takya.ru страница 1
скачать файл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 140

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся

«ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В последнее десятилетие образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических обоснований, без учета состояния здоровья основной массы учащихся. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов : ухудшение материального положения многих семей учащихся; учебные перегрузки в связи с массовым изменением статуса образовательных учреждений в лицеи, гимназии ; сокращение финансирования на школьное питание, на поддержание материально-технической базы ; эмоционально-стрессовые перегрузки; ограничение жизненного пространства в переполненных классах; недостаточная двигательная активность. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьника социально обусловлено и зависит от таких факторов, как : окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т. д. Если учесть, что здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологией, на 20 % - наследственностью ( которая в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10% медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья наших детей.
В связи с этим в образовательных учреждениях России все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой педагогической системы, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствовала формированию у него потребности в здоровье, формированию у него мотивации и понимания основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Проведенный нами анализ методических подходов, форм и методов организации работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в российских образовательных учреждениях свидетельствует о следующем :

- задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждений, что , несомненно, является положительным фактом;

- различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используется в подавляющем большинстве образовательных учреждений;


- в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие, как лекции, беседы и т.п.;

- в то же время в ряде образовательных учреждений накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья;

- в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия;

- при ценности и важности вышеуказанной медицинской помощи детям остается не использованным оздоровительный потенциал образовательного учреждения.

Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы, которые, как правило, включают один или несколько разделов ( блоков):

- рациональную организацию учебного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения;

- внедрение обучающих программ ( уроков здоровья, циклов занятий, лекций, круглых столов, семинаров и т.п.);

- работа с детьми во внеурочное время ( День здоровья, День Защиты детей, оздоровительные лагеря и т.п.);

- организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности ( спортивно-массовые состязания, соревнования, динамические паузы, часы активного отдыха);

- внедрение оздоровительных процедур в организацию оздоровительных мероприятий.

Однако эффективность этих программ не очень высока, и это определяется, прежде всего, тем, что по статистике, системно и регулярно эта работа ведется лишь в 20% школ. При организации этой работы основные школьные факторы риска – нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения, низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы остаются практически без внимания.

В связи с этим насущной проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений, призванных растить физически и психически здоровых граждан, сформировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относиться не только к своему здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

Проведенный нами анализ инфраструктуры и оснащенности нашего образовательного учреждения, ее обеспеченность специалистами, а также анализ заболеваемости обучающихся и ее динамики в течение учебного года, организации учебно-воспитательного процесса, режима учебной и внеучебной нагрузки, позволили нам разработать комплексную целевую программу по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся -



« ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ».

ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является : создание условий для формирования личности, психофизически, духовно и социально здоровой, владеющей теоретическими и практическими навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
ЗАДАЧИ :
- обеспечение системного, комплексного подхода к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на основе поддержания материально-технической базы образовательного учреждения и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
- активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний о психофизических особенностях организма, основах здорового образа жизни;
- формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, освоение его комплексной характеристики , профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта;
- приобретение, совершенствование и укрепление практических навыков физического и психического оздоровления;
- повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности по вопросам понимания и пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, наркомании, табакокурения, использования ПАВ;
- привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности;
- активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и беспризорности,;
- совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, мы хотели бы остановиться на определении, данном Всемирной организацией здравоохранения , в котором « здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».


Модель здоровья человека можно представить в виде схемы :


Духовно-нравственное

здоровье

Физическое ЧЕЛОВЕК Психическое

здоровье здоровье

Социальное

здоровье

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ :



  1. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные резервы.

  2. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

  3. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе .


КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ :

- для физического здоровья : я могу:

-для психического : я хочу;

-для духовно- нравственного : я должен.


ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ :

-показатели роста и развития ;

-функциональное состояние и резервные возможности организма;

-наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

-уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что целостное понимание здоровья подразумевает не только единство здоровья организма, но и организма и личности, со свойственным им уровнем развития психофизических функций в соответствии с генетическим потенциалом, степенью развитости мышления, определенным менталитетом, позволяющим проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности. Иными словами, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни ( в нашем понимании – здоровым образом жизни). В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты , как :



- адекватная физическая активность;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- сексуальная культура;

- здоровый психологический климат в семье;

- отсутствие вредных привычек;

- экологическая и валеологическая культура;

- внимательное отношение к своему здоровью;

- положительные эмоции.

Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причем освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации ЗОЖ.



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основными концептуальными направлениями программы «Образование и здоровье» являются следующие :


  1. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся.




  1. Создание необходимых условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.



  1. Просвещение участников образовательного процесса с целью формирования потребностей совершенствования здоровья, освоения знаний, умений и навыков здорового образа жизни.




  1. Создание благоприятных условий для естественного развития организма ребенка, укреплению его здоровья, совершенствованию физических, психических и духовных возможностей учащегося.




  1. Осуществление активно - деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного образа жизни.

Комплексный подход к решению задач программы «Школа здоровья» способствует формированию культуры здоровья как отдельного ученика и учителя, так и коллектива школы ( ученики, учителя, администрация, технические работники) в целом. Целенаправленное формирование валеологической грамотности учащихся и их родителей способствует формированию культуры здоровья школьников и их родителей.

Таким образом, сформированная культура здоровья школьников будет способствовать совершенствованию индивидуальных психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы учащегося, развитию его интеллектуальных и духовных возможностей, что в конечном итоге формирует целостное индивидуальное здоровье ученика.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Модель системной комплексной работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья в нашем образовательном учреждении состоит из следующих блоков:
1 БЛОК : ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОУ
1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1. Состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами:

- безопасность и надежность здания, инженерного оборудования;

- безопасное устройство и эксплуатация учебно-производственного оборудования, спортивного инвентаря;

- соблюдение санитарно-гигиенического, теплового, светового режимов, правил пожарной и электробезопасности в учебных кабинетах, дополнительных общественных помещениях, спортивном комплексе ;

- санитарно-гигиеническое состояние пришкольного участка.

1.2. Состояние и содержание материально-технической базы спортивного комплекса в соответствии санитарно-гигиеническими нормами и правилами:

- обеспеченность спортивными сооружениями : количество спортивных залов и спортивных площадок, наличие тренажерного зала, бассейна, танцевального зала, кабинета ритмики и хореографии, санитарное состояние спортивного комплекса;

- оснащенность спортивного комплекса спортивным оборудованием, инвентарем, его состояние и соответствие санитарным нормам.

1.3. Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета:

- наличие медицинского, стоматологического кабинетов;

- оснащение специальным медицинским оборудованием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данного вида кабинетам;

- наличие медицинских препаратов для оказания первой медицинской помощи.



1.4. Наличие и необходимое оснащение школьной столовой:

- наличие специально оборудованного помещения для приготовления пищи, дополнительных помещений для хранения продуктов, достаточного количества холодильного оборудования ;

- наличие помещения, мебели, посуды для приема пищи.



1.5. Наличие и необходимое оснащение компьютерных классов:

- наличие компьютерных классов в соответствии с санитарными требованиями;

- количество компьютерной техники, ее состояние и соответствие санитарным нормам.


2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Укомплектованность необходимыми и квалифицированными специалистами, обеспечивающими работу с учащимися по укреплению и сохранению здоровья:
- наличие в штатном расписании учреждения разного рода специалистов, занимающихся вопросами укрепления и сохранения здоровья, а именно: медицинских работников, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, методиста по ЗОЖ ( валеолога), учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре, плаванию, учителей ритмики и хореографии, педагогов дополнительного образования и т.д.;

- укомплектованность кадрами, наличие вакансий;

- прохождение педагогическими работниками ежегодных медицинских обследований, обучение по охране труда.

- совершенствование профессиональной подготовки и повышение квалификации педагогических кадров на основе изучения новых педагогических технологий, повышения валеологической грамотности учителей, их обученность навыкам физического оздоровления, психической регуляции, развитость коммуникативных способностей педагогических работников.


