takya.ru страница 1
скачать файл

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления/ специальности
подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций»

для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра

Автор программы:

Пронина Е.Е., к. психол. н., д. филол. Н., профессор, epronina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой С.А. Зверев


Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2012 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций».

Программа разработана в соответствии с:

;

Стандарт НИУ ВШЭ



Образовательной программой 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденным в 2012 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология массовых коммуникаций» являются: формирование системного понимания закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, овладение психологическими приемами разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений на основе профессиональных правил техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: фундаментальные закономерности коэволюции высших психических функций человека и психологических механизмов массовой коммуникации, основные парадигмы мышления и связанные с ними типы тестов и стили творчества, закономерности порождения и восприятия текстов в процессе коммуницирования, принципы дифференциации потенциальной, базовой и реальной аудитории, методы построения психологического профиля аудитории, профессиональные психологические риски в деятельности журналиста и методы их профилактики, патогенные эффекты журналистского воздействия и способы их предупреждения, задачи и методы медиатерапии, принципы психологической безопасности в массовой коммуникации.

  • Уметь: на основе медиаанализа конкретной коммуникативной ситуации, знания психологических особенностей аудитории, механизма восприятия массовой информации моделировать оптимальные типы текста, организовывать интерактивное общение с аудиторией;

  • Иметь навыки (приобрести опыт): психотехнического анализа медиатекстов (включая отдельные СМИ, Интернет, мультимедиа); моделирования мифологического, убеждающего, прагматического, гедонистического, смысловыявляющего и сетевого и других типов медиа-текста при свободном интегрировании различных жанровых подходов; психологической саморегуляции и самопомощи в стрессогенных обстоятельствах массовой коммуникации, работы в творческом коллективе.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетентности

ОК-6

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности







ОК-8

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта







ОК-10

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональ-ной мобильности







ОК-11

готовность и способность работать в коллективе, творчес-кой команде




Профессиональные компетентности

ПК-10

способен обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы







ПК-11

способен проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий







ПК-12

способен реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности







ПК-33

способен собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы







ПК-35

владеет навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку.

Философия

Психология

Риторика


Основы журналистики
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Креативные технологии

Копирайтинг

Интегрированные коммуникации



Современные тенденции развития СМК

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и задачи курса




2










2

Категории медиапсихологии




4







2

3

Парадигмы мышления и типы текста




14

6




8

4

Психологический профиль аудитории




4

6




6

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция




4

6




6

6

Техника психологической безопасности в массовой коммуникации




4

4




6

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации




4

2




4




ВСЕГО

92

36

24




32


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашние задания

*

*

*







Эссе










*

Письменная работа, 3-4 тыс. слов

Итоговый

Экзамен











*





6.1Критерии оценки знаний, навыков


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

0 – 3 балла «неудовлетворительно»

4 – 5 баллов «удовлетворительно»

6 – 7 баллов «хорошо»

8 – 10 баллов «отлично»


Итоговая оценка рассчитывается по формуле:
О итоговая =(Оработа на семинарах + Одомашнеее задание + Оэссе + Оэкзамен)/ 4

где, к – количество домашних заданий


7Содержание дисциплины





№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1

Предмет и задачи курса

Обострение проблем информационного загрязнения среды и гиперэксплуатации психических ресурсов человека. Новейшие технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Объективация психических процессов в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR. Глобализация мирового сообщества – национальная идентичность – идентичность личности. Техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и личных творческих затруднений.


2

Категории медиапсихологии

Творчество как фактор выживания и развития от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному сознанию и личной ответственности, а далее к индивидуации и интерактивности. Массовая коммуникация как фактор коэволюции социума и личности: парадигмы мышления - информационные технологии – стили творчества – типы текста. Объективация уровней мышления, общения и поведения в журналистском творчестве. Методика медиапсихологического анализа и моделирования журналистского текста в трех проекциях: социально-коммуникативные функции – актуализируемые психические процессы - выразительные средства, апеллирующие к ментальности аудитории.


3

Парадигмы мышления и типы текста

Исторические этапы коэволюции социума и личности. Исторически сложившиеся парадигмы мышления и характерные для них типы текста (от магического заклинания до электронного гипертекста) как открытая система.

Магическое мышление и мифологический текст: Табу как импульс психической деятельности. Мифема и трансдукция в обыденном сознании, ритуальном общении и поведении толпы. Мифология современной прессы и мультимедиа. Триединство прорицания, всеведения и заклинания в публицистике. Мифологический текст в арсенале журналиста.

