takya.ru страница 1
скачать файл





УТВЕРЖДЕНА




приказом департамента

образования Ярославской области

от 29.08.2012 № 424/01-03



КОНЦЕПЦИЯ

развития системы электронного обучения, реализации

дистанционных образовательных технологий в Ярославской области
1. Введение
Концепция развития электронного обучения, реализации дистанционных образовательных технологий в Ярославской области (далее – Концепция) определяет общие подходы к созданию и внедрению системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в деятельность образовательных учреждений Ярославской области.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть целостной региональной системы образования.

Использование возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей граждан к получению качественного образования.

Задачи Концепции:

- определить цель, принципы, приоритетные направления создания и внедрения системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в деятельность образовательных учреждений Ярославской области;

- определить основания и направления взаимодействия образовательных учреждений Ярославской области, входящих в региональную систему электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Ярославской области.

Современная тенденция постепенного перехода от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, создают условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.

Потенциальные возможности использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовании, заключающиеся в предоставлении возможностей индивидуализации обучения даже в условиях отдаленной сельской местности, в преодолении кадрового дефицита и повышении эффективности труда высококвалифицированных педагогов, в настоящее время ограничены недостаточно развитыми организационно-финансовыми моделями использования этих технологий в условиях нормативного бюджетного финансирования. Необходимость решения относящихся к компетенции региона вопросов организации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обусловила разработку данной Концепции.


2. Общая характеристика электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

2.1. Глоссарий.

Электронное обучение – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Информационно-образовательная среда – интегрированная многокомпонентная система, включающая комплекс электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих учебную, внеучебную, научно-исследовательскую деятельность обучающихся, измерение, контроль и оценку результатов обучения независимо от мест нахождения обучающегося.

Дистанционное обучение – это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые создают для обучаемого условия выбора образовательных дисциплин основного и дополнительного образования, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучающегося в пространстве и во времени.

Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей образовательной, творческой и (или) трудовой деятельности.

Открытое образование – система обучения, доступная любому желающему без анализа его исходного уровня знаний (без вступительных экзаменов), позволяющая использовать технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивать обучение в ритме, удобном обучающемуся.

Тьютор – педагогический работник, сертифицированный образовательным учреждением на право проведения занятий или консультаций по учебным программам данного образовательного учреждения.

Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления и предоставления пользователям через сеть полнотекстовых информационных ресурсов со своей системой документирования и безопасности.

Образовательные учреждения Ярославской области – государственные образовательные учреждения Ярославской области и муниципальные образовательные учреждения, расположенные на территории Ярославской области.

2.2. Характерные черты электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Система электронного обучения, дистанционных образовательных технологий способствует реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального происхождения и состояния здоровья.

Характерными чертами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий являются:

гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

модульность – возможность из набора независимых учебных курсов, модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами;

экономичность – эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на обучение специалистов;

технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство;

социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.

Дистанционное обучение базируется на основных принципах:

- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;

- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн уроки, мероприятия Webunicom и др.);

- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе, в удобное для них время;

- принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;

- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.




  1. Опыт использования дистанционных образовательных технологий в Ярославской области

Информационные технологии сегодня стали обязательным условием для эффективного функционирования образовательной среды. Ярославская область обладает значительным научно-образовательным потенциалом, представляющим уже разработанные и реализованные инновационные проекты.

В Ярославской области исследуются, апробируются и внедряются возможности интернет-технологий в системе дополнительного и общего образования, возможности интеграции дистанционных образовательных технологий и очной формы обучения.

В настоящее время большинство школ Ярославской области имеют подключение от 128 Кб/c.

В регионе внедрены решения, предоставляющие образовательным учреждениям возможности теле- и медиатрансляций и видеоконференций на существующих каналах связи.

С 1995 года в регионе функционирует государственное учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» (далее – ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»), который сегодня является ресурсным центром региональной компьютерной образовательной сети, объединяющей школы, центры дополнительного образования, интернаты, детские сады и другие виды образовательных учреждений Ярославской области.

ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» организует и поддерживает сетевое взаимодействие учреждений образования, школьников и педагогов Ярославской области, в том числе поддерживает работу образовательных форумов и сетевых сообществ, создает информационные ресурсы.

В Ярославской области с 2007 года развернута региональная система образовательных медиатрансляций и видеоконференций, благодаря которой образовательные учреждения Ярославской области имеют уникальную возможность прослушивать интерактивные лекции ведущих специалистов, организовывать участие школьников и педагогов в дистанционных мастер-классах, участвовать в дистанционных конференциях и семинарах.

Прежде всего, в этой системе реализуются мероприятия (уроки, лекции, семинары) для дополнительного образования обучающихся.

Только в 2011 году в региональной системе медиатрансляций и видеоконференций было проведено более 400 дистанционных уроков, участниками которых стали более 9000 обучающихся из всех муниципальных образований Ярославской области.

С сентября 2011 года в Ярославской области работает система интерактивного вещания, благодаря которой базовые образовательные учреждения в каждом муниципальном образовании области могут проводить дистанционные занятия для обучающихся своего муниципального района, а также для обучающихся из других муниципальных районов.

В Ярославской области накоплен опыт создания и реализации особых творческих форм взаимодействия молодежи с помощью интернета – образовательных и творческих интернет-проектов, организатором которых является ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании».

Проводимые интернет-проекты позволяют создать инновационную среду творческого взаимодействия и сотрудничества молодежи, обеспечивают современную атмосферу в обучении.

Ежегодно ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» проводится более 10 образовательных и творческих интернет-проектов, к участию в которых также присоединились обучающиеся из всех регионов Российской Федерации.

В течение пяти лет государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» (далее –

ГОАУ ЯО ИРО) и педагоги Ярославской области являются инициаторами ряда общероссийских социальных сетевых проектов, реализованных на сайте Летописи.ру в проекте «300 ИнтелШкол», который объединяет педагогов и обучающихся из различных регионов Российской Федерации. Созданы проекты: «Чтобы помнили - 1» (2008), «Чтобы помнили - 2» (2008), «Энциклопедия школьной символики» (2009), «Ярославль в истории России» (2009-2010), «Путешествие к географическому Центру» (2010), «Приезжайте к нам в гости!» (2011-2012).

Реализуемые в Ярославской области технологии способствуют:

- повышению продуктивности совместной учебной деятельности обучающихся;

- достижению современных требований к качеству образования обучающихся при использовании преимуществ широкополосной связи;

- повышению интереса родителей к учебной деятельности обучающихся;

- доступности получения качественного образования и социализации

обучающихся;

- повышению мотивации обучающихся к учёбе.

В регионе накоплен опыт работы по дистанционному обучению детей-инвалидов. Данный проект третий год реализуется государственным образовательным учреждением Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центром психолого-медико-социального сопровождения Центром помощи детям (далее – ГОУ ЯО «Центр помощи детям»). С 2011 года в рамках проекта «Комплекс мер по модернизации общего образования Ярославской области» ГОУ ЯО «Центр помощи детям» обеспечивается технологическое и информационное сопровождение 25 школ, использующих в образовательном процессе систему некоммерческого партнёрства «Телешкола».

Эффективная техническая организация образовательной сети региона, качественное информационное наполнение её, создание востребованных в регионе форм использования интернета в образовании стали системообразующими факторами регионального образования.

ГОУ ЯО «Центр помощи детям» реализует обучение с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, обучающихся на дому, по двум моделям:

- модель 1. Дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому (осуществляет и обеспечивает предоставление всех предметов учебного плана в дистанционном режиме ГОУ ЯО «Центр помощи детям»);

- модель 2. Индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (осуществляется ГОУ ЯО «Центр помощи детям» и образовательным учреждением (далее – школа), в контингенте которого числится ребёнок).

Образовательный процесс построен с использованием информационно- образовательной среды «Центр образования «Технология обучения» и Moodle. Обучение проходит индивидуально, удаленно от преподавателя, одновременно с применением технологий видеоконференции (Skype, видеопорт), кейс-технологий, с использованием электронных образовательных ресурсов информационно-образовательной среды (http://www.iclass.home-edu.ru/). Организация внеурочной деятельности обучающихся строится асинхронно: обучающиеся и преподаватели участвуют в воспитательном процессе не только в разных местах, но и в разное время посредством форумов.

