takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл

Организация Объединенных Наций




A/59/525




Генеральная Ассамблея




Distr.: General

25 October 2004

Russian

Original: English









Пятьдесят девятая сессия

Пункт 105(b) повестки дня



Вопросы прав человека: вопросы прав человека,
включая альтернативные подходы в деле содействия
эффективному осуществлению прав человека
и основных свобод



Проект плана действий первого этапа (2005–2007 годы) предлагаемой Всемирной программы образования в области прав человека

Записка Генерального секретаря1

Генеральный секретарь имеет честь препроводить Генеральной Ассамблее для ее рассмотрения и принятия решения проект плана действий первого этапа (2005–2007 годы) предлагаемой Всемирной программы образования в области прав человека, в рамках которого основное внимание уделяется системам начального и среднего школьного образования, подготовленный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и другими соответствующими правительственными и неправительственными участниками в соответствии с резолюцией 2004/71 Комиссии по правам человека.




Резюме

В настоящем докладе содержится план действий первого этапа (2005–2007 годы) предлагаемой Всемирной программы образования в области прав человека, подготовленный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Первый проект был подготовлен УВКПЧ и ЮНЕСКО в период с мая по июль 2004 года на основе, среди прочего, соответствующих документов Организации Объединенных Наций, окончательных рекомендаций соответствующих региональных межправительственных совещаний, а также переписки между правительствами и УВКПЧ, резюме которой содержится в докладах Верховного комиссара.

В ходе совещания экспертов, организованного совместно УВКПЧ и ЮНЕСКО в Женеве с 13 по 15 сентября 2004 года, был проведен обзор первого проекта при участии более 50 специалистов из различных стран мира, представляющих министерства образования, межправительственные и неправительственные организации, общенациональные учреждения по правам человека и учреждения Организации Объединенных Наций. Затем УВКПЧ и ЮНЕСКО пересмотрели и доработали проект плана действий с учетом замечаний экспертов.





Содержание







Пункты

Стр.

  1. Всемирная программа образования в области прав человека

1–8

3

  1. Первый этап (2005–2007 годы): план действий по образованию в области прав человека в системах начального и среднего школьного образования

9–22

6

  1. Стратегия осуществления на общенациональном уровне

23–32

10

  1. Координация процесса осуществления плана действий

33–43

16

  1. Международное сотрудничество и поддержка

44–48

17

  1. Оценка

49–51

19

Приложение
Компоненты образования в области прав человека в начальной и средней школах

21

I. Всемирная программа образования в области прав человека

«Всемирная конференция по правам человека считает, что обучение, подготовка кадров и информирование общественности в области прав человека являются существенно важными для поощрения и установления стабильных и гармоничных отношений между общинами и для укрепления взаимопонимания, терпимости и мира» (Венская декларация и Программа действий, часть II.D, пункт 78).



Контекст и определение понятия «образование в области прав человека»

1. Международное сообщество все чаще выражает консенсус относительно того, что образование в области прав человека вносит огромный вклад в дело осуществления прав человека. Оно направлено на углубление понимания общей ответственности каждого человека за претворение в жизнь прав человека в каждом сообществе и в обществе в целом. В этом смысле образование в области прав человека содействует долгосрочному предотвращению нарушений прав человека и насильственных конфликтов, достижению равенства и устойчивого развития, а также более широкому участию общественности в процессах принятия решений в рамках демократической системы, как это указано в резолюции 2004/71 Комиссии по правам человека.

2. Положения, касающиеся образования в области прав человека были включены во многие международные документы, в том числе во Всеобщую декларацию прав человека (статья 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13), Конвенцию о правах ребенка (статья 29), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статья 10), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 7) и Венскую декларацию и Программу действий (часть I, пункты 33 и 34, и часть II, пункты 78–82), а также Декларацию и Программу действий Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, состоявшейся в Дурбане, Южная Африка, в 2001 году (Декларация, пункты 95–97, и Программа действий, пункты 129–139).

