takya.ru страница 1
скачать файл



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины
Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля

для направления 030100.68 «Философия» подготовки магистра

Автор программы:
Чепурин Кирилл Валериевич,

преподаватель кафедры истории философии факультета философии



kirill.chepurin@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 2011 г.

Зав. Кафедрой А.М. Руткевич
Рекомендована секцией УМС «Философия «___»____________ 2011 г.

Председатель Е.Г. Драгалина-Черная


Утверждена УС факультета философии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова


________________________ [подпись]

Москва, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе «Философская антропология» по направлению 030100.68 «Философия».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по специальности 030100.68 «Философия», уровень подготовки: магистр; основной образовательной программой по направлению подготовки 030100.68 Философия, уровень подготовки: магистр; и рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.68 Философия, магистерская программа «Философская антропология», утвержденным в 2011г.


1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» являются:

  • обучение антропологической и теологической мысли Гегеля и немецкого идеализма в контексте современной философской и историко-философской работы;

  • обсуждение на примере философии Гегеля ключевых проблем и вопросов философской антропологии;

  • овладение философской терминологией немецкого идеализма, его основными понятиями и темами;

  • развитие исследовательских навыков и навыков работы с источниками и современной специальной литературой;

  • формирование умения сопоставлять различные историко-философские традиции и интерпретации.



2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, основные приемы историко-философского анализа текстов Гегеля.

  • Уметь аналитически обсуждать и комментировать философский текст, давать характеристику основным этапам и темам гегелевской мысли, сопоставлять различные разделы гегелевской философии духа, проводить сравнение антропологии и теологии Гегеля с антропологией и теологией других представителей немецкого идеализма.

  • Приобрести опыт чтения и анализа оригинальных текстов немецкого идеализма и современной специальной литературы по теме.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-1

Распознает основополагающие характеристики и понятия философии немецкого идеализма; владеет современными техниками анализа философских первоисточников и специальной литературы; устанавливает связи между различными представителями немецкой классической философии

Лекционные и семинарские занятия, разбор специальной литературы по теме, работа студентов на семинарах

Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования

ОК-2

Владеет современными методами историко-философского анализа; демонстрирует знание основных традиций интерпретации антропологии и теологии Гегеля и умеет вырабатывать свой подход к ним на основании современных методов исследования

Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов

Способность свободно пользоваться русскими и иностранными языками как средством делового общения

ОК-3

Демонстрирует владение первоисточниками и специальной литературой на русском, английском и немецком языке, излагает и обосновывает свое понимание прочитанного

Обязательное чтение первоисточников и специальной литературы на русском, английском и немецком языках, выступления на семинарах

Знание современных проблем философии, умением предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения

ПК-1

Демонстрирует понимание актуальности философской проблематики немецкого идеализма; представляет связи между немецким идеализмом и современными проблемами философии; интерпретирует в современном контексте основные понятия и проблемы немецкой классической философии

Лекционные и семинарские занятия, анализ задаваемых текстов, обсуждение на семинарах

Владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области

ПК-3

Владеет основными методами (как современными, так и традиционными) анализа текстов немецкого идеализма; применяет эти методы для тематизации и проблематизации основных понятий философии Гегеля; интерпретирует первоисточники и обосновывает свою интерпретацию

Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов

Способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями

ПК-4

Дает определения основных понятий антропологии и теологии немецкого идеализма; анализирует изучаемые тексты немецкого идеализма и специальную литературу по теме; применяет свои знания в области истории философии немецкого идеализма; обосновывает результаты своего анализа

Выступления студентов на семинарах, чтение и анализ задаваемых текстов, выполнение домашнего задания

Компетенции для программы учебной дисциплины взяты из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Философия» (квалификация: магистр) Министерства образования и науки Российской федерации.


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специальности 030100.68 «Философия» подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История философии

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Знание ключевых представителей немецкой классической философии и ее основных особенностей

  • Базовые знания по истории философии античности и нового времени

  • Знание философской терминологии

  • Знание английского и/или немецкого языка

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Философская антропология

  • Современная философия

  • Научно-исследовательский семинар

4Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Историко-философское введение

14

8

2




4

2

Антропология Гегеля в контексте его философии духа

16

6

4




6

3

Ключевые темы гегелевской антропологии

14

4

4




6

4

Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд

10

4

2




4

5

Теология Гегеля

12

6

2




4



Итого:

66 часов












5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашнее задание







*

*

Форма: устная

Итоговый

Экзамен










*

Форма: устная

Текущий контроль по курсу – домашние задания в виде текстов и вопросов к ним, которые затем обсуждаются на семинарском занятии. Итоговый контроль – устный экзамен в виде собеседования.