В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования по направлению «Создание системы дистанционного обучения школьников» в Ярославской области разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:

- постановление Правительства области от 27.01.2012 № 14-п «Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Ярославской области»;

- приказ департамента образования Ярославской области от 27.01.2012 № 39/01-03 «О реализации проекта».

Подготовлено и направлено инструктивно-методическое письмо департамента образования Ярославской области от 28.02.2012 № 428/01-10 «Об организации дистанционного обучения».

В муниципальных образованиях Ярославской области изданы приказы о создании муниципальных ресурсных центров по дистанционному обучению.

На базе общеобразовательных учреждений Ярославской области создано 25 муниципальных ресурсных центров по организации дистанционного обучения.

На базе ГОУ ЯО «Центр помощи детям» создано структурное подразделение «Школа дистанционного обучения».

Ярославская область является активным участником федеральных проектов и программ в области информатизации, в рамках которых обучено более 6 тысяч педагогов, среди них проект «Информатизация системы образования» (ИСО) 2006-2008 годов, «Академия учителей» (IT Academy for Teachers Training) в рамках международной программы «Партнерство в образовании» 2007-2011 годов, «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет» 2009 года, программа «Обучение для Будущего» («Teach to the Future») Intel® 2004-2012 годов. В основе данных проектов и программ формирование информационно-коммуникативной компетентности педагогов, интеграция педагогических и информационных технологий, где значительное место занимают проектные технологии.

Подготовку педагогических кадров обеспечивает ГОАУ ЯО ИРО. Обучение проходит в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. В рамках дополнительного образования педагоги знакомятся с современными сетевыми сервисами, средствами разработки дистанционных курсов, проектированием занятий с использованием коллекций электронных образовательных ресурсов, представленных в интернете. Второй год Ярославская область участвует в проекте « Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения», включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р «О распределении средств федерального бюджета, выделяемых в 2011 году и зарезервированных в 2012 году на мероприятия по реализации проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России»). Более 200 педагогов, преподающих разные учебные дисциплины, прошли обучение в рамках программы «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».





  1. Стратегия создания системы дистанционного обучения и внедрения её в деятельность образовательных учреждений

Ярославской области
4.1. Стратегические направления развития системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Ярославской области.

К стратегическим направлениям развития системы внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Ярославской области относятся:

- развитие региональной информационно-образовательной среды, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечивающей выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование системы для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья или временные ограничения для посещения образовательного учреждения;

- становление практики педагогически обоснованного применения электронного образования, дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях на территории Ярославской области;

- повышение качества общего образования в малокомплектных школах.

4.2. Цели и задачи создания и внедрения системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в деятельность образовательных учреждений Ярославской области.

Цель – обеспечение доступности и повышение качества образования для всех категорий обучающихся на основе оптимального использования ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основные задачи создания и внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

- развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей образовательный процесс с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование нормативной базы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- отработка моделей организации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях;

- подготовка кадров к применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение методической поддержки педагогических работников, внедряющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.



    1. Социальные группы потребителей образовательных услуг:

- обучающиеся образовательных учреждений Ярославской области, изъявившие желание получать образовательные услуги в процессе электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий;

- обучающиеся Ярославской области, имеющие ограниченные возможности здоровья для посещения образовательного учреждения.




  1. Основы электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий
5.1. Дидактические основы.

Дидактический потенциал и функции компьютерных телекоммуникаций обеспечивают возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям современного учебного процесса и отражающим основные принципы личностно ориентированного подхода. Учитывая, что дистанционное обучение предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию в выборе обучающимися как содержания, так и форм получения образования, образовательные модели становятся эффективным ресурсом реализации образовательных программ. Высокий дидактический потенциал дистанционных образовательных технологий обусловлен следующими их свойствами:

- максимальной индивидуализацией учебного процесса;

- ориентацией на самообразование;

- гибкостью организационной структуры процесса обучения;

- разноуровневостью содержания образовательного ресурса;

- возможностью функционального ресурса в оперативном оценивании образовательных результатов, рефлексии и коррекции методик обучения;

- обеспечением психолого-педагогического сопровождения учебного

процесса;

- оптимизацией форм и способов представления учебного материала.

