takya.ru страница 1
скачать файл
«УТВЕРЖДАЮ»
декан филологического факультета

проф. __________ К.Р.Галиуллин

« 21 » __января___ 2011 г.


ПРОГРАММА


вступительного экзамена в магистратуру по направлению

«СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЛОЛОГИЯ»

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Программа вступительного испытания

История языкознания. Лингвистические традиции онтологические и гносеологические, аспектирующие и синтезирующие концепции.

Предмет языкознание, объект исследования (язык, речь, речевая деятельность); определение языка (с точки зрения семантики, философии, психологии, культурологии, социологии и др.).



Европейская лингвистика XVIXVII вв. Грамматика Пор-Рояля. Лингвистика XVIII в. Грамматическое учение М.В.Ломоносова и учение о трех стилях речи. Лингвистика 1-й половины XIX в. Становление сравнительно-исторического метода.

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Философские основы его концепции. Учение о внутренней форме языка. Проблема соотношения языка и мышления. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков. Природа межъязыковых различий.



Теория языка. Знаковые и незнаковые свойства языка. Языкознание и семиотика. Общая семиотика и лингвосемиотика. Своеобразие знаковой системы языка. Основные вопросы лингвосемиотики. Понимание знака. Виды знаков и единицы языка. Незнаковые свойства языковых единиц.

Язык как система. Система и структура языка. Потенциальность и открытость системы языка. Язык как система систем.

Основные и промежуточные ярусы языка. Фонетико-фонологический ярус. Морфемо-морфологический ярус. Синтаксический ярус. О лексико-семантическом ярусе языка. О внеярусных явлениях и промежуточных ярусах.

Теории структуры языка. Теория изоморфизма. Теория иерархии уровней. Части речи как реализация связей ярусов языка.

Язык и мышление. Основные направления менталингвистики. Язык и логическое мышление. Язык и психическая деятельность говорящего. Язык и передача информации. Языковые значения и передаваемая информация. Типы и виды языковых значений. Значение как содержание языковых единиц. Значение и типы передаваемых сообщений. Прямые и переносные значения. Отражательная функция языка. Формальные и содержательные значения. Языковые единицы и контекст. Теория языковой относительности.

Язык и общество. Язык и речевая деятельность. Речевой акт и психофизические механизмы речи. Социальная природа речевой деятельности. Двуязычие как психофизическое и социальное явление. Язык как социально-историческая норма. Языковая система и языковая норма. Типы языковой нормы. Узус и территориальное и социальное расслоение языка. Литературный язык и его стили. Социальные общности и социальные типы языков. Народность и ее язык. Нация и национальный язык. Язык межнационального общения.

Методы языкознания. Способы познания и методы лингвистики. Методы познания и методология науки. Научное познание как процесс. Наблюдение как способ изучения языка. Эксперимент как способ изучения языка. Лингвистическое моделирование. Лингвистическая интерпретация. Единство эмпирического и теоретического знания.

Лингвистические методы. Метод и аспект исследования. Метод как прием исследования. Методика исследования. Методика исследования и способ описания. Классификация



Описательный метод. Языковые единицы и их описание. Единицы языка и их признаки. Единицы языка и единицы анализа. Основные типы приемов описательного метода.

Приемы внешней интерпретации. Социологические приемы. Логико-психологические приемы. Артикуляционно-акустические приемы. Приемы межуровневой интерпретации. Дистрибутивная методика.

Приемы внутренней интерпретации. Приемы классификации и систематики. Приемы парадигм и парадигматическая методика. Оппозиционный прием. Приемы семантического поля. Позиционные приемы. Приемы преобразований и трансформационная методика.

Сравнительный метод. Сравнительно-исторический метод. Сравнительно-историческое языкознание и сравнительно-исторический метод. Установление генетического тождества. Реконструкция праформ. Абсолютная и относительная хронология. Этимологический анализ.

Историко-сравнительный метод. Историческое тождество и различие. Внутренняя реконструкция и хронологизация. Диалектография. Приемы культурно-исторической интерпретации. Текстологические приемы.



Сопоставительный метод. Сравнительно-сопоставительное изучение языков и сопоставительный метод. Установление основания сопоставления. Сопоставительная интерпретация. Сопоставительная методика и типологические исследования.

Сопоставительное языкознание. Предмет сопоставительной лингвистики, теоретические задачи, основные принципы сравнения. Сравнение как универсальный метод исследования языка. Сравнительно-историческое, типологическое, сопоставительное языкознание. Контрастивная и конфронтационная лингвистика. Цели, возможности и границы сравнения языков. Типологическая характеристика языков. Типологическая характеристика языков, генетически родственные и неродственные языки. Понятие о лингвистических универсалиях.

