takya.ru страница 1
скачать файл
«Утверждаю» «Рассмотрено»

на заседании м/о классных руководителей



------------------------------------ Протокол №________________________

Директор ГОУ СОШ №330 «_____»_________________2009 г.

Никитина Т.П. Председатель м/о

Бирюкова Н.Я.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
государственного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №330

города Москвы

на период с 2009 по 2014 год

«Будущее начинается сегодня»

«Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?

Москва, 2009

- 2 -

«Вся социальная и экономическая деятельность

государства должна быть направлена на

раскрытие творческого потенциала свободных

и ответственных людей. А это проблема воспи-

тания и образования».

(Д.А. Медведев)

Программа развития воспитательной системы школы

«Будущее начинается сегодня»
Паспорт программы развития воспитательной системы школы.

  • Настоящая программа определяет концепцию развития ВС школы и основные направления деятельности по ее реализации.

  • Программа развития ВС школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования воспитательной системы в соответствии с развитием ВС образования района, города и Республики.


Основные разработчики программы: коллектив педагогов, выпускников, обучающихся и их родителей ГОУ СОШ № 330.
Исполнители программы:

• Администрация школы

• Педагогический коллектив школы

• Научно-методические объединения школы

• Органы самоуправления школы (управляющий Совет, Ученический совет, Педагогический совет, родительский комитет школы)

• Социальные партнеры школы.


Источники финансирования программы:

• Текущее бюджетное финансирование.



• Внебюджетные средства.
Нормативно – правовой базой для разработки программы развития воспитательной системы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании». » от 10.07.92 № 3266-1(в редакции Федеральных законов от 13.01.96 №12-Ф3, от 16.11.97 №144-ФЗ, от 20.07.2000, № 102-ФЗ, от 07.08.2000 №122-ФЗ);

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

  • Декларация прав ребенка 1959 год; Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 год;

- 3 –


  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы 23.12.2005г. №803;




  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования РФ от 11.02.2000г. №101/28-16.);

  • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования РФ 31012001г. №90/30-16);

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16);

  • Информационное письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 19.102006 г. № 06-1616;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» 11.07.2005г. №422;

  • Приказ Минобразования РФ «Об учреждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений»)03.02.2006г. №21;

  • Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве 10.10.2001 №46, 29.10.2003 №63, 22.12.2004 №91, 15.06.2005 №23;

  • Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы 21.03.2007г. № 172.

  • Городская целевая программа образования «Столичное образование-5»;

  • Устав общеобразовательного учреждения

  • Программа развития общеобразовательного учреждения

  • Локальные акты



1. Информация о школе

Краткая историческая справка.
Средняя общеобразовательная школа № 330 – одна из старейших школ города Москвы, бывшая Елизаветинская гимназия. Школа создана в мае 1878 году как Дом воспитания сирот убиенных воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., через 4 года при Доме воспитания была основана гимназия-пансион для девочек, лишившихся отцов, с 1886 года получившая имя «Елизаветинская гимназия» в честь великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой – высочайшей патронессы гимназии. В 1912 году Елизаветинская гимназия переехала в Большой Казённый переулок, дом 9, где для неё было выстроено здание по проекту архитектора И.И. Рерберга. В таком статусе школа просуществовала до 1917 года. В конце 1917 года Елизаветинская гимназия преобразовалась в трудовую школу № 64. С 1936 года - средняя общеобразовательная школа № 330. С 1962 года в школе существуют классы с углублённым изучением математики, с 1987 года –

- 4 -

классы с углублённым изучением гуманитарных предметов, с 2002 года существует многопрофильное обучение в старшей школе (социально-гуманитарный, физико-математический и химико-биологический профили).

