takya.ru страница 1
скачать файл

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет менеджмента


Программа дисциплины

«Инвестиционный менеджмент»
для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Назаров Михаил Геннадьевич, доцент, mgnazarov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента «___»____________ 2012г.

Зав. кафедрой Э.А. Фияксель _______________________


Рекомендована секцией УМС Менеджмент «___»____________ 2012г.

Председатель Т.В. Радаев ________________________ в моем варианте Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________


Нижний Новгород 2012

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Учебная дисциплина является курсом по выбору в рамках направления «Менеджмент» подготовка бакалавра. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки , обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (подготовка бакалавра).

Программа разработана в соответствии с:

Образовательный стандарт Федерального Государственного Автономного образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.

2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Инвестиционный менеджмент» является ознакомление студентов с закономерностями и основными принципами теории реальных инвестиций в рамках современной рыночной экономики; современной методической базой проведения анализа эффективности инвестиционных проектов; методикой принятия управленческих решений в сфере инвестирования; формирование навыка составления инвестиционного предложения и разработки бизнес-плана инвестиционного проекта.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


  • основные понятия инвестиционного менеджмента, методы и инструменты инвестирования;

  • стадии инвестиционного проекта;

  • методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

Уметь

  • творчески применять в решении практических задач основные инструменты и методы инвестиционного менеджмента;

  • методически правильно проводить оценку привлекательности инвестиционного проекта;

  • разрабатывать инвестиционные предложения; готовить презентационные материалы инвестиционного проекта для потенциальных инвесторов;

  • применять современные методы оценки стоимости компании и доли инвестора.

Иметь навыки (приобрести опыт)

  • подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов;

  • подготовки инвестиционных предложений;

В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по

финансированию на рост ценности (стоимости) компании



ПК -23

Применяет методы и инструменты оценки эффективности инвестиционных проектов. Оценивает последствия принятых инвестиционных решений.

Выполнение контрольной работы; работа над бизнес-планом инвестиционного проекта.

способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные

инвестиционные, кредитные и финансовые решения



ПК-41

Анализирует прогноз финансовых показателей реализации инвестиционного проекта. Обосновывает принятие инвестиционного решения.

Задания для самостоятельного выполнения, разбор кейсов.

способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях

инвестирования и финансирования



ПК-44

Применяет методы и инструменты оценки эффективности инвестиционных проектов

Выполнение контрольной работы; задания для самостоятельного выполнения, разбор кейсов.

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения

поставленных исследовательских задач



ПК - 56

Самостоятельно осуществляет поиск информации; самостоятельно формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает зарубежный и российский опыт венчурного инвестирования.

Контрольная работа, разбор кейсов. Работа над бизнес-планом инвестиционного проекта.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к курсам по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Финансовый менеджмент»,

«Управленческие решения»,

«Основы менеджмента»;

«Управление проектами».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать основные положения менеджмента;

Понимать, как управлять финансовой деятельностью в организации;

Понимать, как осуществляется процесс управления проектами.


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Сущность и основные понятия инвестиционного менеджмента

 7

2

 

1

4

2

Венчурное инвестирование

 11

2

 

1

8

3

Бизнес-план инвестиционного проекта

 68

4

 

4

60

4

Основные принципы и подходы к оценке эффективности проектов

 32

6

 

6

20

5

Учет фактора неопределенности и оценка рисков при реализации инвестиционных проектов

 14

2

 

4

8

6

Оценка стоимости компаний

 12

4

 

4

4




ВСЕГО

144

20

 

20

104



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*






Письменная работа на 80 минут

Домашнее задание




*



Бизнес-план инвестиционного проекта. 30-40 стр.

Итоговый

зачёт





*

Устный зачет по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций, практических занятий и семинаров.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать умение самостоятельно использовать знания в области принятия инвестиционных решений (оценка эффективности инновационного проекта, интерпретация показателей эффективности инвестиционного проекта).

Бизнес-план инвестиционного проекта должен включать:



    1. Резюме проекта

    2. Обзор (информация о компании)

    3. Целевые клиенты и рынки

    4. Описание продукта и КП

    5. Маркетинговая стратегия

    6. Операционная деятельность и руководство компании

    7. Финансовый раздел

    8. Приложения

Объем бизнес-план - 30-40 стр. без приложений.

На зачёте проверяются теоретические знания по рассмотренным в рамках курса темам; отличная оценка ставится при логичном изложении мыслей и материала, а также, если при ответе студент оперирует дополнительной информацией по данному вопросу (аналитика, факты, статистика, другие мнения и точки зрения на рассматриваемую проблему).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: . Оценки за работу практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,4·Ок/р + 0,6·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *Озач

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу), ответ на который оценивается в 1 балл.


7Содержание дисциплины


Раздел 1 Сущность и основные понятия инвестиционного менеджмента

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Сущность инвестиционного менеджмента, его место и роль в системе современных экономических отношений.

1,0

Чтение и анализ кейса «Ошер продактс».

Классификация инвестиций. Общая характеристика управления инвестиционной деятельностью на микро- и макроуровне.

0,5

Сущность реальных инвестиций и общая характеристика инвестиционного проектирования.

0,5

Цель и задачи инвестиционного проектирования.

1,0




Всего часов

3,0

4

Литература по разделу:


Основная литература


  1. Инвестиции: учебник/ под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.:КНОРУС, 2008. – 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Аньшин В. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2004. – 280 с.

  2. Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 372 с.

  3. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. – М., «Книжный дом», 2005г. – 368 с.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, чтение и разбор кейса, обсуждение функций инвестиционного менеджмента.
Раздел 2. Венчурное инвестирование

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Общая характеристика, цели и задачи. Виды венчурных проектов.

3

Подготовка к практическому занятию. Анализ кейса «Ошер продактс»

Всего часов

3

8

Литература по разделу:

Основная литература


  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел III

Дополнительная литература:

  1. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. – СПб.: Феникс, 2005. – 372 стр.

  2. Каширин А. И. Венчурное инвестирование в России. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.

  3. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 428 с.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия по материалам кейса.
Раздел 3. Бизнес-план инвестиционного проекта

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Цели и задачи бизнес-планирования.

2,0

Подготовка к практическим занятиям

Основные принципы бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

6,0

Всего часов

8

60

Литература по разделу:


Основная литература:


  1. Colin Barrow, Paul Barrow, Robert Brown. The Business Plan Workbook: The Definitive Guide to Researching, Writing up and Presenting a Winning Plan. Kogan Page Publishers, 6th edition, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Edward Blackwell. How to Prepare a Business Plan. Kogan Page Publishers.5th edition, 2008.

  2. William A. Sahlman. How to write a great business plan //Harvard Business Review. – July-August 1997.

  3. Барроу П. Бизнес-план, который работает. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 288 с.

  4. Патсула П. Дж. Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия. Работа в группах над бизнес-планом инвестиционного проекта.


Раздел 4. Основные принципы и подходы к оценке эффективности проектов

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Критерии эффективности инвестиционных проектов.

2,0

Подготовка к практическим занятиям

Основные принципы и подходы к оценке эффективности проектов.

2,0

Инвестиционная привлекательность проекта. Простые методы оценки эффективности.

2,0

Понятие и структура потока денежных средств. Алгоритм построения денежного потока.

2,0

Теоретические основы дисконтирования. Применение методов дисконтирования при построении денежных потоков проекта.

2,0

Ранжирование инвестиционных проектов. Критерии отбора проектов: NPV и IRR.

2,0




Всего часов

12,0

20

Литература по разделу:

Основная литература:


  1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. — Киев: «Ника-Центр», «Эльга», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов/М-во экон. РФ, М-во финн. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Косов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

  2. Investment Management: A Modern Guide to Security Analysis and Stock Selection. / Ramanna Vishwanath, Chandrashekar Krishnamurti. Springer, 2009. 649 р.

  3. Аньшин В. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2004. – 280 с.

  4. Инвестиции: учебник/ под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.:КНОРУС, 2008. – 496 с.

  5. Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 372 с.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия; решение задач.