5.2. Условия, обеспечивающие внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

5.2.1. Нормативно-правовое обеспечение.

Нормативное правовое обеспечение включает нормативные правовые акты федерального и регионального уровней:

- регламентирующие организацию системы, управления, контроль образовательного процесса с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на региональном уровне;

- определяющие порядок разработки и использования учебно-методических комплексов, учебно-методических материалов для использования при электронном обучении, дистанционных образовательных технологий;

- устанавливающие статус и нормативно-правовые основы реализации функций региональных центров.

5.2.2. Кадровое обеспечение.

Повышение квалификации педагогических кадров должно охватывать технологические, методические и психологические аспекты дистанционного обучения.

Обучение педагогических кадров направлено на:

- обучение работе с электронными образовательными ресурсами;

- внедрение способов сочетания традиционной формы обучения с обучением с использованием дистанционных образовательных технологий.

5.2.3. Учебно-методическое обеспечение.

Для организации учебного процесса приобретаются высококачественные внешние учебные и методические материалы, интегрированные сетевые учебно-методические комплексы, которые можно реализовать автономно и (или) в режиме реального времени в интегрированной региональной образовательной среде либо в форме распределённого обучения, распределённых интернет-тренингов при реализации образовательных программ в сферах общего либо дополнительного образования детей, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Все отобранные внешние учебно-методические материалы должны быть сертифицированы на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта или требованиям к программам дополнительного образования и возможности их использования в образовательном процессе.

Для организации учебно-методического обеспечения создаются региональные учебно-методические материалы и интегрированные сетевые учебно-методические комплексы, которые можно реализовать автономно и (или) в режиме реального времени в интегрированной региональной образовательной среде либо в форме распределённого обучения, распределённых интернет-тренингов при реализации образовательных программ в сферах общего, начального профессионального и среднего профессионального образования либо дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В структуру разрабатываемых сетевых учебно-методических комплексов входят:

- учебные и учебно-методические материалы;

- цифровые образовательные ресурсы;

- аудио- и видеолекции;

- программно-педагогические тесты;

- интерактивные тренажеры и демонстрации;

- банки тестовых заданий;

- средства коммуникации (электронная почта, форумы, чаты, видеоконференции).

Все разработанные в регионе учебно-методические материалы проходят обязательную экспертизу на предмет соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования или требованиям к дополнительным общеобразовательным программам и возможности их использования в образовательном процессе.

В рамках интегрированных сетевых обучающих курсов интернет используется не только как средство доставки информации, но и как образовательная среда.

5.2.4. Информационно-техническое обеспечение.

Электронные компоненты учебно-методических комплексов размещаются на ресурсах единой информационно-образовательной среды региона. На базе учебно-методических комплексов разрабатываются информационные ресурсы, сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на серверах региональных центров поддержки. Вся информационная и технологическая среда сводится в единый информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области, включающий в себя следующие модули;

- модуль электронных ресурсов (электронные учебники, тренажеры, справочные материалы по всем предметам и дисциплинам, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту, которые можно использовать как для полного самостоятельного изучения обучающимися, так и частичного);

- модуль цифровых ресурсов (ссылки на все доступные

образовательные ресурсы);

- модуль взаимодействия организаций, входящих в региональную систему образования Ярославской области;

- модуль контроля и администрирования (документооборот).

5.2.5. Организационно-коммуникативное обеспечение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Департамент образования Ярославской области, региональные ресурсные центры поддержки обеспечивают условия для коммуникации, обмена опытом и взаимной поддержки между всеми участниками системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе путём предоставления доступа:

- к внешним системам дистанционного обучения;

- к информационно-образовательному порталу сети образовательных учреждений Ярославской области;

- к региональным узлам;

- к региональному сайту медиацентра сети образовательных учреждений Ярославской области;

- к конференциям и конкурсам по дистанционному обучению;

- к конкурсам и получению грантов на лучшие проекты с использованием дистанционных образовательных технологий.

