takya.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Добрятинская средняя общеобразовательная школа.





РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического

совета


Протокол от

«____» ______2012 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

________Шуленина Г.В.



«_____» ______________2012 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы



________Аксенова И.В.

«_____» ______________2012 г.


Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов

Кружок «Юный патриот России»
Составитель: Быкова Мария Сергеевна

Должность: учитель истории высшей квалификационной категории


2011-2012

Пояснительная записка
В начале 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнуто, что школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации ( на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»

В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.

Настоящая программа гражданско-правового воспитания учитывает особенности развития личности учащихся младшего школьного возраста.
Цель программы.

Создание условий для формирования гражданско-правовой культуры , успешной адаптации и самореализации младших школьников на следующей ступени обучения и в социуме.




Задачи:

  • Обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.

  • Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.

Программа гражданско-правового воспитания носит ознакомительный характер, дает общее представление об основных правах и свободах маленьких граждан России, государственной символике.

Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип преемственности (между классами начальной школы: 1 2 3 4);

  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);

  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);

  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);

  • принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

Направления программы:

  1. Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Инвалид. Беженец. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.

  2. Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.

  3. Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Триколор. Столица. Москва. Президент. Символы нашего города.

  4. Знаменательные события в Российской истории: Восточные славяне и их образ жизни. Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья. Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование единого централизованного государства. Воссоединение Украины с Россией. Петр Первый и его реформы. Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы. Революции в России. Великая Отечественная война.

Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:

  • информационно-ознакомительные;

  • игровые (аукцион, презентация);

  • дискуссионные (разброс мнений);

  • оценочные (игры-соревнования, поле чудес).

Формы работы по реализации программы: беседа, путешествие, разброс мнений, анализ ситуаций, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры («Ромашка», кроссворд, волшебный четырехугольник, разлетевшиеся шары - собери и объясни слово, шифровка), игровые технологии типа «поля чудес», чтение и обсуждение сказок, рассказов,» Волшебный сундучок», тренинг, презентация.

Содержание программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов. Предлагаемый материал освобождается от сложностей и дается в небольшом объеме. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возможностями учащихся. Программа предусматривает проведение 33 часа в первом классе и 34 часа в год в 2-4 классе.



Адресная направленность программы.

Предлагаемый опыт предназначен для учителей начальных классов.



Примерная тематика часов по классам:

  1. ПЕРВЫЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Все дети имеют равные права.

  • Твои права и обязанности.

  • Твое здоровье охраняет государство.

  • Загадки из сундучка (правила учения).

  • Нет ничего дороже жизни.

  • Всякие истории о важных дядях и тетях или как сказать: «Нет!» (тренинг)

  • Путешествие по сказкам. (Какие права сказочных героев нарушены).

  • Мы отдыхаем.

  • Конкурс рисунков «Права детей».

  • Итоговое: про новый год и старые привычки.

  1. Государственная символика.

  • Если скажем слово «Родина»…

  • Символы России.

  • Символы нашего Края.

  • Составим герб поселка

  • Гимн России

  1. Правила для учащихся.

  • Правила школьной жизни.

  • Для чего ходят в школу.

  • Оценка.

  • Путешествие в страну вежливости.

  1. Знаменательные события в Российской истории

    • В гости к Восточным славянам

    • Быт и нравы восточных славян

    • «Откуда есть пошла русская земля?»

    • Путешествие по городам Древней Руси (2 часа)

    • История в камне (Архитектура)

    • Вслед за героями былин

    • Крещение Руси

    • Кочевники – соседи

    • Чингисхан

    • Нашествие монголо-татар

    • Александр Невский

    • Мамаево побоище

    • «Каменное кружево» (Архитектурные памятники Владимирского края)

    • Андрей Рублев



  1. ВТОРОЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

  • Что человеку нужно, чтобы жить (право на жизнь, твои потребности).

  • Как тебя зовут. Твое право на имя.

  • Каждый имеет право на любовь и заботу со стороны близких.

  • Мне нужна защита. Анализ ситуаций.

  • Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? (открытый микрофон)

  • Главные права и обязанности ребенка (игра «Ромашка»).

  • Книжка – малышка «Наши права» Издательство «Рисуем сами»

  • Путешествие по сказкам (права сказочных героев).

  1. Государственная символика.

  • Наша Родина – Россия.

  • Что такое конституция.

  • Для чего нужны флаг и герб страны.

  • Гимн – торжественная песня.

  • Самый главный человек в стране.

  1. Правила для учащихся.

  • Устав школы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

  • Перемена! Перемена! (практическое занятие).

  • Правила дружной игры (практическое занятие).

  • Школа добрых советов (анализ конкретных ситуаций).

  1. Знаменательные события в Российской истории.

    • Что мы знаем о возникновении нашего государства?

    • Как Москва стала нашей столицей?

    • Древнерусская живопись (2 часа)

    • История славянской письменности

    • Вече

    • Как изменилась страна и народ в результате объединения удельных княжеств в единое государство (2часа)

    • Сословия в Русском государстве в ХVI веке

    • Грозный царь (2 часа)

    • Смута (2 часа)

    • Быт и нравы XVII века

    • Культура России XVII века (2 часа)




  1. ТРЕТИЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Документы ООН о правах ребенка. (Конвенция, Декларация).