Раздел 5. Учет фактора неопределенности и оценка рисков при реализации инвестиционных проектов

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Понятие риска инвестиционного проекта. Подходы к оценке риска. Подходы и методы учета риска при оценке инвестиционных проектов.

6,0

Подготовка к практическим занятиям

Всего часов

6,0

8

Литература по разделу:

Основная литература


  1. Инвестиции: учебник/ под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.:КНОРУС, 2008. – 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Аньшин В. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2004. – 280 с.

  2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: «Финансы и статистика», 2003.

  3. Галасюк В., Галасюк В., Вишневская А. Метод NPV: фундаментальные недостатки. // Финансовый директор.-2005.-№ 2(30).-C.12-19.

  4. Галасюк В., Галасюк В., Вишневская А. Почему метод чистой приведенной стоимости (NPV) и метод реальных опционов фундаментально ошибочны и искажают результаты оценки стоимости в условиях вероятностной неопределенности и экономических рисков. // Фондовый рынок.-2005.-№33.-С.26-40.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия; решение задач.


Раздел 6. Оценка стоимости компаний

Содержание тем:



Тема

Количество часов аудиторной работы

Объем и виды самостоятельной работы

Принципы и подходы к оценке стоимости компании.

2,0

Подготовка к практическим занятиям

Доходный метод оценки

2,0

Сравнительный метод оценки. Метод венчурного капитала.

2,0

Метод реальных опционов.

2,0

Всего часов

8,0

4

Основная литература


  1. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Боер Ф. Питер. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2007.

  2. Высоцкая Т.Р. Метод реальных опционов в оценке стоимости инвестиционных проектов // Финансовый менеджмент. 2006. № 2.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия; решение задач.

8Образовательные технологии


Образовательные технологии, используемые при реализации учебной работы: разбор бизнес-кейсов, просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов, дискуссии, доклады, решение задач.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для текущего контроля, проводимого в форме контрольной работы:

1

Контрольная работа.



Теоретическая часть (1 балл)

  1. Какие операции формируют известные Вам виды денежных потоков?

  2. Венчурное инвестирование представляет собой…

  3. Назовите стадии инвестиционного проекта.

  4. Факторы, влияющие на содержание и структуру бизнес-плана.

  5. Дайте определение инвестиционного менеджмента.

Практическая часть

I Раздел:



  1. (0,5 балла) К какому виду денежного потока и с каким знаком Вы отнесете следующие операции:

    1. Погашение облигаций компании на сумму 40 000 руб.

    2. Продажа здания, принадлежащего компании за 35 000 руб.

    3. Выпуск обыкновенных акций компании на сумму 100 000 руб.

  2. (0,5 балла) Поясните, как следующие операция повлияет на баланс компании, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств:

    1. Приобретение нового здания стоимостью 5 млн. руб., которое финансируется на 70 % за счет заемных средств (банковский кредит сроком на 3 года под 25% годовых) и на 30 % за счет собственных средств.

    2. Реализация ценных бумаг на сумму 120 000 руб., ранее эти бумаги были приобретены за 80 000 руб.

II Раздел:

  1. (3 балла) Инвестиционный проект предполагает создание нового производства и рассчитан на четыре года. Прогнозный объем продаж представлен в таблице:

Таблица 1

Показатель

Год

1

2

3

4

Объем производства

600 000

700 000

750 000

800 000

Инвестиционные издержки, связанные с реализацией проекта представлены в таблице:

Таблица 2

Статья

Сумма, руб.

Заводское оборудование

100 000 000

Первоначальный оборотный капитал

40 000 000

Нематериальные активы

10 000 000

Итого

150 000 000

Амортизация исчисляется равными долями в течение всего срока службы (срок службы – 5 лет). При завершении проекта оборудование будет продано по остаточной стоимости. Затраты на демонтаж оборудования равны 5% от стоимости продажи.

Прогнозная цена единицы продукции – 350 р. Затраты на производство единицы продукции – 270 р.

Для финансирования проекта компания привлекает долгосрочный кредит, суммой 150 млн. руб., сроком на 4 года под 25% годовых. Кредит погашается, начиная со 2-го года, следующими долями: 25%, 25%, 50% во 2-м, 3-м и 4-м годах соответственно.

Ставка налога на прибыль – 24%.

Рассчитайте:


  1. Поток денежных средств, возникающий от реализации данного проекта.

  2. Величину приведенного чистого денежного потока, если ставку дисконта принять равной 20% годовых.

  3. Срок окупаемости проекта (недисконтированный).

  4. Рентабельность инвестиций.

2. (2 балла):

Инвестор предполагает осуществить реконструкцию хлебокомбината. Имеются два проекта строительства:



Показатель

Проект 1

Проект 2

Сметная стоимость реконструкции, млн. руб.

516

510

Вводимая мощность , тыс. т. хлебобулочных изделлий

100

100

Стоимость годового объема продукции, млн. руб.:







до реконструкции

2280

2280

после реконструкции

3 870

3 870

Налоги, млн. руб.

20

20

Себестоимость годового объема готовой продукции, млн. руб. :







до реконструкции

2200

2200

после реконструкции

1980

2070

Амортизация, млн. руб.

60

50

Инвестор хотел бы реализовать проект, удовлетворяющий определенным критериям: срок окупаемости инвестиционных затрат должен быть в пределах трех лет, а норма прибыли не ниже 20%.

Рассчитайте простые показатели эффективности по каждому варианту реконструкции комбината и дайте заключение о целесообразности реализации проектов.

3. (3 балла) .В инвестиционную компанию поступили для рассмотрения бизнес-планы двух альтернативных проектов.


Показатель

Инвестиционный проект

1

2

Объем инвестируемых средств, тыс. руб.

7700

7400

Период эксплуатации инвестиционного проекта, лет

2

3

Сумма денежных потоков – всего, тыс. руб.

10700

11700

1

6420

2130

2

4280

4785

3

-

4785

Инвестируемый в проект 1 капитал аккумулируется из следующих источников: 60% - собственные средства, 40% - кредит коммерческого банка.

Инвестируемый в проект 2 капитал аккумулируется из следующих источников: 40% - собственные средства, 20% - средства, мобилизованные путем выпуска акций; 40% - кредит коммерческого банка.

Ставка банковского депозита, под которую предприятия могут разместить свободные денежные средства равна 8% годовых. Кредит на финансирование проекта коммерческий банк согласен выдать под 20% годовых. Доходность выпущенных акций предприятий равна 6%. Ставка налога на прибыль – 20%.

Рассчитайте и сравните показатели инвестиционных проектов 1 и 2 и обоснуйте выбор лучшего проекта.



Домашнее задание: подготовить бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес план должен раскрывать суть инвестиционного проекта, содержать прогноз финансовых показателей реализации проекта, показатели эффективности проекта.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы к зачёту

  1. Определение инвестиционного менеджмента. Его связь с системой менеджмента.

  2. Основные признаки инвестиций. Цель инвестирования.

  3. Функции инвестиций в экономике. Классификация инвестиций.

  4. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций.

  5. Определение инвестора. Виды инвесторов. Источники инвестиций

  6. Инвестиционный проект и его фазы.

  7. Венчурное инвестирование. Определение, формы, характеристики.

  8. Цели венчурного инвестирования. Стадии венчурного инвестирования.

  9. Основные участники венчурного бизнеса. Виды венчурных инвесторов.

  10. Цели бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

  11. Определение денежного потока. Виды денежных потоков и их состав.

  12. Виды финансовых бюджетов. Их взаимосвязь. Финансовые фонды.

  13. БДДС. Принципы постороения.

  14. Принципы оценки эффективности инвестиционного проекта.

  15. Понятие эффективности. Результативность и эффективность.

  16. Виды эффективности. Показатели эффективности.

  17. Сравнительная экономическая эффективность.

  18. Ранжирование инвестиционных проектов. Единичные проекты. Альтернативные проекты.

  19. IRR и NPV преимущества и недостатки.

  20. Выбор ставки дисконтирования. Учет риска при оценке проекта.

  21. Методы оценки стоимости компаний.

  22. Доходный метод.

  23. Метод венчурного капитала.

  24. Метод мультипликаторов.

Билеты к зачету:


Билет №1.

