takya.ru страница 1
скачать файл

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории



Программа курса по выбору

Государство и церковь в Европе

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:
Профессор М.В. Дмитриев

Одобрена на заседании кафедры ……………………….

«__»____________2013 г.

Зав. кафедрой ……………………………….


Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Государство и церковь в Европе».

Программа разработана в соответствии

со стандартом НИУ ВШЭ;

с образовательной программой

с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата




  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Государство и церковь в Европе » являются:

  • Ознакомление студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией данной области исторических знаний, а также с основными типами источников для изучения данной проблематики.

  • Формирование у студентов навыков сравнительного исследования истории европейских обществ.

  • Способствование формирования у студентов мировоззрения, способного к критическому взгляду на религиозные традиции.

  • Главная задача курса: помочь студентам разобраться в том, в чём состоят культурно релевантные конфессиональные особенности западнохристианских традиций (католицизм и протестантские конфессии) во сравнению с восточнохристианскими (византийско-славянское православие), и vice versa, и в чем состоит влияние этих конфессиональных факторов как на государственно-политическую эволюцию стран Европы (на примере, главным образом, Франции, России и, отчасти, Польши), так и на историю обществ в «православной» и «латинской» частях Восточной, Центральной и Западной Европы (России, Франции, Польши) в XI – XIX вв.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения данного курса студент должен

  1. Во-первых, понять и уметь объяснить, в чем состоит проблематика сравнительного изучения истории западного и восточного христианства как двух конфессионально-культурных традиций (на примерах из истории России, Франции, Польши) и как факторов развития государств, социальных связей и культур соответствующих обществ в Восточной, Центральной и Западной Европе; эта тема предполагает ознакомление и с той традицией исследований, которая обыкновенно связывается с именем Макса Вебера.

  2. Во-вторых, уметь увидеть – во время запланированных семинаров - в ходе анализа отдельных памятников позднего средневековья и нового времени, а также при внимательном изучении ряда конкретно-исторических ситуаций, насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны католические, протестантские и православные конфессионально-культурные традиции;

  3. В-третьих, ближе познакомиться с некоторыми прикладными аспектами методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских религиозных традиций и их политической, социальной и культурной функции в эволюции России, Франции, Польши.

    • Уметь использовать всю совокупность данных источников по данной проблематике в теоретических и практических исследованиях общего характера.

Курс будет проходить в формате курса-семинара, а это значит, что студенты должны еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию источники, статьи, главы из монографий и подготавливать ответы на поставленные заранее вопросы. Материалы для чтения будут, как правило, доступны в Интернете или предоставляться в виде файлов в формате pdf. Каждый семинар и каждая лекция будут сопровождаться подробным письменным планом, все основные пункты которого студенты должны уметь осветить в зачетной письменной работе или во время устного ответа.


Невозможно поставить целью дать систематическое освещение поставленных в курсе проблем, и поэтому тема закономерностей, механизмов, различий и сходств в моделях взаимодействия церквей, государств и обществ Европы (на примере Руси, Польши и Франции) рассматривается в нескольких измерениях и на основе ряда примеров и case studies.
Подход к истории религиозных традиций Европы и истории самой Европы – принципиально внеконфессиональный и внеаксиологический, то есть христианские традиции понимаются как культурные конструкты в ряду многих других. Европа понимается как географическое пространство от Урала до Атлантики. Под Средними веками понимается период до открытия Америки Колумбом; под Новым временем – XVI - XIX вв.
Курс опирается на результаты широкой международной исследовательской программы «Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительный подход» (1992-2013, информация – на сайте Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ – www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel ).
Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изученных в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы), и проинтерпретировать один из изученных источников. Второй вопрос из программы (по выбору студента) курса должен быть освещен в кратком письменном эссе (8-10 страниц, но не более 20 000 знаков, включая пробелы).
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Церковь, государство, общество в истории России и «латинской» Европы (XI – XIX вв.)» осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)



СК-Б3, СК –Б6

Студент демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде



СК-Б7, СК-Б11

Студент демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах истории христианства в Европе различных эпох, а также выступать с представлением результатов своей работы на конференциях и участвовать в дискуссиях; представляет результаты анализа историографии

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

СЛК-7

Студент способен анализировать социально-значимые аспекты исторической траектории отношений церквей, государств и обществ Европы

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия.

