takya.ru страница 1
скачать файл


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


(Нижний Новгород)


Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины

«Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": философское понимание»

Автор программы

Боснак Д.В., кандидат филологических наук, доцент, dbosnak@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «1»_марта__ 2014 г

Зав. кафедрой В.М. Бухаров

Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки» «___»____________ 2014 г

Председатель Т.А. Ненашева

Утверждена УМС НИУ ВШЭ–Нижний Новгород «___»_____________2014 г.

Председатель В.М. Бухаров

Нижний Новгород

2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Программа общеуниверситетского факультатива предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов, бакалавров 1–4 курсов и магистрантов 1–2 курсов всех факультетов.

2Цели освоения дисциплины


Цель курса – понимание романа М.А. Булгакова как значимого сложного явления мировой культуры.

Роман «Мастер и Маргарита» признаётся важным философским и литературным явлением. Этот статус позволяет посредством обращения к одному произведению подойти к пониманию ключевых проблем европейской культуры в целом ряде контекстов: евангельском, литературном (европейская и русская литература), контексте европейской музыки (Гуно, Берлиоз, Чайковский, Шуберт и др.), философском контексте 19-20 вв. (Киркегор, Бахтин, Хайдеггер, Гадамер, Бубер). Таким образом, изучение романа позволит студентам увидеть эти проблемы не как разрозненные явления, а в единстве культурного контекста.

Особые качество и актуальность интерпретации романа Булгакова в процессе преподавания курса обеспечивается методом «пристального» чтения, что позволяет избежать «недостатка понимания», характерного для современного научного и популярного восприятия романа. Даже в научной литературе до сих пор остаётся впечатление о некоторой «загадочности» произведения Булгакова. В результате современный читатель остаётся без существенной смысловой «поддержки» в понимании текста. Помочь читателю в восприятии этого знакового произведения и через него ключевых метафор культуры – основная задача предлагаемого курса.

Предлагаемый факультатив представляет собой оригинальный курс, уже до этого прошедший апробацию в студенческой аудитории (НГЛУ). Новизна содержания курса обусловлена проводимой автором исследовательской работой над романом.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Обучающиеся приобретут навыки интерпретации современного (modern) литературного текста, требующего от читателя в силу большой интертекстуальной насыщенности особого интеллектуального усилия. Для понимания романа Булгакова необходим актуальный в современном изучении культуры междисциплинарный подход, принципы которого слушатели курса смогут освоить на материале предлагаемого анализа текста. Наряду с этим слушатели курса смогут также познакомиться с важными проблемами герменевтического подхода в аспекте понимания «исторического предания». Кроме того, обучающиеся смогут получить представление о значимых для философии 20-го века проблемах, о ряде ключевых тем русской и мировой литературы, особенностях культурного процесса в России в первой половине 20-го века.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


    Общеуниверситетский факультатив

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

1

Проблема современного понимания романа «Мастер и Маргарита»

2

2

2

«Философский» диалог первых глав: необходимость «доказательств бытия» Бога. Проблема зла

4

4

3

«Сакральные» главы романа: диалог с каноническим Евангелием.

2

2

4

Трагическое и комическое в системе романа

2

2

5

«Ученичество» Ивана: проблема преображения человека

2

2

6

Мир литературы: о художественном слове. Литература и власть

2

2

7

Образ мастера

2

2

8

Образы демонической силы: функция смеха в романе

2

2

9

Маргарита: проблема любви

2

2

10

«Мастер и Маргарита» как «музыкальный» роман и как роман-интермедия

2

2




Всего

22

22



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

Итоговый

Зачет





Устно



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Для сдачи устного зачёта обучающиеся должны продемонстрировать:

  1. общее знание текста романа «Мастер и Маргарита»;

  2. знание актуальных для романа культурных контекстов и метафор;

  3. способность интерпретировать ключевые эпизоды в контексте целого произведения;

  4. умение сформулировать значимые для романа философские проблемы.



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Накопленная оценка выставляет за посещаемость (22 часа) и имеет коэффициент 0,5. Оценка, полученная на зачете, имеет коэффициент 0,5. В результате итоговая оценка имеет следующий вид:

Орезульт = k1* Онакопл + k *Озач,

где Онакопл рассчитывается по формуле: О = Ткол-во посещённых занятий * 0,9

Округление оценки производится в пользу студента.

7Содержание дисциплины




    Раздел 1. Проблемы современного понимания романа «Мастер и Маргарита»

Время создания романа и современность. Проблема исторической дистанции, создаваемой в романе. Проблематичность героя 20 века и сложность понимания художественного. Современная критика о романе М.А. Булгакова.
Раздел 2. «Философский диалог» о существовании Бога: сцена на Патриарших. Проблема зла

    Проблема «доказательств бытия Бога» в романе: философский подход (Кант). «Человек, управляющий миром»: связь с проблематикой творчества Булгакова 20-х годов («Собачье сердце», «Роковые яйца»). Ответственность как ключевая категория присутствия человека в мире: философский контекст 1920-30х годов (Бахтин, Хайдеггер). Зло как отказ от личной причастности (Берлиоз). Принципы изображения демонической силы – образ Воланда, его прообразы в культуре («Фауст» И.В. Гёте и Ш. Гуно): принципиальное новаторство Булгакова – зло как нейтральность, «техническая» сила.