  1. Определение инвестиционного менеджмента. Его связь с системой менеджмента.

  2. БДДС. Принципы постороения.

Билет №2.

  1. Основные признаки инвестиций. Цель инвестирования.

  2. Принципы оценки эффективности инвестиционного проекта.

Билет №3.



  1. Функции инвестиций в экономике. Классификация инвестиций.

  2. Понятие эффективности. Результативность и эффективность.

Билет №4.



  1. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций.

  2. Виды эффективности. Показатели эффективности.

Билет №5.



  1. Определение инвестора. Виды инвесторов. Источники инвестиций

  2. Сравнительная экономическая эффективность.

Билет №6.



  1. Инвестиционный проект и его фазы.

  2. Ранжирование инвестиционных проектов. Единичные проекты. Альтернативные проекты.

Билет №7.



  1. Венчурное инвестирование. Определение, формы, характеристики.

  2. IRR и NPV преимущества и недостатки.

Билет №8.



  1. Цели венчурного инвестирования. Стадии венчурного инвестирования.

  2. Выбор ставки дисконтирования. Учет риска при оценке проекта.

Билет №9.



  1. Основные участники венчурного бизнеса. Виды венчурных инвесторов.

  2. Методы оценки стоимости компаний.

Билет №10.



  1. Цели бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

  2. Доходный метод оценки стоимости компании.

Билет №11.



  1. Определение денежного потока. Виды денежных потоков и их состав.

  2. Метод венчурного капитала.

Билет №12.



  1. Виды финансовых бюджетов. Их взаимосвязь. Финансовые фонды.

  2. Метод мультипликаторов.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература


  1. Инвестиции: учебник/ под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.:КНОРУС, 2008. – 496 с.

  2. Colin Barrow, Paul Barrow, Robert Brown. The Business Plan Workbook: The Definitive Guide to Researching, Writing up and Presenting a Winning Plan. Kogan Page Publishers, 6th edition, 2008. (доступна в электронном виде. Электронные ресурсы библиотеки ВШЭ)

  3. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. — Киев: «Ника-Центр», «Эльга», 2008.

10.2Дополнительная литература





  1. Edward Blackwell. How to Prepare a Business Plan. Kogan Page Publishers.5th edition, 2008.

  2. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. – СПб.: Феникс, 2005. – 372 стр.

  3. Аньшин В. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2004. – 280 с.

  4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: «Финансы и статистика», 2003.

  5. Барроу П. Бизнес-план, который работает. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 288 с.

  6. Боер Ф. Питер. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2007.

  7. Высоцкая Т.Р. Метод реальных опционов в оценке стоимости инвестиционных проектов // Финансовый менеджмент. 2006. № 2.

  8. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. – М., «Книжный дом», 2005г. – 368 с..

  9. Каширин А. И. Венчурное инвестирование в России. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.

  10. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 428 с.

  11. Матери Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

  12. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов/М-во экон. РФ, М-во финн. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Косов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

  13. Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 372 с.

  14. Патсула П. Дж. Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

  15. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел III

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук.

Авторы программы М. Г. Назаров



Приложение 1.
Формы и методы проведения занятий
Раздел 1, 2. Сущность и основные понятия инвестиционного менеджмента, Венчурное инвестирование.
Кейс «Ошер продактс»
«Замечательные новости!» – сказал Джон Ошер|, соучредитель и исполнительный директор компании «Ошер продактс», отвечая на телефонный звонок одного из его партнеров|компаньона|, который был в Кливленде и исследовал объем продаж|разряде| нового продукта|изделия| компании «SpinBrush»™|, в продовольственных магазинах «Heinen»|. «SpinBrush»| – простая|несложной| электрическая зубная щетка, которая работает на батарейках|аккумуляторе| и предназначена|намеревается| для розничной продажи по цене $6.00. Аналогичные |конкурсные| электрические зубные щетки от таких компаний как Braun| (Oral-|оральный|B™|) продавались в розничной сети по цене, превышающей $50.00. В августе 1999, Ошер| и его коллеги договорились сетью магазинов|запас| «Meijers»| провести тест «SpinBrush»,| |отчет|данные с «полей» были потрясающими|необычайный|: среднесуточные продажи «SpinBrush»| - семь единиц за день в одном магазине|запас|, – что не вписывалось в типичную картину продаж зубных щеток других брендов: одна проданная единица за неделю в одном магазине|запас|||клеймо|. |Менеджеры магазина были полны энтузиазма по поводу |вокруг| продукта|изделии| и его потенциала.

К началу 2000 г., компания продавала почти 6000 единиц в день| и расширяла|расширяет| сбытовую сеть: были включены такие розничные сети как «Wal-mart»| и «Terget». Ошер| также узнал в начале 2000 г., что продажи в розничной сети были достаточно большими, чтобы «SpinBrush»| впервые появился|внешность| в IRI| (Information Resources, Inc.) - списке наиболее успешно продаваемой|главной| продукции. «IRI»| собирает|забрал| детальные данные о розничных продажах широкого ряда|диапазона| потребительской продукции.

Ошер не был удивлен, что продукт был успешен. Он начал компанию, имея определенные чрезвычайно жесткие критерии для разработки продукта. Для того, чтобы конкурировать на очень зрелом рынке, контролируемом гигантскими компаниями-производителями потребительских товаров, зубная щетка должна значительно превосходить по производительности ручные зубные щетки. «SpinBrush» приходилось продавать в розницу за $6.00. Продукту должен служить как минимум три месяца при нормальном использовании, работая от прилагаемых двух батареек. Упаковка была спроектирована таким образом, что покупатель мог включить щетку, не открывая пакет, т.о. он мог фактически убедиться, как мощно щетка работает. Принятые решения были нелегкими, и было несколько моментов в разработке продукта, когда Ошер думал, что он потерпел неудачу. Однако настойчивость команды была вознаграждена.

Но начальная взрывная реакция|реакция| рынка вызвала дополнительные проблемы. Как компания может развивать успех и расширять производство своего нового продукта|изделие|? Несмотря на очевидную силу|ширину| патентов «SpinBrush»|, как может компания успешно конкурировать, если главные бренды|клеймо| как, например, «Oral-|оральный|B»™|, «Reach»™|, «Sonicare»|, «Colgate»™|, и «Crest»™| решат войти в низкий ценовой сегмент| электрических зубных щеток? Сегмент зубных щеток был зрелым|спелой| с любой точки зрения. Для достижения успеха «Ошер продактс» необходимо будет «украсть»|воровать| долю рынка у одной из крупнейших и мощнейших мировых компаний – производителей потребительских |изделия|товаров. Вступление в конкуренцию |конкуренцию|с такими компаниями как Procter| & Gamble (Crest|гребень|), Johnson&Johnson (Reach), Gillette| (Oral-|оральный|B), и Colgate было более чем пугающим|. Как могла очень маленькая компания из девяти сотрудников надеяться продолжать завоевывать место на|получить||место| полках на таком высоко конкурентном|отстоял| рынке?

Среди возможностей был вариант|утверждаться| |несколько|установления определенных отношений с одной из гигантских компаний. Ошер| и его команда создали очень популярный продукт|изделие|, который вероятно будет иметь стратегическое значение|ценность| для существующего игрока. Ошер уже| назначил встречу с некоторыми|несколько| представителями лицензионного отдела|патентует||оружии| гиганта маркетинга – Procter| & Gamble – о лицензировании марки|клейма| Crest| для «SpinBrush»|. Crest|гребень| был единственным брендом|клеймом|, который не включал никаких электрических зубных щеток в своем ассортименте. Если они смогут изменить восприятие бренда|клейма| с помощью революционного продукта|изделием|, результаты будут впечатляющими|необычайный|.

Ошер| и его команда уже провели немало споров о|вокруг| том, как лучше всего атаковать рынок и что делать с маркетинговыми чудовищами|бегемотом|, которые могут быть или мощными врагами|противником|, или|поглощает| союзниками (по поглощению). Многое было сделано, но|но зато| осталось принять окончательное решение, ||решил|которое определит будущее компании «Ошер продактс»|.



