takya.ru страница 1
скачать файл
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне

Зав. лабораторией информатики

Московского института открытого образования,

к.п.н. Н.Д.Угринович

 

 Пояснительная записка



Содержание курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на профильном уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 280 часов (4 часа в неделю в 10-11 классах). 

В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е. на 60 часов (на 30 часов в 10 классе и на 30 часов в 11 классе). Примерное распределение дополнительных часов приведено в таблице и тематическом планировании.

 




Тема

Количество часов

Всего

10 класс

11 класс

1

Архитектура компьютера и защита информации

20 + 3

20 + 3

 

2

Информация. Системы счисления

30

30

 

3

Основы логики и логические основы компьютера

18 + 2

18 + 2

 

4

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

66 + 20

66 + 20

 

5

Моделирование  и формализация

36 + 10

 

36 + 10

6

Информационные и коммуникационные технологии

32 + 2

 

32 + 2

7

Разработка Web-сайтов и Web-дизайн

24 + 2

 

24 + 2

8

Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)

22 + 2

 

22 + 2

9

Информационная деятельность человека

14 + 4

 

14 + 4

 

Повторение, подготовка к ЕГЭ

18 + 15

6 + 5

12 + 10

 

ВСЕГО:

280 + 60

140 + 30

140 + 30

  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.



Тематическое планирование преподавания курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне - 280 + 60 часов

  Теория

Компьютерный практикум и решение задач

10  класс, 1 полугодие (68 часов)

 

Тема 1.  Архитектура компьютера и защита информации  - 20 + 3 часа

1.1. Магистрально-модульный принцип  построения компьютера

1.2.Процессор и оперативная память

1.2.1. Процессор

1.2.2. Оперативная память

1.3. Внешняя (долговременная) память

1.3.1. Магнитная память

1.3.2. Оптическая память

1.3.3. Флэш-память

1.4. Файл и файловые системы

1.4.1. Логическая структура носителя информации

1.4.2. Файл

1.4.3. Иерархическая файловая система

1.5. Операционная система

1.5.1. Назначение и состав операционной системы

1.5.2. Загрузка операционной системы

   1.6. Защита информации от вредоносных программ

1.6.1. Вредоносные программы и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Рекламные и шпионские программы и защита от них

1.6.6. Спам и защита от него

1.6.7. Хакерские утилиты и защита от них.


Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от файлов cookies».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».



Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 1.1. Создание логического диска и его форматирование

Практическая работа 1.2. Запись CD или DVD диска

Практическая работа 1.3. Установка параметров BIOS

Практическая работа 1.4. Защита информации


Учебник «Информатика и ИКТ 10». Профильный курс. Глава 1.  Архитектура компьютера и защита информации



  Тема 2. Информация. Системы счисления - 30 часов

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.1.1. Информация в физике

2.1.2. Информация в биологии

2.1.3. Информация в общественных науках

2.1.4. Информация в кибернетике

2.2. Количество информации  как мера уменьшения неопределенности знаний

2.3. Алфавитный подход к определению количества информации

2.4. Формула Шеннона

2.5. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

2.6. Хранение информации

2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления

2.7.1. Непозиционные системы счисления

2.7.2. Позиционные системы счисления

2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2.8.1. Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

2.8.2. Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

2.8.3. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2.10. Представление чисел в компьютере

2.10.1. Представление чисел в формате с фиксированной запятой

2.10.2. Представление чисел в формате с плавающей запятой


Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Задание «Определение количества информации».

Задание «Количество информации в тексте».

Задание «Бросание пирамидки».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Задание. «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дробь».

Задание. Заполнить таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления:

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Задание «Диапазон хранения целых неотрицательных чисел».

Задание «Диапазон хранения целых чисел со знаком и больших целых чисел со знаком».

Задание «Дополнительный код числа».

Задание «Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода».

Задание «Арифметическое действие».

Задание «Приведение числа с плавающей запятой к нормализованной форме».

Задание «Определение максимального числа и его точности».

Задание «Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой».

 


Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

           Практическая работа 2.2. Системы счисления.


Учебник «Информатика и ИКТ 10». Профильный курс. Глава 2. Информация. Системы счисления.

 

 



  Тема 3. Основы логики и логические основы компьютера –

18 + 2 часов.

3.1. Формы мышления

3.2. Алгебра логики

3.2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание

3.2.2. Логические выражения

3.2.3. Логические функции

3.2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений

3.2.5. Решение логических задач

3.3. Логические основы устройства компьютера

3.3.1. Базовые логические элементы

3.3.2. Сумматор двоичных чисел

3.3.3. Триггер


Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Задание «Таблица истинности логического выражения».