3. В соответствии с этими документами, которые обеспечивают элементы определения понятия «образование в области прав человека», как это согласовано международным сообществом, образование в области прав человека может быть определено как образование, обучение и информирование, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, направленных на:

a) укрепление уважения прав человека и основных свобод;

b) полное развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

c) содействие взаимопониманию, толерантности, равенству мужчин и женщин и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

d) обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, основанном на верховенстве закона;

e) строительство и поддержание мира;

f) обеспечение социальной справедливости и устойчивого развития в интересах общества.

4. Образование в области прав человека охватывает:

a) знание и навыки — изучение прав человека и механизмов их защиты, а также приобретение навыков их применения в повседневной жизни;

b) моральные ценности, мировоззренческие подходы и модели поведения — развитие моральных ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и моделей поведения, способствующих правам человека;

c) действия — принятие мер по защите и поощрению прав человека.

5. В целях оказания содействия инициативам по образованию в области прав человека государства-члены приняли различные конкретные международные рамки действий, такие, как Всемирная кампания по общественной информации в области прав человека, основной задачей которой является разработка и распространение информационных материалов по правам человека, Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций, 1995–2004 годы, и его План действий, который способствовал разработке и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых стратегий в интересах образования в области прав человека на общенациональном уровне, а также Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001–2010 годы).

6. В 2004 году Экономический и Социальный Совет, приветствуя резолюцию 2004/71 Комиссии по правам человека, обратился к Генеральной Ассамблее с предложением провозгласить на ее пятьдесят девятой сессии Всемирную программу образования в области прав человека, которая должна вступить в действие 1 января 2005 года и состоять из ряда последовательных этапов, в целях дальнейшего сосредоточения общенациональных усилий по образованию в области прав человека на конкретных секторах/вопросах, которые на периодической основе рассматриваются Комиссией по правам человека.



Цели Всемирной программы

7. Целями Всемирной программы образования в области прав человека являются:

a) содействие развитию культуры прав человека;

b) содействие общему пониманию основных принципов и методов образования в области прав человека, основанному на международных документах;

c) уделение основного внимания образованию в области прав человека на общенациональном, региональном и международном уровнях;

d) создание общих коллективных рамок действий всех заинтересованных участников;

e) расширение партнерского взаимодействия и сотрудничества на всех уровнях;

f) проведение обзора действующих программ образования в области прав человека и оказание им поддержки в целях выявления успешной практики и создания стимулов для их продолжения и/или расширения, а также разработки новых программ.



Принципы деятельности по образованию
в области прав человека
1

8. Образовательные мероприятия в рамках Всемирной программы должны:

a) способствовать взаимозависимости, неделимости и универсальности прав человека, включая гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, а также право на развитие;

b) способствовать уважению и пониманию различий, а также противодействию дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии, политических или других взглядов, национального, этнического или социального происхождения, физического или психического здоровья, и т.д.;

c) поощрять анализ хронических и возникающих проблем, касающихся прав человека (в том числе нищеты, насильственных конфликтов и дискриминации), который вел бы к принятию решений, совместимых с нормами в области прав человека;

d) Оказывать поддержку сообществам и отдельным лицам в определении своих нужд, связанных с правами человека, и обеспечивать их удовлетворение;

e) следовать принципам прав человека, заложенным в различных культурных контекстах, и учитывать исторические и социальные особенности каждой страны;

f) передавать знания и навыки использования местных, общенациональных, региональных и международных документов и механизмов по правам человека для защиты прав человека;

g) использовать основанную на участии педагогику, включающую знания, критический анализ и навыки деятельности, способствующие защите прав человека;

h) содействовать созданию таких условий преподавания и учебы, которые были бы свободны от нужды и страха и поощряли бы участие, осуществление прав человека и полное развитие человеческой личности;

i) быть актуальными для повседневной жизни учащихся и вовлекать их в диалог о способах и средствах перевода прав человека из плоскости абстрактных понятий в реальные социальные, экономические, культурные и политическиеусловия их жизни.

