takya.ru страница 1страница 2
скачать файл



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2" для направления 030600.62 подготовки бакалавра







1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой по направлению 030600.62 «История» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030600.62 «История» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г.

2Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2» –дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные научные проблемы исторического источниковедения, понятийно-категориальный аппарат современного исторического источниковедения, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников XVIII–XX вв., а также основные этапы развития источниковедения, в том числе современные подходы к нетрадиционным типам исторических источников.

  • Уметь правильно применять понятийно-категориальный аппарат современного исторического источниковедения и специальную терминологию, анализировать и интерпретировать исторические источники различных типов и видов, критически оценивать источник и его информационный потенциал.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) научного поиска источников в архивах, печатных изданиях, а также в интернет-ресурсах, а также профессиональной публичной дискуссии и письменного источниковедческого анализа.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Студент различает типы и виды исторических источников, определяет принадлежность того или иного источника к определенному типу, владеет методами анализа различных типов источников, оценивает особенности и информационный потенциал того или иного источника,

Лекции, семинары, самостоятельная работа студента, написание реферата

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7

Студент умеет осуществлять самостоятельный поиск источников по теме исследования, анализировать особенности привлекаемых источников, оценивать их достоинства и недостатки для решения поставленных исследовательских задач, применяет специальные приемы исторической критики источника

Лекции, семинары, самостоятельная работа студента, написание реферата

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

Студент корректно использует понятийно-категориальный аппарат современного источниковедения в ходе публичной дискуссии и при написании рефератов

Работа на семинарах, написание рефератов

Способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках

ИК – Б 2.1_2.2_2.3_2.4_2.5_2.6_4.2_4.4 – Б


Студент владеет современным языком общественных и гуманитарных наук, умеет публично изложить результаты источниковедческого анализа в профессиональной публичной дискуссии и на письме

Работа на семинарах, написание рефератов

Способность к использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации

ИК – Б

1.1_2.1_2.3_2.4.2_4.1




Студент самостоятельно находит соответствующие иностранные интернет-ресурсы и дает общую характеристику их информационного потенциала,

Самостоятельная работа студента, работа на семинарах

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК – Б

1.1_2.1_2.2_2.3_2.4.1_2.4.2_2.5.2_2.6_4.1_4.3



Студент различает типы и виды исторических источников, определяет принадлежность того или иного источника к определенному типу, владеет методами анализа различных типов источников, оценивает особенности и информационный потенциал того или иного источника,

Лекции, семинары, самостоятельная работа студента, написание рефератов

Способность ориентироваться в новых направлениях социальных и гуманитарных наук

ИК – Б

1.1_2.1_2.2_2.3_2.4_2.5_2.6_5.3_5.6



Студент критически оценивает особенности использования различных типов исторических источников в современных отечественных и зарубежных обществоведческих и гуманитарных исследованиях

Лекции, семинары















4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра специализаций настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    Введение в профессию; Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 1; Теория и история исторического знания; история российской государственности, глобальная и сравнительная история, исследовательский семинар; иностранный язык.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • студенты должны иметь представление об основных событиях и процессах отечественной и мировой истории в новое и новейшее время, об истории формирования исторической науки как особой области познания, ее методах исследования;

  • студенты должны знать и корректно использовать базовый понятийно-концептуальный аппарат современного источниковедения, уметь проводить научный поиск источников в архивах, библиотеках и интернет-ресурсах, владеть элементарными понятиями исторической критики источника



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Исследовательский семинар; Устная история; Микроистория и история повседневности; Сравнительная история империй нового и новейшего времени; Политические проекты ХХ в.; История публичной сферы во Франции Германии и России в новое время; Экономическая история нового и новейшего времени; История науки и техники.


5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе.




2

2




5

2

Законодательные, нормативные и частноправовые акты




2

2




5

3

Делопроизводственная документация




2

2




5

4

Статистические материалы




2

2




5

5

Периодическая печать




2

2




5

6

Источники личного происхождения




2

2




5

7

Публицистика и художественная литература




2

2




5

8

Картографические материалы




2

2




5

9

Фото- и кинодокументы




2

2




5

10

Музыкальные произведения и аудиозаписи




2

2




5

11

Устные источники




2

2




5

12

Интернет как исторический источник




2

2




5




ВСЕГО

108

24

24




60



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины "Источниковедение и информационные ресурсы истории, ч. 2" для направления 030600. 62 подготовки бакалавра
319.56kb.
Программа дисциплины для направления 030600
250.99kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
114.52kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
192.03kb.
Программа дисциплины Основные направления экономической политики ес для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
182.88kb.
Программа дисциплины «нис топология гладких многообразий и теория Морса»
93.12kb.
Программа дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
566.01kb.
Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
477.47kb.
Программа дисциплины Компонентно-ориентированное программирование для направления 231000. 62 "Программная инженерия" подготовки бакалавра
204.31kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
234.79kb.
Программа учебной дисциплины «Нормативная грамматика японского языка»
173.78kb.