СЛК-8


Студент демонстрирует способность без предубеждения анализировать религиозные традиции европейских обществ.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки

ПК-8

Студент может критически воспринимать и анализировать различные подходы к проблемам истории христианства в общеисторическом контексте.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК- Б 1.1- 2.1_2.2_2.3_2.4.1_2.4.2_2.5.2_2.6_4.1._4.3

Студент анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин вариативной части четвертого года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («История Средних веков и раннего Нового времени», «Политические проекты ХХ века», «Социальная история нового и новейшего времени») так и вариативной части («Историческая этнология») образовательной программы.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

• Умение работать с первоисточниками.

• Знакомство с различными типами источников

• Хорошее знание основных закономерностей и проблем всемирной истории, прежде всего, истории нового и новейшего времени.



• Знакомство с религиозными традициями, идеологическими течениями и политическими доктринами античности, средних веков, нового и новейшего времени.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Сравнительная история империй нового и новейшего времени», «Политические проекты ХХ века», «Социальная история нового и новейшего времени», «История международных отношений в ХХ в», «Историческая этнология».



  1. Тематический план учебной дисциплины «Государство и церковь в Европе» (20 часов лекции, 20 часов семинары, 40 часов самостоятельная работа; 4-й год обучения в бакалавриате, 1-й модуль)





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Базовые нормативные различия восточного и западного христианства.


Кафедра политической истории

4

4




2

Церковь и государство, светское и религиозное, в политической культуре Запада Европы и России в средние века.

Кафедра политической истории

16

8

8

3.

Протестантская Реформация, католическая Реформа, и государства «латинской» Европы (Франция и Польша) в XVI веке:

Кафедра политической истории

12

4

8

4

Католицизм, протестантизм и “социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории «латинской» Европы (Франция и Польша).


Кафедра политической истории

8

4

4

5

Православие в государственной и общественной жизни Московской Руси на рубеже Средних веков и Нового времени

Кафедра политической истории

8

4

4

6.

Социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории Московской Руси и имперской России

Кафедра политической истории

4

2

2

7.

Церковные реформы Петра Первого и трансформация православной культуры России в XVIII веке.


Кафедра политической истории

16

8

8

8.

Секуляризация «политического», отношения церкви и государства в опыте Франции и России в конце XVIIIXIX вв.


Кафедра политической истории

12

6

6





Итого:



80

40

40





  1. Формы контроля знаний студентов.




Тип контроля

Форма контроля

4 год

Кафедра

Параметры

1
















Текущий

(неделя)


Оппонирование доклада













Кафедра политической истории

В течение 1 модуля на семинарских занятиях в устной формах; время на подготовку 2 час.

Доклад













Кафедра политической истории

Доклад по предложенной тематике, 3-4 тыс. слов, на соответствующем по теме семинарском занятии; время на внеауд. подготовку 4 час.

Эссе

X










Кафедра политической истории

3-4 тыс. слов Письменная работа по одной из предложенных тем Объем 2-3 тыс. слов; время на внеауд. подготовку: 14 час.

Домашнее задание

Х










Кафедра политической истории

Подготовка ответов на вопросы семинарских занятий: 20 час.






















Итоговое время на внеаудиторную подготовку в 1 модуле: 40 часа.