    Раздел 3. «Сакральные главы» романа

    Необходимость и формы диалога с каноническими Евангелиями в романе Булгакова; возможные источники писателя. Философский подход Булгакова – изображение формы религиозного события. Сюжет первой «ершалаимской главы»; образ Пилата и проблема «единственного» и этического бытия; связь с традициями русской литературы 19 века (Достоевский). Особенность сюжета и стилистики «ершалаимских глав»; их значение как сакрального текста в художественном мире романа.



    Раздел 4. Трагическое и комическое в романе

    Трагическое как существование «на границе бытия». Принципиальность выбора как принцип трагического существования. Трагическое как понимание истины. Комическое как форма отстранённости от принципиального выбора. Принцип разделения на «московские» и «ершалаимские» главы в художественной системе романа.



    Раздел 5. Образ Ивана

    «Ученичество» как доминанта сюжетной судьбы героя. Преображение Ивана; проблема преступления и наказания. Проблема ложного риторического слова. Интертекстуальность образа героя: фольклор; русская литература 19 века; литературный контекст 20-30 годов. Связь с фигурой юродивого и мотив «правдоговорения». Роль Ивана в эпилоге романа.



    Раздел 6. Мир литературы в романе. Литература и власть

    Образ литературной Москвы; смысловые связи с «Театральным романом»: подлинные и ложные цели художественного творчества. Творчество как познание (в контексте русской литературы 1930-х годов). Образы критиков (Латунский, Ариман, Лаврович) и связь критикой 19-го века.

    Литература «социального заказа». Первый съезд Союза писателей и задачи литературы (отражение в романе Булгакова).

    Раздел 7. Образ мастера

    Сюжетная судьба мастера. Мастер-историк и мастер-писатель. «Угадывание» действительного как основной принцип художественного осмысления мира. Автобиографические мотивы в образе мастера. Творчество как форма причастности бытию (русская философия начала 20-го в.). Проблема «покоя» и «прощения» в романе.



    Раздел 8. Образы демонической силы. Функции смеха

    Зло как «ничтойность», «наваждение» в традиции христианской мысли и фольклоре; неопределимость зла (представители «свиты» Воланада и их художественная функция). Мотив «разоблачения» в романе. Смех как способ преодоления страха, направленность смеха в романе; проблематичность карнавальной традиции. Комические персонажи в романе (Стёпа Лиходеев, Никанор Иванович, Семплеяров, Соков, Поплавский и др.): принципы создания, природа комического (традиции Гоголя и Мольера).



    Раздел 9. Образ Маргариты. Проблема любви

    Связь образа Маргариты со смеховым и жизнеутверждающим началом. Прообразы героини (королева Марго), мотивы трагедии «Фауст»: тема нравственного испытания человека. Тема идеальной любви. Сон Маргариты: функция в сюжетной судьбе героини. Идея самопожертвования и бесконечной доброты в образе героини (смысловая структура «бала у сатаны»). Инфернальные мотивы: эволюция образа Маргариты по мере складывания замысла романа.



    Раздел 10. «Мастер и Маргарита» как «музыкальный» роман и как роман-интермедия

    Функция аллюзий на музыкальные произведения (Гуно, Шуберт, Чайковский, Стравинский, Берлиоз и др.). «Мастер и Маргарита» как «звучащий» роман. «Тональность» романа. Связь романа с театральными и музыкальными жанрами.




8Образовательные технологии


Данная дисциплина преподаётся в форме лекций.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Примерный список вопросов для зачёта по курсу:


  1. Философский спор первых глав романа: основные смысловые аспекты

  2. «Ершалаимские» главы и Новый Завет: переосмысление канонического текста у Булгакова

  3. Сюжет «ершалаимских» глав

  4. Трагический и комический мир в романе

  5. Образ Пилата и проблема участия в историческом событии в романе «Мастер и Маргарита»

  6. Проблема понимания исторического бытия в романе. Герои-«историки»

  7. Проблема ответственности как ключевая философская проблема романа

  8. Мир русской литературы в романе Булгакова

  9. Смысловая функция смеха в романе

  10. «Преображение Ивана»: художественные и философские элементы образа

  11. Литература и власть в романе

  12. Смысловое значение эпилога в романе

  13. Мастер как писатель и как историк

  14. Литературный мир Москвы в романе

  15. Функция снов в романе Булгакова

  16. Демонические образы в романе: культурная многомерность образов

  17. Образ Воланда: подходы к проблеме зла в культуре

  18. Философские аспекты проблемы любви в романе

  19. Любовь как самопожертвование: образ Маргариты

  20. Функция музыкальных произведений в романе

  21. Роман Булгакова в контексте мировой культуры: вечные образы в романе



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Источники


  1. Булгаков М.А. Собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1992

  2. «Мой бедный, бедный мастер…» Полное собрание редакций и вариантов романа «Мастер и Маргарита». М.: Вагриус, 2006