5.3. Инфраструктурные элементы и система информационно-технологического обеспечения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

5.3.1. Региональные ресурсные центры поддержки и развития системы

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Основными направлениями деятельности региональных ресурсных центров являются:

- комплексная поддержка развития и использования новых информационных технологий в системе образования региона;

- создание региональных узлов системы образования Ярославской области;

- создание и развитие региональной распределенной информационной системы информационных ресурсов учебного назначения;

- просветительская деятельность в регионе по вопросам

информатизации и освоения новых информационных технологий;

- развитие и расширение источников информационных ресурсов.

5.3.2. Муниципальные ресурсные центры поддержки и развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Муниципальные ресурсные центры организуют набор обучающихся, мониторинг и информирование об образовательных программах, заключают договоры на оказание образовательной услуги с обучающимися, организуют занятия и консультации для обучающихся, преподавателей и тьюторов, совместно с региональными центрами ведут методическую работу.

5.3.3. Удалённый доступ к научной и учебной информации.

Обучающимся и преподавателям обеспечивается доступ к следующим ресурсам:

- телешкола или другие;

- ресурсы федеральных хранилищ;

- другие ресурсы интернета.

5.3.4. Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области.

Единый образовательный портал Ярославской области обеспечивает следующие возможности:

- управление содержанием образования, осуществление учебного взаимодействия «учитель – ученик»;

- прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, обучающихся, родителей, органов управления образованием;

- формирование и корректировка индивидуальных учебных планов обучающихся;

- формирование электронного расписания;

- ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);

- ведение электронных дневников.

5.4. Экономические основы развития системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Финансирование оплаты труда педагогов, тьюторов осуществляется в рамках нормативного бюджетного финансирования. Финансирование расходов на укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и повышение квалификации педагогических работников осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 27.01.2012 № 14-п «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы образования в Ярославской области на 2012 год» в рамках областной целевой программы «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011-2013 годы.

Финансирование расходов на обеспечение доступа к сети интернет производится за счёт средств ведомственной целевой программы департамента образования Ярославской области.

Финансирование работ, выполняемых региональными ресурсными центрами, производится из средств, предусмотренных на выполнение государственных заданий.

Финансирование муниципальных ресурсных центров осуществляется из средств, предусмотренных на выполнение муниципальных заданий.


6. Стратегические приоритеты и этапы развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
К стратегическим приоритетам развития относятся:

- развитие инфраструктуры электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий;

- совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации дистанционных образовательных технологий;

- формирование материально-технической базы системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе для разработки и репродуцирования учебно-методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;

- формирование организационно-управленческой структуры системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и финансовых механизмов;

- создание и развитие системы региональных и муниципальных центров информационных технологий для поддержки и развития региональной системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- создание системы мониторинга потребности в направлениях развития системы дистанционного обучения: информационно-образовательных сред, курсов, материалов для дистанционного обучения;

- создание специализированных информационно-образовательных сред, курсов, материалов для дистанционного обучения, включая создание распределённой системы телекоммуникационных сервисов и информационных ресурсов учебного назначения, доступных по каналам региональной образовательной компьютерной сети;

- приобретение доступа к высококачественным специализированным информационно-образовательным средам, курсам дистанционного обучения, доступным по каналам интернета и региональной образовательной компьютерной сети;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- стимулирование педагогических работников школ к использованию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- мониторинг качества электронного обучения;

- разработка системы оценивания информационно-образовательных сред, курсов, материалов для электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий;

- разработка критериев, средств и систем контроля качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.1. Стратегические приоритеты краткосрочного плана реализации Концепции.

