takya.ru страница 1
скачать файл
УДК 745/749(075.8)
DOI: 10.12737/ 2566
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА
Свинцова Елена Викторовна, доцент кафедры художественного проектирования
предметно-пространственной среды, antiglamourgirl@bk.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются историческая концепция возникновения метода деконструкции, характеристика принципов и приёмов проектирования методом деконструкции, особенности использования цвета в деконструкции, применение деконструкции к процессам технологической обработки одежды, перспективы использования метода деконструкции в проектировании одежды.

Ключевые слова: проектирование, деконструкция, дизайн, новая эстетика, форма, цвет, фактура.
Производители одежды в условиях современного рынка должны одинаково успешно решать и реализовывать задачи по повышению эффективности производства, увеличению товарооборота и созданию уникального и востребованного продукта.

На одних предприятиях концепцией производства является воспроизведение типовых решений моделей, обеспечивающих невысокий, но стабильный спрос. Для других – маркетинговая стратегия заключается в тиражировании чужих остромодных и востребованных образов, создании продукции с низкой себестоимостью и коротким циклом производства, который обеспечивает высокий уровень товарооборота. Деятельность третьей группы производителей направлена на постоянный поиск новых идей и решений, создание уникального продукта в рамках концепции марки и перспективной моды. Объектом поиска и разработок при этом в равной степени становятся конструктивное, технологическое, художественное и стилевое решения модели, к которым одинаково чувствителен конечный потребитель.

Таким образом, задачи процесса проектирования одежды сводятся не только к созданию изделий с высокими показателями эргономического соответствия и технологической обработки, но, в первую очередь, к созданию новой концепции образа и философии, ориентированных на покупателя.

Метод деконструкции является методом, позволяющим реализовать данные задачи применительно ко всем стадиям процесса проектирования: дизайну, конструированию, определению методов технологической обработки, окончательной отделки и изготовлению сырья.

В начале 80-х годов XX века в противовес экспрессивной, агрессивной и несколько истеричной моде того времени, пропагандирующей культ богатства и сексуальности, японские дизайнеры Йодзи Ямамото (Yohji Yamamoto) и Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) представили в своих коллекциях черные асимметричные одежды, похожие на свисающие лохмотьями куски ткани. Представленное на подиуме ошеломляло, оскорбляло, завораживало, но никого не оставляло равнодушным. «Конец моды», «Хиросима-шик» – таковы были первые оценки парижских экспертов. Эта одежда находилась за рамками европейской эстетики, воплощая в себе всё самое авангардное, новое. Восьмидесятые годы стали точкой отсчёта эпохи постмодернизма с её деконструктивистским подходом к дизайну одежды.

Понятие «деконструкция», которое ввел в оборот французский философ и культуролог Жак Деррида, характеризует новый образ мысли, заключающийся в постоянном переосмыслении предмета, речи, контекста; смешении, сталкивании языков и стилей, выход за рамки и расширение границ возможного. Путем разрушения классических пропорций, конструкций, взаимосвязей между элементами рождаются новые, удивительные по своей силе и выразительности образы.

В дизайне одежды деконструкция явилась воплощением новой эстетики в отказе от симметрии, повторения, видении подлинной красоты в незавершенности, неправильности, несовершенстве. Применение метода деконструкции в дизайне одежды сводится не только к процессу проектирования. Деконструктивизм дал начало появлению новых принципов и приёмов в конструировании, пересмотру методов технологической обработки и разработке новых структур материалов. К числу принципов проектирования методом деконструкции следует отнести:


  • свободное манипулирование посадкой изделия на фигуре человека;

  • смешение существующих и создание новых форм костюма и методов проектирования;

  • изменение понимания роли и функции художественно-конструктивных средств и декоративно-конструктивных элементов;

  • отказ от преимущественно утилитарной функции одежды.

К основным характеристикам одежды относят её назначение и форму поверхности. Поэтому, говоря о проектировании новых моделей одежды, подразумевают, прежде всего, создание новой формы.

Методы, применяемые при создании объёмной формы одежды, могут быть различны и напрямую зависят от её характера. Одежда может повторять контуры тела, гипертрофировать и изменять их, создавать совершенно новые объёмы и формы, не деформируя при этом тело.