2.2. Укомплектованность образовательного учреждения техническим персоналом, обеспечивающим санитарно-гигиеническую обработку, уборку и своевременный текущий ремонт помещений:
- наличие в штатном расписании достаточного количества ставок уборщиков служебных помещений, рабочих по обслуживанию здания;

- укомплектованность, наличие вакансий;

- прохождение техническим персоналом ежегодных медицинских обследований, обучение по охране труда.
2.3. Укомплектованность образовательного учреждения техническим персоналом, обеспечивающим безопасную работу компьютерной техники, электрооборудования, технических средств обучения:
- наличие в штатном расписании инженера-электрика, инженера по электронному оборудованию, лаборантов и т.п.;

- укомплектованность , наличие вакансий;

- прохождение техническим персоналом ежегодных медицинских обследований, обучение по охране труда.

2 БЛОК - РАЦИОНАЛЬНАЯ И КОМФОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех ступенях обучения:

- учебный план учреждения ;

- календарный учебный план-график, режим работы ОУ;

- расписание учебных занятий, факультативов, ИГЗ;

- расписание кружков, спортивных секций, занятий специальных медицинских групп по здоровью;

- организация индивидуального обучения на дому учащихся по состоянию здоровья.



1.2. Организация работы медицинской, социально психологической службы, школьной столовой.
1.3. Организация и работы педагогических работников и специалистов, обеспечивающих работу с учащимися по укреплению и сохранению здоровья.
1.4. Организация работы специалистов, обеспечивающих безопасную работу компьютерной техники, электрооборудования, технических средств обучения.
1.5. Организация работы технического персонала, обеспечивающего санитарно-гигиеническое состояние и текущий ремонт учреждения.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1. Разработка нормативных документов, распорядительной документации, локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по вопросам укрепления, сохранения здоровья :

- приказы, распоряжения по ОУ;

- нормативно-правовая база по данному вопросу;

- локальные акты ОУ;

- планы работы, планы дней профилактики, Дней и Уроков здоровья и т.п.;

- учебные программы и программы дополнительного образования по данной специфике;

- журналы учета проведенных занятий;

- анализ работы, отчеты о проведенных мероприятиях.

2.2. Работа по соблюдению техники безопасности при работе в кабинетах химии, физики, ИВТ, обслуживающего труда, физической культуре, в учебных мастерских по металлу и дереву.

3 БЛОК - УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. ОБУЧАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
3.1. Разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в учебной и внеучебной деятельности:

- преподавание курса ОБЖ с 1-11 класс;



- преподавание интегрированных с ОБЖ курсов : географии, биологии, химии, физики, природоведения, окружающий мир, технология, физической культуры и т.д.;

- ведение спецкурса «Вокруг тебя – Мир», «Жизнеутверждение», факультативов по ЗОЖ;

-разработка и введение новых подходов в преподавании физической культуры, повышение двигательной активности учащихся за счет введения ритмики и хореографии, плавания;

- использование образовательной области «Филология», «Обществознание» для создания ценностной мотивации личности к совершенствованию психического, духовно-нравственного и социального здоровья.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. Использование различных форм деятельности по формированию ЗОЖ:

- единый классный час, уроки и минутки здоровья;

- дни профилактики, месячники профилактики;

- внеклассные мероприятия;

- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы по теме ЗОЖ.



2.2. Реализация социальных проектов и программ :

- по профилактике вредных привычек, наркомании, табакокурения средствами физической культуры и спорта;

( Программа «Без наркотиков»)

- по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

( Программа «Дорога и Я»)

- по организации отдыха, эффективного оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период;

( Программа «Здравствуй, ЛЕТО !», программа ЛОЛ «Улыбка»)

- программа оздоровительного воспитания школьников «Правильное питание»;

- по реализации в единстве воспитательных задач патриотического воспитания, пропаганде ЗОЖ и приобретения военно-прикладных навыков;

( Программа ОСОЛ «Гвардеец»)

- по реализации в единстве воспитательных задач патриотического воспитания, пропаганде ЗОЖ и приобретения навыков поведения в экстремальных ситуациях;

( Программа оборонно-спортивного праздника «День Защиты детей».



2.3. Агитационно-пропагандистская работа.

2.3.1. Наглядная агитация по вопросам пропаганды ЗОЖ, профилактики вредных привычек, безопасного поведения в социуме:

- стендовая наглядная агитация в специализированных учебных кабинетах;

- стендовая агитация в рекреациях школы;

- конкурсы и выставки рисунков, плакатов по вопросам ЗОЖ, профилактики наркомании, СПИДа;

- выпуски информационных бюллетеней по вопросам безопасности, здоровья.

