takya.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

лицей № 28 г. Орла




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

для учащихся 11 классов

"МОЛЕКУЛЫ ЖИЗНИ"

(34 часа)

Составитель: учитель химии

МБОУ - лицей № 28 г. Орла

Ланцев В.Л.


Лицензия № 312 выдана областным экспертным Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования учителей, протокол № 1 Совета БОУ ОО ДПО (ПК) специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" от 26 января 2012 года.



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

для учащихся 11 классов

"МОЛЕКУЛЫ ЖИЗНИ"

(34 часа)
Программа составлена учителем химии МБОУ-лицей №28 г.Орла Ланцевым Виктором Леонидовичем (1 кв. категория).
Пояснительная записка

Элективный предмет "Молекулы жизни" представляет собой интегрированный химико-биологический спецкурс, рассчитанный на учащихся 11 классов, изучающих химию как на профильном, так и на базовом уровне. При этом использование данного курса в профильным классах оправдано из-за его высокой теоретической значимости и глубины, а также возможности расширения материала как химической, так и биологической направленности. С другой стороны, использование курса в классах, где дети изучают предметы естественнонаучного цикла на базовом уровне, позволит уделить больше внимания тем из них, кто планирует сдавать химию или биологи в форме ЕГЭ.

Основная идея элективного предмета заключается в интеграции части химического и биологического материала. При этом изложение биологической части стоится на глубоком изучении молекулярных механизмов, лежащих в основе изучаемых процессов. Такой принцип построения структуры позволяет гармонично излагать материал, опираясь на основные темы органической химии, пройденные в 10 классе (или изучаемые в настоящий момент), что позволяет также обобщить и вспомнить в преддверии ЕГЭ самые сложные вопросы, касающиеся прежде всего биологически активных соединений, на изучение которых даже в профильных классах отводится не более 1 часа по каждому разделу.

Актуальность данного элективного предмета заключается в том, что он позволяет продолжить формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира, способствует профессиональному их самоопределению и выбору соответствующего профиля в высшем образовании. Использование интеграционного подхода позволяет также выявить темы и знания, которые нуждаются в коррекции и расширении.

Цель элективного предмета: изучить основные метаболические процессы с позиции молекулярной логики живого.

Задачи элективного предмета:

1. Закрепить знания об основных классах биологически активных веществ, их номенклатуре, строении, физических и химических свойствах, путях их синтеза в лабораторных условиях и живом организме.

2. Изучить основные метаболические пути передачи, накопления и расходования веществ и энергии в живом организме.

3. Сформировать представление о химическом единстве живых организмов.

4. Используя представления теоретической органической химии и биохимии, расширить знания в области общей биологии.

5. Подготовить учащихся к максимально эффективной сдаче единого государственно экзамена и к обучению в высших учебных заведениях по соответствующим естественнонаучным профилям.
Требования к уровню теоретической и практической подготовки учащихся при изучении элективного предмета "Молекулы жизни":

1. Учащиеся должны знать:

- теоретическую основы органической химии (номенклатура, изомерия, стереохимия, кинетика реакций) важнейших биологически активных соединений - углеводов, жиров, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот;

- физические и химические свойства, а также способы получения изучаемых классов веществ.

- основные пути превращения энергии и веществ в живом организме (химизм наиболее важных реакций катаболизма и анаболизма);

- механизмы регуляции метаболических процессов в организме.

2. Учащиеся должны уметь:

- составлять структурные и молекулярные формулы важнейших биологически активных веществ (углеводов, жиров, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот);

- рассчитывать энергетические эффекты биохимических реакций, протекающих в живом организме;

- записывать химические уравнения важнейших биологических процессов;



Содержание программы
Введение. Молекулярная логика живого (1 час).

Единство живых организмов на основе общности происхождения, строения и состава. Связь предметов естественнонаучного цикла.

Основные физико-химические параметры биологически активных молекул. Изомерия органических веществ. Стереоизомеры. Взаимосвязь структуры и свойств веществ. Виды химических связей в живых организмах. Водородный показатель.
Тема 1. Строительные блоки (19 часов).

Химический состав живых организмов. Макро- и микроэлементы (ультрамикроэлементы). Их распределение и функции в организме. Недостаток минеральных веществ в организме.

Роль воды в живых организмов. Строение молекулы воды. Водородные связи. Физические свойства волы. Особенности химических реакций с участием воды в живых организмах. Виды воды в клетке.