Приёмы, к которым прибегают деконструктивисты для решения поставленной задачи, можно объединить в несколько групп:


  • разрушение привычных конструкций;

  • проектирование конструкций совмещением типовых методов проектирования и техники наколки;

  • проектирование на основе типовых конструкций с применением методов конструктивного моделирования;

  • моделирование посредством сдвига и кручения;

  • проектирование методом «вычитательного кроя»;

  • применение методов модульного проектирования;

  • проектирование с использованием метода плоского кроя;

  • использование асимметрии;

  • проектирование методом инверсии.

Кроме перечисленных приёмов, необходимо обратить внимание на особенности использования цвета в деконструкции.

Цвет, без сомнения, самое выразительное средство в костюме. Для деконструктивистов этим средством стал чёрный. В своей удивительной двойственной природе это одновременно цвет торжества и скорби, богатства и бедности. Шанель и Баленсиага использовали чёрный, чтобы подчеркнуть красоту линий силуэта своих самых элегантных нарядов, французские экзистенциалисты, битники и панки – как символ интеллектуальности, непохожести, отверженности, бунта. У деконструктивистов чёрный цвет не несет никакой смысловой нагрузки, он лишь выявляет силуэт, форму изделия, фактуру ткани, создает игру света и тени в перекрывающих друг друга слоях материала.

Современным подходом к производству одежды является упрощение технологической обработки. Деконструктивисты предлагают следующие методы:


  • облегчение низа изделия за счет применения потайных машинных и ручных швов;

  • фиксация припуска клеевыми материалами;

  • обработка внешних срезов изделия на краеобмёточной машине;

  • использование необработанных краёв в неосыпающихся и нераспускающихся материалах или их фиксация на плоскошовной машине швом однониточного челночного или цепного стежка и прочими декоративными швами;

  • использование накладных швов для соединения деталей изделия;

  • отказ от закрепительных и отделочных строчек и их замена закрепками и применением клеевых материалов;

  • уменьшение применения клеевых материалов для сохранения естественной пластики ткани (дублирование только необходимых участков, усиление срезов клеевыми кромками).

Кроме того, деконструкция подразумевает не только создание новых, но и нарушение принятых методов технологической обработки или отказ от них:

  • вывод швов и вытачек наружу;

  • намеренную деформацию изделия;

  • нарушение последовательности влажно-тепловой обработки.

Вместе с новой эстетикой деконструктивисты принесли в дизайн одежды и новый декоративный язык: дыры, разрывы, потёртости, прорехи, умышленный брак и искусственную деформацию материала в изделии. Он как нельзя лучше отражает эстетику неправильности и несовершенства. Созданное человеком несовершенно, но тем не менее может быть прекрасно. В абсолютной симметрии и правильности нет движения, нет жизни, она искусственна, а потому – мертва.

Достижение эффектов старения и деформации изделия возможно за счёт специальной отделки, деструкции ткани, материала или трикотажного полотна, а также её имитации. Различные способы варки придают ткани и изделиям потертый, умеренно поношенный вид.

Скручивание, сжатие и растяжение, формование под воздействием влаги, тепла и специальных составов позволяют получить совершенно новые фактуры и формы в изделиях из натуральной кожи. В ходе работы с регулярным трикотажем возможно получение различных декоративных эффектов на полотне материала:


  • эффекты спуска петель и роспуска полотна (за счет использования ажурных, неполных переплетений);

  • создание полотна с неравномерной плотностью и петлями разной величины на основе неравномерных переплетений и при использовании фасонных нитей;

  • деформация вязаного полотна за счёт использования термопластичной пряжи и др.

Растущая популярность деконструктивизма породила потребность в материалах с измененной структурой. Это ткани с характерными следами искусственной деформации: трещинами, морщинами, заломами, складками, полосами, вздутиями. Данные эффекты получаются за счёт «растрескивания» жесткой полимерной пленки, разбивки готового тканого полотна с металлической нитью в специальном барабане с применением резиновых или деревянных шаров. Для получения «креш-эффекта» и гофрирования используют химическую и термоотделки.

Предприятия текстильной промышленности продолжают изобретать новые способы отделки и создания материалов с измененной структурой. Так, португальская фабрика Riopele производит ткани по внешнему виду идентичные материалам с металлической нитью. Вместо металла в состав ткани входит жесткая полиэтиленовая нить, что значительно повышает эксплуатационные свойства и долговечность изделия.