Немного истории

Джон Ошер был опытным предпринимателем. Еще подростком в конце 1960-х, он проявил склонность к предпринимательской деятельности, когда запустил уникальный бизнес по торговле серьгами, который назывался «Ear Hole». Он видел, что у большинства молодых девочек проколоты уши, и что девушки покупают серьги. Серьги обычно продавались в супермаркетах с относительно низкой наценкой. Очень маленькое пространство было отдано данной категории. Ошер создал маленький розничный магазин в Цинциннати, который был набит серьгами, которые он продавал по цене, которая давала ему 85% валовой прибыли. Магазин, который пользовался большим успехом, в конечном счете был продан со значительной премиальной надбавкой сокурснику.

В колледже|колледже| в Бостоне, Ошер| начал новый бизнес по торговле старой|дело| одеждой, который назывался «Сфинкс», на Гарвардской площади. Ошер| заметил|замечает|, что ношение подержанной одежды стало модным в конце|последних| шестидесятых. Снова|опять| магазин|запас| имел успех, и Ошер| мог продать его с прибылью|прибыли|.

После окончания Бостонского Университета|университетский| со степенью|градусом| по психологии, Ошер| |эклектичный|сменил множество рабочих мест. Он водил|ведет| такси; был водопроводчиком|паяльщиком|, работал главным плотником.

Затем в 1978, в начале|начале| энергентического кризиса, Ошер| решил использовать некоторые идеи |понимания||получил| ведения бизнеса|деле||строительства|, чтобы создавать|развертывать| инновационные продукты для сбережения|сохранения| энергии. После привлечения небольшого капитала от друзей и семьи|семьи|, Ошер| запустил «CON-SERV| Inc.», начальной продукцией которой были водосберегающие насадки для душа| и теплоизоляция для водонагревателей|водный|. Ошер| распространял продукцию|распределению| через независимые аппаратные сети и компании, занимающиеся лесоматериалами|древесины|. Компания достигла почти незамедлительного успеха из-за резкого роста цен на электроэнергию.

Как только продукция |распределение| «CON-SERV»| |расширило|стала распространяться через такие сети как «Home Depo»|депо|, «Wal-mart»| и «Kmart»|, продажи выросли до $10 млн. к 1983, и компания была очень прибыльна|выгодный|. В то же время, Ошер| с тревогой отметил|смятением|, что цены на энергию начали снижаться, и стремление сэкономить энергию быстро ослабевало||уменьшают|.

Ошер| решил запустить творческую новую линию товаров для детей. Он отметил, что |туда||малым||новшеством| в последние десятилетия было слишком мало инноваций на рынке товаров для детей|десяток|. Его первым продуктом|изделие| была переносная игра для дошкольников под названием «|пьесы|CrawlSpace»™|, которая стала бессменным|мгновенным| национальным хитом|толчком|. Вторым большим хитом|толчок| был «The Rainbow Toy Bar»™| – детский |младенчесспортивный снаряд, который |окончательно| использовался почти|почти| каждым малышом|ребенок|. В течение года, направление по производству детских товаров стало доминирующим в «CON-SERV»|, и вскоре Ошер| продал компанию за несколько миллионов компании «Gerber»| в 1985.

После отдыха|берегу| в течение нескольких лет, Ошер| снова стал изучать новые возможности. В 1988, он основал|нашел| новую компанию по производству игрушек под названием «CAP TOYS». Успех компании создавали всемирные хиты|толчок| как, например, «Stretch| Armstrong»™| и «Giant Bubble| Gun»™|. Наконец|в конце концов|, компания создала|развертывает| питающееся от батареек устройство для леденцов на палочке под названием «SpinPop»™|, который вращал леденец при нажатии кнопки|пуговицы|. Компания «CAP TOYS» продала свыше 100 миллионов игрушек «SpinPop»| в первые три года. Продукт|изделие| продавался в розницу за $1.49. К 1996, годовой объем|громкость| продаж компании превышал|эксцессе| $125 миллионов. Ошер| продал компанию компании «Hasbro Toys»| в 1986.

Ошер| начал заниматься гольфом в это время, но|но зато| быстро понял, что не имеет |крайне|таланта. Его интеллект скучал по ведению бизнеса и созданию инноваций|новшества|. С небольшой группой прежних|бывших| коллег он решил использовать знания о создании|вокруг| электронных продуктов, полученные из проекта|дизайне|, связанного с леденцами|изделия||дела||конфетки|, в перспективном, на его взгляд, проекте|деле| по созданию зубных щеток.

Ошер| собрал всех ключевых членов его команды от предыдущих проектов и начал анализировать информацию, чтобы увидеть|вероятный|, возможно ли спроектировать и создать поистине замечательный продукт.|изделие| Интервью с потенциальными клиентами|заказчиком| показали|открыли|, что многие решают не покупать электрические зубные щетки по двум фундаментальным|основных| причинам|разума|: во-первых, им нравится чистка зубов традиционный способом|способ| и, во-вторых, они считают, что электрические зубные щетки возмутительно|зверски| дороги. Ошер| знал из своего предыдущего опыта с игрушками, |вокруг| что некоторые заводы на Дальнем Востоке имеют|весьма| замечательные производственные возможности|несколько||растения||паритета|. Такие заводы|растение|, возможно, могли бы производить дешевую, высококачественную, электрическую зубную щетку, которая имела бы возможность преодолеть | возражения по поводу высокой цены. Он также полагал, что сможет спроектировать|намериться| зубную щетку, которая бы имитировала|подражает| некоторые из привлекательных аспектов|вида| ручных зубных щеток, но все же делала большую работу.


Создавая компанию

На уровне компании, Ошер| попытался |пытается|оглянуться назад и выяснить|вычислить|, почему|почему-то| он делал ошибки и что бы он сделал по-иному|отлично| в следующий раз. Он записывал этот опыт в списке, воспроизведенный ниже, который служил своего рода дорожной картой | для проектирования его новой компании:


Список Джона Ошера: |

Шестнадцать ошибок, которые не должны делать предприниматели
Ошибки, связанные с неверными ожиданиями:

  1. Неверная оценка размера рынка, времени и легкости|покой| входа, также как и потенциальной доли рынка.

  2. Недооценка финансовых потребностей и требуемого времени. Нехватка денежных средств.

  3. Продажи и требуемое время выходят за рамки проекта. Уровень продаж не оправдывает надежд|проектирования|.

  4. Затраты по проекту слишком занижены. Затраты превышают бюджет.

  5. Нанято слишком много людей, перерасход средств на офис и производственные мощности|оборудовании|. Накладные расходы слишком высоки.

  6. План без оценки различных вероятностей приводит к неоправданным ожиданиям.


Общие Ошибки

  1. Слишком много ненужных партнеров|компаньона|.

  2. Нанимаются «удобные» люди, а не профессионалы.

9. Отсутствует целостный взгляд на компанию. Управление проиходит по частям.

  1. Решение "невозможно" принимается легче решения "необходимо найти путь|способ|".

  2. Внимание больше акцентируется|фокус| на объеме продаж|громкости| и размере компании, чем на прибыльности|прибыли|.

  3. Поиск подтверждения своих действий|акции| вместо поиска истины.

  4. Недостаток простоты—| создаются слишком сложный бизнес|дело|, управление которым требует большого таланта.

  5. Недостаток ясности долгосрочных целей|долгосрочная| и назначения бизнеса.

  6. Отсутствие нацеленности|фокуса| и идентичности. Слишком много направлений|руководства| сразу.

  7. Отсутствие стратегии и плана выхода.

Ошер| твердо|крепко| полагал, что возможно спроектировать|намериться| и построить|построить| такую компанию, которая избегала бы этих ошибок. Он привлек $1 миллион в середине 1998, чтобы начать|запустить| бизнес|дело|. Ошер| внес $400,000. Каждый из трех менеджеров из предыдущих компаний внес по $100,000. Ошеру| не были нужны эти деньги от других членов команды и друзей, но|но зато| он чувствовал некоторые|несколько| обязательства перед и участниками|покровителя| прежних его компаний, и принял их в соучредители.