5.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу (домашние задания, работа на семинарских занятиях) выставляется по совокупности всех домашних заданий и семинарских занятий. На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать тексты немецкого идеализма, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу. На итоговом контроле, который осуществляется в виде устного собеседования, студент должен знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, а также важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, и демонстрировать знание специальной литературы по теме.



6Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Историко-философское введение


Вступление: Актуальность антропологических и теологических тем в современной философской мысли: анализ некоторых ключевых тенденций. Новый интерес к наследию немецкого идеализма.
Тема 1. Введение в изучение Гегеля

Традиционная периодизация гегелевской мысли: «ранний» Гегель, «йенский», «нюрнбергский», «гейдельбергский» и «берлинский». «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук»: общая характеристика. «Берлинский» Гегель: «Энциклопедия», «прибавления» (Zusätze) и конспекты лекций разных лет. Три части «Энциклопедии»: логика, натурфилософия, философия духа. Вопрос о системе и вопрос о методе. Наиболее распространённые интерпретации гегелевского систематизма. «Диалектика» Гегеля: проблематизация.


Тема 2. Введение в изучение антропологической мысли Гегеля

Философская и нефилософская антропология XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта. Вопрос об отношении антропологии Канта к его философии морали. Человек у романтиков.

Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. Антропология ранних работ Гегеля: общая характеристика. Антропология «йенской» «Феноменологии духа»: проблема начала. «Поздний» Гегель: антропология и философия субъективного духа. Две феноменологии.

Господствующий взгляд на «берлинскую» антропологию. Своеобразие гегелевского определения антропологии. Гегель contra А.Кожев.


Тема 3. Введение в изучение теологической мысли Гегеля

Гегель-теолог в контексте немецкого идеализма. Гегель и Шлейермахер. Теология и христология «раннего» Гегеля. «Дух христианства и его судьба».

Традиция метафизического и теологического прочтения зрелой гегелевской философии. «Абсолютный дух». Христология Гегеля. Воплощение: плоть-как-плоть и плоть-как-дух; структурированная плоть. Христос как «действительный человек»: первая связь антропологии и христологии. Гегель и традиция «смерти Бога». «Царство духа» и эсхатологическое прочтение гегелевской философии. История духа как теологический нарратив. Гегель и Шеллинг.
Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2

Тема 2: лекции – 4, семинары – 2

Тема 3: лекции – 2



Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания



Итого: 14 часов
Литература по разделу: [1, введение и глава 3], [5], [10], [11], [24], [26], [31], [36], [46].


  1. Раздел 2. Антропология Гегеля в контексте его философии духа

    Тема 1. Гегелевская концепция философии духа

Общая характеристика онто-антропо-теологического единства в гегелевской философии духа. Вопрос о Geist: традиционные интерпретации. «Дух» как возможность бытия-иначе. Гегель и спекулятивный реализм (К.Мейяссу).

    Структура «Философии духа» Гегеля. Логическая история духа как духа: субъективный, объективный и абсолютный дух. Взаимопроникновение и взаимозависимость логических ступеней. Круговой характер философии духа.

    Философия субъективного духа. Антропология, феноменология и психология.

    Разрыв между философией природы и философией духа. Гегель: рождение души как «saltus». Два смысла «природного» у Гегеля.

    Тема 2. Антропология Гегеля как проблематизация «души» и индивидуальности

    Абсолютный дух и единичность. «Полагание» души абсолютным духом. Интенсивность души: Кант и Гегель. Понятие интенсивности в «Науке логики» и в антропологии: проблема качественного (воплощенного) и пустого начала.

    Антропологическое у Гегеля как многообразие интенсивностей. Гегель contra Делёз: интенсивное как индивидуальное. Гегель и объектно-ориентированная онтология.

    Душа как «слепая» точка абсолюта и одновременно точка его претворения в действительность. «Развёртывание» духа из этой точки.

    Душа и «дух»: несводимость к чувственно-аффективному. Душа как conatus. Индивидуальность и контингентность. Овладение собой, Hemmung, преображение и бытие-иначе. Гегель и Фуко («забота о себе»). Связь с диалектикой господства и рабства.

    Тема 3. Историко-философское своеобразие гегелевской антропологии

    Гегель и Аристотель («О душе»). Вопрос о включенности «низшего» в «высшее». Душа как активность; отношение к себе и другому. Гегель и Лейбниц: душа как монада. Communio или commercium?

    Гегель против Канта. «Прагматическая» vs. «абсолютная» антропология. Вопрос о целостности и разорванности антропологии. Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).



Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2

Тема 2: лекции – 2, семинары – 2

Тема 3: лекции – 2, семинары – 2



Общий объем самостоятельной работы: 6

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания



Итого: 16 часов



    Литература по разделу: [1, гл.1], [2], [4], [8], [12], [14], [15], [19], [23], [30], [32], [40]



  1. Раздел 3: Ключевые темы гегелевской антропологии

    Тема 1. Безумие и привычка

    Гегелевская теория душевных болезней. Безумие как фиксация. Безумие рассудка и смерть души. Вопрос о безумии и абсолютном духе. Стасис и полемос. Гегель как теоретик опасности.

    Определение привычки по Гегелю. Привычка и овладение собой. Проблема общего мира. Онтологическое, эпистемологическое и антропологическое прочтение понятия привычки у Гегеля. Современные прочтения роли привычки у Гегеля (К.Малабу, С.Жижек и др.). Вопрос о пустоте и интенсивности.

    Тема 2. Ощущение, бессознательное и судьба

    Ощущение и чувство. «Внутреннее» и «внешнее» души. Овнутрение и овнешнение. Животный магнетизм. Душа, дух и тело.

    Гегелевская теория бессознательного. Понятие «гения», или «даймона» (Genius). Даймон и интенсивность. Даймоническое – демоническое или ангелическое? Бессознательное как определение сознания. Гегелевские понятия «ядра» и «меры» интенсивности; «масштаб усвоения». Антропологическая интенсивность души у Гегеля и феноменологическая интенсивность души у Канта (антиципации восприятия): сравнение.

    Антропологическое понятие судьбы у Гегеля и антропологическое определение социального. Многообразие индивидуальностей как Gemeinwesen (res publica). Принцип утешения и принцип судьбы: эллинство и христианство у Гегеля.



    Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2, семинары – 2

Тема 2: лекции – 2, семинары – 2



Общий объем самостоятельной работы: 6

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания



Итого: 14 часов



    Литература по разделу: [1, гл.1], [13], [15], [17], [20], [21], [22], [30], [33], [38], [40], [47]



  1. Раздел 4: Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд

    Тема 1. Феноменология и психология Гегеля в их отношении к антропологии

    Две феноменологии: «йенская» и «берлинская». Структура и логика философии субъективного духа: традиционный («линейный») взгляд. «Превосхождение» антропологии.

    Антропологическое прочтение гегелевской феноменологии и психологии: общая характеристика. Гегелевская антропологическая критика сознания. Душа и внешний мир: проблема порождения. Бессознательность сознания и опасность безумия рассудка. Порочный круг рассудка: экскурс в «йенскую» «Феноменологию».

    Общий мир и онтоантропологическое основание «взаимного признания». Вопрос о «свободном духе». Свобода «от» и «внутри» природного. Смысл «возвращения» к душе.

    Антикартезианство Гегеля. Критика феноменологии (сознания) как гегелевская критика Канта и романтической историографии.

    Тема 2. Антропологическое прочтение гегелевской натурфилософии

    Гегель и традиция натурфилософии. Традиционная «шеллингианская» критика гегелевской философии природы. Проблема «обесценивания» природы.

    Истинное познание природы духом. Роль души и роль опыта. Вопрос об антропологическом основании натурфилософии.

    Количество часов аудиторной работы:


Тема 1: лекции – 2, семинары – 2

Тема 2: лекции – 2



Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания



Итого: 10 часов



    Литература по разделу: [1, гл.2], [4], [7], [10], [11], [22], [23], [37], [40], [47]



  1. Раздел 5: Теология Гегеля

    Тема 1. Антропология, христология и теологический нарратив у Гегеля

    Традиционный взгляд на теологический нарратив у Гегеля: «нигилистическая отрицательность».

    «Дух»: бытие-иначе и преображение. Событие Христа: Воплощение, Смерть, Воскресение. Роль каждого из моментов события Христа по Гегелю. Событие Христа и конкретная индивидуальность: Христос как «действительный человек». Троякая – цель, структура и основание – связь антропологии и христологии Гегеля. Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.

    Философия (и теология) Воскресения vs. философия (и теология) Смерти Бога. Воскресение и новая жизнь. Вопрос о телесном воскресении. Кайрос, секулярное и постсекулярное. «Последние времена». Онтоантропологическая укорененность эсхатологии и христологическая укорененность антропологии у Гегеля. Вопрос о радикально новом.



    Тема 2. Заключение

    Антропология как лаборатория поздней мысли Гегеля и как «другой» Гегель. Антропология и теология как возможность проблематизации традиционного образа Гегеля. Актуальность антропологической и философско-теологической мысли Гегеля в контексте современной философии и теологии.