В истории школы № 330 нашли своё отражение все наиболее яркие и интересные события 19-20 веков, не случайно девизом Музея истории школы является: «История страны – в истории школы». Гимназия, а затем и школа всегда славилась образованными и талантливыми педагогами. Но «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей…». Среди выпускников школы есть немало людей, которыми гордится страна: учёные (Келдыш Л.В.), артисты (Марецкая В., М.Корьюс, М Шубина, Л.Якубович), врачи (В. Шумаков), спортсмены (Степанов О., Булдаков И.), художники (Левенталь В.Я.), музыканты (Ойстрах И., Лядова Л.), писатели и поэты (Л.Ошанин, Порудоминский В., Никольский Н.) и многие другие.

Вот уже без малого 130 лет школа открывает перед своими питомцами дорогу в большую жизнь, учителя год за годом дарят детям свой труд и знания.

Бережно сохраняя традиции, школа учит детей, с ними учится сама, развиваясь и совершенствуясь.

В настоящее время школа №330 осуществляет свою деятельность на основании нормативно - правовых документов:

• Устава школы, принятого конференцией школы (протокол № 1 от 02.41.2000г.), зарегистрированного в Московской регистрационной палате Ю.05.2000 г. № 002.002.536, основной регистрационный № 103777739319485 от 30.01.2003;

• лицензии ДОГМ (серия А, регистрационный №019395, выдана 11 января 2006, действительна до 11 января 2011);

• свидетельства о государственной аккредитации (регистрационный № 006424 от 17.03.2006, срок действия - бессрочно).

Учредителем школы является Московский Департамент образования. Вышестоящий орган управления образованием - Центральное окружное управление образования.

Школа имеет статус:

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 330.


2. Концепция воспитательной системы.
Актуальность и целесообразность реализации концепции.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Несмотря на утверждение «Любовь к Родине начинается с семьи», школа остается одним из

- 5 -
основных воспитывающих звеньев нашей молодежи. Если не мы – учителя –воспитатели, то кто сделает это? И это нужно сейчас, чтобы в будущем были те, которые сделали нашу страну процветающей. На этом и основывается наша работа с детьми.

Цель программы развития воспитательной системы ГОУ СОШ №330:

- создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;

- формирование нового сознания, ориентированного на умение в любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, проявлять заботу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;

- развитие социально-активной позиции гражданина демократического общества;

- привитие в сознании подростков чувства гражданского долга перед Отечеством;

- формирование гармонично-развитой личности через художественно-эстетическое воспитание;

- приобщение к здоровому образу жизни через спортивно-оздоровительные мероприятия «В здоровом теле, здоровый дух!»
Данная программа может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Основные принципы организации воспитания:

1. Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

2. Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

3. Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.

4. Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

- 6 -
Участники программы:



  • учащиеся 1–11-х классов

  • педагогический коллектив школы

  • классные руководители

  • родители

  • администрация

  • общественные Советы.


Кадровое обеспечение:

  • педагоги школы

  • классные руководители

  • педагог-психолог

  • педагоги дополнительного образования;

  • социальный педагог;

  • медицинский работник школы;

  • воспитатель ГПД;

  • руководитель Музея истории школы

  • заведующая библиотекой

  • администрация


Механизм реализации программы.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на четыре года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.



I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать

- 7 -
собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.



III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.

Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.

В осуществлении Программы участвуют Совет школы, Совет школьного музея, педагоги, библиотекарь, Совет старшеклассников, детские объединения, учащиеся, родители.
Этапы построения воспитательной системы.

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа:



1. Этап – проектный (2009г.).

  • выявление проблемы, обоснование её актуальности;

  • создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы;

  • определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса;

  • определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося;

  • ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников;

  • разработка программы деятельности;

  • прогнозирование отдельных положительных результатов.

2. Этап – практический (2009-2012 гг.).

  • обеспечение условий для реализации программы деятельности;

  • поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания;

  • апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;

  • организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития;

  • осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;

- 8 -


  • проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов;

  • развитие системы ученического самоуправления.

3. Этап – обобщающий (2012-2013 гг.).

  • обработка и интерпретация данных за 4 года;

  • соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами;

  • обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы;

  • разработка перспективы развития образовательного учреждения.