Ошер| и его коллеги планировали работать над проектом|дизайне| продукта|изделия|, производством, и |дизайн|упаковкой продукта|упаковки|. Через шесть месяцев упорного труда —| и множества ошибок— они получили продукт|изделие|, который, казалось, работал хорошо|. Ошер| сотрудничал с тем же китайским партнером|компаньоном|, который производил и поставлял SpinPops| его предыдущей компании. Завод|растение| был современным и отвечал высоким|высота| международным стандартам качества и чистоты производства.

Чистящая головка зубной щетки |показывает||голову|сочетала неподвижные|установил| и двигающие щетинки. Поэтому|так|, пользователь|потребитель| может чистить зубы, так как он привык это делать традиционной зубной щеткой, но|но зато| получает преимущества двигающихся щетинок. Также, упаковка|дизайн| была уникальной|неповторимый| в том плане, что покупатель|клиент| мог активизировать двигатель нажав|нажимом| на|зубце||пластичном||упаковке| выемку в пластиковой упаковке, и|так , чтобы| мог посмотреть, как устройство|прибор| работает перед|прежде| покупкой.

В январе 1999, компания подала заявку на патентную|доступной| защиту устройства|прибора|, утверждая, что дизайн чистящей головки |дизайн| и упаковка были новыми изобретениями.

Так как компания сделала успехи в разработке изделия, она также начала проверять способы распространения «SpinBrush». В июне 1999, Ошер посетил торговую выставку NACDS1, на которой выставляются продукты для сети аптек. «SpinBrush» получил теплый прием. У Ошера было только несколько прототипов ручной работы для показа, но покупатели были достаточно заинтересованы и разместили несколько заказов. К сожалению, компаниии потребовалось несколько месяцев, чтобы произвести хоть сколько-нибудь продукции, из-за решения неизбежных проблем, связанных с производством нового продукта. Некоторый эффект от торгового показа была потеряна.

Тем не менее|тем не менее|, компания «Ошер продактс» могла инициировать|ввести| прямые переговоры|разговор| с некоторыми|несколько| покупателями|клиентом| среди больших сетей магазинов. Ошер| и его партнеры|компаньон| имели некоторое|несколько| доверие со стороны магазинов|запаса| из-за их успеха с компанией игрушек. Ошер| хотел|хочет| использовать прямое распределение|распределение| посредством больших розничных продавцов подобных Albertsons|, Meijers|, Wal-mart| и Target во избежание ненужных затрат. Среди компаний, разместивших пробные заказы осенью 1999, были продовольственные магазинами Heinen|, Albertsons|, Meijers|, и Wal-mart|.

Один из вызов|требование|, с которым компании пришлось рано столкнуться, было наблюдение, как хорошо| ведет себя продукт|изделие| в розничной продаже. Ошер| начал программу действий: попросил друзей и работников|служащий| посещать|навещают| отдельные магазины|запас|, чтобы|попытаться| отслеживать продажи. Секцию по уходу за полостью рта|оральную| |пересечение||осторожности| в большинстве розничных магазинов характеризует относительно низкий оборот и нечастые нововведения|новшество|. К примеру, за неделю была только одна продажа типичного бренда|клеймо| зубной щетки. Первые известия от Heinen| говорят о том, что «SpinBrush»| продается в количестве семи единиц в день, причем без |вне|рекламы|рекламы|.

Ранние свидетельства|признак| успеха вызвали некоторую|несколько| тревогу|беспокойство| по|вокруг| поводу традиционных покупателяй|клиенте| товара|торговли| – сетей магазинов. Эти покупатели|клиент| привыкли|привыкает| заказать|приказать| образцы, которые были совсем другие. Им пришлось бы регулировать свое поведение, чтобы иметь дело с «горячим» продуктом|изделием| подобно «SpinBrush»|.

Ошер| и его партнеры|компаньон| также пришли к выводу|понять|, что были неверно экипированы, чтобы справиться с продажами такого продукта|изделия|. Они подходили к этому бессистемно: догадались попасть в офис заказчика, |клиента|но|но зато| не были знакомы|фамильярный| с традиционными условиями поставки. Они решили, что им нужно нанять специалиста по продвижению товара, чтобы тот| возглавил коммерческое направление. Ошер|, однако, считал, что многие из специалистов, которых он мог нанять, не были достаточно талантливы, чтобы помочь. В отрасли было много специалистов, т.н. «поденщики»,| которые переходили из одной компании в другую.

Ошер| обратился за помощью в кадровое агентство. Почти немедленно|немедленный|, кадровое агентство рекомендовало бывшего|бывшему| исполнительного директора из Clorox|, который, возможно, был бы интересен. История, однако, осложнялась тем, что кандидат покинул Clorox| после 13 лет в компании |разума|по неясным причинам. Перед тем, как он оставил Clorox|, Джо O'Коннор| был ответственен за работу с |обращение|Wal-mart, которая приносила почти $1 миллиард в год|деле||.

Предварительное интервью и последующие исследования|исследовательский| выявили|открыли|, что O'Коннор| является чрезвычайно|необычно| способным товарищем|парнем|, котоый поддержал|обслужил| превосходные отношения с заказчиками|клиентом| в сети Wal-mart|. Он жил|проживает| в Бентонвиле|, шт. Арканзас, – местоположение штаб-квартиры сети Wal-mart|. O'Коннор| был хорошо вплетен социальную|общественной| ткань|изделии| города. Хотя Ошер| уже начал взаимоотношения|отношение| с Wal-mart|, O'Коннор| стал члееном компании в начале 2000 и вывел отношения|отношение| на более высокий уровень|плоскость|. Он также оказался способным к небольшому партизанскому маркетингу, раздавая бесплатно зубные щетки на футбольных матчах|совпадении| его детей. Как только люди попробуют|пытаются| продукт|изделие|, все остальное становится|остаток| легче.



Отрасль зубных щеток

Мировой рынок всех зубных щеток был оценен в чуть более, чем $3.3 миллиарда в 1999. Полагалось, что американский рынок зубных щеток был немногим меньше, чем $800 млн. в том же году. Было два сегмента рынка: ручные зубные щетки и электрические зубные щетки. Рынок ручные зубных щеток составлял 232 миллиона единиц и $545 миллионов в объеме. Было сложно вычислить сопоставимые цифры для электрических зубных щеток, потому что некоторые конкуренты не предоставили данные требуемого уровня детализации.

Однако, были доступны некоторые|несколько| данные по доминирующей компании в секторе электрических |деле| зубных щеток – Braun| (подразделение|дивизия| Gillette|). По оценкам, Braun в 1999| продала 10.5 миллионов из 15.2 миллион проданных во всем мире единиц электрических зубных щеток в верхнем ценовом сегменте. Компания также продала приблизительно 55 миллионов сменных щеток по средней розничной цене в $6.00. Общая выручка подразделения|дивизии| Braun| составили приблизительно $1.6 миллиардов, с обычной нормой валовой маржи около 17%. Проникновение электрических зубных щеток Braun в США составило около 15% в 1999 (против 9% в Соединенном Королевстве и 18% в Германии).

По общим оценкам можно было сказать, что рынок электрических зубных щетеок рос быстрыми темпами как в США, так и в других странах.|снаружи|. Ожидалось, что сектор обычных зубных щеток покажет очень скромный или нулевой рост|приростом|. Прогнозируется также некоторое снижение доли рынка за счет увеличения доли электрических зубных щеток.|нескольк

Товары для ухода за полостью рта|ор|осторожности| распространялись через три главных канала: крупные магазины (гипермаркеты) (38%); аптеки (25%); и продовольственные магазины (37%). В большинстве случаев, изготовители|производитель| |грузит| |каплдоставляли продукцию в центры распределения,| розничные продавцы были ответственны за дальнейшее распространение. Изготовители|производитель| часто использовали различные способы продвижения товаров для ухода за полостью рта, в т.ч. скидки на товар. Доля товаров со скидками в 1999 году равнялась приблизительно 10%.
Решающий час

Создавая свой новый бизнес, Ошер| четко понимал, что хочет|хочет| сконструировать |продолжать| бизнес|дело| таким простым,|несложным| как только возможно. Он хотел, поручить обработку информации сложной компьютерной системе, а не множеству людей. Он хотел|хочет| иметь прямой доступ к определенным|уверенным| крупным розничным сетям, чтобы управлять|контролировать| расходами|издержкой| и получить наибольшее распространение за свои деньги|распределение|. Он отдал на аутсорсинг столько логистических функций, сколько было возможно.| Он нанимал людей, которые были более чем квалифицированы для своих позиций|положения|. К примеру, его финансовый директор работал с Ошером еще в «CAP TOYS». Джо O'Коннор| управлял продажами на сумму, равную почти миллиарду долларов|долларовый| в год. Кратко говоря, Ошер| хотел|хочет| построить крупный бизнес, которым бы управляли несколько чрезвычайно |высоко| квалифицированных людей.