2.3.2. Пропагандистская деятельность ученических объединений:

- показательные спортивные выступления на спортивно-массовых мероприятиях, праздниках;

- выступления агитбригад, театральных групп на внеклассных школьных массовых мероприятиях;

- выступления с научными работами на научно-практических конференциях различного уровня;

- публикация в различных периодических изданиях научно-практических работ учащихся школы;

- выступления учащихся школы с пропагандистскими выступлениям в детских садах, соседних образовательных учреждениях, на районных и городских мероприятиях.



2.4. Работа социально-психологической службы :

- разработка и проведение диагностических исследований социальной ситуации развития обучающихся, выявлению причин и механизмов возникновения нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;



- диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся;

- просветительская работа об индивидуальных психологических особенностях человека, его характера и возраста;

- индивидуальные консультации по вопросам обучения детей и подростков, имеющих выраженные проблемы и отклонения в поведении, психологическая коррекция поведения детей, взрослых;

- проведение тренингов общения с учениками, родителями, педагогами;

- проведение семинаров, родительских собраний по теме программы;

- оказание различных видов помощи детям из малообеспеченных, социально-незащищенных семей;

- организация горячего питания;

- проведение профилактических рейдов, работа с подростками из группы «риска», с детьми из неблагополучных семей, с подростками, стоящими на учете в ПДН и внутришкольном учете;

- оказание практической помощи подросткам в трудоустройстве в летний период, вовлечение детей в спортивную и досуговую деятельность;

- содействие педагогам и родителям в профилактике и преодолении отклонений в психическом здоровье и развитии, нарушениях социальной адаптации несовершеннолетних.



3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3.1. Спортивно-оздоровительная работа, направленная на формирование и укрепление здоровья средствами физической культуры и спорта :
- работа спортивных секций, специальных медицинских групп по здоровью, факультативных занятий по плаванию, спортивным танцам;
- организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня ( физкультминутки, подвижные перемены, час здоровья и т.п.);
- организация спортивно-массовых мероприятий с учащимися, родителями, педагогами;
- проведение первенства школы по различным видам спорта;
- участие сборных команд школы по различным видам спорта в районных, городских соревнованиях;
- участие учащихся школы в личных соревнованиях по различным видам спорта;
- спортивно-оздоровительная работа в летних оздоровительных лагерях;
- организация туристской деятельности учащихся, учителей;
- работа по оздоровлению педагогических работников.
3.2. Медицинская и гигиеническая профилактика:
- определение динамики физического развития учащихся при проведении ежегодных медицинских осмотров учащихся;

- иммунопрофилактика;

- контроль за санитарно-гигиеническими условиями в школе, учебных мастерских, спортивном комплексе, школьной столовой, бракераж готовой и скоропортящейся продукции;

-контроль за соблюдением всех требований к использованию технических средств обучения (компьютеров, ТСО, электроприборов и т.д.).

- рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья учащихся;

- проведение просветительской работы по вопросам гигиены, полового воспитания и профилактики различных заболеваний;

- реализация программ «Здоровое питание», «Ослепительная улыбка»;



- просветительская работа с родителями по вопросам личной гигиены учащихся.


4. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
4.1. Методическое обеспечение программы:
- подборка методических, информационных материалов по теме программы;
- подборка и разработка бесед, классных часов, внеклассных мероприятий по тематике ЗОЖ;
- проведение методических семинаров, научно-практических конференций на базе ОУ по теме формирования культуры здоровья учащихся, учителей;
- информированность педагогического коллектива о научных работах и презентациях по теме ЗОЖ наших учащихся и возможности их использования в учебной деятельности.
4.2. Научно-исследовательская деятельность :
- организация работы НОУ по данной теме;
- диагностика и мониторинг здоровья учащихся по расширенным специальным программам с целью динамического наблюдения за их здоровьем;
- диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся;
- подготовка участия наших учеников в работах научно-практических конференциях городского, областного уровней;
- организация публикаций по данной теме в различных печатных изданиях;
- использование научных разработок учащихся по теме ЗОЖ в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками ОУ;
- использование научных разработок учащихся по теме ЗОЖ в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками ОУ.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – в профессионализме работающих в школе педагогов. Вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей – условие реализации программы.