Задание «Равносильность логических выражений».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

Задание «Преобразование логического выражения».

Задание «Решение логического уравнения».

Задание «Логическая задача».

В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.

В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.






Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

                Практическая работа 3.1. Равносильность логических выражений.



Учебник «Информатика и ИКТ 10». Профильный курс. Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера.



  Теория

Компьютерный практикум и решение задач







10  класс, 2 полугодие (72 часа)

Тема 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного

программирования - 66 + 20 часов




4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур

4.1.1. Алгоритм и его свойства

4.1.2. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»

4.1.3. Алгоритмическая структура «цикл»

4.2. История развития языков программирования

4.3. Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование

         4.3.1. Объекты: свойства и методы

4.3.2. События

4.3.3. Проекты и приложения

4.4. Система объектно-ориентированного программирования Microsoft Visual Studio .NET

4.4.1. Платформа .NET Framework

4.4.2. Интегрированная среда разработки языков Visual Basic .NET, Visual C# и Visual J#

   4.5. Система объектно-ориентированного программирования Delphi

4.6. Переменные

4.7. Графический интерфейс

4.8. Пространство имен .NET

4.9. Процедуры и функции

        4.9.1. Процедуры

4.9.2. Функции

4.10. Итерация и рекурсия

4.11. Делегаты

4.12. Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языках объектно-ориентированного программирования

4.12.1. Алгоритм перевода целых чисел

4.12.2. Алгоритм перевода дробных чисел

4.13. Графика в объектно-ориентированных языках программирования

4.13.1. Графика в языках программирования Visual Basic .NET, Visual C# и Visual J#

4.13.2. Графика в языке программирования Delphi

3.13.3. Компьютерная и математическая системы координат

4.13.4. Анимация

4.14. Модульный принцип построения решений и проектов

4.15. Чтение и запись данных в файлы

4.16. Массивы

4.16.1. Заполнение массивов

4.16.2. Поиск элемента в массивах

4.16.3. Сортировка числовых массивов

4.16.4. Сортировка строковых массивов



Проект «Консольное приложение» на языке программирования Visual Basic .NET.

Проект «Консольное приложение» на языке программирования Visual C#.

Проект «Консольное приложение» на языке программирования Visual J#.

Проект «Консольное приложение» на языке программирования Turbo Delphi.

Проект «Переменные» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Отметка» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Функции преобразования типов» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Передача по ссылке и по значению»на языках Visual Basic .NET, Visual C# и Turbo Delphi.

Проект «Функция»на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Факториал (итерация)»а языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Факториал (рекурсия)» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Делегаты» на языках Visual Basic .NET, Visual C#  и Visual J#.

Проект «Перевод целых чисел» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Перевод дробных чисел» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Графический редактор» на языках Visual Basic .NET, Visual C#  и Visual J#.

Проект «Треугольник» на языках Visual Basic .NET, Visual C#  и Visual J#.

Проект «Графический редактор» на языке Delphi.

Проект «Треугольник» на языке Delphi.

Проект «Система координат» на языках Visual Basic .NET, Visual C#  и Visual J#.

Проект «Часы» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Домики» на языках Visual Basic .NET, Visual C#  и Turbo Delphi.

Проект «Заполнение массива» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Поиск в массиве» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Сортировка числового массива» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.

Проект «Сортировка строкового массива» на языках Visual Basic .NET, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.











Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 4.1. Проект «Визуализация сортировки числового массива».

Практическая работа 4.2. Проект «Тест».

Практическая работа 4.3. Проект «Шифровка и дешифровка».



Учебник «Информатика и ИКТ 10». Профильный курс. Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.




Повторение, подготовка к ЕГЭ - 6 + 5 часов


 

 

 
скачать файл



Смотрите также:
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на профильном уровне
138.99kb.
Пояснительная записка Содержание профильного курса «Информатика и икт»
102.47kb.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне математика
178.94kb.
Программа для среднего (полного) общего образования
162.33kb.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе
597kb.
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне
41.23kb.
Базовый уровень
148.08kb.
Профильный уровень
286.41kb.
Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура»
242.34kb.
Рабочая программа Предмет: информатике и икт класс 10. Профиль: базовый Всего часов на изучение программы 35
276.89kb.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
317.5kb.
Утверждена приказом №91 от 29 августа 2013г. Директор мбоу матвеево-Курганской о(с)ош
292.34kb.