К началу 2000, компания продавала свыше 6,000 щеток в день. Связь|реакция| с розничными продавцами и потребителями был превосходной. Наконец-то, кто-то|кто-то| произвел дешевую, высококачественную, эффективную электрическую зубную щетку. Ошеру также открылось, что ||зуболечэксперты в области стоматологии также поддержат его продукт|изделие|.

Однако не все шло так гладко: у большого числа первых щеток щетина изнашивалась уже через две недели. Это проблема была решена за счет изменения движения щетки. Также, полагалось, что вода|водный| не повредит щетку|механизм|,|притворство| что оказалось неверным|неправильным|. Впрочем, покупатели закрыли глаза на эти проблемы производства нового продукта, поскольку устройство было недорогим и работало исправно.|

Текущий уровень продаж|разряд| был достаточно высок, чтобы компанию заметили организации, отслеживающие ситуацию в сфере розничной торговли, подобно IRI|. «SpinBrush»| стал темой|предметом| большого числа статей в торговой прессе|прессе|. Ошер| и его коллеги больше не могли скрыться от взоров больших «мальчиков». Как они отреагируют? Выведет ли один из крупных игроков подобный продукт|изделие|? Менеджмент Crest,| подразделения|дивизии| Procter| & Gamble, работал над недорогой электрической щеткой много лет, но|но зато| ни один продукт|изделие| так и не был выведен в свет. Также, Ошер| надеялся, что патенты на элементы|стихии| устройства|дизайна| и упаковку обеспечат|предоставил| некоторую|несколько| защиту.

С финансовой точки зрения дела у компании обстояли отлично. Они привлекли дополнительно $500,000 в конце|последнем| 1999 на увеличение производственных фондов. Ошер| оформил кредитную линию в банке|насыпью|, чтобы пополнить|инвестицию| оборотный капитал. Компания имела очень привлекательную норму операционной прибыли, которая, комбинировалась с 30-дневными | условиями поставки от китайского партнера–производителя. Все это |компаньона|означал|подразумевает|, что даже|еще| более высокие темпы прироста были возможными|жизнеспособный|.

Ошер| и его коллеги уже начали обсуждения с лицензирующими руководителями в Procter| & Gamble. Цель.|голбыло получение лицензии на использование |патентовать|марки|клеймо| Crest| для «SpinBrush»|. Не было ясно, одобрит ли это Procter| & Gamble.

Должна ли компания становиться на другие компании, занимающиеся товарами широкого потребления? Должен Ошер| пробовать|попытаться| продавать компанию? Должен ли он пробовать|попытаться| построить новую компанию, известную своим инновационным продуктом. Фондовая биржа в начале 2000 находился на исторически высоком уровне. Соотношения|отношение| Price-to-earning| для компаний подобно Procter| & Gamble были очень|весьма| высоки.

Ошер| всегда мягко приземлялся|прежде|. Сможет ли на этот раз?
Вопросы к кейсу:


  1. Раздел «Сущность и основные понятия инвестиционного менеджмента»

    1. Объясните на примерах из кейса, что такое инвестиционный проект.

    2. Какие источники финансирования использовал Ошер при реализации своих предпринимательских проектов?

    3. Какие функции играют инвестиции в проект?

  2. Венчурное инвестирование

    1. Объясните на примере из кейса, что такое венчурный проект?

    2. Какие преимущества и недостатки венчурного проекта Вы видите?

    3. Каковы особенности инвестирования в венчурный проект?

Раздел 3. Бизнес-план инвестиционного проекта

Анализ бизнес-плана проекта «Gravitonus» (см. приложение A)


Раздел 4. Основные принципы и подходы к оценке эффективности проектов

  • Инвестиционная привлекательность проекта. Простые методы оценки эффективности.

Инвестор предполагает осуществить реконструкцию хлебокомбината. Имеются два проекта строительства:

Показатель

Проект 1

Проект 2

Сметная стоимость реконструкции, млн. руб.

1 840

2 000

Вводимая мощность , тыс. т. хлебобулочных изделлий

100

100

Стоимость годового объема продукции, млн. руб.:







до реконструкции

1 750

1 750

после реконструкции

3 870

3 870

Налоги, млн. руб.

20

20

Себестоимость годового объема готовой продукции, млн. руб. :







до реконструкции

1 520

1520

после реконструкции

3 430

3 330

Амортизация, млн. руб.

50

50

  1. Инвестор хотел бы реализовать проект, удовлетворяющий определенным критериям: срок окупаемости инвестиционных затрат должен быть в пределах пяти лет, а норма прибыли не ниже 11%.

  2. Рассчитайте простые показатели эффективности по каждому варианту реконструкции комбината и дайте заключение о целесообразности реализации проектов.




  • Понятие и структура потока денежных средств. Алгоритм построения денежного потока.

Задача 1. Укажите, к какому виду денежных потоков, и с каким знаком, Вы отнесете следующие операции компании:

  1. Покупка оборудования по цене 10 000 руб.

  2. Погашение облигаций компании на сумму 40 000 руб.

  3. Получение платы в размере 17 000 руб. за предоставленные в аренду площади

  4. Продажа здания, принадлежащего компании за 35 000 руб.

  5. Выпуск обыкновенных акций компании на сумму 100 000 руб.

  6. Выплата дивидендов в виде акций на сумму 50 000 руб.

  7. Приобретение краткосрочных ценных бумаг на сумму 15 000 руб.

  8. Амортизационные отчисления на нематериальные активы компании в размере 5000 руб.

  9. Выплата процентов по облигациям в размере 20 000 руб.

  10. Покупка акций других компаний на сумму 150 000 руб.

  11. Выпуск закладных на сумму 23 000 руб.


Задача 2. Определите денежный поток от операционной деятельности компании Central System Company, используя следующую информацию:

Чистая прибыль, скорректированная на величину неденежных операций

1 077 348

Изменения в:

Товарно-материальные запасы

(91 655)

Дебиторская задолженность

(191 525)

Другие текущие активы

(19 030)

Другие активы

(35 463)

Кредиторская задолженность

170 118

Задолженность по налогам

193 813

Другие долгосрочные обязательства

7 490


Задача 3. Поясните, как каждая из следующих операций повлияет на баланс компании, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств.

  1. Приобретение нового здания стоимостью 5 млн. руб., которое финансируется на 70% за счет заемных средств (банковский кредит сроком на 3 года под 25% годовых) и на 30% за счет собственных средств

  2. Реализация ценных бумаг на сумму 120 000 руб., ранее эти бумаги были приобретены за 80 000 руб.

  3. Продажа основных средств первоначальной стоимостью 500 000 руб. и накопленным износом 320 000 руб. за 120 000 руб. (оплата денежными средствами)

  4. Прибыль в 180 000 руб. была получена в результате выкупа облигации учетной стоимостью 340 000 руб. за 160 000 руб.

  5. Выплата дивидендов в размере 10 000 руб.

  6. Выпуск 10 000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. каждая, на сумму 215 000 руб.

  7. Выпуск долгосрочных облигаций на сумму 16 000 руб. для приобретения оборудования

  8. В 2001 году здание, принадлежавшее компании, было разрушено ураганом. Страховая компания возместила ущерб в размере 29 750 руб. (налоги на страховую сумму составили 2000 руб.)

  9. Компания выплатила проценты по долгосрочным облигациям в сумме 20 000 руб.