Программа построения воспитательной системы.

Деятельность по созданию воспитательной системы

Участники деятельности

Сроки

I этап (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы.

администрация, педагоги, социально-психол. служба школы, м/о классных руководителей

сентябрь 2009 г.

2. Обсуждение и утверждение концепции на педагогическом совете, м/о классных руководителей, ШУС.

администрация, педагоги, учащиеся

ноябрь

2009 г.


3. Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности инновационных ОУ по формированию познавательных интересов школьников.

администрация, учителя

Ноябрь 2009 – май

2010 г.


4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

администрация

декабрь – февраль 2009 – 2010 гг.

1. Организация работы психолого-педагогического семинара.

«Психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса»

- Психолого-педагогический лекторий для родителей 1–4 кл., 5–9 кл., 10–11 кл.


администрация, психологи, родители

2009/2010 г.

6. Организация работы семинара по теории и практике воспитания.

администрация

2009/2010 г.


7. Обсуждение на педсоветах и м/о идей и проектов осуществления инновационной деятельности.

администрация, руководители МО

2009/2010 г.

8.Разработка оптимального соотношения базового и вариативного компонентов образования и воспитания, корректировка образовательных программ и программ по дополнительному образованию.

завучи, руководители МО, учителя, педагоги ДО

Сентябрь-октябрь

2009г.


9. Проектирование модели личности выпускника.

администрация, классные руководители

июнь 2010 г.

10. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы.

администрация

август-октябрь

2009 г.


II этап (практический)

1. Апробация новых форм и способов внутренней и внешней дифференциации обучения и воспитания учащихся.

администрация, педагоги, классные руководители

сентябрь – декабрь 2010 – 2012г.

2. Создание мониторинга развития личности.

администрация, психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

2009-2013 г.

3. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника.

администрация, педагоги, м/о классных руководителей

2009-2013 г.

4. Опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем классов.

завучи, классные руководители

2010-2013 г.

5. Ежегодное исследование эффективности воспитательной системы школы.

психологи, классные руководители

2009–2013 г.

6. Работа психолого-педагогического семинара по проблемам инновационной деятельности школы.

Психолого-педагогическая служба школы, администрация

2009– 2010г.

7. Подбор диагностических методик изучения личности учащихся, учёт интересов и возможностей учащихся при комплектовании разноуровневых классов.

завучи, учителя

2010 г.

8. Организация и проведение “Дней открытых дверей” для родителей как выражение педагогического мастерства и демонстрации достижений в области обучения и воспитания школьников.

администрация, учителя, родители

2009–2013 г.

9. Проведение на базе школы городских и районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конференций, конкурсов.

администрация, учителя, классные руководители, учащиеся, родители

2009–2013 г.

10. Обобщение педагогического опыта в построении воспитательных моделей классов.

администрация, руководители МО

2013 г.

11. Обсуждение на педагогических советах и м/о классных руководителей проблем, связанных с обновлением содержания образования и воспитания учащихся.

администрация, учителя,

классные руководители



2009–2013 г.

III этап (обобщающий)

1. Создание банка инновационных технологий воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2012–2013г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов воспитательной системы школы.

администрация, психолого-педагогическая служба школы, учителя, классные руководители, педагоги ДО.

2012–2013 г.

3. Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах работы по созданию единой воспитательной системы школы.

администрация, председатель м/о классных руководителей

2013 г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.

администрация

2013-2014 г.

- 11 -
Ожидаемый результат:



  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые Москве



Оценка эффективности реализации Программы.

Результативность реализации Программы измеряется мерой готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и соотечественников.

Основным критерием эффективности реализации Программы является уровень патриотизма, как одного из основных характеристик отдельной личности вне зависимости от занимаемого ими положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и нравственного развития школьников.