Итоговый

Зачет

Х










Кафедра политической истории

Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеаудиторную подготовку 8 час.; аудиторная подготовка 30 мин.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


В докладе (устное выступление, 3-4 тыс. слов) студент должен показать способность прокомментировать смысл и исторический контекст источника, связанного с изучаемой темой, раскрыть проблематику и достижения историографии в области изучения избранной темы, раскрыть предмет исследования с точки зрения проблем, рассматриваемых в курсе, ответить на вопросы слушателей. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа исторического источника. (ПК 1; ПК 2; ПК 3; ПК 7; ПК 8; ПК 9; ПК 10; ПК 12; ПК 13).

В эссе (письменной работе объемом до 20 тыс. знаков, включая пробелы) студент дает свой собственный анализ одной из предложенных проблем по теме курса на основе источников по курсу, а также содержания монографий и статей по соответствующей тематике из списка литературы или найденных самостоятельно. (ПК 4; ПК 5; ПК 6; ИК-Б 1.1_2.1_2.2_2.3_2.4_2.5._2.6_5.3_5.6).

В устных выступлениях на семинарах и коллоквиуме студен должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (ИК–Б 2.1_2.2_2.3_2.4_2.5_2.6_4.2._4.4.).

Зачет – устное испытание, в ходе которого студент должен продемонстрировать владение основными категориями и понятиями курса, а также знакомство с базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации по тематике курса. Он должен уметь критически анализировать текст исторического источника, продемонстрировать понимание принципов изучения истории Африки в отечественной и зарубежной историографии. Он должен продемонстрировать способность объяснить актуальность проблематики африканского региона для современных направлений социальной и политической истории (СЛК-Б6, СЛК-Б.8, СЛК-Б.9).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Накопленная оценка за текущий контроль посчитывается по следующей формуле:

Онакопленная= 50%Оауд + 50%Оэссе

Конечная оценка рассчитывается по следующей формуле:

Орезульт = 50%Онакопл + 50%Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7. Содержание дисциплины
Раздел 1.

Лекция:


Базовые нормативные различия восточного и западного христианства. Наследие Макса Вебера в современной науке. Христианские факторы в развитии экономики, права, государства, сословности и «политического вообще» в истории Европы.
Семинар:

Несколько текстов «латинской» и византийско-православной богословской мысли (папа Иннокентий III, Иоанн Дамаскин, Зиновий Отенский, Уставная грамота Львовского церковного братства 1586 года и др.)
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Дмитриев М.В. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум, № 9, май 2002 г. С. 63-87 (доступно в Интернете)

Вебер М. Предварительные замечания. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 44-60.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М.: Когелет, 2001. С. 244-265 (раздел II, глава 11 “Человек”).

Тексты источников (из сочинений папы Иннокентий III, Иоанна Дамаскина, Зиновия Отенского, Уставная грамота Львовского церковного братства 1586 года и др.), предложенные для обсуждения в семинаре.
Раздел 2.

Лекция:


Церковь и государство, светское и религиозное, теория «двух мечей» и «теория симфонии» в политической культуре Запада и Востока Европы.
Семинар:

«Папоцезаризм» римско-католической традиции? «Цезарепизм» византийско-православной традиции? Христианство, империя, церковь и общество в византийских и древнерусских нормативных представлениях о «священстве» и «царстве».
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Карсавин Л.П. Католичество Пг.: Огни, 1918 (или переиздание: Карсавин Л.П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. Томск: Водолей, 1997). Гл. 12. «Церковь и теократия. Папское государство».

Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Москва: Когелет, 2001. С. 372-380 (глава “Церковь в этом мире”, раздел 1 «Церковь и общество»).

Успенский Б.А. Царь и Бог // Успенский Б. А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва: Гнозис, 1994. С.110-122 (первая часть статьи, “Сакрализация монарха в контексте историко-культурного развития”, раздел 1: «Древнерусские представления о государственной власти и начало сакрализации монарха в Древней Руси»).

Послание патриарха Антония московскому вел. кн. Василию Дмитриевичу (1393) // Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 273-274.
Раздел 3.