Задача 4. Определите поток денежных средств по следующим данным (косвенный метод):

Консолидированный баланс компании Syntex Corp. (в евро)

Активы :

31.12.00

31.12.01

Денежные средства

15 000

17 000

Счета дебиторов

8 000

14 000

Товарно-материальные запасы

12 000

10 000

Расходы будущих периодов

15 000

25 000

Оборудование

200 000

250 000

Амортизация

96 000

100 000

Итого активы :

154 000

216 000

Обязательства :







Счета к оплате

10 000

6 000

Краткосрочные векселя к оплате

0

40 000

Собственный капитал:







Обыкновенные акции

100 000

120 000

Нераспределенная прибыль

44 000

50 000

Итого обязательства и собственный капитал

154 000

216 000


Отчет о прибыли и убытках компании Syntex Corp. за год, заканчивающийся 31 декабря 2001 г.

Выручка от продаж

100 000

Себестоимость реализованных товаров

50 000

Валовая прибыль

50 000

Амортизационные отчисления

20 000

Прибыль от основной деятельности

30 000

Прибыль от продажи оборудования

6 000

Другие расходы (включая налоговые платежи)

25 000

Чистая прибыль

11 000




  • Теоретические основы дисконтирования. Применение методов дисконтирования при построении денежных потоков проекта.

Задача 1. Определите чистую приведенную стоимость и дисконтированный срок окупаемости проекта, если известно, что единовременные затраты на его осуществление составляют 80000 руб., чистый денежный поток, начиная с 1-го года 40000 руб. ежегодно, требуемая норма доходности 12%. Реализация проекта рассчитана на 10 лет.
Задача 2. Компания рассматривает два альтернативных проекта, характеризующиеся следующими данными:

показатели


инвестиционный проект «А»

инвестиционный проект «В»

1. объем инвестируемых средств, тыс. руб.

7000

6700

2. период эксплуатации инвестиционного проекта, лет

2

4

3. сумма денежного потока, всего тыс. руб., в т.ч.

1-й год


2-й год

3-й год


4-й год

10000
6000

4000


--

--


11000
2000

3000


3000

3000


4. ставка дисконтирования, %

10

15

Рассчитав срок окупаемости, чистую приведенную стоимость и индекс рентабельности, определите, какой из двух проектов будет наиболее предпочтительным для компании?
Задача 3. Имеется три альтернативных проекта. Доход первого проекта составляет 50000$, причем первая половина поступает сразу, а вторая - через год. Доход второго проекта равен 45000$, из которых 30000$ выплачивается сейчас, 10000$ - через год, а оставшиеся 5000$ через два года. Доход третьего проекта равен 60000$, и вся эта сумма будет получена через три года. Необходимо определить, какой из проектов предпочтительнее при ставке дисконтирования 6%? Изменится ли ситуация, если ставка дисконтирования увеличится до 10% ?
Задача 4. Определите внутреннюю норму доходности предполагаемой инвестиции, если анализируемый проект рассчитан на три года, ежегодные затраты в течении всего срока его действия составляют $2800, доходы в первый год не предусмотрены, а во второй и третий год они составляют $4500 ежегодно.

Рассчитайте внутреннюю норму доходности проекта, предусматривающего 150 тыс.$ первоначальных инвестиций в объект, который обеспечивает доход в течение 5 лет в размере 20 тыс.$. Ожидается, что в конце 5-го года объект может быть продан за 88 тыс.$.




  • Ранжирование инвестиционных проектов. Критерии отбора проектов: NPV и IRR.

Задача 1. Инвестор располагает двумя инвестиционными проектами, которые характеризуются следующими данными.




Проект А

Проект Б

Инвестиции

580 000

720 000

Доходы по годам







1

160000

210000

2

180500

248000

3

270000

290000

Ставка банковского процента – 18% годовых. Оцените проекты А и Б с помощью показателей чистой текущей стоимости и индекса рентабельности.

Задача 2. Параметры двух инвестиционных проектов представлены в таблице.

Проект

Первоначальные инвестиции

Денежные потоки по годам

Ставка дисконтирования

1

2

3

А

20

25

15

5

12%

Б

2000

1000

1000

5000

12%

Оцените проекты используя критерии NPV и IRR.


Раздел 5. Учет фактора неопределенности и оценка рисков при реализации инвестиционных проектов
Задача 1. Имеются данные о следующих двух инвестиционных проектах:

А

В

Вероятность

Доходность

Вероятность

Доходность

0,10

0,10

0,15

0,08

0,20

0,12

0,15

0,10

0,30

0,15

0,15

0,18

0,40

0,20

0,55

0,24

Определите ожидаемую доходность, стандартное отклонение и коэффициент вариации для каждой альтернативы. Какое вложение представляется более рискованным? Какой из показателей - стандартное отклонение или коэффициент вариации - предпочтительнее использовать для сравнения риска различных альтернатив?

Задача 2. Финансовый аналитик определил, что -коэффициент компании ХХХ равен 1,3. Известно также, что ставка доходности безрисковых вложений для данных условий равна 9%, среднерыночная доходность - 17%. Предположим, что в будущем, в результате изменения экономической ситуации, ожидаемая доходность акций данной компании составит 22%. Объясните, является ли приобретение акций компании ХХХ хорошим вложением денежных средств или нет?

Задача 3. Инвестору принадлежит портфель, состоящий из 10 акций с коэффициентом = 0,8 на общую сумму 100 тыс. дол. При этом в каждую акцию вложено по 10 тыс. дол. Определите, как изменится риск портфеля, если инвестор решит продать одну акцию и приобрести вместо нее другую с коэффициентом =1,5. Рассмотрите ту же ситуацию с коэффициентом = 0,3.

Задача 4. Известно, что в данный момент времени на финансовых рынках сложилась следующая ситуация: доходность государственных облигаций составляет 6%, а средняя рыночная доходность - 9%. Предположим, что Вы склонны к риску и Ваша цель сформировать наиболее доходный портфель активов, состоящий из акций трех видов. При этом у акций вида «А» коэффициент  = 1, у акций вида «В» и «С» коэффициент  равен 0,5 и 2,0 соответственно. Кроме того, удельный вес каждой из ценных бумаг в портфеле должен составлять не менее 0,2 каждый. Рассчитайте доходность портфеля, сформированного на подобных условиях.
Задача 5. Компания рассматривает инвестиционный проект со следующими характеристиками:

Ожидаемая доходность проекта

Вероятность

- 10%

0.2

-5%

0.2

0

0.2

10

0.4

  1. Определите ожидаемую доходность и стандартное отклонение для проекта.

  2. Рассчитайте -коэффициент проекта, если стандартное отклонение рыночного индекса равно 10%, а коэффициент корреляции доходностей рыночного индекса и инвестиционного проекта составляет +0,8.


Задача 6. Компания оценивает возможность вложения свободных средств в различные ценные бумаги, нормы доходности которых изменяются в зависимости от общих экономических условий. По оценкам экспертов, в течении периода действия инвестиций, для макроэкономической ситуации будет характерен :

  1. быстрый экономический рост : вероятность 20%

  2. умеренный экономический рост : вероятность 30%

  3. небольшое замедление темпов роста и потребления : вероятность 30%

  4. спад деловой активности в экономике страны : вероятность 20%

Доходности рассматриваемых ценных бумаг и рынка в среднем, свойственные каждому из четырех возможных случаев представлены в таблице:



экономические условия

доходность, %




рынка

акций А

акций В

1.

+30

0

100

2.

+20

+45

30

3.

0

+20

-40

4.

-10

-45

-20

Известно, что ставка доходности безрисковых вложений равна 8%, а средневзвешенная стоимость капитала компании - 12%.

Определите наиболее выгодный объект для инвестирования.



Раздел 6. Оценка стоимости компаний
Задача 1. Определите чистую приведенную стоимость и дисконтированный срок окупаемости проекта, если известно, что единовременные затраты на его осуществление составляют 80000 руб., чистый денежный поток, начиная с 1-го года 40000 руб. ежегодно, требуемая норма доходности 12%. Реализация проекта рассчитана на 10 лет.

Задача 2. Инвестору предложили принять участие в инновационном проекте. Объем инвестиций равен 15 млн. у.д.е. Инвестор планирует выйти из проекта через пять лет, когда проект будет продан стратегическому инвестору.

Имеется следующая информация по компаниям-аналогам:

А: объем чистой прибыли 8 млн. у.д.е.; цена продажи предприятия 240 млн. у.д.е.