10.2Основная литература


  1. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Комментарий. М.: Книжный клуб 36.6, 2007

  2. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М.: Текст, 2004

  3. Лесскис Г.А., Атарова К.Н. Путеводитель по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". М.: Радуга, 2007

  4. Яновская Л.М. Записки о Михаиле Булгакове. М.: Текст, 2007



10.3Интернет-ресурсы


  1. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // http://novruslit.ru/library/?p=25

  2. Иеромонах Димитрий. Разговор о Мастере и Маргарите // https://www.youtube.com/watch?v=QmxHYMW7jGo



10.4 Дополнительная литература


  1. Аверинцев С.С. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София–Логос. Словарь. К.: ДУХ I ΛIТЕРА, 2005

  2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 4(2). «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса » (1965). «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970). Комментарии и приложение. М.: Языки славянских культур, 2010

  3. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова: к 100-летию М. А. Булгакова // Вопросы литературы. 1991. № 5

  4. Бибихин В.В. Язык философии. – 3-е изд., стер. СПб.: Наука, 2007

  5. Бибихин В.В. Мир. – 2-изд., испр. СПб.: Наука, 2007

  6. Библия: книги Ветхого и Нового Завета

  7. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской: «Мастер и Маргарита» и предыстория мифопоэтического «московского» текста: статьи из Иерусалима // Литературное обозрение. 1994. № 3-4

  8. Гаменская И. Л. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: к вопросу об историко-философских источниках романа // Известия АН СССР. Серия литература и язык. Т. 42. - 1983. № 2

  9. Казаркин А. П. Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991

  10. Лакшин В. Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир,- 1968.-№ 6

  11. Левина Л. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы. 1991. №1

  12. Первый Всесоюзный Съезд Советских писателей: Стенографический отчёт. Репринтное воспроизведение 1934 года. М.: Советский писатель, 1990 (elar.urfu.ru/bitstream/10995/107/1/1116444.pdf)

  13. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография: в 2-х кн./ Ответственный редактор Н. Грознова, А. Павловский. Л., 1991

  14. Утехин И. П. Исторические грани вечных истин: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // И. П. Утехин. Современный советский роман: философские аспекты. Л., 1979

  15. Яблоков Е.А. «Я часть той силы…» (Этическая проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русская литература. 1988. №2

  16. Яновская Л. М. Горизонтали и вертикали Ершалаима: о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 2002. №3

  17. Amert, S. The dialectic of closure in Bulgakov’s Master and Margarita. Russian Review, 61(4), 2002

  18. Baker, H.D. Socratic, hermetic, and internally convincing dialogue: Types of Interlocution in Bulgakov’s The Master and Margarita. Russian Review, 57(1), 1998

  19. Gadamer, H.-G. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. (I) Tübingen: Mohr Siebeck, 2010

  20. Heidegger, M. Logik als die Frage nach dem Wesen der Sprache. Gesamtausgabe. II. Abteilung: Vorlesungen 1919–1944. Band 58. Frankfurt am Mein: Vottorio Klostermann., 1998

  21. Kisel, M. Feuilletons don’t burn: Bulgakov’s The Master and Margarita and the imagined “Soviet reader”. Slavic Review, 68(3), 2009

  22. Lowe, D. Gounod’s Faust and Bulgakov’s The Master and Margarita. Russian Review, 55(2), 1996

  23. Williams, G. Some difficulties in the interpretation of Bulgakov’s The Master and Margarita and the advantages of the Manichaean approach, with some notes on Tolstoi’s influence on the novel. The Slavonic and East European Review, 68(2), 1990

  24. Wright, A.C. Satan in Moscow: An approach to Bulgakov’s The Master and Margarita. PMLA, 88 (5), 1973



10.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Булгаковская энциклопедия. Сост. Б. Соколов // http://www.bulgakov.ru/

  2. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1991-1992

  3. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2010



11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор и устройство для воспроизведения звука.

Автор программы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________ Д.В. Боснак



скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины «Роман М. А. Булгакова \"Мастер и Маргарита\": философское понимание»
118.18kb.
Крестные муки Михаила Булгакова c пророческим романом Ф. М. Достоевского «Идиот» перекликается роман-предупреждение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1011.25kb.
Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита Сочинение. Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
45.89kb.
Нравственные проблемы и библейские сюжеты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
106.37kb.
Б. И. Матвеев цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Главная книга
235.28kb.
Мастер и маргарита
160.13kb.
Київ Михаїла Булгакова
128.18kb.
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины
2223.95kb.
Программа дисциплины сфрагистика и геральдика
97.13kb.
Мастера: Гл мастер Nightgel Мастер Рэйвен Мастер Зверь
151.2kb.
Мастер и маргарита
55.22kb.
Программа семинара «Лингвокультурологическое и лексикографическое описание культурных феноменов»
29.45kb.