takya.ru страница 1
скачать файл
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей

Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии дошкольное воспитание»

Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей в подготовительной к школе группе

«Волга - матушка река»
Автор: воспитатель МБДОУ д/с № 5

Дубровина Вера Алексеевна

г. Тверь -2014

Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей в подготовительной к школе группе



«Волга - матушка река»

Программное содержание:

  • расширить представления детей о достопримечательностях Твери - о Волге как главной реке страны;

  • закрепить понятие исток и ввести в словарь детей выражение « Волга-матушка»;

  • уточнить и расширить знания детей об имеющем место загрязнении окружающей среды, мерах борьбы с этим явлением;

  • закрепить знания о правилах поведения на природе;

  • привлекать детей к опытнической работе, умение рассуждать на экологическую тему, логически мыслить;

  • воспитывать ответственное, бережное отношение к воде, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.

Оборудование:

  • карта физическая России, карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги;

  • диск с записью песни (Л.Зыкина «Течёт река»);

  • банки с речной водой, чистые банки, марля, лупы.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций о реке Волге (фотоальбомы, зарисовки), чтение художественной литературы о Волге.



Словарь новых слов: Итиль, Идель, Атал, Ра.

Ход занятия.

1. - Дети, мы живем с вами в прекрасной стране, как она называется? (Россия)

- А в каком городе? (Тверь)

- Назовите основные достопримечательности нашего города. (Набережная Афанасия Никитина, памятники А.С. Пушкину, А. Никитину.)

- Отгадав загадку, вы узнаете, какая самая главная достопримечательность, о которой мы сегодня будем говорить:

И поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз-

И течёт она рекой широкой

Из лесного края в край степной,

И зовут её рекою…(Волгой)

Матушкой, кормилицей родной. (С. Маршак).  

(Включить грамзапись песни о реке Волге)

- Правильно, сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.



2. Беседа о реке Волге и её истоке.

- Великой её называют, потому что она действительно велика.

- Нам, жителям Твери и Тверской области, Волга особенно дорога, ведь свое начало она берет на нашей Тверской земле. Возле озера Селигер деревня Волговерховье, есть заросшая мелколесьем низина. Среди невысоких березок, под крышей небольшого бревенчатого домика бьет из-под земли студеный родничок. Это и есть исток Волги, т.е. начало (показать репродукцию). Вода тут прячется в осоке. Только присмотревшись, можно заметить ложбинку, а затем ручеек, который можно перешагнуть. Удаляясь от домика, Волга начинает забирать силу других ключей и ручейков, пополняться за счет озер и речек, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море.

Чтение стихотворени:я

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди.

Здесь родилась Волга,

Здесь её и дом, и колыбель.

- Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли Итиль, Идель, Атал и, наконец, Ра - так называли великую русскую Волгу на протяжении многих столетий народы всего мира.

"Ра" - значит "щедрая". Что такое щедрая? (Ответы детей: добрая, все отдающая).

"Итиль"- то есть «река рек» звали матушку-реку татары и марийцы.

"Атал" - чуваши, т.е. «самая главная», полноводная, могучая, широкая.

А может реку называли так потому, что жил на ее берегах былинный богатырь Вольга, который защищал народ от врагов.

- Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- Волгу называют – «матушка-река».

– Почему, как вы думаете? (перевозка грузов, пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера), кормилица (добыча рыбы), радость от реки (можно купаться).

Физкультминутка «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.



Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.

- Почему вода в реке стала грязной? (в Волгу сбрасывается большинство неочищенных промышленных и бытовых стоков, засоряют люди, когда отдыхают)

- Ребята, что необходимо предпринимать, чтобы спасти нашу Волгу? (Ответы детей: построить очистительные сооружения, экономить питьевую воду, сажать по берегам реки деревья и т.д.)

- Для этого необходимо, чтобы мы все, и каждый из вас бережно относился не только к реке Волге, но и ко всему, что нас окружает.

- Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны, чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных. 

- А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.



3. Практическая деятельность – очищение воды

- Можно ли воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать дома? (отстаивание, фильтры, кипячение). Мы ходили на экскурсию на берег реки Волги и набрали там воды, давайте попробуем очистить ее.

- Из чего можно сделать фильтр? (марля, фильтрованная бумага)

- Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети разбиваются на группы и фильтруют воду.

Вывод: Мы узнали самый простой способ очистки воды, с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры, как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить и дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыли руки не бросать мусор в воду, когда находишься на природе.

Итог занятия:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?"

- Как называется то место, где начинается любая река? (Исток)

- Где же находится исток Волги? (деревня Волговерховье, Тверская обл.)



Воспитатель предлагает вспомнить разные названия реки Волги.
скачать файл



Смотрите также:
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
86.15kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
89.04kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
60.98kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
146.1kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
27kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
189.66kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
89.94kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
234.12kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
57.89kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
139.31kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
51.46kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
192.54kb.