Стратегическими приоритетами краткосрочного плана (2012-2013 годы) являются:

- формирование нормативной правовой базы;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и технических специалистов;

- подготовка тьюторов;

- разработка нормативной документации по оценке и сертификации курсов и материалов для электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- создание системы мониторинга потребности в направлениях развития информационно-образовательных сред, курсов, материалов для электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий;

- разработка и внедрение платформ по созданию дистанционных курсов;

- укрепление и модернизация материальной базы региональных центров;

- увеличение скорости подключения школ к интернету до 2 мбит/с;

- формирование первичного фонда источников информационных ресурсов, курсов и материалов для электронного обучения и обеспечения их экспериментального внедрения;

- приобретение доступа к высококачественным специализированным информационно-образовательным средам, дистанционным курсам, доступным по каналам интернета и региональной образовательной компьютерной сети.

6.2. Стратегические приоритеты долгосрочного плана реализации Концепции.

Стратегическими приоритетами долгосрочного плана являются:

- оказание полноценных и качественных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий на всех этапах непрерывной системы образования;

- охват электронным обучением, дистанционными образовательными

технологиями всех муниципальных образований Ярославской области.

6.3. Этапы создания и развития системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Первый этап:

- создание организационной структуры;

- проведение мониторинга, изучения условий внедрения системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- создание первичного фонда дистанционных курсов и обеспечение их экспериментального внедрения;

- создание источников информационных ресурсов;

- разработка основ финансирования;

- улучшение скорости подключения школ к интернету;

-  реализация пилотных проектов внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Второй этап:

- укрепление, модернизация материально-технической базы региональных и муниципальных ресурсных центров;

- повышение эффективности и качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- развитие и расширение источников информационных ресурсов для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- создание фонда дистанционных курсов и обеспечение их внедрения.

Третий этап – полномасштабное развёртывание и внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

7. Ожидаемые результаты по итогам реализации Концепции.

Первый этап:

- создана организационная структура;

- разработаны нормативно-правовые документы по финансированию;

- проведён мониторинг изучения условий внедрения дистанционных образовательных технологий и оптимизации этого процесса;

- модернизирована материально-техническая база региональных и муниципальных центров поддержки и развития;

- созданы дистанционные курсы, и обеспечено их экспериментальное внедрение на базе общеобразовательных учреждений Угличского и Тутаевского муниципальных районов;

- созданы источники информационных ресурсов для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (центры, лаборатории и др.);

- увеличена скорость доступа к интернету к 2013 году в 221 школе до 2 мбит/с и более;

- реализовано 26 пилотных проектов внедрения дистанционных образовательных технологий в 26 образовательных учреждениях;

- используют в образовательном процессе дистанционные образовательных технологии 30 процентов общеобразовательных учреждений.

Второй этап:

- материально-техническая база региональных и муниципальных центров соответствует современным требованиям;

- фонд дистанционных курсов содержит курсы и информационные ресурсы по профильным учебным предметам, элективным курсам, дополнительным общеобразовательным программам;

- используют в образовательном процессе дистанционные образовательные технологии 40 процентов общеобразовательных учреждений.

Третий этап:

- полномасштабно развернуто и внедрено дистанционное обучение;

- созданы во всех общеобразовательных учреждениях условия для реализации дистанционных образовательных технологий;

- используют в образовательном процессе дистанционные образовательные технологии более 50 процентов общеобразовательных учреждений.




скачать файл



Смотрите также:
Приказом департамента образования Ярославской области
257.43kb.
Утвержден приказом департамента финансов и бюджетной политики области и департамента экономического развития области от
234.77kb.
Утвержден приказом департамента образования Иркутской области №673-дпр от 30. 05. 2008
16.27kb.
На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27. 03. 2007 №01-153/08-01, в соответствии с приказом департамента образования Администрации Амурской области от 25. 04
13.04kb.
Законом РФ «Об образовании»
173.56kb.
Участники Заседания Правления Экономического совета Ярославской области: Руководство области
75.97kb.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.04kb.
Заключение комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области
102.07kb.
Департамент образования Кировской области с 1 октября 2013 года открывает «горячую линию» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях: (8332) 64-66-50
7.52kb.
По заполнению листа самооценки профессиональной компетентности учителя учреждения общего образования
83.9kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года География, 10 – 11 класс, муниципальный этап Ответы
63.21kb.
Приказа департамента образования ульяновской области от 26. 06. 2007 года №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»
44.87kb.