takya.ru страница 1
скачать файл
Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами посёлка и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. Реализация содержательной части данного раздела осуществляется путем включения в различные виды деятельности. Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта, и культуры малой родины: посёлка Черлак, города Омска, Сибири активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми.



  • В непрерывную непосредственно-образовательную деятельность

  • В совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка

  • В самостоятельной деятельности детей

  • В совместной деятельности с родителями дошкольников

  • В работу с социумом

Содержание данного раздела программы ДОУ строится на местном материале о г.Омске и Омской области, посёлке Черлак, с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой Родине.
Региональный компонент предусматривает:

  • Приобщение ребёнка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям Омских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Омской области.

  • Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков.

  • Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедания.

Содержание данного раздела направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:



  • приобщение к истории возникновения родного поселка;

  • знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Черлакский район;

  • формирование представлений о достопримечательностях родного города Омска, поселка, их государственных символах;

  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремёсел сибирского края;

  • формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Омской области.


Планируемые итоговые результаты освоения детьми части образовательной программы «Родной край»:



  • имеет первичные представления об истории родного края;

  • проявляет заботу о своей семье;

  • знает государственную символику поселка Черлак и Омской области;

  • проявляет интерес к народному творчеству, узнаёт и называет изделия народного промысла (изделия из бересты и дерева, глины;);

  • знает представителей растительного и животного мира Сибири.

Интеграция регионального компонента в образовательных областях

основной общеобразовательной программы.
«Речевое развитие»

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о Сибирском крае, родном поселке.



« Социально-коммуникативное развитие »

- формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений об историческом прошлом родного края, его традициях, о современном культурном поселке, городе, о своей потребности быть нужным своему краю.

- формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, основными занятиями народов Сибири, родного поселка (животновод, бахчевод, строитель и.т.д.), воспитывать желание трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье, а также безопасности окружающего мира.



« Физическое развитие»

- приобщение к ценностям физической культуры родного края, к играм Сибири.



- Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ в условиях Сибирского климата, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ с учетом специфики родного края.
«Художественно-эстетическое развитие»

- ознакомление с художественными произведениями для формирования первичных ценностных представлений о родном крае, ознакомление с литературными произведениями Омских авторов, мифами и легендами Сибири, произведениями фольклора;

- ознакомление с произведениями искусства, ремеслами родного края, использование продуктивных видов деятельности для закрепления полученных знаний.

-Формирование первичных представлений об окружающем мире в части культуры и музыкального искусства, музыкальными традициями народов Сибири.



« Познавательное развитие»

- формирование представлений о растительном и животном мире родного края, сезонных изменениях, бережного отношения к природе, обогащение сенсорного опыта



Образовательные области

Методические приёмы

Познавательное развитие


  • Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе; выставки музея по ознакомлению с животным и растительным миром омской области, с народными приметами, с фенологическим календарём.

  • Сбор гербариев, коллекций.

  • Опытническая и экспериментальная работа.

  • Проектная деятельность, акции.

Социально-коммуникативное развитие




  • Экскурсии: 2младшая группа – по помещению и территории детского сада;

Средняя группа - по ознакомлению с достопримечательностями ближайшего окружения;

Старшая и подготовительная группа – пешие и автобусные экскурсии по посёлку, мини – походы в парк, сквер, в сад, в поле;



Походы в театр, в историко-краеведческий музей.

  • Беседы: «Где живёт человек?», «Дом в котором мы живём», «Посёлок мой родной», «Родина малая и Родина большая», «Моя родная улица», «Мой любимый уголок в посёлке».

Ознакомление с прошлым родного края:

  • Организация этнографического уголка в группе;

  • Встречи с родителями: посиделки, дегустация сибирских блюд;

  • Просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, выставки музея, рассказ экскурсовода;

  • Беседы по ознакомлению с православными традициями края

  • Проведение фольклорных праздников по православному календарю;

  • Празднование всех государственных и региональных праздников.

Физическое развитие

  • Просмотр фильмов о спорте и спортсменах

  • Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости Омской области и посёлка: Е. Канаева, И.Чащина, К.Дудкина, А.Тищенко, А.Ряхов, А.Иванов и др.

  • Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики.

  • Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини-олимпиад.

  • Широкое использование народных игр сибиряков:

«Удочка», «Наездники и кони», «Займи своё место», «Крашенки», «Перетяжки», «Пятнашки», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак», «Водяной», «Бояре», «Невод», «Птицелов», «Горелки», «Жмурки», «Чехарда»




  • Беседы о здоровье: «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра».

  • Видео-экскурсии: Центры здоровья города Омска (крупные клиники, больницы) и п.Черлак.