В заключение хочется отметить, что проектирование одежды в современном мире не сводится лишь к созданию утилитарно-функциональных вещей. Это, прежде всего, творческий процесс, являющийся источником самореализации его участников. Деконструкция ставит своей задачей поиск и создание нового путем отказа от принятых норм и ограниченности мышления, за счет расширения границ возможного. Использование метода деконструкции открывает обширные возможности для поиска новых образных, конструктивных и технологических решений, раскрытия творческого потенциала создателя и личности носителя. Таким образом, деконструкция является перспективным методом проектирования, позволяющим создавать новое, сохраняя при этом баланс между выразительностью образа и комфортом одежды, индивидуальностью и привлекательностью, рождать оригинальные, востребованные и коммерчески рентабельные модели одежды.

Литература



  1. Future Beauty: 30 Years of Japanese Fashion / под ред. Akiko Fukai, Barbara Vinken, Susannah Frankel, Hirofumi Kurino, Rie Nie. – Лондон: Merrell Publishers, 2010.
    – 256 p.

  2. Франсуа Бодо Шик и Шарм / пер. с фр. Е.Д. Богатыренко, О.Р. Будкиной,
    В.Д. Румянцевой. – М.: Слово/Slovo, 2006. – 400 с.

  3. Аванта плюс. Мода и стиль: современная энциклопедия / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.

  4. Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х Франка,
    Б.В. Маркова. – СПб.,1999. – 256 с.


HIGH-POTENTIAL METHODS OF GARMENT DESIGN
Svintsova Elena Viktorovna, Associate Professor at the Department of Artistic Design of the Objective-Spatial Environment, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia, antiglamourgirl@bk.ru
The article offers a historical insight into the origins of the deconstruction method, outlines the principles and methods of designing through deconstruction, defines the peculiarities of the use of colour in the process of deconstruction, the application of deconstruction to the manufacturing process of garment conditioning, and the potential of the deconstruction method in terms of design.

Key words: design, deconstruction, advanced aesthetics, shape, colour, structure.
References

  1. Fukai, A., Vinken, B., Frankel, S., Kurino, H., & Nie, R. Future Beauty: 30 Years of Japanese Fashion. – London: Merrell Publishers, 2010. – p.256.

  2. Baudot, F. Shil i Sharm [The Allure of Women]. Moscow: Slovo Publ., 2006. – p.400.

  3. Volodin, V.A. Avanta plus. Moda i stil’: sovremennaia entsiklopediia [Avanta +. Fashion and Style: a modern encyclopaedia]. Moscow: Avanta + Publ., 2002. – p.480.

  4. Stegmaier, W., Frank, H., Markov, B.V. Germenevtika i dekonstruktsiia [Hermeneutics and Deconstruction]. St.Petersburg, 1999. – 256 с.
скачать файл



Смотрите также:
Проектирование, деконструкция, дизайн, новая эстетика, форма, цвет, фактура
78.03kb.
Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достижениями в науке и технике. Возникают новые смелые конструкции, применяются новые строительные материалы, новая строительная технология
222.25kb.
Программа дисциплины "История дизайна"
325.49kb.
Программа дисциплины «Компьютерное проектирование в дизайне одежды» для направления 072500. 62
211.88kb.
Мебель «Стандарт-класса» изготавливается из ламинированной плиты толщиной 16 мм, торцы меламиновой или пвх кромкой. Классический дизайн. Цвет бук. Другие цвета по согласованию
75.78kb.
Этика и эстетика Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050103. 65 География
255.29kb.
Массив + фанера + лак
47.09kb.
Включающий в себя 8 тематических выставочных направления: Архитектура. Строительство. Благоустройство. Жкх. Спортивные объекты проектирование, строительство, оснащение. Климатические системы
56.45kb.
Работала дизайнером в рекламном агентстве "Класс": фирменный стили, реклама, дизайн интерьера
7.35kb.
Alpine cde-9827r особенности
517.86kb.
Название сайта: Полиграфия «Быстрый цвет» Адрес сайта
52.33kb.
Щелкнуть мышью по цвету этого слоя (в столбце Color/Цвет) и выбрать любой ок. Желательно выбирать цвет поярче, чтобы он был контрастен с черным фоном
26.26kb.