяна и аккордеона «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»
253.03kb.
Разработчик: преподаватель А. Г
165.49kb.
Министерство культуры московской области администрация муниципального образования
85.65kb.
Дополнительного образования детей
138.02kb.
Преподаватель: Садовская Татьяна Анатольевна
12.97kb.
Нафикова Н. Р., старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права
369.14kb.
Гбоу дод «дши им. М. А. Балакирева» г
75.29kb.