    Количество часов аудиторной работы:

    Тема 1: лекции – 4, семинары – 2

    Тема 2: лекции – 2


Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания



Итого: 12 часов



    Литература по разделу: [1, гл.3], [10], [24], [27], [28], [35], [36], [41], [43], [44], [45], [48]


7Образовательные технологии



8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


-

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Периодизация гегелевской мысли и основные работы Гегеля. Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. «Феноменология духа» 1807 г. и «берлинская» феноменология.

  2. Теология и христология «раннего» и «позднего» Гегеля: общая характеристика.

  3. Развитие антропологии в XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта.

  4. Понятие духа у Гегеля: основные интерпретации. Место «Философии духа» в гегелевской системе.

  5. Место антропологии в «Философии духа». Душа и абсолютный дух. Индивидуальность души. Индивид и абсолют.

  6. Гегель и Аристотель («О душе»). Гегель и Лейбниц (душа как монада). Гегель и Кант («Антропология с прагматической точки зрения»). Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).

  7. Душа и ощущение. Гегелевская теория безумия. Роль привычки у Гегеля: основные интерпретации.

  8. Гегелевская теория бессознательного. «Гений» и сознание. Антропологическое понятие судьбы у Гегеля.

  9. Логика движения субъективного духа (антропология-феноменология-психология). Гегелевская антропологическая критика сознания. Антикартезианство Гегеля.

  10. Антропологическое основание философии природы Гегеля.

  11. История духа как теологический нарратив. Значение события Христа по Гегелю. Эсхатология и царство духа.

  12. Связь антропологии и христологии у Гегеля. Христос как «действительный человек». Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает подготовку студентами домашнего задания к семинарам и работу студентов на семинарских занятиях, в том числе активность студентов в ответах и дискуссиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за ответы по домашним заданиям и активность на семинарах составляет совокупную оценку за текущий контроль и выставляется преподавателем в рабочую ведомость как Отекущий.

Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу на экзамене:



Оитоговый = 0,7·Оэкзамен + 0,3·Отекущий

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:



Одисциплина = Оитоговый


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Кандидатская диссертация Чепурина К.В. «Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф.Гегеля» (НИУ ВШЭ, 2011 г.). С текстом можно ознакомиться в Научной библиотеке НИУ ВШЭ.

10.2Основная литература


  1. Аристотель. О душе. // Сочинения в 4-х тт. (Серия «Философское наследие».) Том 1. М.: Мысль, 1975. С. 371-448.

  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976.

  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Том 3: Философия духа. М.: Мысль, 1977.

  4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.

  5. Кант И. Критика чистого разума, 2-е издание. // Сочинения на немецком и русском языках. Том II. Часть 1. М.: Наука, 2006.

  6. Чепурин К.В. Анализ сознания в берлинской феноменологии Г.В.Ф. Гегеля // Вопросы философии, 2009. №10. С.134-139.

  7. Чепурин К.В. Человеческая душа, её интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля // История философии, 2012. №17. В печати.

10.3Дополнительная литература


  1. Бальтазар, Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и жизнь, 2001.

  2. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х тт. М.: Русская книга, 2002.

  3. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля. СПб: Наука, 2003.

  4. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007.

  5. Berthold-Bond, D. Hegel’s Theory of Madness. New York: State University of New York Press, 1995.

  6. Brinkmann, K. “The Natural and the Supernatural in Human Nature: Hegel on the Soul,” в книге Cohen, R. S., and Tauber, A. I., eds., Philosophies of Nature: The Human Dimension. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998, 3-18.

  7. Chepurin K. Kant on the Soul’s Intensity // Kant Yearbook №2/2010: Metaphysics. Ed. Dietmar H. Heidemann. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2010. P. 74-94.

  8. Cunningham, C. Genealogy of Nihilism. Philosophies of Nothing and the Difference of Theology. London: Routledge, 2002.

  9. deVries, W. Hegel’s Theory of Mental Activity: An Introduction to Theoretical Spirit. New York: Cornell University Press, 1988.

  10. Drüe, H. “Die Philosophie des Geistes (§§377-577),” в книге Hegels Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften (1830): Ein Kommentar zum Systemgrundriß. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2000.

  11. Ferrarin, A. Hegel and Aristotle. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

  12. Fetscher, I. Hegels Lehre vom Menschen. Stuttgart – Bad Cannstatt: Frommann Verlag, 1970.

  13. Greene, M. Hegel on the Soul: A Speculative Anthropology. The Hague: Martinus Nijhoff, 1972.

  14. Greene, M. “Hegel’s Triadic Doctrine of Cognitive Mind,” в книге Stern, R., ed., G. W. F. Hegel: Critical Assessments. London: Routledge, 1993, 89-107.