Рационалистическое мышление и убеждающий текст: Эсхатологическое мировоззрение средневековья и пропаганда идеи общественного прогресса в эпоху Просвещения. Идеологическая оценка как импульс психической деятельности. Религиозная проповедь и пропагандистский памфлет – прототипы убеждающего текста. Дедукция, абдукция и бинарная логика убеждающего сообщения.

Позитивистское мышление и прагматический текст: Кризис идеологии Просвещения. Выгода как импульс психической деятельности. Массовая коммуникация и реальные проблемы социальной практики. Расследовательская деятельность журналиста. Конструкт как индуктивное обобщение. Прагматический текст: дегероизация и деритуализация, фактологичность, описательность, рецептурность.

Драйв-мышление и гедонистический текст: Бессознательное как феномен психической жизни. З. Фрейд о структуре личности. Удовольствие как импульс психической деятельности. Гедонистический риск. Гедонистический текст: устранение «цензора», отрицание табу, «разглядывание вытесненного». Регрессия, сгущение, замещение как приемы построения сообщения. Проблематика и символика шоу-программ и глянцевых изданий.

Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст: Неадекватность драйв-мышления в ситуации экзистенциального выбора. Метапотребности как психическая реальность. Духовные ценности как импульс психической деятельности. В. Франкл и концепция логотерапии. Смысловыявляющий текст: реальность ценностей, децентрация авторской позиции, реритуализация, нонкоформизм, ответственность, аутентичность.

Net-мышление и сетевой текст. Интернет как форма коллективного мышления: опора на алгоритмизованную интуицию, преобладание эвристики над аналитикой, публичная субъективность, интерактивность. Независимость как импульс психической деятельности. Стилевые признаки сетевого текста. «Блог», «флеш-моб», «чат», «форум», «пост» и проч. - в психодинамике мышления, общения и поведения «юзера» (персонально) и «Интернет-комьюнити» (совокупно).

Нелокальность психики и системность журналистского текста. Интеграция исторических уровней психической жизни в мышлении, поведении и творчестве современного человека. Умение свободно работать в любом стиле, осознанно, смело и ответственно переходить из одной парадигмы мышления в любую другую и обратно, создавая текст адекватный актуальной психо-исторической ситуации как прикладная медиапсихология.

4

Психологический профиль аудитории

Потенциальная, реальная и базовая аудитория. Антропоцентрированные и медиацентрированные модели массовой коммуникации в социологии и социальной психологии. Деструктивные стратегии воздействия на аудиторию: манипулятивные политтехнологии, рейтинговые прогнозы, заказные публикации, широковещательные обструкции, бесконтрольные шоу-программы. Императивы медиа-этики и ресурсы медиапсихологии. Медиапсихология против политтехнологий. Медиапсихологическая экспертиза контента СМИ. Гражданское общество и пресса. Моделирование новых изданий, каналов, программ, кампаний, форматов и жанров. Принципы нелокальности, дополнительности и аутентичности в медиапсихологическом исследовании.

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция

Открытый диалог журналиста и читателя. «Публичная индивидуальность» и «публичная субъективность». Трансфер и психическая асимметрия контакта реципиент – коммуникатор в массовой коммуникации. Социологические и социально-психологические типологии социальных имиджей журналиста.

Социальный имидж, редакционное амплуа и «Я-концепция» журналиста. «Типосиндром ведущего публициста» как практическое обобщение («подручные партии», «разгребатели грязи», «информационный киллер» и т.п.) и категория медиапсихологического анализа социальной роли и публичной индивидуальности журналиста. Внутренний имидж журналиста как система личностных характеристик, позволяющих претендовать на определенное профессиональное амплуа. Диагностика внутреннего имиджа журналиста.



Самораскрытие и самопознание как способ актуализации профессиональных качеств. Снятие невротических механизмов защиты для преодоления конкретных творческих затруднений.


6

Техника психологической безопасности к массовой коммуникации

Понятие информационной и психологической травмы. Посттравматические расстройства. Факторы, повышающие и понижающие стрессоустойчивость личности. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения. Медиа-вирусы и ресурсы медиатерапии. Методика планирования и продвижения антиманипулятивных программ медиатерапии. Методы саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах.

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации

Прикладные направления и практические приложения медиапсихологии: медиааналитика, медиатерапия, медиаобразование. Мониторинг психической напряженности в обществе. Экспертиза электоральных, пропагандистских, коммерческих информационых кампаний и отдельных публикаций. Коррекция и реабилитация психологических травм аудитории. Снятие внутриличностных конфликтов коммуникатора. Психологическая поддержка профессиональных акций: интервью, презентаций, кампаний, расследовательских зондажей.