II. Первый этап (2005–2007 годы): план действий по образованию в области прав человека в системах начального и среднего школьного образования

«Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что… государства обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человекам и основным свободам… [и что] это должно быть отражено в политике в области образования как на национальном, так и международном уровне» (Венская декларация и Программа действий, часть I, пункт 33).

9. В соответствии с резолюцией 2004/71 Комиссии по правам человека в рамках первого этапа (2005–2007 годы) Всемирной программы образования в области прав человека основное внимание будет уделяться системам начального и среднего школьного образования.

Контекст

10. В основе этого плана действий лежат принципы и рамки, установленные в международных документах по правам человека, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и соответствующие руководящие принципы, принятые Комитетом по правам ребенка (в частности, замечание общего порядка № 1 (2001) о целях образования), Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация и Комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. В плане учтены также международные декларации и программы в области образования.

11. Дакарские рамки действий в интересах образования для всех: выполнение наших общих обязательств, принятые на Всемирном форуме по образованию в 2000 году и представляющие собой международную основу и общие обязательства по достижению целей и задач, касающихся образования для всех, подтверждают сформулированную во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка позицию в отношении образования, из которой следует возможность учиться жить вместе. Образование рассматривается в качестве ключа к «устойчивому развитию, миру и стабильности» (пункт 6), поскольку оно содействует социальному единству, а также позволяет населению более активно участвовать в процессах социальной трансформации. Цель VI Дакарских рамок действий состоит в повышении качества образования во всех его аспектах и обеспечении хорошей успеваемости для всех, с тем чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков2. Она закладывает основу концепции качественного образования, которое выходит за рамки простого обучения чтению, письму и арифметике, и которое, хотя и носит безусловно динамичный характер, прочно основано на принципах прав человека, а его основные цели касаются демократической гражданственности, моральных ценностей и солидарности.

12. Качественное образование, основанное на правах человека, охватывает концепцию образования в интересах устойчивого развития, содержащуюся в Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Образование рассматривается в качестве процесса для поиска решения таких важных вопросов, как развитие сельских районов, здравоохранение, вовлечение общин, ВИЧ/СПИД, окружающая среда, традиционные знания и знания коренных народов, а также более широких этических вопросов, касающихся, в частности, общечеловеческих ценностей и прав человека. Кроме того, констатируется, что для достижения успеха в борьбе за устойчивое развитие требуется такой подход к образованию, который укрепляет «нашу поддержку других ценностей — особенно законности и справедливости — и углубляет понимание того, что мы все имеем общую судьбу»3. Всемирная программа образования в области прав человека позволит создать взаимосвязь с Десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005–2014 годы) и объединить усилия для решения вопросов, представляющих общий интерес.

13. Одна из целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия и принятых международным сообществом в ходе Саммита тысячелетия Организации Объединенных Наций в 2000 году, заключается в обеспечении всеобщего доступа к начальному образованию, достижение которой все еще сохраняет свою острую актуальность. И хотя показатели охвата обучением в ряде регионов повышаются, качество образования во многих случаях остается низким. Например, гендерные предубеждения, угрозы физической и психической безопасности девочек, а также учебные программы, составленные без учета гендерных аспектов, — все это может помешать осуществлению права на образование (см. А/56/326, пункт 94). Настоящий план действий направлен на оказание содействия достижению этой цели в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия, посредством поощрения качественного образования с учетом подхода, основанного на правах человека.

14. План действий вписан также в контекст усилий государств-членов и других сторон по поощрению всеобщего права на грамотность, в частности в рамках Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций (2003–2012 годы), при этом грамотность является ключевым средством обучения для реализации права на образование.



Образование в области прав человека в школьной системе

15. Образование в области прав человека повсеместно рассматривается в качестве неотъемлемой части права на образование. Как заявил Комитет по правам ребенка в своем замечании общего порядка № 1, «образование, на которое имеет право каждый ребенок, призвано обеспечить ребенка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности в плане пользования всеми правами человека и содействовать развитию культуры, учитывающей надлежащие ценности в области прав человека» (пункт 2). Такое образование «является необходимым инструментом для каждого ребенка в усилиях по нахождению на протяжении своего жизненного пути сбалансированных и учитывающих права человека ответов на вызовы, появляющиеся в связи с происходящими в мире радикальными изменениями, обусловленными глобализацией, новыми технологиями и связанными с ними явлениями» (пункт 3).

