takya.ru страница 1
скачать файл


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному курсу в 6 классе



«Вокруг тебя - мир»

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по факультативному курсу «Вокруг тебя - мир» по литературе для 6 класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены обязательным минимумом основного общего образования.

Программный материал курса «Вокруг тебя мир» для 6 класса подобран авторами таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.

Особенностью программы для 6 класса является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 6 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.– М.: Наука/Интерпериодика, 1999. – 96 с.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной центрической программы «Вокруг тебя – мир» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Особенностью данного факультативного курса является то, что предложенные авторами произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 6 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Цель данного курса:

Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми



Задачи данного курса:

  • обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях

  • обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

  • Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

  • Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. От авторов.

1

Тогда и теперь

4

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

4

Право безоружного

4

S.O.S!

5

Порочный круг


4

Жестокие игры

4

Твой выбор


4

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса.

2

Творческая работа по созданию проекта сборника плакатов на тему «Международное гуманитарное право» с использованием ИКТ

2

Всего

35




Раздел, автор, произведение

Количество часов

1.

Цели и задачи курса. Знакомство с книгой для ученика. 6 класс

1

2.

Тогда и теперь. Миф «Пять веков» (по поэме Гесиода «Труды и дни») в переложении Н.А.Куна

1

3.

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

1

4.

Сказка Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»


1

5 РР

Устное сочинение-рассуждение «Зачем нужны людям правила?»


1

6.

Извечный спор: «Кто лучше? Кто сильнее?»

В.Скотт «Айвенго» (глава 11)



1

7.

А.Дюма «Три мушкетера» (глава 5)

1

8.

А.Дюма «Три мушкетера» (глава 5)

1

9.

Право безоружного. Дж.Купер «Последний из могикан»


1

10.

К.Воробьев «Немец в валенках»

1

11.

К.Воробьев «Немец в валенках»

1

12.РР

Устное сочинение «Всякий ли пленный вызывает сострадание?»

1

13.

SOS ! Г.Бюргер «Песнь о благородном человеке»

1

14.

Г.Бочаров «Что человек может»

1

15.

А.С.Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент)

1

16.

РР


«Никто из нас не имеет право пройти мимо страданий, за которые мы не несем ответственности, и не предотвратить их (А.Швейцер). Можешь ли ты согласиться с этим высказыванием или нет?

1

17.

Порочный круг. «Княгиня Ольга» (в переложении А.О.Ишимовой)

1

18.

В.Закруткин «Матерь человеческая (фрагмент)

1

19.

В.Закруткин «Матерь человеческая (фрагмент)

1


20.

В.Солоухин «Мститель»

1

21.

В.Солоухин «Мститель»

1

22.

Жестокие игры. Л.Н.Толстой «Детство» ( глава 19)

1

23.

Жестокие игры. Л.Н.Толстой «Детство» ( глава 19)

1

24.

В.Железников «Чучело»

1

25.

В.Железников «Чучело»

1

26.

В.Распутин «Уроки французского»

1

27.

В.Распутин «Уроки французского»

1

28.

Твой выбор. А.Грин «Победитель»

1

29.

Твой выбор. А.Грин «Победитель»

1

30.

Е.Носов «Тридцать зерен»

1

31.

Е.Носов «Тридцать зерен»

1

32.

М.Жюно «Воин без оружия» (глава 22)

1

33-35

Подведение итогов работы (проекты)

3


Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. От авторов. (1ч.)

Авторы о программе «Вокруг тебя – мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир» в 6 классе..



Тогда и теперь. (4ч.)

  • Н.А.Кун. «Пять веков». (1ч.)

Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

  • Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (3ч.)

Главная героиня сказки – Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки. Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (4ч.)

  • В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». (1ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.

  • А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. (2ч.)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

  • Правовые документы. (1ч.)

Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

Право безоружного. (4ч.)

  • Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). (1ч.)

Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.

  • К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках» (3ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.

S.O.S! (5ч.)

  • Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». (2ч.)

Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника. Подвиг героя.

  • Г.Бочаров. Статья «Что человек может». (1ч.)

Авторская оценка героическому поступку главного героя. Человек и природная стихия.

  • Правовые документы (1ч.):

Деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца

  • А.С. Новиков-Прибой. «Цусима». (фрагмент из романа).(1ч.)

Картина гибели корабля «Ушаков». Трагическое положение погибающих людей. Роль командира в спасении людей., его нравственный выбор. Лексическая работа с профессиональной лексикой.

Порочный круг. (4ч.)

  • «Месть Ольги».(фрагмент из летописи «Повесть временных лет» (1ч.)

Понятие мести. Отношение автора к действиям Ольги. Осуждение поступка Ольги. Лексическая работа со старославянизмами.

  • В.А.Закруткин. «Матерь человеческая». (фрагмент из повести). (1ч.)

Раненый немец и русская женщина Мария. Чувство мести к немцу. Нравственный выбор героини.

  • В. Солоухин. Рассказ «Мститель». (2ч.)

Образ «мстителя». Этапы чувств и рассуждений главного героя. Лексическая работа со словами на нравственную тематику.
Жестокие игры. (4ч.)

  • Л.Н.Толстой. «Детство». Глава 19. Ивины. ( фрагмент из повести). (2ч.)

Образы Сережи и Николеньки. Взаимоотношения мальчиков. Письменная работа (сравнение двух героев).

  • В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). (1ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

  • В.Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).(1ч.)

Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Твой выбор. (4ч.)

  • А.Грин. Рассказ «Победитель». (2ч.)

Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

  • Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (1ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

  • М.Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (1ч.)

Марсель Жюно – делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (2ч.)

Создание проектов. (2ч.)

Творческая работа по созданию проекта сборника плакатов на тему «Международное гуманитарное право» с использованием ИКТ



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

в рамках факультативного курса по литературе

«Вокруг тебя – мир»
В результате изучения данного факультативного курса ученик должен

Знать:


  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;

  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца;

  • нормы международного гуманитарного права;

Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.
Уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,

  • понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;

  • работать со словарными статьями;

  • расширять запас лексики;


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия и правовые документы

Методические пособия

«Вокруг тебя - мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др.–М.: Наука/Интерпериодика, 1999. – 96 с.


1.Различные словари

2.Устав движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

3. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.


Методические рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя - мир». Книга для учителя. 6 класс/Авт.-сост.К.Сухарев-Дериваз, М.:

Наука/Интерпериодика, 1999




скачать файл



Смотрите также:
Программа по литературному курсу в 6 классе «Вокруг тебя мир»
134.9kb.
Учебный курс «мир вокруг нас»
114.49kb.
Как помочь птицам зимой?
62.93kb.
Курс «Вокруг тебя мир» разработан Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста
246.97kb.
Рабочая программа Факультативного курса «Вокруг тебя мир»
127.26kb.
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас»
311.32kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе
391.22kb.
«Цветик-семицветик» В. П. Катаев
90.94kb.
Урок. Окружающий мир в 4 классе. Тема: «Мир чувств и эмоций». Учитель Рогова Л. В. 10-00 10-30 Самоанализ урока. Рогова Л. В. Обсуждение
14.22kb.
Будь проклят этот мир в котором нет тебя
15.23kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе
118.52kb.
Зубковой Светланы Александровны первая квалификационная категория по учебному курсу «Окружающий мир» 2 «Б» класс умк «Школа России» 2012 2013 учебный год рабочая программа
276.26kb.