  • Всеобщая декларация прав человека (в картинках).

  • Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве). Разброс мнений.

  • Все люди равны в своих правах.

  • Что такое закон. Ответственность ребенка.

  • Каждый человек обязан.

  • Право на гражданство.

  • Нарисуй и расскажи: «Мои права и обязанности».

  • Они нуждаются в защите (дети-сироты, инвалиды, беженцы).

  • Игра-путешествие «Я о людях расскажу» (Я – часть человечества).

  • Путешествие в страну доброты.

  • Правовой словарик (поле чудес).

  1. Правила для учащихся.

  • Права и культура поведения (Не навреди!).

  • Разброс мнений «А нужны ли правила!?»

  • Вспомним правила устава (анализ конкретных ситуаций).

  1. Государственная символика.

  • Россия – священная наша держава…

  • Государственный флаг в истории России.

  • Откуда пришел герб.

  1. Знаменательные события в Российской истории

  • Великий Российский император Петр Первый (3 часа)

  • Победы русского оружия

  • Эпоха правления императриц в России (2 часа)

  • Екатерина Великая

  • Крестьянский бунт

  • Быт и нравы в XVIII веке

  • Культура России в XVIII веке ( 2 часа)

  • Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Румянцев Н.П.

  • Отечественная война 1812 года

  • Отмена Крепостного права

  • Культура России XIX века (2 часа)




  1. ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Конвенция о правах ребенка – главный детский документ.

  • Декларация прав ребенка.

  • Всеобщая декларация прав человека.

  • Самое главное право всех людей. Разброс мнений.

  • Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав).

  • Уважай права тех, кто рядом. Разброс мнений «Что значит уважать человека»

  • Закон и беззаконие. Анализ правовых ситуаций.

  • Путешествие в страну «Конституция» (права россиян).

  • Человек неученый, что топор не точеный (право на образование).

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

  • Правовой словарик (поле чудес).

  1. Правила для учащихся.

  • Школьные правила безопасного поведения.

  • О вреде сквернословия.

  • Разброс мнений: что такое общественное место и как там нужно себя вести.

  1. Государственная символика.

  • Урок России. Государственный гимн.

  • Флаг и герб современной России.

  • Листаем словарь: игровой час.

  • Символика нашего города.

4. Знаменательные события в Российской истории

  • с летописцем в Древнюю Русь (2 часа)

  • Путешествие в древнюю Москву (1 час)

  • На верфях Адмиралтейства (2 часа)

  • В Петербург к императрице (2 часа)

  • Век девятнадцатый (2 часа)

  • В гости к мастеру (2 часа)

  • Во дворце, в усадьбе и избе (2 часа)

  • Век, в котором мы живем (3 часа)


Тематическое планирование курса «Юный патриот России»

1 класс




Тема

Кол-во часов

сроки

1

Все дети имеют равные права.

1




2

Твои права и обязанности.

1




3

Твое здоровье охраняет государство.

1




4

Загадки из сундучка (правила учения).

1




5

Нет ничего дороже жизни.

1




6

Всякие истории о важных дядях и тетях или как сказать: «Нет!»

1




7

Путешествие по сказкам. (Какие права сказочных героев нарушены).

1




8

Мы отдыхаем.


1




9

Конкурс рисунков «Права детей».

1




10

Итоговое: про новый год и старые привычки.

1




11

Если скажем слово «Родина»…

1




12

Символы России.

1




13

Символы нашего Края

1




14

Составим герб поселка

1




15

Гимн России

1




16

Правила школьной жизни.

1




17

Для чего ходят в школу.

1




18

Оценка.

1




19

Путешествие в страну вежливости.

1




20

В гости к Восточным славянам

1




21

Быт и нравы восточных славян

1




22

«Откуда есть пошла русская земля?»

1




23

Путешествие по городам Древней Руси

1




24

История в камне (Архитектура)

1




25

Вслед за героями былин

1




26

Крещение Руси

1




27

Кочевники – соседи

1




28

Чингисхан

1




29

Нашествие монголо-татар

1




30

Александр Невский

1




31

Мамаево побоище

1




32

«Каменное кружево» (Архитектурные памятники Владимирского края)

1




33

Андрей Рублев

1





Тематическое планирование курса «Юный патриот России»

2 класс



Тема

Кол-во часов

сроки

1

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.




1




2

Что человеку нужно, чтобы жить (право на жизнь, твои потребности).

1




3

Как тебя зовут. Твое право на имя.

1




4

Каждый имеет право на любовь и заботу со стороны близких.

1




5

Мне нужна защита. Анализ ситуаций.

1




6

Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? (открытый микрофон)

1




7

Главные права и обязанности ребенка (игра «Ромашка»).

1




8

Книжка – малышка «Наши права» Издательство «Рисуем сами»

1




9

Путешествие по сказкам (права сказочных героев).