3. Структура Программы развития воспитательной системы


Направление воспитательной работы

Проект

Экологическое

«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное

«Гражданином быть обязан»

Профориентация

Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»

Организация учебно-познавательной деятельности

«Ученье – свет»»

Художественно-эстетическое

«Красота спасёт мир»

Спортивно-физическое, ЗОЖ

«В здоровом теле – здоровый дух», профилактика вредных привычек

Развитие самоуправления

Развитие школьного самоуправления


Развитие дополнительного образования

Программа развития дополнительно образования

Работа с родителями

«Семья», «Учитель-ученик-родитель»








Проект «Гражданином быть обязан»
Раздел 1. Общие положения

Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.

В настоящее время особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.

Цель проекта: Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Раздел 2. Содержание деятельности


Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Судьба России – моя судьба

  1. Формирование у учащихся полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.

  2. Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.

  3. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.

- Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.

- Проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы.


- Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы.

- Проведение массовых мероприятий патриотической направленности.



Я – гражданин

  1. Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

  2. Расширение представлений о правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.

- Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.

Музей истории школы

  1. Превращение Музея истории школы в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся.

  2. Формирование на базе Музея различных объединений патриотической направленности.

- Совершенствование форм работы Музея

- Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе.

- Участие в городских акциях, конкурсах, марафонах.


Нравственность и

духовность



  1. Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.

  2. Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.

  3. Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.

  4. Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.

- Проведение мероприятий нравственного цикла.
- Приобщение учащихся к общественной жизни класса, школы, округа.



Ожидаемые результаты: Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

- 14 -


Проект «Ученье - свет»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.

Цель программы: Развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
Раздел 2. Основные направления и их реализация


Направление

Задачи

Содержание деятельности

Организация учебной деятельности учащихся

  1. Развивать умения научно организовать умственный труд.

  2. Формирование ответственности за учебный труд.

  3. Формирование ИК-компетенций учащихся

- Проведение классных часов «Учись – учиться».

- Организация помощи в учебе

- использование возможностей интерактивного обучения


Индивидуальная работа с учащимися

  1. Формирование положительных мотивов обучения и воспитания.

  2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  3. Координация деятельности учителей-предметников и классных руководителей.




- Диагностика «Мотивы учебной и воспитательной деятельности»

- Наблюдение

- Привлечение к работе малого педсовета, к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.

- Психолого-педагогическое сопровождение



Развитие познавательных интересов

  1. Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.

  2. Развитие проектной деятельности учащихся



- Проведение интеллектуальных игр, предметных недель, декад, олимпиад.

- Проведение ролевых игр, дискуссий, конкурсов для проявления и развития способностей.

- Участие в конкурсах проектных работ в школе, в рамках сетевого взаимодействия, в округе и городе.





Ожидаемые результаты: Устойчивые естественно-научные взгляды на природу и общество; самостоятельное и рациональное мышление; убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах.
Проект « Развитие дополнительного образования»
Раздел 1. Общие положения
Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В программе приведена информация о состоянии системы дополнительного образования в шокле, предлагается комплекс мероприятий по ее развитию. В рамках данной программы разработаны и реализуются подпрограммы:

  • развитие художественно-эстетического образования;

  • научно-технического;

  • спортивного;

  • культурологического образования;

  • естественнонаучного образования;

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.

Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками и спортивными секциями, факультативами.

Раздел 2. Цели и задачи программы

Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РФ «Об образовании».

Задачи:

– создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

-16 -
– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков, клубов;
Раздел 3. Этапы реализации:

1. Запуск, коррекция проекта.

2. Реализация, развитие.

3.Анализ, итоги, прогноз.



Раздел 4. Концепции дополнительного образования

Основная цель школы – воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях полного хозрасчета и самофинансирования экономики, рыночных отношений, демократизации и самоуправления, широкой гласности.

Проблема заключается в том, что современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдается воле случая и у большинства остается на плачевном уровне.

Цель реализации нашего проекта – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию.

Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Решением коллегии Министерства образования РФ № 2/1 от 25.05.94 г. «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования».

Концепция базируется на идеях личностно ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности.



1. Идея приоритетных ориентиров.