8Образовательные технологии


Занятия проводятся с использованием мультимедиа-технологий и сопровождаются демонстрацией аудиовизуальных материалов, иллюстрирующих важнейшие положения курса с опорой на документальные свидетельства и примеры работы современных СМИ. Коллективно анализируются конкретные публикации и информационные кампании по методике case-study. Текущая обратная связь осуществляется в форме блиц-опросов, самодиагностики, тестирования. На основе базовых положений курса студенты готовят аналитические работы и эссе о проблемах современной журналистики и СМИ. Практические занятия результируются отчетами студентов по разработке проектов медиатерапевтических кампаний, медиапсихологическому анализу контента конкретных изданий, представлением контрольных публикаций. Желающие могут подготовить курсовые работы по тематике курса. Практические занятия проводятся в небольших группах в компьютерном классе.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Человек в массовой коммуникации. Психологическая защита от информационного давления.

  2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.

  3. Идеология и журналистика. Логика убеждения и ловушки пропаганды.

  4. Типология жанровых структур газеты в контексте позитивистской парадигмы мышления.

  5. Понятие архетипа (К.-Г. Юнг). Архетипические представления в рекламе и журналистике.

  6. Стратификация аудитории: построение психологического профиля предпочтительного читателя.

  7. Транзактный анализ типовых ситуаций профессионального общения.

  8. Психологический аспект журналистской акции (по выбору: интервью, презентация, ток-шоу, расследование и т.п.).

  9. Травмогенные факторы массовой коммуникации

  10. Гедонистический риск и современные риэлити-шоу

  11. «Типосиндром ведущего публициста» как отражение профессиональной идентичности

  12. СМИ: как предотвратить «стокгольмский синдром»

  13. Игровые формы в журналистике и массовой коммуникации

  14. Блогосфера и журналистика

  15. Техника психологической безопасности в работе журналиста

  16. Журналист в экстремальной ситуации: саморегуляция и самопомощь

  17. Информационное давление и суверенность личности в массовой коммуникации.

  18. Гедонистический текст: порождение и восприятие. Проблематика и символика шоу-программ и популярных изданий.

  19. Профилактика и реабилитация информационных травм аудитории.

  20. Медиапсихологический анализ и моделирование контента массовых коммуникаций.

  21. Медиапсихологическая экспертиза официальных сообщений, журналистских публикаций, PR-акций и рекламных кампаний.

  22. Психодиагностика и коррекция профессиональных патологий и информационных травм журналиста.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., МГУ, КДУ, 2003, 2006.

http://istina.imec.msu.ru/publications/book/3675083/



10.2Основная литература


Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации. //Проблемы безопасности и противодействия терроризму. М., МГУ, 2007.

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.

Проблемы медиапсихологии-2. М., 2003.

Проблемы медиапсихологии. М., 2002.

Пронина Е.Е. Медиапсихологический подход к анализу угрозы террорзма. // Журналистика и СМИ против террора. М., МедиаМир, 2009.

Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса «Психология журналистского творчества». М., 2001.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». М., 2006.

Рашкофф Д. Медиа-вирус. М., 2003.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1991.

10.3Дополнительная литература

Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. М., 2008.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М., 1965.

Борисов И. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

Власть, Зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. М., 1998.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1996.

Кондаков Н. Логический словарь-справочник. М., 1975.

Краткий психологический словарь. М., 1984.

Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2001.

Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1965.

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.

Пронин Е.И., Пронина Е.Е.Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии. // Вестник МГУ. Серия журналистика. 2008, № 6

Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., 2003.

Пронина Е.Е. Защита детей от патогенной информации: формирование информационного иммунитета. // Журналистика для здоровья нации. М., МГУ, 2009.

Пуховский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, 1999.

Трубицына Л.В. Процесс травмы. М., 2007.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1966.



Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1992.


11Материально-техническое обеспечение дисциплины




Организация занятий предполагает мультимедийное оборудование аудитории
скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
192.03kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
Программа дисциплины «нис топология гладких многообразий и теория Морса»
93.12kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
114.52kb.
Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
98.66kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
271.35kb.
Программа дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
175.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины геодезическое инструментоведение для направления подготовки дипломированного специалиста
148.56kb.
Программа дисциплины «Современный русский язык»
457.76kb.
Программа дисциплины "Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2" для направления 030600. 62 подготовки бакалавра
319.56kb.
Программа дисциплины Основные направления экономической политики ес для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
182.88kb.
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных стран»  для направления 030900. 68 "Юриспруденция" подготовки магистра для магистерской программы История, теория и философия права
466.89kb.