Белки как основа всех живых организмов. Важнейшие аминокислоты и их производные. Классификация аминокислот. Незаменимые аминокислоты. Источники их поступления в организм человека и животных. Физико-химические свойства аминокислот. Функции белков. Структуры белка. Денатурация и ренатурация. Синтез и распад белков в живом организме. Методы идентификации белков и расшифровки их структуры. Изоэлектрическая точка. Простые и сложные белки.

Липиды, их классификация. Строение и функции важнейших липидов. Нейтральные жиры. Свойства глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жира. Стероиды и терпены. Метаболизм липидов.

Общий план строения углеводов. Классификация и номенклатура углеводов. Биологические функции. Важнейшие моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза. Структура углеводов. Линейные и циклические формы. Физико-химические свойства важнейших углеводов. Гликозидные связи. Полисахариды: крахмал, целлюлоза и гликоген, хитин и пептидогликан. Синтез и распад углеводов в организме. Локализация в клетке.

Общий план строения нуклеиновых кислот. Структурные элементы нуклеиновых кислот. Понятие о гетероциклических соединениях. Особенности их строения и свойств. Азотистые основания. Структуры нуклеиновых кислот. Особенности строения ДНК. Виды и структура РНК. Гены. Синтез белка. Транскрипция и трансляция в процессе биосинтеза белка. Методы идентификации и изучения нуклеиновых кислот.

Витамины. Классификация и особенности строения витаминов. Общая характеристика важнейших витаминов. Источники их поступления в живые организмы. Понятие об авитаминозе, гиповитаминозе и гипервитаминозе. Метаболизм витаминов.

Ферменты - катализаторы в живых системах. Классификация ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Простые и сложные ферменты. Строение сложных ферментов. Коферменты, апоферменты и холоферменты. Аллостерические ферменты.

Гормоны как важнейший регуляторный механизм организма. Важнейшие гормоны растений и животных. Пептидные и стероидные гормоны. Механизм действия гормонов. Локализация и функция гормонов в живых организмах.




Тема 2. Энергетическая основа существования организма (2 часа).

Закон сохранения энергии как один из фундаментальных законов Вселенной. Виды энергии в организме. Поступление, превращение и рассеивание энергии в живых организмах. Термодинамические основы существования жизни. Потенциал Гиббса. Экзергонические и эндергонические реакции. Катаболизм и анаболизм. Понятие об энтальпии, энтропии и самоорганизации живых систем.

АТФ - как важнейшая энергозапасающая молекула клетки. Строение и свойства АТФ. АДФ и АМФ. Макроэргические химические связи. Другие высокоэнергетические молекулы.
Тема 3. Биологические мембраны (1 час).

Понятие о мембранах. Основные компоненты мембран. Модели строение мембран. Участие мембран в процессах метаболизма живых организмов.


Тема 4. Транспорт и поступление веществ в живых организмах (2 часа).

Механизмы поступления воды и минеральных веществ в организмы растений, животных, грибов и бактерий. Источники углерода для различных организмов. Важнейшие транспортные системы в организмах растений и животных. Механизмы передвижения веществ по организму. Поступление веществ в клетку. Осмос. Молекулярные механизмы транспорта. Транспорт важнейших ионов.


Тема 5. Важнейшие метаболические процессы (5 часов).

Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Эффективные области спектра. Фотолиз воды. Энергетика фотосинтеза. Квантовый выход.

Дыхание. Гликолиз. Спиртовое брожение - как один из вариантов анаэробного расщепления глюкозы. Цикл Кребса. Электронно-транспортная цепь. Энергетика процесса дыхания.
Тема 6. Защитные силы организма (1 час).

Иммунитет. Виды иммунитета. Антитела и элиситоры. Механизм действия антител и элиситоров.


Тема 7. Стресс и старение (1 час).

Понятие стресса. Виды биологических стрессоров. Причины старения организмов. Предотвращение старения. Антиоксиданты.




Календарно-тематическое планирование элективного предмета

"Молекулы жизни"




Название темы

Примечания




Введение

(3 часа)

1.

Единство живых организмов.




2.

Изомерия органических веществ. Стереоизомеры.




3.

Химические связи в живых организмах. Водородный показатель.







Тема 1. Строительные блоки.

(19 часов)

1.