Лекция:


Протестантская Реформация, католическая Реформа, и государства «латинской» Европы (Франция и Польша) в XVI веке: стереотипы и научные данные. Протестантская и католическая конфессионализация (Konfessionalisierung) в истории «латинской» Европы.

Семинар:


Программа протестантской Реформации М. Лютера и программа католической Реформы Тридентского собора.

Католическая конфессионализация в Польше XVII в.: механизмы и результаты.

Обязательное чтение к лекции и семинару:

Лёмэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI в. в новой исторической перспективе // Вопросы истории, 1995, N 10. C. 44-53.

Кареев Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886. Глава 2 («Польское общество перед началом реформации и её причины»)

Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 15 - 32, особенно - с. 26-28, о конфессионализации).

Дмитриев М.В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // Дрогобицький краєзнавчий збiрник. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133-152

Корзо М.А. Функции школы в свете постановлений церковных синодов и школьных уставов Речи Посполитой конца XVI – XVII в. // Между Москвой, Варшавой и Киевом. М.: Центр украинистики и белорусистики МГУ, 2009. С. 21–35.

Отрывки из «К христианскому дворянству немецкой нации» Мартина Лютера и решений Тридентского собора (чтение для анализа в семинаре);

Раздел 4.

Лекция:


Католицизм, протестантизм и “социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории «латинской» Европы (Франция и Польша).
Семинар:

Что такое «капитализм»? Специфика западного исторического пути как центральная проблематика Макса Вебера и «веберовской» традиции в исследованиях.

Обязательное чтение к лекции и семинару:

Иннокентий III. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Под ред. С.М. Стама. Часть 2. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. С.117-130

Корзо М.А. Контроль за соблюдением норм сексуальной морали в польской деревне XVII-XVIII вв. // Соцiум. Альманах соцiальноï iсторiï. Вип. 2. Киïв: Iнститут iсторiï Украïни НАН Украïни, 2003. С. 165-184

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 (или любое иное издание). Раздел “«Дух» капитализма ” (С. 70-96 в данном издании).



Раздел 5:

Православие в государственной и общественной жизни Московской Руси на рубеже Средних веков и Нового времени: всё ли «топталось на месте»?
Лекция:

Православие, государство, общество Московской Руси (XV- XVII вв.): традиции, перемены, конфликты.
Семинар:

Реформы «Стоглавого собора» - русская аналогия Тридентскому собору?
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Том 1. M.: Наука, 1991 (ротапринтное воспроизведение издания: Париж, 1959). С. 424-442 (раздел о митр. Макарии и Стоглавом соборе);

Отрывки из решений «Стоглавого собора»; отрывки из посланий старца Артемия; отрывки из посланий Иосифа Волоцкого; «Лаодикийское послание» Фёдора Курицына; грамота, излагавшая «рабье учение» Феодосия Косого.

Раздел 6.

Лекция


Социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории Московской Руси и имперской России?
Семинар

Почему староверы готовы были «умереть за аз»?
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Живов В. Два этапа дисциплинарной революции в России XVII и XVIII столетия // L’invention de la Sainte Russie. L’idée, les mots, les images. Sous la dir. de V. Berelowitch et O. Medvedkova (Cahiers du monde russe, 53/2-3, avril-septembre 2012). P. 349-374

Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 333-367

Отрывки из «Жития» протопопа Аввакума.



Раздел 7.

Лекция:


Церковные реформы Петра Первого и трансформация православной культуры России в XVIII веке.
Семинар:

Противоречия «европеизации» России в области церковно-государственных отношений.
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. Москва: «Древлехранилище», 2000. С. 341-435 (глава 4: «Петровская церковная реформа»)

Отрывки из «Духовного регламента» Феофана Прокоповича.
Раздел 8.