Б: объем чистой прибыли 15 млн. у.д.е.; цена продажи предприятия 400 млн. у.д.е.

В: объем чистой прибыли 10 млн. у.д.е.; цена продажи предприятия 280 млн. у.д.е.

Г: объем выручки 50 млн. у.д.е.; цена продажи предприятия 500 млн. у.д.е.

Прогнозируется, что объем чистой прибыли в конце 5-го периода составит 11 млн. у.д.е.

Требуемая норма доходности инвестора 45%.



  1. Рассчитать объем эмиссии акции и стоимость одной акции, при условии, что первоначальное количество акций 200 000 шт.

  2. Как изменится объем эмиссии и стоимость акции, если менеджеры компании получили опцион на 5% акций компании.


Задача 3. Оцените стоимость компании методом DCF, исходя из следующих данных

Показатель

Периоды

1

2

3

4

5

EBIT х (1 - tax rate)

900

1 035

1 190

1 369

1 574

CapEx-Depreciation

430

495

569

654

752

δ. Working Capital

115

132

152

175

201

Debt

100

110

115

120

125

Темпы роста денежного потока фирмы равен 15 процентам. Стоимость капитала – 25%. Стоимость обязательств компании 5%. Доля задолженности – 30%.
Задача 4. Предприятие планирует ввести в действие линию по производству новой продукции. Проект рассчитан на два года. Потребуются начальные инвестиции в размере 200 тыс. евро для завершения подготовительной стадии проекта, которая длится один год. Через год, в момент начала производства, необходимо инвестировать еще 190 тыс. евро.

Ожидается, что денежные потоки от продажи нового товара поступят в распоряжение предприятия к концу второго года реализации проекта. Однако в настоящее время трудно определить, будет ли новый продукт пользоваться спросом. Вероятность оптимистичного развития событий (ожидаемый доход 600 тыс. евро) составляет 80%, а пессимистичного (предполагаемый доход 10 тыс. евро) — 20%. Требуемая норма доходности проекта равна 15%. Оцените стоимость проекта.



Задача 5. Корпорация Uberqualitat Hotel Group, которая занимается гостиничным бизнесом, имеет возможность приобрести закрытую акционерную компанию Quality Hotels Ltd, расположенную в Великобритании. Стоимость компании, определенная на основе DCF с применением анализа свободного денежного потока, составила $ 95 млн. К сожалению, руководство Quality Hotels Ltd настаивает на цене продажи в размере $ 100 млн. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что в собственности Quality Hotels Ltd находятся несколько ценных земельных участков в Шотландии и Уэльсе, которые можно было бы использовать в случае сохранения текущей благоприятной экономической конъюнктуры. Однако если в британской экономике наметится спад деловой активности, то их разработка едва ли будет целесообразной. Оптимальный момент для развития гостиничного бизнеса на данных участках наступит ровно через пять лет (само по себе спорное заявление, но ради нашего примера допустим, что так и есть), а стоимость разработки достигнет $ 120 млн; на основе прогнозируемых денежных потоков текущая стоимость денежных поступлений (дисконтированная в рамках пятилетнего срока) составит всего $ 100 млн, что свидетельствует о нерентабельности инвестиций. Поэтому ни один из сопутствующих денежных потоков не был включен в оценку текущей стоимости. Однако в связи с рыночной неопределенностью среднеквадратическое отклонение стоимости этих прогнозируемых денежных потоков является довольно значительным — около 60 % в год.

Стоимости капитала для нового бизнеса – 23 % в год. Безрисковая процентная ставка – 10% в год.

Оцените стоимость компании.

Приложение 2.

Методические рекомендации студентам.

Раздел 1. Сущность и основные понятия инвестиционного менеджмента (4 часа)


        1. Прочитать кейс «Ошер продактс». Быть готовым ответить на вопросы по первому разделу.

        2. Посмотреть фильм «Уолл-стрит» (1987 г., реж. Оливер Стоун, прод. 120 мин.) Прочитать Главу 1. «Инвестиции или спекуляции: на что следует ориентироваться разумному инвестору» из книги: Грэхем, Бенджамин, Цвейг, Джейсон. Разумный инвестор: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2009. — 672 с. – СС. 37-65. Быть готовым ответить на вопросы:

          1. Что, на Ваш взгляд, является инвестиционной деятельностью.

          2. В чем главное отличие инвестиций.

          3. Какие виды инвестиций можно выделить, в чем их главное различие.

Раздел 2. Венчурное инвестирование (8 часов)

        1. Прочитать кейс «Ошер продактс». Быть готовым ответить на вопросы по второму разделу.

        2. Подготовить доклады на темы:

          1. Виды венчурных инвесторов и особенности их деятельности.

          2. Ассоцияция бизнес-ангелов. Цели и модели деятельности.

          3. Корпоративное венчурное инвестирование. Цели и формы.


Раздел 3. Бизнес-план инвестиционного проекта (60 часов)

В группе из 2-3 человек подготовить бизнес-план инвестиционного проекта на интересующую Вас тему. Бизнес-план проекта должен содержать следующие разделы:



              1. Резюме проекта

              2. Обзор (информация о компании)

              3. Целевые клиенты и рынки

              4. Описание продукта и КП

              5. Маркетинговая стратегия

              6. Операционная деятельность и руководство компании

              7. Финансовый раздел

              8. Приложения

Объем бизнес-план - 30-40 стр. без приложений.
Раздел 4.Основные принципы и подходы к оценке эффективности проектов (20 часов)

  1. Прочитать главу 7 (стр. 139-155) из учебника Investment Management: A Modern Guide to Security Analysis and Stock Selection. / Ramanna Vishwanath, Chandrashekar Krishnamurti. Springer, 2009. 649 р.

  2. Ответить на вопросы:

    1. В чем состоят ограничения использования отчета о движении денежных средств?

    2. В чем состоят отличия прямого и косвенного методов расчета денежного потока? Сферы их применения.

    3. Ответить на вопрос №5 на стр. 151 учебника Investment Management: A Modern Guide to Security Analysis and Stock Selection. / R. Vishwanath, Ch. Krishnamurti. Springer, 2009. 649 р.


Раздел 5. Учет фактора неопределенности и оценка рисков при реализации инвестиционных проектов (8 часов)

Прочитать статьи:



  1. Галасюк В., Галасюк В., Вишневская А. Метод NPV: фундаментальные недостатки. // Финансовый директор.-2005.-№ 2(30).-C.12-19.

  2. Галасюк В., Галасюк В., Вишневская А. Почему метод чистой приведенной стоимости (NPV) и метод реальных опционов фундаментально ошибочны и искажают результаты оценки стоимости в условиях вероятностной неопределенности и экономических рисков. // Фондовый рынок.-2005.-№33.-С.26-40.

Ответить на вопросы:



  1. В чем заключаются ограничения на использование метода NPV?

  2. В чем состоят особенности использования метода NPV в условиях неопределенности?


Раздел 6.Оценка стоимости компаний (4 часа)


  1. Прочитать часть 4 (стр. 227-321) из учебника Investment Management: A Modern Guide to Security Analysis and Stock Selection. / Ramanna Vishwanath, Chandrashekar Krishnamurti. Springer, 2009. 649 р.

  2. Сделать доклады на темы:

    1. Метод экономической добавленной стоимости.

    2. Методы оценки компании, основанные на дисконтировании денежных потоков.

    3. Сравнительные методы оценки.




1 NACDS – National Association of Chain Drug Stores/
скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
566.01kb.
Программа дисциплины Теория игр  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
150.23kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
271.35kb.
На 2012/2013 уч год «Производственный менеджмент»
68.71kb.
Программа дисциплины «Компьютерные технологии в исследованиях маркетинговых коммуникаций» Для направления 080200. 68 «Менеджмент»
355.64kb.
Область применения и нормативные ссылки
442.45kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
114.52kb.
Программа дисциплины Организация личных продаж для направления
161.77kb.
Программа дисциплины "Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2" для направления 030600. 62 подготовки бакалавра
319.56kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
192.03kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
Программа дисциплины Основные направления экономической политики ес для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
182.88kb.