Химический состав живых организмов.




2.

Функции микроэлементов в живых организмах.




3.

Роль воды в живых организмах. Виды воды в клетке.




4.

Аминокислоты. Классификация и поступление в организм.




5.

Структура и функции белков. Виды белков. Идентификация белков.




6.

Липиды. Их классификация и функции в живых организмах.




7.

Нейтральные жиры. Стероиды и терпены.




8.

Биологическое значение углеводов. Структура углеводов.




9.

Моно- и полисахариды.




10.

Азотистые основания. Гетероциклические соединения. Компоненты нуклеотидов.




11.

Виды и структуры нуклеиновых кислот.




12.

Молекулярные основы биосинтеза белка.




13.

Витамины. Классификация витаминов.




14.

Недостаток и избыток витаминов в организме.




15.

Ферменты. Реакции с участием ферментов.




16.

Гормоны как важнейший регуляторный механизм организма.




17.

Основные животные и растительные гормоны.




18.

Контрольная работа №1 по теме: "Строительные блоки"




19.

Экскурсия

Экскурсия на кафедру ботаники ОГУ в лабораторию "Регуляторов роста и развития растений"




Тема 2. Энергетическая основа существования организма.

(2 часа)

1.

Термодинамические основы существования жизни.




2.

АТФ и другие высокоэнергетические соединения клетки.







Тема 3. Биологические мембраны

(1 час)

1.

Структура и функции биологических мембран.







Тема 4. Транспорт и поступление веществ в живых организмах.

(2 часа)

1.

Механизмы поступления веществ в организм и клетку.




2.

Передвижение веществ по живым организмам.







Тема 5. Важнейшие метаболические процессы.

(5 часов)

1.

Фотосинтез. Энергетика фотосинтеза




2.

Темновые и световые реакции фотосинтеза.




3.

Дыхание. Гликолиз.




4.

Цикл Кребса и электронно-транспортная цепь.




5.

Контрольная работа №2 по темам 2,3,4,5






Тема 6. Защитные силы организма.

(1 час)

1.

Иммунитет. Виды иммунитета. Антитела и элиситоры.







Тема 7. Стресс и старение.

(1 час)

1.

Стресс. Виды стрессов и причины старения организмов.







Итого: 34 часа




Список литературы

1. А. Ленинджер Биохимия: Молекулярные основы структуры и функций клетки. Перевод с англ. под редакцией и с предисловием акад. А.А. Баева и докт. хим. наук Я.М. Варшавского. Москва, "Мир", 1976 - 957 с.

2. Учебник по химии 10 класса. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев и др. 3-е изд. стереотипное. Дрофа, 2002.

3. В.М. Потапов. Стереохимия. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Химия, 1988. - 464 с.

4. Франк Л. Вайзман. Основы органической химии. СПб: Химия, 1995 - 464 с.

5. Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. 4-е изд. - М.: "Химия", 1991 - 448 с.

6. Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. Биологическая химия. М.: Медицина, 1998 - 704 с.

7. В.Л. Кретович. Биохимия растений: Учебник для биол. факультетов ун-тов. М.: Химия. 1980.



8. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия: учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008 - 640 с.

скачать файл



Смотрите также:
Программа элективного предмета для учащихся 11 классов "молекулы жизни" (34 часа)
115.6kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов
493.17kb.
Обучения на академическом уровне определяется государственным общеобразовательным стандартом
704.1kb.
Программа по математике для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов на 1час в неделю (всего за год 34 часа) с перспективой продолжения в 10-11 классах
171.04kb.
Программа элективного курса учащихся 8, 9 классов Учитель: Щербинская Т. Б. Канаш 2006 г. Рациональные уравнения
182.39kb.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный год Планирование рассчитано на 68 часов 2 часа в неделю
80.24kb.
Рабочая учебная программа по истории (название предмета) 10-12 классы Среднее полное (общее) образование
324.5kb.
Программа элективного курса «Секреты английского языка» для учащихся 10-11 классов
89.83kb.
Рабочая программа разработана, с учетом введения 3 часа, на основе примерной программы мо РФ по физической культуре для основной школы, ориентируясь на учебную программу для образовательных школ
72.25kb.
Программа элективного курса «Процентомания»
105.33kb.
Рабочая программа по предмету Дизайн и архитектура в жизни человека для учащихся 8 классов
312.96kb.