Лекция:


Секуляризация «политического», отношения церкви и государства в опыте Франции и России в конце XVIIIXIX вв.
Семинар:

Секуляризация, «расколдование» мира, отделение государства от церкви: специфически «западная» закономерность? или универсальный закон развития?
Обязательное чтение к лекции и семинару:

Секуляризация в социальной истории России. Москва: Academia, 2004 (глава об опыте секуляризации в истории Западной Европы)

Боберо Ж. Французское понятие laicité (светскости) в контексте глобализации // Религия и светское государство. Принцип laicité в мире и Евразии. М.: Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук, 2008. С. 36-48

Отрывки из французского закона 1905 об отделении церкви от государства и школы от церкви




  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют эссе, выполняют домашние задания по заданной тематике, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят доклады и выступают с ними, участвуют в обсуждении докладов.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1. Примерные вопросы семинаров-коллоквиумов, проводимых в устной форме:


- Насколько применимы понятия «папоцезаризм» и «цезарепапизм» к опыту Византии и «латинского» Запада в Средние века?

- Что стоит за понятием «социальная дисциплинаризация» и как она связана с религиозными процессами в Европе 16-18 вв.?



- Секуляризация в истории России и Западной Европы в 18-19 вв.: сходства и различия.

9.2. Самостоятельная работа студента.
9.2.1 Литература для подготовки докладов и эссе (объемом до 20 000 знаков) выбирается студентом из списка литературы в разделе 11.2. настоящей программы или находится студентом самостоятельно.
9.2.2 Темы эссе, представляемых к финальному зачету-собеседованию, совпадают с темами, составившими программу курса.

9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля




  1. Базовые нормативные различия восточного и западного христианства. Особенности византийско-христианской нормативной антропологии и учения о спасении




  1. Наследие Макса Вебера в современной науке. Христианские факторы в развитии экономики, права, государства, сословности и «политического вообще» в истории Европы. Что такое «капитализм» («по Веберу» и «не по Веберу»)?


  1. Церковь и государство, светское и религиозное, теория «двух мечей» в политической культуре Запада Европы. «Папоцезаризм» римско-католической традиции?




  1. Церковь и государство, светское и религиозное, теория «симфонии» в политической культуре Востока Европы. «Цезарепизм» византийско-православной традиции?




  1. Протестантская Реформация, католическая Реформа, и государства «латинской» Европы (Франция и Польша) в XVI веке: стереотипы и научные данные.




  1. Протестантская и католическая конфессионализация (Konfessionalisierung) в истории «латинской» Европы (немецкие земли, Франция, Польша).




  1. Католическая конфессионализация в Польше XVII в.: механизмы и результаты.




  1. Католицизм, протестантизм и “социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории «латинской» Европы (Франция и Польша).




  1. “Социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории Московской Руси и имперской России?




  1. Православие в государственной и общественной жизни Московской Руси на рубеже Средних веков и Нового времени: всё ли «топталось на месте»?




  1. Церковные реформы Петра Первого и трансформация православной культуры России в XVIII веке.




  1. Почему староверы готовы были «умереть за аз»?




  1. Секуляризация «политического», отношения церкви и государства в опыте Франции и России в конце XVIII – XIX вв. –




  1. Так прав ли был Макс Вебер, связывая особенности западноевропейского типа развития с особенностями западного христианства?





  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


10.1 Базовые учебники.

Программа опирается на учебники, используемые в базовых курсах по истории России и Западной Европы в средние века и раннее новое время.



    1. Основная литература

        1. Вудс, Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. Ирисэн, 2010.

        2. Яблоков, И. Н. Религиоведение. М. Гардарики, 2008.

