takya.ru страница 1
скачать файл
Внеаудиторная работа как средство повышения практической направленности в подготовке специалистов начального образования

Материалы межвузовской научно-практической конференции

30 марта 2007 года

Белгород 2007                       

 

  Проблемы организации внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя



 

Е.И.Старокожева

ГОУ СПО «Валуйский педагогический колледж», г.Валуйки



estarokozheva@yandex.ru

 

 



           Становление информационного общества, формирование в России новых социально-экономических и политических отношений предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки специалистов и ее результату — профессионально значимым и личностным качествам будущих учителей, обеспечивающим высокую степень профессионализма и конкурентоспособность на рынке труда.

 В связи с этим называются перспективные направления изменений в системе образования: реализация идей неформального образования, переход от обучения к образованию; индивидуализация образования на основе индивидуальных способностей; утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования; ориентация на образование, «созидающее знание» и способствующее развитию творческих способностей; применение новых информационных технологий в образовании; переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Традиционные  формы и методы обучения не позволяют в достаточной степени достичь уровня профессиональной подготовки, необходимого современному учителю.

 Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования. При соответствующей организации профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность студентов может обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, способствовать формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

 Анализ теории и практики профессиональной подготовки учителей  позволил выявить следующие противоречия между:
           - потребностью общества в высококвалифицированных, творчески и инновационно мыслящих учителях  и отсутствием престижа педагогической профессии и мотивации к педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности у значительной части выпускников педагогических колледжей и вузов;

 - непрерывно изменяющимися содержанием, целями, формами и методами изучения информационных технологий и недостаточной подготовленностью к этому будущих учителей математики и информатики;

 - потребностями личности в самореализации, самоутверждении, самовыражении и реальными условиями организации учебно-познавательной деятельности в педагогическом колледже;

 - необходимостью развития творческого потенциала будущего учителя и преобладанием в учебных заведениях репродуктивных технологий обучения;

 - необходимостью эффективной организации системы внеаудиторной деятельности студентов и недостаточной разработанностью проблемы.

Проблема проектирования и формирования целостной системы внеаудиторной деятельности в качестве средства профессиональной подготовки является недостаточно исследованной.

Наша статья посвящена вопросам организации самостоятельной и внеаудиторной деятельности студентов, в которых обоснованы систематизирующая роль педагогических колледжей в структуре непрерывного педагогического образования, необходимость ориентации учителя на непрерывное общее и профессиональное развитие, разработка дополнительных образовательных программ, выполняемых не только в учебное, но и во внеаудиторное время. Остановимся на характеристике имеющихся уже форм внеаудиторной работы и попытаемся наметить перспективы организации самостоятельной деятельности студентов.

Среди основных задач современного образования — развитие личности обучаемого, предполагающее формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самореализации, самооценке. В связи с этим обучение в профессиональном учебном заведении необходимо организовать таким образом, чтобы происходило развитие творческой самостоятельности специалиста, осуществлялась его подготовка к дальнейшему непрерывному самосовершенствованию и самообразованию. В термин «самостоятельная работа» вкладывается различное содержание: это и самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач; и деятельность, складывающаяся из творческого   восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ; и разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя; и самообразование; и самообучение.

Вместе с тем, во всех определениях и трактовках основная задача преподавателя — отбор содержания работ, целевая их установка, контроль выполнения, определение времени для работы, предоставление при необходимости помощи, определение вида самостоятельной работы и организационно-методических форм ее проведения; задача обучаемого — проявить в той или иной мере самостоятельность при решении поставленных задач.

Очевидно, что в процессе обучения студента, в частности, в педагогическом колледже необходимо сформировать у него систему знаний, умений, навыков, а также индивидуально-личностных качеств, обеспечивающих высокую подготовленность к педагогической деятельности.

Система внеаудиторных мероприятий позволяет студенту проверить свою теоретическую подготовку, лучше узнать себя, способствует саморазвитию личности и обретению уверенности, позволяющей компетентно заняться избранной деятельностью. В связи с повышением требований к профессиональному уровню специалиста сегодня актуальным является развитие творческого потенциала студентов и подготовка их к будущей профессиональной деятельности.

В Валуйском педагогическом колледже решаются задачи, которые могут объединить всю систему внеаудиторных мероприятий:

- осуществление последовательной системной работы, направленной на развитие мотивации деятельности и самоорганизацию студентов;

- стремление побудить каждого студента к достижению определенного уровня мастерства в своей будущей профессиональной деятельности, стать компетентным специалистом;

- побуждать студента через организацию разнообразной деятельности на самом высоком уровне оттачивать свои профессиональные знания и умения, улучшать их, совершенствовать,  добиваться профессионального роста.

Процесс формирования профессиональных знаний и умений будущих педагогов через внеаудиторные мероприятия осуществляется в несколько этапов и представляет собой систему, построенную на принципах постепенного усложнения, возрастания объема и повышения требовательности к знаниям, умениям, к проявлению творческой индивидуальности, самостоятельности, активности.

Знакомясь с планами внеаудиторных мероприятий, студенты получают возможность увидеть перспективу совершенствования педагогического мастерства через организацию системы внеаудиторных мероприятий на протяжении всех лет обучения.

Самостоятельная деятельность студентов осуществляется с помощью и под руководством преподавателя. Заметим, что для студентов, имеющих домашние компьютеры, может идти речь и о самостоятельной работе не управляемой, а лишь отсроченно и частично контролируемой преподавателем.  Внеаудиторная деятельность студентов реализует цели среднего и высшего педагогического образования своими специфическими средствами.