1




10

Наша Родина – Россия.

1




11

Что такое конституция.

1




12

Для чего нужны флаг и герб страны.

1




13

Гимн – торжественная песня.

1




14

Самый главный человек в стране.

1




15

Устав школы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

1




16

Перемена! Перемена! (практическое занятие).

1




17

Правила дружной игры (практическое занятие).

1




18

Школа добрых советов (анализ конкретных ситуаций).

1




19

Что мы знаем о возникновении нашего государства?

1




20

Как Москва стала нашей столицей?

1




21

Древнерусская живопись

2




22

История славянской письменности

1




23

Вече

1




24

Как изменилась страна и народ в результате объединения удельных княжеств в единое государство

2




25

Сословия в Русском государстве в ХVI веке

1




26

Грозный царь

2




27

Смута

2




28

Быт и нравы XVII века

1




29

Культура России XVII века

2






Тематическое планирование курса «Юный патриот России»

3 класс



Тема

Кол-во часов

сроки

1

Документы ООН о правах ребенка. (Конвенция, Декларация).



1




2

Всеобщая декларация прав человека (в картинках).

1




3

Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве). Разброс мнений.

1




4

Все люди равны в своих правах.

1




5

Что такое закон. Ответственность ребенка

1




6

Каждый человек обязан.

1




7

Право на гражданство.

1




8

Нарисуй и расскажи: «Мои права и обязанности».

1




9

Они нуждаются в защите (дети-сироты, инвалиды, беженцы).

1




10

Игра-путешествие «Я о людях расскажу» (Я – часть человечества).

1




11

Путешествие в страну доброты.

1




12

Правовой словарик (поле чудес).

1




13

Права и культура поведения (Не навреди!).

1




14

Разброс мнений «А нужны ли правила!?»

1




15

Вспомним правила устава (анализ конкретных ситуаций).

1




16

Россия – священная наша держава…

1




17

Государственный флаг в истории России.

1




18

Откуда пришел герб.

1




19

Великий Российский император Петр Первый (3 часа)

3




20

Победы русского оружия

1




21

Эпоха правления императриц в России (2 часа)

2




22

Екатерина Великая

1




23

Крестьянский бунт

1




24

Быт и нравы в XVIII веке

1




25

Культура России в XVIII веке ( 2 часа)

2




26

Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Румянцев Н.П.

1




27

Отечественная война 1812 года

1




28

Отмена Крепостного права

1




29

Культура России XIX века (2 часа)

2





Тематическое планирование курса «Юный патриот России»

4 класс



Тема

Кол-во часов

сроки

1

Конвенция о правах ребенка – главный детский документ.



1




2

Декларация прав ребенка.

1




3

Всеобщая декларация прав человека.

1




4

Самое главное право всех людей. Разброс мнений.

1




5

Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав).

1




6

Уважай права тех, кто рядом. Разброс мнений «Что значит уважать человека»

1




7

Закон и беззаконие. Анализ правовых ситуаций.

1




8

Путешествие в страну «Конституция» (права россиян).

1




9

Человек неученый, что топор не точеный (право на образование).

1




10

Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

1




11

Правовой словарик (поле чудес).

1




12

Школьные правила безопасного поведения.

1




13

О вреде сквернословия.

1




14

Разброс мнений: что такое общественное место и как там нужно себя вести.

1




15

Урок России. Государственный гимн

1




16

Флаг и герб современной России.

1




17

Листаем словарь: игровой час.

1




18

Символика нашего поселка

1




19

с летописцем в Древнюю Русь (2 часа)

2




20

Путешествие в древнюю Москву (1 час)

1




21

На верфях Адмиралтейства (2 часа)

2




22

В Петербург к императрице (2 часа)

2




23

Век девятнадцатый (2 часа)

2




24

В гости к мастеру (2 часа)

2




25

Во дворце, в усадьбе и избе (2 часа)

2




26

Век, в котором мы живем (3 часа)

3






Требования к уровню реализации программы.

К концу изучения программы учащиеся должны:



знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения; важнейшие исторические события своей страны

понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;

применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.


скачать файл



Смотрите также:
Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов
275.55kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «Бутырская оош»
112.57kb.
Справка о проведении «Недели книги» в начальных классах
31.66kb.
Заседания школьного методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 уч год Анализ работы шмо за прошлый 2011-2012 учебный год
71.36kb.
Рабочая программа по музыке в 3 классе
118.87kb.
Рабочая программа разработана, с учетом введения 3 часа, на основе примерной программы мо РФ по физической культуре для основной школы, ориентируясь на учебную программу для образовательных школ
72.25kb.
Для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательном учреждении созданы благоприятные условия
22.04kb.
Должностная инструкция учителя начальных классов. I. Общие требования к учителю начальных классов
177.4kb.
Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов; книга для чтения
74.65kb.
«Путешествие в страну Каникулярию» школьного лагеря с дневным пребыванием
389.65kb.
«Путешествие в страну Каникулярию» школьного лагеря с дневным пребыванием
472.89kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы будущее России»
494.66kb.