В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:

– развития;

– нравственности;

– творчества;

– культуры;

– открытости;

– свободного выбора и ответственности;

– социализации.

Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.

- 17 -
Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.



Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.

Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

2. Идея личностной направленности.

В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учету и развитию.



3. Идея полифункциональности.

Систему дополнительного образования реализует ряд функций:

– удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов;

– формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей;

– поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей;

– методическое обеспечение образовательного процесса.



  1. Идея сотрудничества.

- 18 -


Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:

– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;

– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;

– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.



Раздел 4. Основные принципы

Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.

Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

Дополнительное образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.

Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.

Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.

Система дополнительного образования представлена факультативами, сетью кружков и секций, которые реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные образовательные программы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческую самореализацию личности.

Организационно-педагогическая структура претерпит изменения, потребуются новые штатные единицы.
- 19 -
Структура дополнительного образования.

Творческие объединения, действующие в системе дополнительного образования школы:




Объединения

Классы

Интеллектуальное направление (проектная деятельность)

Проектная деятельность по английскому языку «Электронный учебник»

5-9 класс

Проектная деятельность по литературе «Литературный венок России»

7-10 класс

Компьютерная графика

5-11 классы

Проектная деятельность по биологии и географии «Город , в котором мы живем»

9 класс

Проектная деятельность по истории «Жемчужина России»

10-11 класс

Научно-технические

Кружок «Моделирование из Лего-конструктора»

6-9 класс

Краеведение

Музей истории школы (поисковая и лекторская группы)

8-11 класс

Физкультурно-спортивное направление

Секция флорбола

1-7 классы

Секция таэкван-до

1-11 классы

ОФП «Будь здоров»

1-4 класс

Секция баскетбола

9-11 класс

Секция волейбола

5-8 класс

Мини-футбол

5-8 класс

Шахматы

5-8 класс

Художественное направление

Хореографическая студия «Стиль»

1-11 класс

ИЗО студия «Абрис»

1-4 класс

Кружок «Юный дизайнер»

1-5 класс

Фольклорная группа «Колокольчик»

1-4 класс

Школьный хор «Ручеек»

1-9 классы

- 20 -
Комплекс мер, направленных на реализацию проекта


развития дополнительного образования школы:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- проведение профилактики асоциального поведения учащихся;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в системе мировой и отечественных культур;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие с семьей.



Перспективы дальнейшего развития воспитательной системы школы.
Таким образом, сложилась целостная воспитательная модель школы, которая в процессе может послужить для следующего шага развития образовательно-воспитательной системы школы «Будущее начинается сегодня». Поэтому, прежде всего, нужно отметить, что в будущем школа планирует развивать свою работу по следующим направлениям:


  1. Инновационная деятельность школы;




  1. Освоение новых форм познавательной деятельности и изучение новых информационных технологий;




  1. Осуществление новых социальных связей и партнерства для достижения прогресса в изучении точных и гуманитарных наук;




  1. Проведение профориентационной работы среди школьников, как средство помощи выпускникам в правильности определения и выбора будущей профессии;




  1. Проведение методической работы и обмен опытом в округе ( семинары, конференции, открытые мероприятия).
скачать файл



Смотрите также:
Программа развития воспитательной системы
305.6kb.
План воспитательной работы на 2012-2013 учебный год
359.44kb.
Программа воспитательной работы с классным коллективом на 2012-2015 г
400.65kb.
Положение о классном руководителе
60.72kb.
Анализ воспитательной работы классного руководителя 5-б класса
44.68kb.
Цель воспитательной системы
180.35kb.
Программа воспитательной системы
237.12kb.
Модель реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в муниципальном образовании
57.93kb.
Программа работы школьного краеведческого музея Руководитель музея: Белавская М. В. с. Вознесенка, 2012г
191.23kb.
Программа развития школы мбоу рыбинская оош
441.11kb.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения
638.64kb.
Одним из главных вопросов развития социальной политики столицы является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения
305.17kb.