В рекомендациях для студентов предлагаются диагностические методики, с помощью которых они могут сами исследовать динамику профессионального роста, фиксировать степень сформированности умений и навыков.

В ВПК созданы условия, способствующие творческому росту и профессиональному мастерству студентов. К ним относятся:

- возможность участия в работе научного студенческого общества, в различных научных исследованиях;

- развитие самостоятельной работы, завершаемой рефератом, курсовым и дипломным проектированием;

- наличие видеотеки, компьютерных кабинетов;

- хорошие базы практики;

-возможность знакомства с работой научно-экспериментальных площадок, с работой творческих коллективов, знакомство с результатами конкурса "Педагог года";

- разнообразный выбор специализаций;

- участие в научно-практических конференциях;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- постоянно действующие творческие коллективы;

- интеллектуальные игры, марафоны;

- пресс-конференции, викторины;

- выпуски сборников творческих работ;

- выездные концерты;

- творческие вечера, тематические праздники;

- экскурсии.

Мы все – специалисты,  каждый в своей области. Тем и интересен подход разных специалистов к одной проблеме - внеаудиторной работе студентов, являющейся неотъемлемой частью обучения, поэтому и важны технологии, используемые при организации данного вида работы студентов.

    В предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин приоритет отдается применению информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций, созданию электронных учебников, играющих очень важную роль в дистанционном, заочном и дополнительном образовании. Сейчас создаются не просто электронные версии лекций, а полноценные электронные учебные пособия с гибкой системой поиска информации, возможностями гиперссылок и т.п. Но для дальнейшего развития внеаудиторного обучения, на наш взгляд, необходимо создание собственной электронной библиотеки с удобной поисковой системой не только по авторам или по названиям, но и по ключевым словам, чтобы студент смог сразу ознакомиться со всеми материалами по интересующей его проблеме, а не только с одним каким-либо учебным пособием, рекомендованным ему преподавателем. Это расширит кругозор студента, покажет многовариантность подходов к изучаемой проблеме, облегчит дальнейшую работу при написании курсовых и дипломных проектов. Отсюда вытекают очередные предложения нашей секции по организации сайта колледжа с сайтами отдельных предметно-цикловых комиссий, где каждый преподаватель сможет выставлять свои вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, и по организации  электронной библиотеки. А это, в свою, очередь, будет способствовать созданию центра дистанционного образования, что расширит возможности нашего колледжа и его конкурентоспособность.

Таким образом, мы считаем, что в перспективе в колледже для повышения качества организации внеаудиторной работы студентов должны быть решены следующие задачи:

-создание координационного  центра внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов для обмена опытом  и внедрения передовых образовательных технологий.

- Стимулирование создания студентами наглядных пособий, макетов, схем, программных продуктов в виде признания их в качестве курсовых  и дипломных работ.

- В рамках внеаудиторной работы студентов организация работы фильмотеки по предметам и ряда курсов с соответствующим оборудованием помещения.

- Написание электронных учебных пособий и формирование из них электронной библиотеки с удобной поисковой системой.

- Организация сайта колледжа, связь с сайтами других специальных учебных заведений и интерактивными возможностями для расширения внеаудиторного образования и поддержания внеаудиторного общения преподавателя со студентами.

- Создание Центра дистанционного образования.

           Мы считаем, что внеаудиторная деятельность студентов в профессиональной подготовке учителя является эффективной, если
она  представляет собой единство внеаудиторной работы преподавателей, отвечающей общим задачам профессионально-педагогического  образования и их научно-методическим интересам, и внеаудиторной деятельности студентов, соответствующей потребностям личности в современных знаниях и требованиям общества к уровню профессиональной подготовки.

            Процесс функционирования системы внеаудиторной деятельности студентов предполагает единство поэтапного внедрения результатов этой деятельности в учебный процесс колледжа, педагогическую практику студентов и организацию внеклассной работы в школе.  Применение совокупности педагогических технологий, обеспечивающих формирование профессионально значимых и личностных качеств будущих учителей;


 опора на активность, самостоятельность, самодеятельность студентов,
учет личных мотивов и интересов;  разнообразие содержания, последовательное усложнение и преемственность внеаудиторной деятельности от курса к курсу – это  условия совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя во внеурочной деятельности.

 
скачать файл



Смотрите также:
Проблемы организации внеаудиторной деятельности студентов в профессиональной подготовке учителя
87.44kb.
Областью профессиональной деятельности выпускников являются: научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации по направлению биохимия и молекулярная биология
26.07kb.
Практические основы профессиональной деятельности Теоретические основы профессиональной деятельности
57.18kb.
Главная задача дисциплины состоит в ознакомлении студентов с особенностями организации учебного процесса в нмсу(горный), подготовке их к активному участию в этом процессе
126.86kb.
Самоанализ профессиональной деятельности Васильевой Любови Александровны, учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения
173.25kb.
Система подготовки учителя к уроку
43.14kb.
Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя
574.14kb.
Лист экспертной оценки результатов профессиональной деятельности учителя, работающего по программам
145.47kb.
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя физической культуры общеобразовательного учреждения, преподавателя физической культуры, руководителя физического воспитания
139.4kb.
Рабочая тетрадь учебной дисциплины внеаудиторной и аудиторной работы по дисциплине Гражданский процесс основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912
1019.81kb.
Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной практики студентов
65.69kb.
Использование пакета свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителя
370.94kb.