ПРИНЦИП РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умении заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ создаваемого задуманному состоит в отслеживании полученных результатов.
ПРИНЦИП ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
ПРИНЦИП НАДЕЖНОСТИ получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикациях материалов в печати.
ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНОСТИ преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.
ПРИНЦИП ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты, состоит в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
ПРИНЦИП ИСТИННОСТИ состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей.
ПРИНЦИП УСПЕШНОСТИ состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, находить поводы для радости, как бы ни было трудно – это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.

МЕХАНИЗМ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы « Образование и здоровье» :


  1. Администрация МОУ СОШ № 140 :

- обеспечивает состояние и содержание здания, помещений, инвентаря и оборудования, материально-технической базы спортивного комплекса, медицинского кабинета, школьной столовой, учебных кабинетов в соответствии с санитарно - гигиеническими нормам и правилами;
- решает вопросы кадрового обеспечения и укомплектованности необходимыми квалифицированными педагогическими работниками, техническим персоналом, специалистами по обслуживанию компьютерной техники, электрооборудования, ТСО;
- решает вопросы по обеспечению программы нормативно- правовой документацией;
- обеспечивает межведомственное взаимодействие всех организаций, имеющихся на территории микросоциума, заинтересованных формировании, укреплении и сохранении здоровья школьников;
- решает вопросы по финансовому обеспечению программы:

из бюджетных средств по оплате труда педагогическому, техническому, медицинскому персоналу; по оплате моющих, санитарно-гигиеничских средств, оборудования по пожарной и электробезопасности;

из внебюджетных средств от оказания платных образовательных услуг

для приобретения методической литературы, необходимого инвентаря, оборудования и т.п.;


- устанавливает контакт и сотрудничество с различного рода общественными организациями, административными органами, командованием гарнизона для финансирования и материального поддержания программы.
2. Комитет по образованию администрации Советского района

г. Волгограда:

- решает вопросы финансирования по оплате труда педагогических, технических работников , а также по отдельным направлениям работы программы;

- оказывает содействие, помощь и контролирует работу программы по отдельным направлениям.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИЙ ЭФФЕКТ ;

- получение обучающимися начального общего , основного общего и среднего (полного) общего образования на уровне государственных образовательных стандартов с учетом реальных учебных возможностей учащихся, их способностей, склонностей, интересов и возрастных психофизиологических возможностей;

- создание благоприятных условий для формирования знаний, умений и навыков, превышающих минимальные государственные стандарты для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;

- получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков и умений обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.



ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ :

- формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному общению;

- формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению;

- формирование навыков культуры общения, коллективизма;

- формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ :

- мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголозма, использования ПАВ ;

- профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности;

- отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;

- правовое воспитание, профилактика негативного поведения.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ :

- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- эффективное оздоровление, развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений;

- систематическое соблюдение школьниками режима дня;



РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ :

- развитие творческих способностей учащихся в различных областях ;



- активизация познавательной активности в получении , расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека ;

- формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий;
скачать файл



Смотрите также:
Программа по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся
233.88kb.
Состояние здоровья школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся
31.34kb.
Реализации муниципального эксперимента
46.76kb.
Схема самоанализа деятельности классного руководителя по укреплению и сохранению здоровья учащихся 4 класса за 2009-2010 учебный год
21.17kb.
Схема самоанализа деятельности классного руководителя по укреплению и сохранению здоровья учащихся класса за 2009-2010 учебный год
22.02kb.
Программа «Организация питания»в мбоусош №6 им. И. Т
69.35kb.
Я буду здоровым! Актуальность проекта
329.05kb.
Путешествие в город Здоровейск
73.27kb.
Программа спецкурс практикум «Родник Здоровья»
97.39kb.
Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников «Ростки здоровья в «Дубравушке»
32.71kb.
Программа формирования здорового образа жизни «Школа территория здоровья»
59.95kb.
Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников мкоу «сош №3» г. Козельск
173kb.