  • Экскурсии в поликлинику, аптеку.

  • Проектная деятельность, акции.

  • Опыты и экспериментирования

  • Устройство в группах уголков здоровья, здорового питания.

Художественно-эстетическое развитие

  • Беседы об изобразительном искусстве Сибири: об орнаментах и декорах.

  • Беседы, компьютерные мини-презентации о творчестве Омских художников, скульпторов (А.Н. Либеров, К.П. Белов, А. Капралов, А.Цымбал, М.Врубель) и о художниках Черлакского района (Н.И.Холодов, А.А.Веселев, А.А.Плотников, Ю.П.Широватов).

  • Рассматривание репродукций, картин, слайдов, открыток, буклетов.

  • Экскурсии в художественную школу.

  • Оформление в ДОУ художественной галереи творчества Омских художников и скульпторов.

  • Художественно-продуктивная деятельность: плетение из соломки, бисера, лозы, вышивки, аппликации из ткани, поделки из бересты, рисование.




  • Сибирский фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки, мифы, легенды, сибирские народные сказки: «Лисица и птичка», «Змея и муравей», «Белка и кедровка», «Соколиный костёр», «Как куропатка спасла охотника», «Как утка землю добывала», «Два ручья», «Огонёк и пчела», «Как перевелись в Сибири львы».

  • Тематические выставки посвящённые Омским поэтам и писателям (Т.Белозёров, В.Макаров, В.Новиков, Н.Цуприк, Т.Четверикова, А.Кутилов, В.Шелленберг, Б.Гвоздев, Л.Селезнёва, В.Новиков), местных авторов.

  • Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический).

  • Песенное пение сибирских казаков;

  • Музыкальная культура: знакомство с творчеством Омских композиторов (Н.Кондратьев);

  • Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния.

  • Ознакомление с народными сибирскими музыкальными инструментами:

Ударные: ложки, трещотки, бубенцы, колокольчик, рубель, коробочка, дрова.

Духовые: кугиклы, свирель, жалейка, волынка, сурна, рожок.



Струнные: гусли, домра, балалайка, гудок.

  • Использование в группе аудио, видеозаписей концертов, детских праздников, грампластинок, музыкальных инструментов, портретов омских композиторов.



Речевое развитие

  • Игры-инсценировки;

  • Драматизация сибирских народных сказок («Кисель», «Кто лучше скажет», «О комаре и пауке», «Солдат и старуха», «Миколушка»); произведений Омских поэтов и писателей;

  • Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный, линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый);

  • Оформление уголков ряженья (предметы сибирского костюма) во всех возрастных группах;

  • Посещение театра, комнаты сказок

  • Встреча с артистами театра, с работниками телекомпании, с артистами филармонии;

  • Организация в ДОУ театральной студии

Компоненты нравственно-патриотического воспитания детей на примере ознакомления с малой Родиной – посёлком Черлак.

Информационно-содержательный (представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Культура народа, его традиции, народное творчество

  • Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

  • История страны, города, родного посёлка, отражение в названии улиц, учреждений, памятников

  • Символика страны, города, посёлка (герб, гимн, флаг).

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

  • Интерес к жизни посёлка, города, страны

  • Гордость за достижения страны

  • Уважение к культуре и традициям населяющим родной посёлок, город Омск; к историческому прошлому

  • Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и спорта

  • Любовь к родной природе, родному языку

  • Уважение к человеку труженику, желание принимать посильное участие.

  • Трудовая

  • Игровая

  • Художественно-продуктивная

  • Художественно-музыкальная

  • Коммуникативная

  • Поисково-экспериментальная

  • Конструктивная

  • Проектная

  • Двигательная

  • познавательная
скачать файл



Смотрите также:
Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков
76.86kb.
Развитие интереса и уважения к национальным праздникам, обычаям и традициям казахского народа
16.91kb.
«Масленица», создание презентации на тему: «Широкая Масленица»
71.92kb.
Методическая разработка праздника Ливаевой Ольги Юрьевны Лисова Наталья Сергеевна 2012г
104.73kb.
Как вы объясните в чем выражается многоликость современного мира?
23.03kb.
Подготовила: Руководитель татарской культуры «Дуслык» Алмакаева А. И
51.58kb.
Содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
88.05kb.
И будто бы всё это – малость
182.1kb.
Заочная экскурсия по родникам села Стригуны
198.81kb.
На летний оздоровительный период в мкдоу «дс
78.09kb.
Цель: Воспитывать любовь к Кубанской земле, уважение к традициям кубанского казачества
57.66kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Макодзеба Л. В
84.13kb.