    • Дополнительная литература




        1. Addy J. Sin and Society in the Seventeenth Century. London, 1989

        2. Barnes A. The Social Transformation of the French Parish Clergy, 1500 -1800 // Culture and Identity in Early Modern Europe (1500 -1800). Essays in Honor of Natalie Zemon Davis. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1993. P. 139-157

        3. Bell D. Culture and Religion //Old Regime France. Ed. by W. Doyle. Oxford University Press, 2001 (=The Short Oxford History of France). P. 78-104

        4. Benz E. The Eastern Orthodox Church: its Thought and Life. New-York, 1963 (The Political Ideas of Orthodoxy, p. 163-174)

        5. Bossy J., Christianity in the West, 1400-1700. Oxford, 1987

        6. Collins J.B. The State in Early Modern France. Cambridge University Press, 1996. P. 79-124 (3. Louis XIV and the Creation of the Modern State)

        7. Freeze G. The Parish Clergy in Nineteenth Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983

        8. Freeze G. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century Russia. Cambridge, 1977

        9. Freeze G. L. Handmaiden of the State? The Church in Imperial Russia Reconsidered // Journal of Ecclesiastical History, 36 (1985), № 1

        10. Kivelson V. A. Muscovite Political Culture in Principle and Practice, 1600- 1648 // Kivelson V. Autocracy in the Provinces: the Muscovite Gentry and Political Culture in the XVIIth century. Stanford: Stanford University Press, 1996. P. 210-240

        11. Kivelson V. Muscovite “Citizenship”: Rights without Freedom // The Journal of Modern History 74 (September 2002), 465-489

        12. Pelensky J. Muscovite Russia and Poland-Lithuania, 1450-1600: State and Society - Some Comparisons in Socio-Political Developments // State and Society in Europe from the 15th to the 18th century. Ed. by J. Pelenski. Warsaw, 1981. P. 83-106

        13. Po-chia Hsia R. Social discipline // The Oxford Encyclopedia of the Reformation. Vol. 4. P. 70-76

        14. Po-chia Hsia R. Social Discipline in the Reformation: Central Europe 1550-1750. London/New York, 1989

        15. Raeff M. The Role of the Well-Ordered Police State in the Development of Modernity in 17th and 18th-Century Europe: An Attempt at a Comparative approach // Raeff M. Political Ideas and Institutions in Imperial Russia. West View Press, 1994. P. 309-333

        16. Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E. Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36

        17. Swann J. The State and Political Culture //Old Regime France. Ed. by W. Doyle. Oxford University Press, 2001 (=The Short Oxford History of France). P. 139-168

        18. Weber E. Peasants into Frenchmen. The Modernization of Rural France, 1870-1914.Stanford University Press,1976. p. ix- xiii (Introduction); 357-496 (chapter 20. The Priest and the People).




        1. Алексеев А.И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480 – 1510-х гг. СПб.: Издательство «Российская национальная библиотека», 2010.

        2. Арон Р. Макс Вебер // Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 489-581

        3. Бемер Я. Иезуиты. СПб., 1913

        4. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. Спб.: Петербургское востоковедение, 2007

        5. Бибо И. О смысле европейского развития // Бибо И. О смысле европейского развития и другие работы. Москва: «Три квадрата», 2004. С. 287-432

        6. Бицилли П.М. Католичество и Римская церковь // Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 563-584

        7. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

        8. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг., 1916 (переиздано: Москва: Территория будущего, 2006).

        9. Виллем Ж.-П. Светскость в Европе: национальные логики и европеизация // Религия и светское государство. Принцип laicite в мире и Евразии. М.: Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук, 2008. С. 17-35

        10. Дмитриев М. В. Влияние православия и западного христианства на общество. // Вопросы истории, 1997. N 12. С. 3-19

        11. Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 15 -32 (особенно с. 26-28 - о конфессионализации)

        12. Дьяконов М. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. Спб., 1889

        13. Жук С.И. Макс Вебер и социальная история // Вопросы истории, 1992, N 2/3, 172-177

        14. Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990

        15. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. M.: Вербум-М, 2002

        16. Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время. 1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43

        17. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Т.2 (любое издание). Глава XXI: "Общий взгляд на католическую реакцию".