История возникновения сравнительно-сопоставительного языкознания. Глоссарии, универсальные грамматики XVIII- XIX вв. Труды Е.Д.Поливанова, Л.В.Щербы, С.И.Бернштейна, Ш.Балли, Ю.В.Рождественского и др. сопоставление в ареальной лингвистике. Языковые контакты, языковые союзы, креолизация языков. Методологическое единство сравнительного языкознания при различии целей и основания сравнения. Методы смежных наук в сопоставительном языкознании. Межъязыковые различия (Гердер, Гумбольдт, Потебня, Бодуэн де Куртене, Соссюр).



Сопоставительный метод и методики. Сопоставление как получение новых лингвистических данных и как метод описания лингвистических данных. Исходный принцип сопоставления языков. Установление межъязыкового параллелизма отдельных номинаций и его нарушения. Модели сопоставительного анализа и частные методики. Уровневые модели, трансформационно-порождающие модели. Полевой, логический, трансляционный подходы. Компонентный анализ, контекстно-функциональный анализ, психолингвистический анализ, использование данных дистрибутивного анализа.

Понятие эквивалентности. Три степени эквивалентности. Понятие языкового сходства, разграничение терминов «подобие», «сходство», «корреляция», «соответствие», «близость». Межъязыковые структуры в контрасте, теория и исследовательские процедуры. Таксономические и операционные модели, глубинные и поверхностные структуры, правила трансформаций. Система измерения сходства языков. Понятие исходного и целевого знака при сопоставительном контрастивном анализе. Двусторонний подход. Поверхностные и глубинные структуры в свете межъязыковой эквивалентности.



Литература

  1. Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981.

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: «Просвещение», 1979.

  3. Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. Учебное пос. - Уфа, 1987.

  4. Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику / Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994 (I изд.), 2004 (II изд.).

  5. Байрамова Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. - Казань, 2001.

  6. Байрамова Л.К. Сопоставительный синтаксис русского и татарского языков. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997.

  7. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1962.

  8. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. - М.: Изд-во Росс. Ун-та дружбы народов, 1999.

  9. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М., 1974.

  10. Мельников Г.П., Преображенский С.Ю. Методология лингвистики. Учебн. пос. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989.

  11. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная топология языков. Учебн.пос. - М.: Флинта – Наука, 2001.

  12. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. - М.: Высшая школа, 1990.

II. История языкознания

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебн. пос. - М.: Языки русской культуры, 1999.

  2. Амирова Т.А. Из истории лингвистики ХХ в. Структурно-функциональное языкознание: истоки, направления, школы. Учебн. пос. - М., 1999.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. - М.: Высшая школа, 1975.

  4. Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX – начала ХХ вв. – М: Наука, 1976.

  5. Березин Ф.М. История русского языкознания. - М.: Высшая школа, 1980.

  6. Березин Ф.М. История советского языкознания. - М.: Высшая школа, 1981.

  7. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. - М.: Высшая школа, 1978.

ВОПРОСЫ

к вступительному испытанию

  1. Функции языка.

  2. Язык и общество.

  3. Язык и культура, лингвокультурология.

  4. Общая теория языка и ее концепции: гносеологические и онтологические.

  5. Истоки и предпосылки сравнительно-исторического языкознания. Компаративизм в России.

  6. Понятия праязыка и теория родословного дерева А.Шлейхера.

  7. Лингвистическая концепция В.Гумбольта.

  8. Лингвистическая концепция Соссюра.

  9. Лингвистические школы. Казанская лингвистическая школа.

  10. Лингвистические школы. Московская лингвистическая школа.

  11. Зарубежные лингвистические школы. Структурализм.

  12. Зарубежные лингвистические школы. Пражский лингвистический кружок.

  13. Концепция Эдварда Сепира.

  14. Сравнительно-исторический метод.

  15. Сопоставительно-типологический метод.

  16. Морфологическая классификация языков.

  17. Билингвизм и явление интерференции.

  18. Новые направления в лингвистике. Когнитивная лингвистика. Функциональная лингвистика.

  19. Язык как система и структура (Гумбольт, Соссюр, структурализм, Хомский)

  20. Социолингвистика и МК среди других лингвистических дисциплин, основные понятия и термины.

По всем вопросам, касающимся программы вступительных испытаний, обращаться на кафедру сопоставительной филологии и межкультурной коммуникации (эл. адрес: kafedra.sfmk@rambler.ru.)
скачать файл



Смотрите также:
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «сопоставительное языкознание» направление
71.53kb.
Вступительного экзамена в магистратуру по направлению
85.24kb.
Программа государственного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 210600 нанотехнология
81.26kb.
Национальный исследовательский ядерный
79.2kb.
2013 г. Функциональная стилистика учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов по специальности 10. 02. 20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание очной и заочной форм обучения
221.82kb.
Программа вступительного испытания «Педагогика начального образования»
69.71kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M020600 религиоведение»
213.58kb.
Программа вступительного экзамена Направление подготовки: 31. 06. 01 Клиническая медицина Раздел 4 Научная специальность
99.21kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру
228.76kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 080100. 68
145.43kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
116.48kb.
Программа вступительного экзамена специальная дисциплина по направлению 38. 06. 01
937.02kb.