16. Конвенция о правах ребенка придает особо важное значение процессу, с помощью которого должно поощряться образование, как это подчеркнуто в замечании общего порядка: «Усилия по поощрению осуществления других прав должны не подрываться, а усиливаться благодаря уважению ценностей, прививаемых в процессе образования. Это включает не только содержание учебной программы, но и учебные процессы, педагогические методы и обстановку, в которой протекает процесс образования»4. Таким образом, права человека должны познаваться как за счет передаваемого содержания, так и посредством практического опыта, и должны осуществляться на всех уровнях школьной системы.

17. В этом смысле образование в области прав человека поощряет основанный на правах человека подход к образованию, и его необходимо понимать как процесс, который включает:

а) «права человека через образование»: обеспечение того, чтобы все компоненты и процессы обучения, включая учебные программы, материалы, методы и подготовку кадров, способствовали обучению правам человека;

b) «права человека в образовании»: обеспечение уважения прав человека всех участников образовательного процесса и осуществление прав в рамках системы образования.

18. Поэтому обязательными компонентами образования в области прав человека в системах начального и среднего школьного образования являются:

а) стратегии — разработка на совместной основе и принятие последовательной политики в области образования, правовых норм и стратегий, основанных на правах человека, включая повышение качества учебных курсов и программ профессиональной подготовки для учителей и других сотрудников сферы образования;

b) осуществление политики — планирование реализации вышеупомянутых стратегий в области образования путем принятия соответствующих организационных мер и оказания содействия участию всех заинтересованных сторон;

с) учебная атмосфера — школьная обстановка, в которой протекает процесс образования, сама по себе способствует уважению и поощрению прав и основных свобод человека. Она дает возможность всему составу школы (учащимся, учителям, сотрудникам, администрации и родителям) осуществлять права человека и проявлять общность в реальных жизненных ситуациях и практических действиях. Она позволяет детям свободно выражать свое мнение и полностью принимать участие в школьной жизни5;

d) преподавание и усвоение — все процессы и методы преподавания и усвоения основаны на правах (например, содержание и цели учебных курсов, демократические формы и методы на основе принципа широкого участия, соответствующие материалы, включая обзор и пересмотр имеющихся учебников и т.д.);

е) образование и профессиональный рост учителей и других сотрудников — обеспечение подготовки учителей и руководителей школ, как будущих специалистов, так и тех, кто уже имеет опыт работы, чтобы они владели соответствующими знаниями, имели понимание, навыки и компетентности, необходимые для содействия процессам обучения и практического осуществления прав человека в школах, а также имели соответствующие условия работы и статус.

Подробное описание следующих компонентов и соответствующих направлений деятельности в качестве справочного руководства содержится в приложении.

19. С помощью внедрения основанного на правах человека подхода к образованию образование в области прав человека позволяет системе образования выполнять свою основную миссию по обеспечению качественного образования для всех. Тем самым оно содействует повышению эффективности общенациональной системы образования в целом, которая в свою очередь играет основную роль в экономическом, социальном и политическом развитии любой страны. Оно обеспечивает, среди прочего, выполнение следующих задач:

a) повышение качества получаемых знаний путем поощрения форм и процессов преподавания и усвоения, ориентированных на ребенка, на основе принципа широкого участия, а также новой роли профессии учителя;

b) расширение доступа к школьному обучению и участия в нем путем создания на основе прав человека благоприятной учебной атмосферы для всех, в которой культивируется уважение общечеловеческих ценностей, равных возможностей и разнообразия без всякой дискриминации;

c) содействие социальному единству и усилиям по предупреждению конфликтов за счет поддержки социального и эмоционального развития ребенка и внедрения демократической гражданственности и моральных ценностей.