        18. Карсавин Л.П. Католичество Пг.: Огни, 1918

        19. Курукин И.В. Заметки о “нестяжательстве” и “иосифлянстве”. (Историографическая традиция и источники.) // Вопросы источниковедения и историографии истории СССР. Дооктябрьский период. Москва, 1981. С. 57-76

        20. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991

        21. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.-Л., 1960

        22. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия. Критика социологии Макса Вебера. Ростов, 1988

        23. Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Москва: Когелет, 2001. С. 372-389 (глава “Церковь в этом мире”).

        24. Неусыхин А.И. “Эмпирическая социология” Макса Вебера и логика исторической науки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 589-657

        25. Плешкова С.Л. Французская монархия и церковь (XV - середина XVI в.). М.: МГУ, 1992

        26. Плигузов А. И. Историографические заметки о “нестяжательстве” // Архив русской истории, 1992, вып. 2, с. 2-33

        27. Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30

        28. Рансимен С. Византийская теократия // Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998. С. 142-167, 182-198, 212-227 (введение, глава 1 “Христианская империя: образ Бога на земле”, глава 2 “Наместник Бога: расцвет императорской власти”, глава 4 “Удачный компромисс: границы императорской власти”, глава 6 “Упадок и крах: конец царствия Божия на земле”)

        29. Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.: Памятники исторической мысли, 2003

        30. Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901

        31. Секуляризация в социальной истории России. Москва: Academia, 2004 (глава об опыте секуляризации в истории Западной Европы)

        32. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003

        33. Смолич И. К. История Русской церкви. 1700 -1917. Часть 1. М., 1996

        34. Соловьев Э. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М.,1984.

        35. Уваров П.Ю. Что стояло за религиозными войнами XVI в.? От социальной истории религий к “le vécu religieux” и обратно // Французский ежегодник. 2004. Формы религиозности в XV – начале XIX вв. М., 2004. С. 3-38.

        36. Успенский Б.А. Царь и Бог // Успенский Б. А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва: Гнозис, 1994. С.110-132 (первая часть статьи, “Сакрализация монарха в контексте историко-культурного развития”).

        37. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

        38. Ферро М. Европоцентризм в истории: расцвет и упадок // Метаморфозы Европы. М.: Наука, 1993. С. 10-16

        39. Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI в. СПб., 1902 (есть недавнее переиздание).

        40. Флайер М.С. Расшифровка кода: Образ царя в обряде Вербного воскресенья в Московском государстве // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Маджеска; Пер. с англ. З.Н. Исидоровой. Самара, 2001. С. 203239.

        41. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983 (или любое иное издание). Главы 2-4, “Встреча с Западом”, «Противоречия XVII-го века», «Петербургский переворот» (то есть разделы о религиозной жизни Украины и Белоруссии в первой половине 17-го века, о Петре Могиле, изменениях в церковной жизни России XVII века и о церковных реформах петровского времени).

        42. Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 года. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010 (перевод с англ.: Shevzov V. Russian Orthodoxy on the eve of Revolution. Oxford University Press, 2004). Глава 4. Часовни. Символы церковных антиномий.

скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины для направления 030600
250.99kb.
Программа дисциплины "Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2" для направления 030600. 62 подготовки бакалавра
319.56kb.
Программа дисциплины История Испании Средних веков и Раннего Нового времени  для направления 030600. 62
874.12kb.
2 Цели освоения дисциплины
399.96kb.
Программа государственного экзамена
142.41kb.
Программа дисциплины «Компьютерное проектирование в дизайне одежды» для направления 072500. 62
211.88kb.
Программа дисциплины Восточная философия  для направления 030100. 62
454.37kb.
Программа дисциплины «Европейская идея»
803kb.
Программа дисциплины Организация личных продаж для направления
161.77kb.
Область применения и нормативные ссылки
197.75kb.
Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
98.66kb.
Программа дисциплины Основные направления экономической политики ес для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
182.88kb.