takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 11 н. п. Зареченск



«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2013 г.



«Утверждено»

приказ № 123 от «31» августа 2013 г. Директор школы:______Л.П. Никандрова


Рабочая программа

элективного курса по физике

«Решение нестандартных задач по физике»

для 9 класса

Разработал:

Понкратова Е. А.

учитель физики



Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач по физике» разработана на основе рабочей программы элективного курса «Решение нестандартных задач по физике» Леоновой Светланы Владимировны учителя физики МБОУ Жердевской СОШ №1 (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task, viewlink/link_id,105171/Itemid,5501251/)

Программа для обучающихся 9 классов, рассчитана на 17 часов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).

На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ЕГЭ.

Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

3. Выработать исследовательские умения.

4. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала за курс средней школы и расширения программы. Большое внимание уделено курсу механики, поскольку без знания механики невозможно усвоение всего остального школьного курса физики. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам механики.

Учащиеся при работе по курсу «Решение нестандартных задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:


  1. использовать алгоритмический способ решения физических задач;

  2. определять рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае;

  3. выполнять основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач;

  4. переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам;

  5. выполнять преобразования с единицами измерения величин;

  6. находить функциональные зависимости между физичес­кими величинами;

  7. использовать данные технических паспортов бытовой техники для составления физических задач;

  8. находить физические величины, характеризующие определенные объект, для составления физических задач;

  9. оценивать реальность полученного результата.

Технологии, используемые в организации занятий:

1. проблемное обучение,

2. проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

Для организации занятий используются следующие формы:

1. лекционное изложение материала;

2. эвристические беседы;

3. практикумы по решению задач;
Формами контроля при проведении данного курса являются:

1. Самостоятельная работа по решению задач;


Данный курс предполагает следующие результаты:

- Овладение школьниками новыми методами и приемами решения

нестандартных физических задач.

- Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.

Практическая часть по обучению учащихся умению решать задачи включает следующие элементы:

1) вооружение учащихся знанием структуры задач и их классификацией;

2) обучение учащихся общей структуре решения физических задач;

3) обучение учащихся особенностям решения задач различных видов (вычислительных, качественных, экспериментальных, графических, задач-оценок);

4) проведение специальной работы по усвоению учащимися структуры алгоритма, раскрытие перед ними содержания отдельных действий;

5) «выработка» алгоритмов решения задач по конкретным темам и на их основе формулирование общего алгоритма решения физических задач;



  1. осуществление перехода от решения алгоритмических задач к эвристическим и творческим задачам.

Основная форма организации работы: классно — урочная.

Ожидаемые образовательные результаты.

  1. Знания основных законов и понятий.

  2. Успешная самореализация учащихся.

  3. Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

  4. Систематизация знаний

  5. Возникновение потребности читать дополнительную литературу

8. Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Продуктом деятельности являются итоговое тестирование.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



Тема занятий

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1

Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.

2

2




Лекция с элементами беседы

Тезисы, конспект

2

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.

2

2




Лекция с элементами беседы

Конспект

3

Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.

2




2

Практикум

Самостоятельная

работа


4

Тепловые явления. Тепловые процессы.

1




1

Практикум




5

Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения.

Графики основных кинематических параметров.



3




3

Практикум

Конспект

6

Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.

2




2

Практикум




7

Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.

3




3

Практикум

Самостоятельная

работа.


8

Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике.

1




1

Практикум




9

Итоговое занятие.

1




1

Тестирова

ние


Результаты тестирования




Итого

17

4

13







Содержание изучаемого курса

1. Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Фи­зическая теория и решение задач.

Классификация физических задач. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.

2. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.

Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т. д. Действия над векторами. Задание вектора. Сложение и вычитание векторов. Определение модуля вектора и проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. Проекции вектора на координатные оси.



3. Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.

Выталкивающая сила. Условия плавания тел.



  1. Тепловые явления. Тепловые процессы.

Агрегатные состояния и фазовые переходы. Процессы нагревания, плавления, кипения.

  1. Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения. Графики основных кинематических параметров.

Решение задач на равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Анализ и построение графиков зависимости координаты, пути, проекций перемещения, скорости, ускорения от времени при равномерном и равнопеременном прямолинейном движении. Координатный метод решения задач по кинематике.

  1. Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.

Решение задач на основные законы динамики. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Движение на закруглениях пути.

  1. Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.

Движение по наклонной плоскости, движение связанных тел.

  1. Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике.

Знакомство с примерами решения задач по кинематике, динамике и статике на всероссийских олимпиадах.

  1. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.

Итоговое тестирование.

Список литературы для учащихся.

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М. “Просвещение”, 1983

  2. Журнал “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.

  3. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. “Физика в задачах”, Л.: ЛГУ, 1976 г.

  4. Гольдфарб И.И. “Сборник вопросов и задач по физике”, М.: “Высшая школа”, 1973 г.

  5. Степанова Г.Н. “Сборник задач по физике”, М.: “Просвещение”, 1996 г

  6. Рымкевич А.П. “Задачник” 9-11 кл. М.: “Дрофа”, 2000 г.

  7. Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.

  8. Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Просвещение”, 2001


Список литературы для учителей.

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.

  2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. “Методика решения задач по физике”, Л.: ЛГУ, 1972 г.

  3. Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.

  4. Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.

  5. Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2010 гг.
скачать файл



Смотрите также:
Приказ №123 от «31» августа 2013 г. Директор школы: Л. П
107.78kb.
Приказ № от августа 2013 года Директор школы И. Н. Осьмаков п л а н
1458.94kb.
Приказ по школе от «31» августа 2011 г. №161 Положение
36.18kb.
Приказ № от 2013 г. Директор школы Е. Ю. Матвеенко
630.92kb.
Ю. Н. Калинин Приказ от «30» августа 2013 г
541.29kb.
Приказ №288 от 30 августа 2013 г. Положение о порядке
77.97kb.
«28» августа 2014 г. Приказ №187-од от «29» августа 2014 г. Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дятьковской средней общеобразовательной школы №1 на 2014 – 2015 учебный год
250.87kb.
Принят на заседании педагогического совета
305.4kb.
Утверждено Директор школы /Т. Л. Жарикова/ приказ № от 02. 09. 2013г
170.41kb.
Директор школы Петренко В. И. Приказ № от 2011 г. Положение
48.34kb.
Директор школы Т. А. Вагнер Приказ № от 2011 г
113.16kb.
Директор школы А. А. Судаков августа 2013года
104.36kb.