20. Принципы прав человека должны обязательно включаться в содержание и методологию всех осуществляемых в рамках школьной системы мероприятий в интересах образования по вопросам мира, гражданственности и моральных ценностей, поликультурного образования, глобального образования или образования по вопросам устойчивого развития. Важное значение имеет то, что все они, используя этот план действий в качестве руководства, оказывают содействие основанному на правах человека подходу к образованию, который выходит за рамки преподавания и усвоения и направлен на формирование платформы для систематического улучшения положения дел в школьном секторе в контексте общенациональных реформ в области образования.



Конкретные цели плана действий

21. Учитывая общие цели Всемирной программы образования в области прав человека (см. раздел I выше), настоящий план направлен на достижение следующих конкретных целей:

a) содействовать включению прав человека в системы начального и среднего школьного образования и их осуществлению;

b) оказывать поддержку разработке, принятию и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых общенациональных стратегий образования в области прав человека в школьных системах и/или проводить обзор и совершенствовать существующие инициативы;

c) обеспечивать руководящие принципы в отношении ключевых компонентов образования в области прав человека в школьной системе;

d) содействовать оказанию поддержки государствам-членам со стороны международных, региональных, общенациональных и местных организаций;

e) оказывать поддержку деятельности по созданию сетей и налаживанию сотрудничества между местными, общенациональными региональными и международными учреждениями.

22. Этот план обеспечивает:

a) определение понятия «образование в области прав человека» в школьной системе, основанное на международно признанных принципах;

b) удобное для пользователя руководство по развитию и/или повышению качества образования в области прав человека в школьной системе, предусматривающее конкретные действия на общенациональном уровне;

c) гибкое руководство, которое может быть адаптировано к различным контекстам и ситуациям.

III. Стратегия осуществления на общенациональном уровне

Введение

23. Настоящий план является стимулом и средством для развития образования в области прав человека и повышения его качества в системах начального и среднего образования на общенациональном уровне. В его основе лежит предположение о том, что процесс изменения и совершенствования должен осуществляться путем одновременного принятия мер по нескольким направлениям в различных областях (см. приложение). Для того чтобы этот процесс был эффективным, его необходимо организовать в соответствии с общепризнанными этапами цикла развития. Реалистичные цели и средства их достижения должны определяться исходя из условий определенной страны, ее приоритетов и возможностей и базироваться на предыдущих общенациональных усилиях (таких, как усилия, предпринятые в рамках Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций, 1995–2004 годы).

24. В этом плане и стратегии его осуществления признается, что положение с образованием в области прав человека в школьной системе в разных странах различно. Например, в одних странах такое образование в целом отсутствует; другие могут иметь общенациональные стратегии и программы, но они практически не осуществляются; в третьих — в школах могут осуществляться местные инициативы и проекты, которые часто поддерживаются международными организациями, но которые необязательно являются частью общенациональной политики; некоторые страны могут оказывать существенную поддержку образованию в области прав человека, осуществляя хорошо продуманные общенациональные стратегии и мероприятия. В любом случае вопросы развития или повышения качества образования в области прав человека должны стоять на повестке дня в области образования каждой страны.

25. В первую очередь стратегия осуществления касается министерств образования, которые несут главную ответственность за начальное и среднее образование на общенациональном уровне. Поэтому министерства образования и руководят этим процессом, и являются его основными участниками. Стратегия осуществления касается также других соответствующих учреждений (см. пункты 28–30 ниже), которые должны участвовать во всех этапах планирования и осуществления деятельности.



Этапы стратегии осуществления

26. В настоящем разделе предлагается четыре этапа содействия процессу планирования, осуществления и оценки работы по образованию в области прав человека в школьной системе. Они служат руководящими принципами, предназначающимися для содействия государствам-членам в осуществлении этого плана действий.



Этап 1: Анализ нынешнего положения с образованием в области прав человека в школьной системе








Меры
• Рассмотреть вопрос: где мы находимся?

