takya.ru страница 1
скачать файл
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2012/13 учебный год)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М.

администрации городского округа город Воронеж
Номинация конкурса - Организация учебного процесса и управление учебным заведением

СТАТЬЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор статьи: Романова Татьяна Митрофановна,

МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М. г. Воронежа



ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

«Скажи мне и я забуду.

Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу»

Бенджамин Франклин
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

В практике обучения сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, которые для наглядности представим схемами: 1. Пассивные методы; 2. Активные методы; 3. Интерактивные методы.


Каждый из них имеет свои особенности.







Пассивный метод (рисунок 1.1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активный метод (рисунок 1.2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод (рисунок 1.3) - (в английском языке «inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [3]

Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС [5].

В настоящее время мы двигаемся от обучения в формате teaching к формату learning. Теперь уже не человека учат, а человек учится. Использование интерактивных методов обучения иностранным языкам в современной школе носит деятельностный характер, предполагает направленность на поддержку индивидуального развития, наличие свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания, способа учения, диалогичность, перенос акцента с запоминания информации на изучение действительности. Выбор метода каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определении метода обучения иностранным языкам обязательно скажется, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения. Изучив комплекс условий, учитель принимает решение об использовании в своей работе того или иного метода [4]

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что учащиеся должны усвоить не только и не столько теоретические знания, но и овладеть языком практически, приобрести навыки и умения иноязычного общения.

Рассмотрим применение метода обучения в сотрудничестве на уроках английского (впрочем, любого иностранного) языка. Метод обучения в сотрудничестве (cooperative learning) предполагает создание необходимых условий для общения учащихся друг с другом и с учителем. Причем общение осуществляется на иностранном языке, что позволяет в результате систематической и целенаправленной работы значительно увеличить количество устной речевой практики на уроке для каждого ученика.

Итак, приоритетной формой работы на занятии является самостоятельная совместная деятельность учащихся. Чрезвычайно важна правильная организация пространства. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить их вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.

Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой.

Рассмотрим общий алгоритм применения методики работы в малых группах на этапе первичного закрепления нового материала (формирование ориентировочной основы действий).

1. Учитель объясняет новый материал.

2. Каждая группа получает комплект заданий, необходимые опоры на закрепление нового материала.

Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе [7].

Учитель также может дать задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики в группе обращаются за разъяснениями к сильным.

Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем проверяется и обсуждается всей группой) или в парах (в этом случае можно использовать специальные упражнения с ключом, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).

3. Учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и объяснить, почему задание выполнено именно так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учеников по усвоению нового материала.

Таким же образом метод сотрудничества можно использовать при проверке домашнего задания, при выполнении заданий по тексту для чтения, лексических и грамматических заданий, при подготовке к тесту или контрольной работе, а также на обобщающих уроках.

Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм (brainstorming) –- метод генерации идей путем коллективного обсуждения проблем при полной свободе выдвижения вариантов решения [8]. Рассмотрим прохождение темы «The Universal Declaration of human rights (Всеобщая декларация прав человека)» по учебнику Биболетовой М.З. “Enjoy English” в 9 классе [9].

В начале урока учитель сообщает тему занятия и ставит перед обучаемыми проблемную задачу: The theme of our lesson is the Universal Declaration of Human Rights. As you guess, today we shall speak about the Universal Declaration of Human Rights adopted by the United General Assembly, on the 10th of December,1948 at the PalaisdeChaillot in Paris.

At the end of the lesson you have to answer the following questions:




Вопросы

Примерные ответы учащихся

What is The Declaration of Human Rights?

…a document written by the United Nations which states that all people in the world have certain rights.

What human rights do you know?


Every person has the right to speak freely.

Every person has the right to get an education.

Every person should have the right to decide whom to marry.


  • to choose the work you like

  • to choose the climate you want to live in

  • to be equal with other people

  • to get a driving license at the age of 14

  • to know what your rights are

  • to be protected against religious discrimination

  • to be protected against strict teachers

Why are they important?

The list of human rights includes protection against cruel punishment and protection against racial, ethnic, sexual, and religious discrimination.

(Вопросы написаны на доске или используется презентация Power Point)
Обучаемым задается вопрос – Какова была тема наших последних занятий? Учащиеся отвечают… Как вы помните, мы разговаривали о конфликтах между людьми и странами, об их причинах и путях их разрешения. Вот еще несколько вопросов:

  1. What do you think is it possible to prevent all conflicts?

  2. How can people resolve conflicts?

  3. What should people understand if they want to prevent war?

  4. Is it important to be tolerant?

  5. How can we build peace in the world?

  6. Why do conflicts happen in the world?

  7. Why do political parties and states have conflicts?

  8. What can different conflicts lead to?

  9. What can we do about conflicts?

(На занятии используется мультимедиа, учащиеся работают в парах или в группах)

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Особо следует отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширить свой кругозор, овладеть новыми знаниями по изучаемой теме.

Обучаемым не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые они получают, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка способствует более активному усвоению языкового материала, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучаемых, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.



Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс позволяет реализовать цели обучения на основе новых подходов к образованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо. // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5.

  2. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Минобразования России № 1809 от 05.03.2004 г.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

  4. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе - [электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.hse.ru/data/2012/07/05/1254222952/книга.pdf

  5. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. –

М. : АСТ. Астрель, 2004.

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ. Астрель, 2004.

  2. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/workshop/seminars/ -

training_personality/training_cooperation.htm

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма

  2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Enjoy English», 9 класс, М: Титул, 2011 год.
скачать файл



Смотрите также:
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
86.15kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
89.04kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
60.98kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
146.1kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
27kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
189.66kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
89.94kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
234.12kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
57.89kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
139.31kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
51.46kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
192.54kb.