  15. Hegel, G.W.F. Vorlesungen über die Philosophie des Geistes. Berlin 1827/28. Nachgeschrieben von J. E. Erdmann u. F. Walter. Hg. von F. Hespe u. B. Tuschling. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1994.

  16. Hodgson, P. Hegel and Christian Theology. A Reading of the Lectures on the Philosophy of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2005.

  17. Houlgate, S. The Opening of Hegel’s Logic: From Being to Infinity. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2006.

  18. Krauss, W. Zur Anthropologie des 18. Jahrhunderts. Frankfurt am Main: Verlag Ullstein, 1987.

  19. Küng, H. Menschwerdung Gottes. Eine Einführung in Hegels theologisches Denken als Prolegomena zu einer künftigen Christologie. Basel-Freiburg-Wien: Herder, 1970.

  20. Lauer, Q. Hegel’s Concept of God. New York: State University of New York Press, 1982.

  21. Lewis, T. A. Freedom and Tradition in Hegel: Reconsidering Anthropology, Ethics, and Religion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2007.

  22. Malabou, C. The Future of Hegel: Plasticity, Temporality and Dialectic. London: Routledge, 2005.

  23. Marquard, O. “Der Mensch ‘diesseits der Utopie’: Bemerkungen über Geschichte und Aktualität der philosophischen Anthropologie,” в книге Glück im Unglück: Philosophische Überlegungen. München: Wilhelm Fink Verlag, 1995, 142-156.

  24. Meillassoux, Q. Spectral Dilemma // Collapse: Philosophical Research and Development, Vol. IV, May 2008, 261-275.

  25. Merker, B. “Über Gewohnheit,” в книге Eley, L., Hg., Hegels Theorie des subjektiven Geistes in der “Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse.” Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1990, 227-243.

  26. Milbank, J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason, 2nd ed. Oxford: Blackwell, 2006.

  27. Moltmann, J. The Crucified God: The Cross of Christ as the Foundation and Criticism of Christian Theology. London: SCM Press, 1974.

  28. O’Regan, C. The Heterodox Hegel. Albany, New York: State University of New York Press, 1994.

  29. Petry, M. J. “Introduction,” в книге Hegel, G.W.F., The Berlin Phenomenology, Edited and Translated with an Introduction and Explanatory Notes by M. J. Petry. Dordrecht: D. Reidel, 1981, xiii-cix.

  30. Pippin, R. Hegel’s Practical Philosophy: Rational Agency and Ethical Life. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

  31. Rometsch, J. Hegels Theorie des erkennenden Subjekts: Systematische Untersuchungen zur enzyklopädischen Philosophie des subjektiven Geistes. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007.

  32. Stederoth, D. Hegels Philosophie des subjektiven Geistes: Ein komparatorischer Kommentar. Berlin: Akademie Verlag, 2001.

  33. Theunissen, M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als theologisch-politischer Traktat. Berlin: de Gruyter, 1970.

  34. Verene, D. P. Hegel’s Absolute. An Introduction to Reading the Phenomenology of Spirit. New York: State University of New York Press, 2007.

  35. Ward, G. Christ and Culture. Oxford: Blackwell Publishing, 2005.

  36. Williamson, R. K. Introduction to Hegel’s Philosophy of Religion. New York: State University of New York Press, 1984.

  37. Yerkes, J. The Christology of Hegel. New York: State University of New York Press, 1983.

  38. Zammito, J. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago: University of Chicago Press, 2002.

  39. Žižek, S., and Gabriel, M. Mythology, Madness and Laughter: Subjectivity in German Idealism. London: Continuum, 2009.

  40. Žižek, S., and Milbank, J. The Monstrosity of Christ: Paradox and Dialectic. Cambridge, Mass.: Massachussets Institute of Technology Press, 2009.



10.4Справочники, словари, энциклопедии


-

10.5Программные средства


    -

10.6Дистанционная поддержка дисциплины


-

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


-

скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля для направления 030100. 68 «Философия» подготовки магистра
194.99kb.
Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
477.47kb.
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
105.99kb.
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных стран»  для направления 030900. 68 "Юриспруденция" подготовки магистра для магистерской программы История, теория и философия права
466.89kb.
Программа дисциплины Восточная философия  для направления 030100. 62
454.37kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040100. 68 «Социология»
331.19kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
271.35kb.
Программа дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
175.61kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
192.03kb.
Программа дисциплины «нис топология гладких многообразий и теория Морса»
93.12kb.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 68 «Психология»
207.33kb.