• Собрать информацию по следующим вопросам и проанализировать следующие аспекты:

– нынешнее состояние системы начальных и средних школ, включая положение в области прав человека в школах;

– исторические и культурные факторы, которые могут оказывать воздействие на образование в области прав человека в школьной системе;

– инициативы по образованию в области прав человека, если таковые существуют, в начальных и средних школах;

– достижения, недостатки и препятствия на пути осуществления инициатив, предпринятых в рамках Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций, 1995–2004 годы;

– участие различных заинтересованных сторон, таких, как правительственные учреждения, общенациональные организации по правам человека, университеты, научно-исследовательские институты и неправительственные организации, в деятельности по образованию в области прав человека в школьной системе;

– успешный опыт образования в области прав человека, существующий на общенациональном и региональном уровнях;

– роль подобных видов образования (образование по вопросам устойчивого развития, образование по вопросам мира, глобальное образование, поликультурное образование, образование по вопросам гражданственности и моральных ценностей), которые могут существовать в стране.

• Определить, какие меры и компоненты образования в области прав человека уже существуют с учетом справочных инструментов, представленных в приложении. К числу других элементов для анализа будут относиться доклады государства договорным органам Организации Объединенных Наций, а также доклады, подготовленные в рамках Десятилетия на общенациональном и международном уровнях.

• Выявить ключевые элементы и сферы деятельности на основе анализа и определения преимуществ, недостатков, а также возможностей и ограничений в вопросах образования в области прав человека в школьной системе.

• Подготовить выводы о состоянии образования в области прав человека и о его осуществлении.

• Рассмотреть, каким образом использовать преимущества и полученные уроки и возможности.

• Рассмотреть вопрос об изменениях и мерах, которые необходимы для устранения недостатков и ограничений.


Результаты
• Общенациональное исследование по вопросам образования в области прав человека в системе начальных и средних школ.

• Широкое распространение результатов исследования на общенациональном уровне при помощи, например, публикаций, конференций или общественных дебатов для определения основных направлений реализации общенациональной стратегии образования в области прав человека в школьной системе и т.д.



Этап 2: Определение приоритетов и разработка общенациональной стратегии осуществления








Меры
• Рассмотреть вопрос: в каком направлении мы хотим двигаться и каким образом?

• Разработать заявление о задачах, т.е. определить основную цель образования в области прав человека в школьной системе.

• Определить цели с использованием приложения в качестве справочного материала.

• Установить приоритеты на основе выводов общенационального исследования. Эти приоритеты могут учитывать самые безотлагательные существующие потребности и/или возможности.

• Выявить вопросы, которые могут обеспечить воздействие: что мы можем реально сделать?

• Уделять первоочередное внимание тем мерам, которые обеспечат устойчивые перемены в противоположность специальным мероприятиям.

• Установить направление общенациональной стратегии осуществления и увязать цели с имеющимися ресурсами, определив:

– вложения: распределение имеющихся ресурсов (людских, финансовых, времени);

– мероприятия (задачи, обязанности, сроки и ориентировочные показатели);

– результаты: конкретные продукты (например, новое законодательство, исследования, семинары по вопросам укрепления потенциала, учебные материалы, пересмотр учебников и т.д.);

– итоги: полученные результаты.
Результат
Общенациональная стратегия осуществления образования в области прав человека в начальных и средних школах, которая определяет цели и приоритеты и включает, по крайней мере, ряд мероприятий в области осуществления на период 2005–2007 годов.

Этап 3: Осуществление и контроль








Меры
• Руководящая идея должна заключаться в том, чтобы обеспечить достижение поставленных целей.

• Обеспечить распространение общенациональной стратегии осуществления.

• Приступить к осуществлению запланированных мероприятий в рамках общенациональной стратегии осуществления.

• Контролировать ход осуществления с учетом установленных ориентировочных показателей.


Результаты
В зависимости от приоритетов общенациональной стратегии осуществления к числу результатов могут, например, относиться законодательная база, создание механизмов для координации деятельности в рамках общенациональной стратегии осуществления, подготовка новых или пересмотренных учебников и учебных материалов, проведение учебных курсов, выработка предусматривающих широкое участие методологий преподавания и/или обучения, разработка недискриминационных стратегий, обеспечивающих защиту всех членов школьного сообщества и т.д.

Этап 4: Оценка








Меры
• Рассмотреть вопрос: достигли ли мы целей и насколько успешно?

• Принять оценку в качестве метода отчетности и средства обучения и улучшения возможного следующего этапа мероприятий.

• Использовать самооценивание, а также независимую внешнюю оценку для обзора хода осуществления.

• Контролировать достижение поставленных целей и рассматривать процесс осуществления.

• Выявлять полученные результаты, распространять информацию о них и отмечать их достижение.
Результаты
• Доклад государства о результатах осуществления общенациональной стратегии образования в области прав человека в начальных и средних школах.

• Рекомендации относительно последующих действий с учетом уроков, полученных в ходе осуществления.



Минимальная деятельность

27. Государствам-членам предлагается как минимум провести на протяжении первого этапа (2005–2007 годы) глобальной программы следующие мероприятия:

a) анализ нынешнего положения с образованием в области прав человека в школьной системе (этап 1);

b) определение приоритетов и разработка общенациональной стратегии осуществления (этап 2);

c) начало осуществления запланированных мероприятий.

Заинтересованные стороны

28. Основная ответственность за осуществление этого плана действий лежит на министерствах образования, которые через свои соответствующие учреждения рассматривают такие аспекты, как:

a) политика в области образования;

b) планирование по программам;

c) разработка учебных программ;

d) подготовка учебно-методических материалов;

e) первоначальная подготовка преподавателей и сотрудников системы образования, а также повышение их квалификации;

f) методологии преподавания и обучения;

g) инклюзивное образование;

h) региональная/провинциальная/местная администрация;

i) исследования;

j) распространение информации.

29. Для осуществления этого плана действий требуется активное участие в этом процессе других учреждений, а именно:

а) педагогических колледжей и факультетов вузов;

b) профсоюзов, профессиональных организаций и аккредитующих учреждений преподавателей;

c) общенациональных, федеральных, местных и действующих на уровне штатов законодательных органов, включая парламентские комитеты по вопросам образования, развития и прав человека;

d) общенациональных учреждений по правам человека, таких, как омбудсмены и комиссии по правам человека;

e) общенациональных комиссий содействия ЮНЕСКО;

f) общенациональных/местных групп/организаций, включая, например, общенациональные комитеты содействия Детскому фонду Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и другие организации на уровне сообществ;

g) общенациональных отделений международных неправительственных организаций;

h) ассоциаций родителей;

i) ассоциаций учащихся;

j) научно-исследовательских институтов в области образования;

k) общенациональных и местных информационных и учебных центров по правам человека.

30. Для осуществления плана потребуется также поддержка других заинтересованных сторон, таких, как:

a) другие соответствующие министерства (социального обеспечения, труда, юстиции, по делам женщин и молодежи);

b) молодежные организации;

c) представители средств массовой информации;

d) религиозные учреждения;

e) деятели культуры, общественные деятели и руководители сообществ;

f) коренные народы и группы меньшинств;

g) сообщество предпринимателей.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пункт 105(b) повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле содействия
560.26kb.
Пункт 73(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле
462.46kb.
Пункт 10 b предварительной повестки дня Вопросы информативного характера и вопросы
571.3kb.
Цель: показать, что уполномоченный по правам человека в РФ призван обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина
112.94kb.
Нематериальное культурное наследие 2 ga
25.02kb.
Пункт 3 а предварительной повестки дня Вопросы существа: участие общественности в международных форумах
412.92kb.
Сформировать представление о "Всеобщей декларации прав человека". Раскрыть значение Всеобщей декларации прав человека
126.6kb.
Консультативные услуги и техническая помощь для Камбоджи
81.92kb.
Всеобщая декларация прав человека
83.19kb.
Льная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральное государственное учреждение здравоохранения
23.52kb.
Граф научных интересов
25.57kb.
Понят основ прав статуса чел и гражд
102.62kb.